Рабочая программа "Основы аналитической химии"
рабочая программа на тему

Курдутова Фягима Фягимовна

1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05. Агрономия. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: должен уметь: обоснованно выбирать методы анализа; пользоваться аппаратурой и приборами; проводить необходимые расчеты; выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп; определять состав бинарных соединений; проводить качественный анализ веществ неизвестного состава; проводить количественный анализ веществ; должен знать: теоретические основы аналитической химии; о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;  о возможностях ее использования в химическом анализе; специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа; практическое применение наиболее распространенных методов анализа; аналитическую классификацию катионов и анионов; правила проведения химического анализа; методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения; гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_osnovy_analiticheskoy_khimii_2014g.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Саратовской области

Государственное автономное профессиональное

 образовательное  учреждение Саратовской области

 «Перелюбский аграрный техникум»

( ГАПОУ СО  «ПАТ»)

        УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГАПОУ СО «ПАТ»

_________ М. А. Коба

«___»_________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

для специальности среднего профессионального образования

35.02.05. «Агрономия»

Перелюб

2014г.

ОДОБРЕНО                                                            

На заседании ЦМК «__________»                   Рабочая программа учебной дисциплины

Протокол № __ от «___»____20___г.        разработана в соответствии с требованиями

Председатель ____Бисингалиева Р.С.     ФГОС по профессии 35.02.05.  «Агрономия»

                                                                      и на  основе Примерной программы учебной  

                                                                      дисциплины  (заключение экспертного

                                                                      совета № ___ от «___»_________20___г

 

                                                                     

   

                                                               

                                                                                   

 

Утверждаю:                                                                 Утверждаю:

Заместитель директора по УМР                                Заместитель директора по УВР

                                                                                     

_______________ / __Пинчук А.А./                          _______________ / _Карпович Т.А../

      подпись                     ФИО                                         подпись                     ФИО

     

Составитель:  Курдутова Ф.Ф., преподаватель химии, первая категория                           

ФИО, должность, категория


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-10

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11-12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                

13-14

15-25


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы аналитической химии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05. Агрономия.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины  обучающий  должен уметь:

  • обоснованно выбирать методы анализа;
  • пользоваться аппаратурой и приборами;
  • проводить необходимые расчеты;
  • выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;
  • определять состав бинарных соединений;
  • проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;
  • проводить количественный анализ веществ;

В результате освоения дисциплины обучающий  должен знать:

  • теоретические основы аналитической химии;
  • о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;
  • о возможностях ее использования в химическом анализе;
  • специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;
  • практическое применение наиболее распространенных методов анализа;
  • аналитическую классификацию катионов и анионов;
  • правила проведения химического анализа;
  • методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;
  • гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

В результате изучения дисциплины обучающий  должен сформировать следующие общие

компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной

деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.

ПК 2.1. Повышать плодородие почв.

ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.

ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.

ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.

ПК 3.2. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –  105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

     лабораторные занятия

24

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Примерная тематика самостоятельной работы:

написание рефератов, докладов, сообщений, обобщений

составление схем,   таблиц

презентация

24

8

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта                     2            


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы аналитической химии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа  (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет и методы аналитической химии. Качественный и количественный анализ. Теоретические основы химического анализа. Химические, физические и физико-химические методы анализа. Экспрессные методы. Задачи аналитической химии, ее значение для сельскохозяйственного производства

2

1

Раздел 1. Качественный химический анализ

56

Тема 1.1. Основные понятия качественного химического анализа

Содержание учебного материала

4

2

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям (чувствительность, специфичность, селективность). Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты. Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклад на тему «Развитие аналитической химии»

4

3

Тема 1.2. Первая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гомогенных системах.

Содержание учебного материала

4

1

Протолитичекая теория кислот и оснований. Константы кислотности и основности, ионное произведение растворителя. Величина pH как условия проведения аналитических реакций. Буферные растворы, их использование в аналитической химии.

Гидролиз солей, его роль в анализе. Факторы, влияющие на глубину протекания гидролитических реакций. Общая характеристика катионов первой группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Лабораторная работа

1.Реакции катионов натрия -  Na+, калия – K+,  аммония –  NH4+.  

2.Систематический анализ смеси катионов первой  группы

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Проанализировать сельскохозяйственное и биологическое значение катионов первой группы

4

3

Тема 1.3. Вторая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гетерогенных системах.

