Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»
план-конспект занятия на тему

  Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность обучающихся анализировать источники, развивает опыт публичных выступлений, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, и, тем самым, повышает эффективность обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya_i_brak.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)

Методическая разработка урока

по обществознанию

на тему: «Семья и брак»

Подготовила: преподаватель

общественных дисциплин

Салькова С.В.

Тула

2017

Методическая разработка урока по теме: «Семья и брак» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

Открытый урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность обучающихся анализировать источники, развивает опыт публичных выступлений, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, и, тем самым, повышает эффективность обучения.

Занятие предназначено для обучающихся 1 курса специальностей 15.02.11. «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 13.02.11. «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования».

Занятие подготовлено с учетом современных образовательных технологий. Развивает необходимые навыки и умения, предусмотренные программой: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. 
    В целях лучшего управления учебной деятельностью, побуждения к целенаправленной активной деятельности обучающихся заранее было дано опережающее задание – проведение исследовательской работы по теме «Распределение времени на бытовые нужды в семье». Это позволило обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальность и активность обучающихся.

Тема: Семья и брак

Вид учебного занятия: объяснение нового материала

Цель занятия: показать роль семьи и брака в жизни человека 

Задачи учебного занятия:

Образовательные: 

- разобраться в классификации типов семейных структур;

 - выяснить условия для заключения и расторжения брака;

- сформировать умение определять цель создания семьи, находить причины семейных конфликтов.

Развивающие: 

- развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах;

- способствовать выработке навыков исследовательской работы;

Воспитательные: 

- способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней;

- воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся;

- содействовать воспитанию культуры   внутрисемейных отношений.

Используемые педагогические технологии:

  • Технология  личностно-ориентированного обучения;
  •  Технология сотрудничества;
  • Технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, выравнивания);
  • Технология активизации и интенсификации деятельности студента;
  • Технология перспективно-опережающего обучения.

Используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Материально-дидактическое оснащение учебного занятия:

  • ноутбук, мультимедийный проектор,
  • презентации,
  • Семейный кодекс РФ;

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, владеть умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с товарищами, руководителем.

Хронологическая карта занятия

  1. Организационный момент
  2. Целевая установка. Притча
  3. Вступительное слово учителя
  4. Запись темы урока
  5. План урока
  6. Цели и задачи урока
  7. Эпиграф урока
  8. Объяснение нового материала
  9. Закрепление изученного
  10. Просмотр социального ролика
  11. Заключительное слово учителя
  12. Выставление оценок
  13. Информация о домашнем задании.

  1. Оргмомент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию.
  2. Целевая установка. Психологический настрой обучающихся на выполнение работы.

Притча:

Один из учеников Сократа собрался жениться, но, все, же испытав некоторые колебания по этому поводу, он обратился к учителю за советом.

Учитель уклончиво ответил:

Поступай, как знаешь, все равно будешь сожалеть!

А, подумав, добавил:

Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена – будешь счастливым человеком, плохая – станешь философом! Так мы сегодня будем говорить о Сократе, может о его ученике, или???

- О семье.

3. Слово учителя о значении семьи.

В вашей жизни наступило самое прекрасное время- - время юности. Вы уже многое знаете, умеете, чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь ещё впереди. Пройдет немного времени, и вы будете создавать свою семью. Семья как общественный институт важна для государства. Крепкая семья – крепкое государство.

Ролик о семье (1.38 – 3 мин.)

  1. Запись темы урока.

Семья и брак. На 1 часе мы поговорим о семье, на 2 – о браке.

  1. План урока.

Записан на доске план первого часа:

  1. Семья как социальный институт, её роль в жизни человека
  2. Психологический климат семьи
  3. Типы семейный отношений
  4. Правила поведения в семье
  5. Виды семей
  6. Функции семьи
  1. Цели и задачи урока

Исходя из плана урока сформулируйте цели урока:

  1. Показать роль семьи в жизни человека
  2. Рассмотреть типы семейных отношений
  3. Узнать виды семей
  4. Изучить функции семьи

А также будем воспитывать культуру внутрисемейных отношений.

  1. Эпиграф урока

Притча о семье из 100 человек.


Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге.
Как вы думаете, что это за слова?

- Мы вернемся к ответу на этот вопрос в конце урока.

  1. Объяснение нового материала

Семья как социальный институт, её роль в жизни человека

Семья сегодня очень актуальна. Во-первых, институт брака и семьи считается базовым социальным институтом, а во-вторых – каждый из нас является частью семьи.

      Семья веками почиталась как важнейшая ценность. Она как маленькая Вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее, чем написать книгу или сделать открытие. А уж управлять семьёй – это наука и искусство, и даже особое ремесло.

      Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком только в семье.

      Давайте вместе подумаем

Вопрос: Что же дает человеку семья?

Ответ: любовь, заботу, поддержку, родственные отношения, взаимоответственность, общение и т.д.

-- Кроме того в семье закладываются моральные и культурные ценности и семейные традиции.

- Вопрос: Почему люди стремятся создать семью?

Ответ: Потому, что любят, это лекарство от одиночества, желание иметь детей.

Семья – это малая социальная группа, основанная на родственном союзе, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью. Моральной и правовой ответственностью

(записать в тетрадь)

Психологический климат семьи

Немало важен такой аспект, как психологический климат семьи:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила – я
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – я.
Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все та же ответила – я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы подруга моя
На все это Ева ответила – я. Сказала она знаменитых семь «Я».

 Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

Вопрос: Каждый ли член вашей семьи имеет свой участок работы?

Задание: Запишите всех членов своей семьи и распределите обязанности между ними.

Вывод: Чтобы семья была крепкой и не разбилась о быт, должно быть четкое распределение семейный обязанностей между всеми членами семьи.

Исследовательская работа по опережающему заданию

Исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд в семье».

Продолжительность домашнего труда женщин в среднем -  36 ч в неделю.

Мужчины посвящают домашнему труду – 13 часов в неделю.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени.

Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Бытовые обязанности мужчин:

Среди молодых супружеских пар:

 17% мужей -  готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал),

  55% - стирают белье,

  35% -  гуляют с детьми,

  16% - сопровождают детей в детский сад или ясли,

  80% - закупают продукты,

  58%-  моют посуду,

  9%-  посещают школу и проверяют уроки у детей.

Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах.

В современной жизни изменилось положение женщины в семье и обществе. Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растёт образованность, расширяется круг интересов.

Поэтому там, где все заботы лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостям общения, там царит раздражение и непонимание.

Типы семейный отношений

 В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений

Попустительский

Авторитарный

Демократический

- отсутствие устойчивых отношений;

- отчужденность;

- безразличие к чувствам другого

- Бесцеремонность

- Жестокость

- Черствость

- Агрессивность

- подлинное равноправие;

- взаимное уважение;

- богатство чувств;

- сотрудничество;

- взаимопомощь

- Какой из стилей присутствует в вашей семье?

Для того чтобы создать хорошие человеческие отношения в семье, необходимо соблюдать определенные правила поведения:

Правила поведения в семье

Работа в группах

1 группа – Попробуйте сформулировать правила поведения детей с родителями в семье для взаимопонимания.

2 группа – Как вы думаете, какие правила поведения родителей с детьми должны быть в гармонично развитой семье.

3 группа - Как вы понимаете смысл слов о том, что «в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?

Проверка

Правила для детей

Правила для родителей

- уважай родителей

- прислушивайся к их советам

- относись к родителям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе твои дети

-не груби и не ври

- уважай право ребенка на личную жизнь

-береги доверенные тебе тайны

-проявляй любовь и нежность к своему ребенку.

-проявляй эмоциональную поддержку.

-разговаривай с ним, отвечай на вопросы.

-не будь слишком критичным к друзьям ребенка.

-верь своему ребенку.

-дари подарки.

А теперь давайте вернемся к нашей притче

Так какие же три слова написал старейшина?

«ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ» 

Виды семей

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-бытовые отношения. Изменяются нормы и роли членов, законы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе.

Семья постоянно развивается. Принимая множество форм и разновидностей.

  1. Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

неполная (один родитель отсутствует) За последние 10 лет количество неполных семей увеличилось в 2 раза. Более 6 млн. семей в России – неполные, каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. 
90% одиноких родителей – мамы, 10% - папы. 

нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

  1. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

  1. Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

матрилокальные - в семье родителей жены;

неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

  1. Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

патриархат - во главе стоит мужчина;

эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

  1. Типы семей по количеству детей:

бездетные (не имеющие детей)

однодетные (имеющие одного ребенка)

малодетные (имеющие двух детей)

многодетные (имеющие от трех и более детей).

  1. по семейному стажу:

семья молодоженов,

молодая семья,

семья среднего возраста (от трех до десяти лет стажа),

семья старшего супружеского возраста (от десяти до двадцати лет),

 пожилые супружеские пары.

(записывают в тетрадь)

Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.

Функции семьи

Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения важнейших, тесно взаимосвязанных функций:

а) репродуктивной (воспроизводство населения)

б) воспитательной.

в) экзистенциальной.

Остановимся на воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью дети входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания.

В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира.

В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы предать ее своим детям и тем самым будущему.

В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.

В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.

Экзистенциальная функция связана с содержанием детей. Родители обязаны заботиться т своих несовершеннолетних детях: обеспечивать их всем необходимым для жизни.

