Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»
план-конспект занятия на тему
Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность обучающихся анализировать источники, развивает опыт публичных выступлений, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, и, тем самым, повышает эффективность обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_semya_i_brak.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж
имени Никиты Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)
Методическая разработка урока
по обществознанию
на тему: «Семья и брак»
Подготовила: преподаватель
общественных дисциплин
Салькова С.В.
Тула
2017
Методическая разработка урока по теме: «Семья и брак» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
Открытый урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность обучающихся анализировать источники, развивает опыт публичных выступлений, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, и, тем самым, повышает эффективность обучения.
Занятие предназначено для обучающихся 1 курса специальностей 15.02.11. «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 13.02.11. «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования».
Занятие подготовлено с учетом современных образовательных технологий. Развивает необходимые навыки и умения, предусмотренные программой: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
В целях лучшего управления учебной деятельностью, побуждения к целенаправленной активной деятельности обучающихся заранее было дано опережающее задание – проведение исследовательской работы по теме «Распределение времени на бытовые нужды в семье». Это позволило обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальность и активность обучающихся.
Тема: Семья и брак
Вид учебного занятия: объяснение нового материала
Цель занятия: показать роль семьи и брака в жизни человека
Задачи учебного занятия:
Образовательные:
- разобраться в классификации типов семейных структур;
- выяснить условия для заключения и расторжения брака;
- сформировать умение определять цель создания семьи, находить причины семейных конфликтов.
Развивающие:
- развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней;
- воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений.
Используемые педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения;
- Технология сотрудничества;
- Технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, выравнивания);
- Технология активизации и интенсификации деятельности студента;
- Технология перспективно-опережающего обучения.
Используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный, частично-поисковый.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Материально-дидактическое оснащение учебного занятия:
- ноутбук, мультимедийный проектор,
- презентации,
- Семейный кодекс РФ;
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, владеть умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с товарищами, руководителем.
Хронологическая карта занятия
- Организационный момент
- Целевая установка. Притча
- Вступительное слово учителя
- Запись темы урока
- План урока
- Цели и задачи урока
- Эпиграф урока
- Объяснение нового материала
- Закрепление изученного
- Просмотр социального ролика
- Заключительное слово учителя
- Выставление оценок
- Информация о домашнем задании.
- Оргмомент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию.
- Целевая установка. Психологический настрой обучающихся на выполнение работы.
Притча:
Один из учеников Сократа собрался жениться, но, все, же испытав некоторые колебания по этому поводу, он обратился к учителю за советом.
Учитель уклончиво ответил:
Поступай, как знаешь, все равно будешь сожалеть!
А, подумав, добавил:
Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена – будешь счастливым человеком, плохая – станешь философом! Так мы сегодня будем говорить о Сократе, может о его ученике, или???
- О семье.
3. Слово учителя о значении семьи.
В вашей жизни наступило самое прекрасное время- - время юности. Вы уже многое знаете, умеете, чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь ещё впереди. Пройдет немного времени, и вы будете создавать свою семью. Семья как общественный институт важна для государства. Крепкая семья – крепкое государство.
Ролик о семье (1.38 – 3 мин.)
- Запись темы урока.
Семья и брак. На 1 часе мы поговорим о семье, на 2 – о браке.
- План урока.
Записан на доске план первого часа:
- Семья как социальный институт, её роль в жизни человека
- Психологический климат семьи
- Типы семейный отношений
- Правила поведения в семье
- Виды семей
- Функции семьи
- Цели и задачи урока
Исходя из плана урока сформулируйте цели урока:
- Показать роль семьи в жизни человека
- Рассмотреть типы семейных отношений
- Узнать виды семей
- Изучить функции семьи
А также будем воспитывать культуру внутрисемейных отношений.
- Эпиграф урока
Притча о семье из 100 человек.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге.
Как вы думаете, что это за слова?
- Мы вернемся к ответу на этот вопрос в конце урока.
- Объяснение нового материала
Семья как социальный институт, её роль в жизни человека
Семья сегодня очень актуальна. Во-первых, институт брака и семьи считается базовым социальным институтом, а во-вторых – каждый из нас является частью семьи.
Семья веками почиталась как важнейшая ценность. Она как маленькая Вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее, чем написать книгу или сделать открытие. А уж управлять семьёй – это наука и искусство, и даже особое ремесло.
Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком только в семье.
Давайте вместе подумаем
Вопрос: Что же дает человеку семья?