Содержание учебного материала

6

2

Произведение растворимости, произведение активностей, и растворимость электролита. Полнота осаждения и факторы, влияющие на полноту осаждения: влияние одноименных ионов, pH, комплекс-образование, окислительно-восстановительные реакции, температура.

Осадки и их свойства. Кристаллические и аморфные осадки. Свойство осадков и причины их загрязнения: соосаждение, адсорбция. Фракционное осаждение. Условия получения чистых осадков. Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение

Лабораторная работа

4

2

1Реакция катионов кальция – Ca 2+ , бария – Ba2+ 

2.Систематический анализ смеси катионов первой и второй групп

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклад (реферат) на тему «Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение»

4

3

Тема 1.4. Характеристика третьей, четвертой, пятой аналитических групп катионов

Содержание учебного материала

4

2

 Амфотерные гидрооксиды в качественном анализе. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе. Комплексные соединения в химическом анализе. Особенности комплекса образующих органических реагентов. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе.

Осаждение сульфидов сероводородом. Сульфосоединение (тиосоединения), их особенности  

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить сообщение на тему «Коллоидные растворы в качественном анализе»

4

3

Тема 1.5. Реакции и ход анализов смеси анионов

Содержание учебного материала

5

2

Классификация анионов. Особенности анализов смеси анионов. Первая аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение. Третья аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Лабораторная работа

1.Реакции сульфат-ионов SO42-, карбонат-ионов CO32-, фосфат-ионов PO43-, хлорид-ионов CL-, нитрат-ионов NO3-.

2.Анализ смеси анионов первой и третьей аналитических групп

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Анализ второй аналитической  группы анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

3

Контрольная работа:

Качественный химический анализ

1

3

Раздел 2. Количественный анализ

44

Тема 2.1. Гравиметрический анализ

Содержание учебного материала

6

2

Методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа. Применения гравиметрии в сельскохозяйственном анализе. Требования, предъявляемые к осаждаемой и весовой формам. Последовательность операций и приемы обработки осадков, промывание осадков, выбор промывной жидкости, декантация и фильтрование, варианты и техника этих операций. Высушивание и взвешивание осадков. Точность гравиметрических методов, факторы, влияющие на точность.

Аналитические весы и разновесы. Техника взвешивания

Лабораторная работа

1.Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах.

2.Определение влажности удобрений.

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составить таблицу «Важнейшие условия осаждения кристаллических и аморфных веществ»

4

3

Тема 2.2. Титриметрический анализ

Содержание учебного материала

6

2

Сущность метода. Прямое и обратное титрование, титрование заместителя. Методы титриметрического анализа. Требования, предъявляемые к реакции в титриметрическом анализе. Измерительная посуда. Способы выражения состава растворов и вычисления в различных методах титриметрического анализа. Титрование. Точка эквивалентности и конечная точка титрования.

Стандартные и стандартизированные растворы. Точность титриметрического анализа, источники погрешности. Кислотно-основное титрование. Сущность метода. Первичные стандарты для растворов кислот и щелочей. Стандартизация растворов кислот и щелочей. Точка нейтральности, точка эквивалентности и конечная точка титрования. Вычисление pH в различные моменты титрование и построение кривых титрования, сильных и слабых кислот и оснований


Лабораторные работы

8

2

1 Приготовление раствора кислоты

2 Приготовление раствора щелочи. Установка нормальности щелочи по кислоте

3 Определение жесткости воды титрованием

4 Приготовление растворов заданной процентной концентрации

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Описать роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования, теория индикаторов.

Обобщить выбор индикатора для установления конечной точки титрования по составу вещества.

Составить схему применения методов анализа: перманганатометрии, йодометрии, дихроматометрии, окисления-восстановления

6

3

Тема 2.3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа

Содержание учебного материала

5

2

Значение физико-химических методов, их преимущества.