 Есть также и другие функции семьи:

Функции семьи

  • репродуктивная (воспроизводственная)
  • экзистенциальная (содержание детей)
  • воспитательная
  • хозяйственно-бытовая
  • досуговая
  • социально-статусная
  1. Закрепление

Определите функции семьи:

Ситуация 1.

Мать, отец и ребенок распределили обязанности в семье, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка, уборка, приобретение продукта, товаров домашнего обихода.

(Хозяйственно-бытовая)

Ситуация 2

В зимние дни вся семья выходит на лыжные прогулки.

(это функция – досуговая0

Ситуация 3

В семье родился третий сын. Родители мечтают ещё о дочери.

(Это функция – репродуктивная)

Ситуация 4

Родители купили сыну новый спортивный костюм.

(Это функция – экзистенциальная)

Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.

Брак

Далее мы переходим к рассмотрению института брака

План урока

  1. Что такое брак. Его отличие от семьи.
  2. Условия заключения и расторжения брака.
  3. Причины разводов

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брак. Как правило, именно пара, состоящая в браке, составляет основу семьи.

Что же такое брак?

Брак – свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

 Брачно-семейные отношения в РФ регулируются Семейным правом, основой которого является Семейный кодекс.

Запишем определение брака в тетрадь.

Работа с Семейным кодексом

  1. Условия заключения брака.

Ст.12 и ст. 14 Семейного кодекса РФ.

  1. Прекращение брака.

Ст. 16-19, ст.21-23 Семейного кодекса РФ.

Проверка самостоятельной работы

Условия вступления в брак:

  1. Взаимное и добровольное согласие
  2. Достижение брачного возраста. В России 18 лет для мужчин и для женщин. В Польше женщины – 18 лет, мужчины – 21 год. В Англии – 16 лет для мужчин и женщин. Во Франции – ж – 15 лет, м – 18 лет, в Уругвае, Венесуэле, Испании – ж – 12 лет, м – 14 лет.
  3. Брак не может быть заключен, если одна из сторон состоит в другом браке.
  4. Не допускаются браки между близкими родственниками по прямой и нисходящей линии.
  5. Отсутствие у лиц недееспособности. Признанной судом.

Условия расторжения брака:

  1. Брак может быть расторгнут, если один из супругов признан судом безвестно пропавшим, недееспособным, умершим, или лишен свободы на срок более 3 лет.
  2. Муж не имеет права без согласия жены расторгнуть брак во время её беременности и в течение 1 года после рождения ребёнка.
  3. При взаимном согласии супругов. Не имеющих несовершеннолетних детей брак расторгается в ЗАГСе, по истечение месяца со дня подачи заявления.

Исходя из данных статистики по бракам и разводам получаем то, что половина из заключенных браков распадается. Статистика весьма неутешительная и данная тенденция становится привычной для России.

По данным Росстата, в Тульской области на 1000 браков приходится 910 разводов. Наша область входит в число 25-ти регионов России, где самые некрепкие семьи.


Причины разводов

Исходя из данных статистики по бракам и разводам получаем то, что половина из заключенных браков распадается. Статистика весьма неутешительная и данная тенденция становится привычной для России.

По данным Росстата, в Тульской области на 1000 браков приходится 910 разводов. Наша область входит в число 25-ти регионов России, где самые некрепкие семьи.

Причин распада пар множество, но согласно социологическим опросам,

- около 40% пар разводятся вследствие того, что в свое время приняли поспешное решение зарегистрировав брак, часто под давлением родственников.

Следующей причиной является измена, так за неё решили расторгнуть брак чуть меньше 20% россиян.

- 15% пар развелись из-за неудовлетворения в сексуальном плане

- ещё 13% распались потому, что пришли к выводу, что не имеют общих взглядов на жизнь.

- 7% драка разрушает алкоголь.

На современном этапе в России появилась ещё одна причина распада браков – социальные сети. По статистике Санкт-Петербургского психоаналитического центра именно из-за социальных сетей распадается 15% браков. И психологи считают. Что данный процент со временем будет только увеличиваться.

Но в итоге 64% пар считают, что при разводе виноваты оба в равной степени.

  1.  Подведение итогов урока

Подводя итог урока пусть каждый из вас скажет по два слова, что значит семья для вас.

Начните своё высказывание так:

Для меня семья - это …

  1. Просмотр Социального ролика про семью.
  2. Заключительное слово учителя:

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

 13. Выставление оценок и домашнее задание.

А.А. Горелов гл. 8 стр.191-200

А.Г. Важенин гл.5 п.5.4. стр.241-251

Выписать в тетрадь: что такое гражданский брак и брачный договор.