Ответ: любовь, заботу, поддержку, родственные отношения, взаимоответственность, общение и т.д.
-- Кроме того в семье закладываются моральные и культурные ценности и семейные традиции.
- Вопрос: Почему люди стремятся создать семью?
Ответ: Потому, что любят, это лекарство от одиночества, желание иметь детей.
Семья – это малая социальная группа, основанная на родственном союзе, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью. Моральной и правовой ответственностью
(записать в тетрадь)
Психологический климат семьи
Немало важен такой аспект, как психологический климат семьи:
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила – я
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – я.
Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все та же ответила – я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы подруга моя
На все это Ева ответила – я. Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Вопрос: Каждый ли член вашей семьи имеет свой участок работы?
Задание: Запишите всех членов своей семьи и распределите обязанности между ними.
Вывод: Чтобы семья была крепкой и не разбилась о быт, должно быть четкое распределение семейный обязанностей между всеми членами семьи.
Исследовательская работа по опережающему заданию
Исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд в семье».
Продолжительность домашнего труда женщин в среднем - 36 ч в неделю.
Мужчины посвящают домашнему труду – 13 часов в неделю.
В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени.
Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).
Бытовые обязанности мужчин:
Среди молодых супружеских пар:
17% мужей - готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал),
55% - стирают белье,
35% - гуляют с детьми,
16% - сопровождают детей в детский сад или ясли,
80% - закупают продукты,
58%- моют посуду,
9%- посещают школу и проверяют уроки у детей.
Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах.
В современной жизни изменилось положение женщины в семье и обществе. Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растёт образованность, расширяется круг интересов.
Поэтому там, где все заботы лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостям общения, там царит раздражение и непонимание.
Типы семейный отношений
В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений
Попустительский | Авторитарный | Демократический |
- отсутствие устойчивых отношений; - отчужденность; - безразличие к чувствам другого | - Бесцеремонность - Жестокость - Черствость - Агрессивность | - подлинное равноправие; - взаимное уважение; - богатство чувств; - сотрудничество; - взаимопомощь |
- Какой из стилей присутствует в вашей семье?
Для того чтобы создать хорошие человеческие отношения в семье, необходимо соблюдать определенные правила поведения:
Правила поведения в семье
Работа в группах
1 группа – Попробуйте сформулировать правила поведения детей с родителями в семье для взаимопонимания.
2 группа – Как вы думаете, какие правила поведения родителей с детьми должны быть в гармонично развитой семье.
3 группа - Как вы понимаете смысл слов о том, что «в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?
Проверка
Правила для детей | Правила для родителей |
- уважай родителей - прислушивайся к их советам - относись к родителям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе твои дети -не груби и не ври | - уважай право ребенка на личную жизнь -береги доверенные тебе тайны -проявляй любовь и нежность к своему ребенку. -проявляй эмоциональную поддержку. -разговаривай с ним, отвечай на вопросы. -не будь слишком критичным к друзьям ребенка. -верь своему ребенку. -дари подарки. |
А теперь давайте вернемся к нашей притче
Так какие же три слова написал старейшина?
«ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ»
Виды семей
Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-бытовые отношения. Изменяются нормы и роли членов, законы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе.
Семья постоянно развивается. Принимая множество форм и разновидностей.
- Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
неполная (один родитель отсутствует) За последние 10 лет количество неполных семей увеличилось в 2 раза. Более 6 млн. семей в России – неполные, каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье.
90% одиноких родителей – мамы, 10% - папы.
нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
- Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
- Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
матрилокальные - в семье родителей жены;
неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
- Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
патриархат - во главе стоит мужчина;
эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
- Типы семей по количеству детей:
бездетные (не имеющие детей)
однодетные (имеющие одного ребенка)
малодетные (имеющие двух детей)
многодетные (имеющие от трех и более детей).
- по семейному стажу:
семья молодоженов,
молодая семья,
семья среднего возраста (от трех до десяти лет стажа),
семья старшего супружеского возраста (от десяти до двадцати лет),
пожилые супружеские пары.
(записывают в тетрадь)
Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.
Функции семьи
Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения важнейших, тесно взаимосвязанных функций:
а) репродуктивной (воспроизводство населения)
б) воспитательной.
в) экзистенциальной.
Остановимся на воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью дети входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания.
В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира.
В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы предать ее своим детям и тем самым будущему.
В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.
В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.
Экзистенциальная функция связана с содержанием детей. Родители обязаны заботиться т своих несовершеннолетних детях: обеспечивать их всем необходимым для жизни.