Классификация инструментальных методов. Обзор оптических, электрохимических, радиометрических методов анализа

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составить схему классификации  основных методов хроматографического анализа

Подготовить презентацию по теме «Физико-химические (инструментальные) методы анализа»

5

3

 Контрольная работа

1

3

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:

105

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории

агрохимии

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- химическая посуда;

- таблицы,  схемы;

- портреты ученых;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования

- аналитические весы с разновесами;

- сушильный шкаф;

- муфельная печь;

- газовые или спиртовые горелки;

- центрифуга;

- водяная баня;

Приборы:

- колориметры;

- рефрактометр, сахариметр;

- поляриметр, глюкозиметр;

- pH-метр;

Лабораторная посуда  и принадлежности:

реактивные склянки, снабженные капельными пипетками,

цилиндрические и конические пробирки, капиллярные пипетки, стеклянные палочки, часовые стекла, химические стаканы, микроколбы, фарфоровые чашки, тигли, помывалки, измерительная посуда, бюретки, штативы с кольцами, лапками или муфтами, пинцеты, тигельные щипцы, металлические зажимы для резиновых трубок, держатели, штативы.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Ищенко А.А. Аналитическая химия. Издательский центр «Академия», 2008.

2. Келина Н.Ю.  Аналитическая химия в таблицах и схемах: уч. пособие для СПО. – М.:  

    Феникс, 2008.

3. Ольшанова К.М., Пискарева С.К., Барашков К.М. Аналитическая химия. Учебное

    пособие для техникумов. М.: Химия, 1980.

4. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Феникс, 2009.

5. Шапиро С.А, Шапиро М.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Высшая

    школа, 1979г

6.Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. Учебное

   пособие для учащихся техникумов. М.: Высшая школа, 1979.

Дополнительные источники:

  1.  Основы аналитической химии  в 2-х книгах. Под ред. Золотова Ю.А.  М.: Высшая школа, 2000.
  2.  Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 1990.
  3. Основы аналитической химии в 3-х книгах. Крешков А.П. М.: Химия, 1965.

Интернет-ресурсы:

  1. http://xreferat.ru/108/1277-1-himicheskiiy-analiz-kationov.html лабораторные работы по аналитической химии
  2. http://chemistry-chemists.com/Video.html видео опыты по химии. Видео архив

журнала  Химия и Химики.

  1. http://alhimik.ru  алхимик

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Наименование тем

Умения:

обоснованно выбирать методы анализа;

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- анализ и оценка решения проблемных задач

Качественный химический анализ

Количественный анализ

пользоваться аппаратурой и приборами;

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Качественный химический анализ

Количественный анализ

проводить необходимые расчеты;

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

-анализ производственных ситуаций

Качественный химический анализ

Количественный анализ

выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Качественный химический анализ

определять состав бинарных соединений;

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- устный (письменный) опрос;

- оценка решения задач

Качественный химический анализ

Количественный анализ

проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- анализ и оценка решения проблемных задач

Качественный химический анализ

проводить количественный анализ веществ;

- наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы

- анализ и оценка решения проблемных задач

Количественный анализ

Знания:

теоретические основы аналитической химии;

- тестирование;

- устный (письменный) опрос;

- анализ и оценка рефератов, докладов

Введение

о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе

- устный (письменный) опрос;

- тестирование;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Основные понятия качественного химического анализа.

специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа

- устный (письменный) опрос;

- анализ производственных  ситуаций

Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

практическое применение наиболее распространенных методов анализа

- тестирование;

- устный (письменный) опрос

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям. Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты.

аналитическую классификацию катионов и анионов

- тестирование;

- оценка выполнения схем, таблиц

Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева.

правила проведения химического анализа

- устный (письменный) опрос

Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

- тестирование;

- устный (письменный) опрос;

- анализ и оценка сообщений, обобщений

Физико-химические (инструментальные) методы анализа

гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

- устный (письменный) опрос;

- анализ сообщений, обобщений

Гравиметрический анализ

Титриметрический анализ


Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплины «ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ  ХИМИИ» агрономия

занятия

Дата

Наименование раздела, темы по программе

Кол-во часов

Формируемые компетенции

Вид занятия

Оснащение урока (наглядные пособия)

Самостоятельная работа студентов

Домашнее задание

Дополнительная литература

Уровень освоения

Кол-во часов

Виды внеаудиторной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение (2ч.)

1

Предмет и методы аналитической химии. Задачи аналитической химии, ее значение для сельскохозяйственного производства

2

Вводная лекция

Работа с учебником- составление конспекта

Проработка конспекта занятия

О-1,

Д-2,

И-3  

1

Раздел 1. Качественный химический анализ(56ч.)