Есть также и другие функции семьи:
Функции семьи
- репродуктивная (воспроизводственная)
- экзистенциальная (содержание детей)
- воспитательная
- хозяйственно-бытовая
- досуговая
- социально-статусная
- Закрепление
Определите функции семьи:
Ситуация 1.
Мать, отец и ребенок распределили обязанности в семье, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка, уборка, приобретение продукта, товаров домашнего обихода.
(Хозяйственно-бытовая)
Ситуация 2
В зимние дни вся семья выходит на лыжные прогулки.
(это функция – досуговая0
Ситуация 3
В семье родился третий сын. Родители мечтают ещё о дочери.
(Это функция – репродуктивная)
Ситуация 4
Родители купили сыну новый спортивный костюм.
(Это функция – экзистенциальная)
Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.
Брак
Далее мы переходим к рассмотрению института брака
План урока
- Что такое брак. Его отличие от семьи.
- Условия заключения и расторжения брака.
- Причины разводов
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брак. Как правило, именно пара, состоящая в браке, составляет основу семьи.
Что же такое брак?
Брак – свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Брачно-семейные отношения в РФ регулируются Семейным правом, основой которого является Семейный кодекс.
Запишем определение брака в тетрадь.
Работа с Семейным кодексом
- Условия заключения брака.
Ст.12 и ст. 14 Семейного кодекса РФ.
- Прекращение брака.
Ст. 16-19, ст.21-23 Семейного кодекса РФ.
Проверка самостоятельной работы
Условия вступления в брак:
- Взаимное и добровольное согласие
- Достижение брачного возраста. В России 18 лет для мужчин и для женщин. В Польше женщины – 18 лет, мужчины – 21 год. В Англии – 16 лет для мужчин и женщин. Во Франции – ж – 15 лет, м – 18 лет, в Уругвае, Венесуэле, Испании – ж – 12 лет, м – 14 лет.
- Брак не может быть заключен, если одна из сторон состоит в другом браке.
- Не допускаются браки между близкими родственниками по прямой и нисходящей линии.
- Отсутствие у лиц недееспособности. Признанной судом.
Условия расторжения брака:
- Брак может быть расторгнут, если один из супругов признан судом безвестно пропавшим, недееспособным, умершим, или лишен свободы на срок более 3 лет.
- Муж не имеет права без согласия жены расторгнуть брак во время её беременности и в течение 1 года после рождения ребёнка.
- При взаимном согласии супругов. Не имеющих несовершеннолетних детей брак расторгается в ЗАГСе, по истечение месяца со дня подачи заявления.
Исходя из данных статистики по бракам и разводам получаем то, что половина из заключенных браков распадается. Статистика весьма неутешительная и данная тенденция становится привычной для России.
По данным Росстата, в Тульской области на 1000 браков приходится 910 разводов. Наша область входит в число 25-ти регионов России, где самые некрепкие семьи.
Причины разводов
Исходя из данных статистики по бракам и разводам получаем то, что половина из заключенных браков распадается. Статистика весьма неутешительная и данная тенденция становится привычной для России.
По данным Росстата, в Тульской области на 1000 браков приходится 910 разводов. Наша область входит в число 25-ти регионов России, где самые некрепкие семьи.
Причин распада пар множество, но согласно социологическим опросам,
- около 40% пар разводятся вследствие того, что в свое время приняли поспешное решение зарегистрировав брак, часто под давлением родственников.
Следующей причиной является измена, так за неё решили расторгнуть брак чуть меньше 20% россиян.
- 15% пар развелись из-за неудовлетворения в сексуальном плане
- ещё 13% распались потому, что пришли к выводу, что не имеют общих взглядов на жизнь.
- 7% драка разрушает алкоголь.
На современном этапе в России появилась ещё одна причина распада браков – социальные сети. По статистике Санкт-Петербургского психоаналитического центра именно из-за социальных сетей распадается 15% браков. И психологи считают. Что данный процент со временем будет только увеличиваться.
Но в итоге 64% пар считают, что при разводе виноваты оба в равной степени.
- Подведение итогов урока
Подводя итог урока пусть каждый из вас скажет по два слова, что значит семья для вас.
Начните своё высказывание так:
Для меня семья - это …
- Просмотр Социального ролика про семью.
- Заключительное слово учителя:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
13. Выставление оценок и домашнее задание.
А.А. Горелов гл. 8 стр.191-200
А.Г. Важенин гл.5 п.5.4. стр.241-251
Выписать в тетрадь: что такое гражданский брак и брачный договор.