Тема 1.1. Основные понятия качественного химического анализа (8ч.)

2

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям (чувствительность, специфичность, селективность). Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты.

2

лекция с элементами беседы

схема

2

Подготовить доклад на тему «Развитие аналитической химии»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

3

Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

2

лекция с элементами беседы

таблица

2

Вопросы по теме 1.1.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

Тема 1.2. Первая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гомогенных системах. (12ч.)

4

Протолитичекая теория кислот и оснований. Константы кислотности и основности, ионное произведение растворителя. Величина pH как условия проведения аналитических реакций. Буферные растворы, их использование в аналитической химии.

2

лекция с элементами беседы

2

Вопросы по теме 1.2.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

5

Гидролиз солей, его роль в анализе. Факторы, влияющие на глубину протекания гидролитических реакций. Общая характеристика катионов первой группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение

2

лекция с элементами беседы

таблица

2

Проанализировать сельскохозяйственное и биологическое значение катионов первой группы

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

6

Лабораторная работа

№1 Реакции катионов натрия -  Na+, калия – K+,  аммония –  NH4+.  

2

 приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

7

Лабораторная работа № 2. Систематический анализ смеси катионов первой  группы

2

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 1.3. Вторая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гетерогенных системах. (14ч.)

8

Произведение растворимости, произведение активностей, и растворимость электролита. Полнота осаждения и факторы, влияющие на полноту осаждения: влияние одноименных ионов, pH, комплекс-образование, окислительно-восстановительные реакции, температура.

2

лекция с элементами беседы

2

Подготовить доклад (реферат) на тему «Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

9

Осадки и их свойства. Кристаллические и аморфные осадки. Свойство осадков и причины их загрязнения: соосаждение, адсорбция. Фракционное осаждение. Условия получения чистых осадков.

2

лекция с элементами беседы

таблица

1

Вопросы по теме 1.3.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

10

Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение

2

лекция с элементами беседы

1

Вопросы по теме 1.3.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

11

Лабораторная работа №3 Реакция катионов кальция – Ca 2+ , бария – Ba2+ 

2

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

12

Лабораторная работа №4 Систематический анализ смеси катионов первой и второй групп

2

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 1.4. Характеристика третьей, четвертой, пятой аналитических групп катионов(8ч.)

13

Амфотерные гидрооксиды в качественном анализе. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе. Комплексные соединения в химическом анализе. Особенности комплекса образующих органических реагентов. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе.

2

лекция с элементами беседы

2

Подготовить сообщение на тему «Коллоидные растворы в качественном анализе»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

14

Осаждение сульфидов сероводородом. Сульфосоединение (тиосоединения), их особенности  

2

лекция с элементами беседы

2

Вопросы по теме 1.4.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

Тема 1.5. Реакции и ход анализов смеси анионов (13+1ч.)

15

Классификация анионов. Особенности анализов смеси анионов.

1

лекция с элементами беседы

2

Анализ второй аналитической  группы анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

16

Первая аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение.

2

лекция с элементами беседы

схема

1

Вопросы по теме 1.5.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

17

Третья аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

2

лекция с элементами беседы

1

Вопросы по теме 1.5.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

18

Лабораторная работа

1.Реакции сульфат-ионов SO42-, карбонат-ионов CO32-, фосфат-ионов PO43-, хлорид-ионов CL-, нитрат-ионов NO3-.

2

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

19

Лабораторная работа

2.Анализ смеси анионов первой и третьей аналитических групп

2

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

20

Контрольная работа:

Качественный химический анализ

1

Контроль знаний

3

Раздел 2. Количественный анализ(44ч.)

Тема 2.1. Гравиметрический анализ (14ч.)

21

Методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа. Применения гравиметрии в сельскохозяйственном анализе. Требования, предъявляемые к осаждаемой и весовой формам.

2

лекция с элементами беседы

таблица

2

Составить таблицу «Важнейшие условия осаждения кристаллических и аморфных веществ»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

22

Последовательность операций и приемы обработки осадков, промывание осадков, выбор промывной жидкости, декантация и фильтрование, варианты и техника этих операций.

2

лекция с элементами беседы

схема

Работа с учебником- составление конспекта

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

23

Высушивание и взвешивание осадков. Точность гравиметрических методов, факторы, влияющие на точность.

Аналитические весы и разновесы. Техника взвешивания

2

лекция с элементами беседы

2

Вопросы по теме 2.1.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

24

Лабораторная работа

1.Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах.

2

 приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

25

Лабораторная работа

2.Определение влажности удобрений.

2

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 2.2. Титриметрический анализ (20ч.)

26

Сущность метода. Прямое и обратное титрование, титрование заместителя. Методы титриметрического анализа.

2

лекция с элементами беседы

2

Описать роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования, теория индикаторов

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

27

Стандартные и стандартизированные растворы. Точность титриметрического анализа, источники погрешности. Кислотно-основное титрование. Сущность метода

2

лекция с элементами беседы

2

Обобщить выбор индикатора для установления конечной точки титрования по составу вещества.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

28

Вычисление pH в различные моменты титрование и построение кривых титрования, сильных и слабых кислот и оснований

2

лекция с элементами беседы

2

Составить схему применения методов анализа: перманганатометрии, йодометрии, дихроматометрии, окисления-восстановления

Проработка конспекта занятия

О-1

1

29

Лабораторные работы1 Приготовление раствора кислоты

2

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

30

Лабораторные работы2 Приготовление раствора щелочи. Установка нормальности щелочи по кислоте

2

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

31

Лабораторные работы3 Определение жесткости воды титрованием

2

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

32

Лабораторные работы4 Приготовление растворов заданной процентной концентрации

2

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 2.3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа (10+3ч.)

33

Значение физико-химических методов, их преимущества.

1

лекция с элементами беседы

2

Составить схему классификации  основных методов хроматографического анализа

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

2

34

Классификация инструментальных методов

2

лекция с элементами беседы

2

Подготовить презентацию по теме «Физико-химические (инструментальные) методы анализа»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

2

35

Обзор оптических, электрохимических, радиометрических методов анализа

2

лекция с элементами беседы

1

Вопросы по теме 2.3.

Проработка конспекта занятия

О-1

2

36

Контрольная работа:

Количественный химический анализ

1

Контроль знаний

3

37

Дифференцированный зачет

2

Контроль знаний

3

Основные источники:

1. О-1 Ищенко А.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Академия, 2008.

2. О-2. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Феникс, 2009.

Дополнительные источники:

1.Д-1 Келина Н.Ю.  Аналитическая химия в таблицах и схемах: уч. пособие для СПО. – М.: Феникс, 2008.

 

2. Д-2 Шапиро С.А, Шапиро М.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Высшая школа, 1979г

 

Интернет – ресурсы:

  1. И- 1 http://xreferat.ru/108/1277-1-himicheskiiy-analiz-kationov.html лабораторные работы по аналитической химии

  1. И-2  http://chemistry-chemists.com/Video.html видео опыты по химии. Видео архив

журнала  Химия и Химики.

  1. И-3   http://alhimik.ru  алхимик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии

тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии...

Методические рекомендации по аналитической химии для самоподготовки к практическому занятию №1 по теме: "Качественные реакции на катионы I- II аналитических групп: калия,натрия, аммония, серебра, свинца (II)"

Задания для внеаудиторной работы,предложенные  в методических рекомендациях, помогут студентам подготовиться к практическому занятию по аналитической химии...

рабочая программа по основам аналитической химии

рабочая программа учебной дисциплины аналитическая химия содержит основные темы по основам аналитической химии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лабораторной работы по дисциплине «Аналитическая химия» для специальности 18.02.11 «Технология пиротехнических составов и изделий» на тему: Анализ катионов IV аналитической группы

Игра «Суд над ΙV аналитической группой катионов» -  эвристическая беседа с элементами объяснения, актуализация опорных знаний обучающихся методом фронтального опроса, постановка пробл...

Рецензия на рабочую программу по УД "Аналитическая химия"

Рецензия на рабочую программу по УД "Аналитическая химия"...

Разработка урока по аналитической химии и учебной практике (с использованием элементов кейс технологии) Тема: Аналитические реакции катионов

Урок учебной практики на тему «Аналитические реакции катионов» предусмотрен рабочей программой   ПМ 02. УП.02. разработанный преподавателем Островской Г.Е. и мастером п/о Хасанов...

Рабочая тетрадь по аналитической химии

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Аналитическая химия» разработана для студентов специальности 21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемы...