Главные вкладки


    Организация фольклорных музыкальных игр и инсценировок с детьми в ДОУ

    Детский музыкальный фольклор является интереснейшим и ценнейшим материалом для развития музыкальных способностей и формирования общей музыкальной культуры дошкольников. Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь студентам дневного  и заочного отделений в выполнении самостоятельных заданий по разделу: «Организация музыкальной - игровой деятельности детей с сохранным и нарушенным развитием с использованием фольклорного репертуара» в период прохождения педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях. В пособии представлены задания и даны образцы их выполнения по следующим направлениям:

    -детский потешный фольклор в проведении режимных процессов;

    - музицирование на русских народных инструментах в часы досуга;

    - использование произведений музыкально – игрового фольклора на прогулке;

    - драматизация( инсценировка) русских народных песен в свободное время;

    - организация и проведение с детьми фольклорных развлечений;

     

         

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rek_po_podg._papki_folklor_v_dout_2.docx44.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    ГБОУ СПО МО

    «Орехово-Зуевский социально – гуманитарный колледж»

    Рекомендации

    к организации самостоятельной работы

    студентов 33 группы

    по учебной дисциплине

    «Методика музыкального развития, Коррекционная ритмика»

    (специальность 050702 «Специальное дошкольное образование»)

    и студентов заочного отделения

    по учебной дисциплине

    «Методика музыкального развития»

    (специальности 050704 «Дошкольное образование)

     

    Тема: « Организация фольклорных музыкальных игр и инсценировок с детьми в ДОУ»

    Составитель:

    Терентьева М. А.

    2012

    Пояснительная записка.

            «Методика музыкального развития» и  «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» - дисциплины в блоке предметной подготовки по специальностям: 050704 «Дошкольное образование»и 050705 «Специальное дошкольное образование». Цель изучения данного курса – подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами в развитии и владеющих педагогическими технологиями организации коррекционной работы средствами музыки в ДОУ обычного и  компенсирующего вида. Основой для развития музыкальных способностей детей с сохранным и нарушенным развитием является развитое музыкальное восприятие. Детский музыкальный фольклор является интереснейшим и ценнейшим материалом для развития музыкальных способностей и формирования общей музыкальной культуры дошкольников.        Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь студентам дневного  и заочного отделений в выполнении самостоятельных заданий по разделу: «Организация музыкальной - игровой деятельности детей с сохранным и нарушенным развитием с использованием фольклорного репертуара» в период прохождения педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях. В пособии представлены задания и даны образцы их выполнения по следующим направлениям:

    -детский потешный фольклор в проведении режимных процессов                                           - музицирование на русских народных инструментах в часы досуга;                                        - использование произведений музыкально – игрового фольклора на прогулке;

    - драматизация( инсценировка) русских народных песен в свободное время;                      

    - организация и проведение с детьми фольклорных развлечений;

    2. Методы и приемы организации  музыкальной - игровой деятельности детей с использованием фольклора:

    -чтение художественной литературы ( русских народных сказок, былин);

    - беседа о  русской народной песне, ее жанровой разновидности;

    - пояснение, объяснение;

    - рассматривание изделий русского декоративно – прикладного искусства, видов русского костюма;

    -проведение музыкально –дидактических игр на формирование знаний жанров русских народных песен, русских народных инструментов;

    Дополнительно к рекомендациям студент может использовать и другие источники, указав их в работе. Студент должен понимать широкие возможности использования музыкального фольклора в воспитательной работе:

    - знакомство детей с протяжной лирической песней, свадебными, хороводными песнями создает в их представлении образ скромной, доброй, застенчивой девушки, кроткой и отзывчивой; девушки, которую в семье воспитывали в моральных устоях чистоты и верности, способной сохранять эту верность и доверительную любовь в отношении к любимому, способной пронести через годы нежность, мягкость и женственность;

       - былинные, исторические, рекрутские песни показывают разноликость русского богатыря: он и достойный воин на поле битвы и добытчик в семье, а в быту – весельчак и балагур. Особенно важно воспитать нравственные устои и патриотические качества у мальчиков, раскрывая перед ними образы воинов, полководцев земли Русской, защитников, богатырей.

       - семейно-бытовые песни, обрядовые показывают, что главное в жизни женщины – дети, продолжение рода, семья. Модель крепкой многодетной русской семьи, где мужчины несут на своих плечах основные тяготы добытчика и хозяина, отвечающего за достаток в доме, где женщина воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, где старшие дети следят за малышами и помогают родителям; где мирно сосуществует несколько поколений; где старикам оказывают почет и уважение, заботу и «досмотр» до последнего часа жизни, безусловно, воспитывает в наших детях лучшие нравственные качества и побуждения.

      - РНП знакомит детей также с религиозными традициями русского народа, с православной культурой (это календарные песни, рождественские колядки, масленичные игры, троичные хороводы и т. д.),  воспитывает детей на христианских заповедях.

    Студент должен владеть теоретическими знаниями в области русского музыкального фольклора, разбираться в жанрах русских народных песен, в разновидностях детского игрового фольклора.

    Жанры русского музыкального фольклора:

    Детский потешный фольклор, малые жанры: пестушки («Бай, качи, качи, качи!»), потешки («Барашеньки», « Водичка – водичка»), скороговорки («Веники, веники»), дразнилки («Антошка»), небылицы («На дубу свинья сидела»), прибаутки («Скок, скок, поскок»), колыбельные («Котенька-коток»), считалки, искалки («Маша кашу не варила»).

     Календарные песни (прежде всего, связаны со сменой сезонов и с православным календарем - двунадесятыми праздниками):

       - рождественские колядки («Спи, Иисусе, спи!», «Воссияло солнышко», «Во Вифлееме»)

       - святочные

       - масленичные («А мы Масленицу дожидали», «Масленица-мокрохвостка»)

       - троицкие («Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу»)

       - вербные («Вербочка и Верочка»)

       - купальские( пелись в ночь на Ивана Купала 6 июля, связаны с языческими обрядами ночных купаний, с преданиями о русалках )

       - заклички («Приди, весна!», «Летел кулик»)

       - веснянки («Выйди, выйди, Иванку!»)

    Лирические протяжные – связаны с тяжелой судьбой русской женщины, которую часто против ее воли выдавали замуж: образы природы («Тонкая рябина», «Ты река ль моя, реченька», «То не ветер ветку клонит», «Среди долины ровныя»).

    Трудовые (песни бурлаков, плотогонов, лесорубов, земледельческие: жнивные, посевные, ягодные, картофельные и т. д.) («Видит мое око», «Дубинушка», «Эй, ухнем!», «Эй, робята, не робейте!»)

    Семейно-бытовые и обрядовые:

    - родинные;

    - крестильные;

    - свадебные;

    - сватовские песни и игры ( например, игра «Бояре»).

    В свадебных песнях жених сравнивался с «соколом ясным», невеста с «белой лебедью», с «серою утицей», с «лазоревым цветочком», с «утреннею зарею».

    - зарисовки быта ( например, «Где был, Иванушка?»)

    6)  Исторические, былинные песни:

    Содержание: повествуют о реально происходивших в старину на Руси  событиях, войнах, походах, полководцах, былинных героях:

    «Как за речкою, да за Дарьею», «Как во городе было во Казани», «Былина об Илье Муромце» и др.

    Рекрутские (солдатские) песни: связаны с обязательной службой в солдатах на 25 лет: «Солдатушки», «Ой, да ты калинушка».

    Хороводные и игровые песни.

    («Гуляет молодец», «Как во полюшке кусточек», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой»).

    Плясовые («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», «Светит месяц» и др.)

       Русская народная песня – сложное музыкальное явление, где соединяются музыка, слова и часто танец, игровые действия.

       Для славянской народной музыки свойственна:

       - напевность, мягкость, лиричность, множественные распевы слов, большие музыкальные фразы;

       - следует отметить сложный переменный размер, перенос ударений;

       - как правило, в РНП много куплетов, часто присутствует развернутый сюжет;

       - РНП исполняются а капелла (без сопровождения) и с сопровождением русских народных инструментов; иногда в аранжировке под аккомпанемент фортепиано;

       - с РНП связана традиция многоголосного пения  во всех его многообразиях (например, пение каноном – когда каждая партия ведет одну и ту же мелодию, вступая в разное время, создавая красивое переплетение голосов, «вокальное кружево»).

            Существует 3 направления в ознакомлении с музыкальным фольклором:

    Знакомство с народно-обрядовой культурой России;

    Вокально-хоровое обучение;

    Обучение основам народного танца.

       Трудно переоценить значение русского музыкального фольклора в нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям даются нравственно-этические понятия добра и зла, честности, правдивости. Они знакомятся с традициями, историей, культурой русского народа, его обычаями, семейным укладом.

       Русская песня учит гордиться своей Отчизной, воспитывает чувство патриотизма, стремление защищать свою Родину.

       Знакомство с семейно-бытовыми традициями на Руси формирует у детей уважение к старшим, почтение к отцу и матери, стремление заботиться о немощных и слабых, помогать им.

       Трудовые песни учат с уважением относиться к любому труду, к результатам труда. Они рассказывают детям о тяжелом земледельческом труде на Руси, воспитывают стремление обеспечивать свою семью, трудиться.

       Русская песня учит видеть и ценить красоту природы, ее «поэзию».

                      Роль музыкального фольклора в развитии ребенка:

    Познавательная: расширение кругозора, развитие интеллекта ребенка, представлений об окружающей жизни.

    Обогащение речи ребенка. Дети отмечают красоту русского языка, его мягкость, мелодичность, обилие метафор, сравнений, поэтические свойства. Они отмечают искрометный юмор, меткость слова, лаконичность, краткость, совершенство народной музыки.

    Участие детей в народных праздниках (Рождественские посиделки, масленичные гулянья, троицкие хороводы; пасхальные игры и т. д.) создает:

       - зону психологического комфорта;

       - развивает интерес к народному творчеству;

       - развивает музыкальные и творческие способности детей;

       - приобщает к народным традициям;

       Музыкальное воспитание на материале фольклора ведется многими педагогами-специалистами параллельно: это и обустройство «русской избы» или «города мастеров», сбор материалов, предметов бытовой старины для создания таких уголков; подбор музыкального репертуара; изготовление костюмов, подбор русских народных инструментов и мн. др.

     Данные методические рекомендации позволяют студентам грамотно спланировать и включить в содержание  учебно-воспитательной работы с детьми различные виды музыкально – игрового фольклора.

    Рекомендации по использованию детского потешного фольклора в режимных процессах.

            

                    В группах раннего  и младшего дошкольного возраста  необычайно важно создать условия для психологического комфорта  ребенка и для его быстрой адаптации к условиям детского сада. В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки - потешки  с конкретными детскими именами ( «Как у нашей Катеньки», « Ехал Ваня», «Васенька – дружок»). Речевой материал должен  быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту.

     В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки, небылицы шутливого содержания(« Сорока», «Дед Данила», «Шла кукушка», «Пастушок  - дружок»).

    Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, напевно.(«Ай, котик», «Баю, баю», «Дрема»и др.)

    В процессе умывания детей можно напеть детскую потешку «Водичка – водичка» и др.

    Рекомендации по организации музицирования детей на русских народных инструментах в группе.

    Задание№1.

    Проанализировать, какие русские народные инструменты есть в музыкальном уголке группы. Это могут быть: ложки, трещотки, бубен, рубель, бубенцы и др. Для организации свободного музицирования  детей студент может использовать русские народные плясовые мелодии в записи.( СД- диски по программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и программе «Ритмика в детском саду» Н. Суворовой).

    Примерный перечень музыкальных произведений:

    1. «Русская плясовая».

    2. «Во саду ли, в огороде».

    3. «Веселый перепляс».

    4.  «Калинка».

    5. «Озорная кадриль».

    6. «Сударушка».

        Студент может организовать музицирование с небольшой подгруппой детей, выступая либо в роли дирижера и показывая момент вступления того или иного инструмента, либо подыгрывая детям  на каком – либо музыкальном инструменте и задавая нужную пульсацию.

            Виды наглядности:

    - картинки, рисунки, иллюстрации к русским народным сказкам; репродукции с картин художников, фотографии с выступлений фольклорных коллективов;

    - игрушки ( например, матрешка), музыкальные инструменты, театральные куклы, атрибуты,  элементы русского костюма;

    - дидактические игры, пособия.

    Рекомендации по использованию музыкально – игрового фольклора на прогулке.

    На прогулке с детьми  можно использовать календарные песни, связанные с определенным временем года, с красотой окружающей природы:  заклички, приговорки, песни – колядки:

    «Весна - красна»,  «Выйди, выйди, Иванку»,  «Жаворонушки», «Кулик», «Уж ты, тетушка, подай», «Едет масленица», «Дождик», « Радуга», «Солнышко», «Гори, солнце, ярче!», «Божья коровка», « Улитка», «Коршун» и др.

    Наибольший интерес у детей вызовут народные игры с пением. В них могут играть все – от самых маленьких до старших дошкольников .Мир детства невозможно представить без игры. По содержанию народные игры просты, лаконичны и выразительны, занимательны и доступны . Они активизируют мышление ребенка, расширяют  его кругозор. В игре ребенок не просто стремится удовлетворить свою потребность в развлечении, получить удовольствие. Она побуждает играющего использовать определенные усилия для преодоления трудностей. Структура игры позволяет вовлекать детей во взаимодействие. Дети сами регулируют  взаимоотношения,  находят выход из конфликтной  ситуации. Народные игры являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самостоятельности и организованности.

    Навыки и умения, полученные детьми в процессе игры: во время драматизации, декламации, интонирования песенных припевов, исполнения хороводных и плясовых движений, никуда не исчезают, они остаются на всю жизнь.

    Примерный перечень народных игр:

    -  простые игры: «Салки», «Прятки», «Жмурки», «Прыгалки», «Игра в мяч»;

    -игры с элементами театрализации «У медведя во бору», «Коршун», «Волк и овцы», «Белая лебедь и ясен сокол», «Горелки», «Золотые ворота», «Утушка и селезень», « Заплетись, плетень».

    - обрядовые игры: «Бояре», «Игра в сваху», « Жених и невеста», «Искать невесту», «Катилася торба», «Скоморох и гусли»;

             

    Чтобы сделать восприятие  музыки и текста народных игр более эффективным,  можно использовать  как метод чтение художественной литературы. Словесный материал, углубляющий восприятие фольклорной музыки дошкольниками в процессе народных игр, может содержать фрагменты русских народных сказок, былин, легенд, мифов, языческих преданий.

            

            Задание №2.

    Подобрать словесный материал к фольклорным играм.

    1.Островский. Весенняя сказка «Снегурочка». С этой сказкой можно связать такие фольклорные игры, как: «Березовые ворота», «Веночек», «Весна – весняночка», «А я спрячу венок», «Горящий терем», «В огонь», «Перепрыгушки», «Горелки», «Третий лишний», «Гори, гори, ясно», «Идет матушка Весна».

            

                2.А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» -игры  «Лебедушка», «Серая лебедушка и три ягодки», «Белая лебедь и ясен сокол», « Белка на дереве».

             

                3.А. С. Пушкин «Золотой петушок» -  эту сказку можно прочитать перед играми: «Ходит по двору Петух», «Петушок и курочки»

               

                  4. Русские  народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь», «Морозко», «Сивка – Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – Лягушка», «Гуси – лебеди» и др.  помогут в углублении музыкальных образов   таких фольклорных игр, как:

    - «Дедушка Водяной», «Как у дяди Якова», « Летела Баба – Яга», «Царь и Царица», « Скачут кони», «Лошадки», «Мороз – красный нос и  Мороз – синий  нос», «У Топтыгина во бору», « Машенька и Медведь», « Теги – гуси и Волк»,  « Гуси, гуси? Га- га – га!» и др.        

            

            В словесный материал также могут входить стихи русских поэтов: В. Жуковского, А. Пушкина, С. Есенина и др, созвучные музыкальным образам фольклорных произведений, а также загадки, потешки, скороговорки, прибаутки.

    Драматизация (инсценировка) русских народных песен в свободное время;

    Инсценировка  русских народных  песен всегда вызывает большой интерес у детей, повышает  мотивацию к занятиям  музыкальным фольклором,  вызывает стремление проявить свои творческие способности.  

    Рекомендованный музыкальный репертуар:

    РНП «Где был, Иванушка?»

    РНП «Как у наших у ворот»

    РНП «Ой, блины, блины, блины»

    РНП  « Ходила младешенька по борочку».

    Для инсценировки лучше подбирать яркие, быстро запоминающиеся песни, имеющие развернутый сюжет. Студент распределяет роли между детьми, использует костюмы ( элементы костюма). Предварительно с детьми можно обговорить  каков характер твоего героя, особенности звуковедения вокальной партии и воплощения пластического образа.

    Инсценировка песни может включать в себя музицирование на детских музыкальных инструментах , входящие в состав русского народного оркестра (на ложках, трещотках, бубне, колотушках, рубеле, бубенцах ,свирели, гуслях и др.).

    Задание № 3.

    Подобрать 2 дидактические игры, углубляющие музыкальное восприятие детей  дошкольного возраста, и разработать методические рекомендации по их использованию.

            Рекомендации к выполнению.

            Рекомендуемая тематика игр:

            1 группа: «Музыкальное лото»

    «Убери лишний инструмент» ( берутся русские народные                                                                       инструменты)

                           «Составь рассказ по картинкам»

                           «Разрезные картинки» («Собери картинку»)

            Данную 1-ю группу игр объединяет общая цель: формирование знаний о русских народных  музыкальных инструментах, группах инструментов (3 основные: струнные, духовые, ударные); их строении, особенностях звукоизвлечения, что облегчает в дальнейшем музыкальное восприятие ребенка в процессе слушания инструментальной музыки.

            2я группа: « Подбери картинку к русской народной песне»

            2я группа игр имеет цель: формировать знания детей  о жанровых разновидностях русской народной песни  ; знания о календарных праздниках на Руси.        

            В методических рекомендациях студенту следует указать: название игры, возрастную группу, цель игры (в цели указать: образовательные, обучающие и коррекционные задачи), количество играющих, ход игры. Возрастную группу выбирает студент. Игру оформить в отдельной коробке.

    5. Организация и проведение с детьми фольклорных развлечений

    Одной  из форм организации музыкальной деятельности детей являются развлечения .Участие детей в народных праздниках знакомит их с обычаями,  бытом, культурой русского народа, с традициями православной церкви , с главными двунадесятыми праздниками.

    Виды фольклорных развлечений:

    Развлечения, связанные с православными календарными праздниками.

    Например, праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это не только праздник, подводящий итог трудовой страде, праздник сбора осеннего урожая, но и  время свадеб. Можно организовать с детьми фольклорное развлечение с игровыми сватовскими песнями, с девичьими хороводами.

    Под праздник Рождества Христова можно устроить Рождественские посиделки с озорными колядками, игрой в снежки, катанием с горок и т. д.

    Беседы в русской избе, где сама обстановка, окружающие детей предметы быта создают атмосферу русской старины. Во время этих посиделок дети могут вышивать, мастерить, расписывать; при этом напевая тихие лирические, задушевные песни.

    Развлечения – ярмарки, где дети знакомятся с предметами декоративно - прикладного искусства, где звучит русская народная песня в различных своих проявлениях: плясовая, лирическая протяжная, рекрутская, календарная, хороводная. Ярмарки можно украсить выставкой детских работ ( поделками, рисунками). Костюмированные герои: Петрушки, Скоморохи могут зазывать на ярмарку гостей, встречать их веселыми частушками. Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства сопровождается хороводами, народными играми, шутливыми сценками.  

    Примерная тематика фольклорных развлечений:

    Осенины: «Сентябрь – рябинник», «Октябрь – свадебник». «Осенняя ярмарка», «Весела была беседа», «Русская сказка всем сказкам сказка».

    Зимушка – Зима: «Новый Год – коляда», «Зимние святки», «Гадай, гадай, девица», «Рождественские посиделки», «Играем Масленицу».

    Весна Красная: «Весна, Весна, на чем пришла», «Прилет птиц», «Вербное Воскресенье», « Пасхальные игры».

    Летние праздники: «Семик – девичий праздник», «Русская березка», «Купальские  игры и хороводы».

    Литература.

    Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание/. – М., 1989.

    Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду/. – М., 1981

    Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду/Под ред. Т, С. Комаровой.-М.: Мозаика – Синтез, 2006.

    Комиссарова Н. Л., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников//. – М., 1986.

    Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.// – М., 1982.

    Медведева М. Солнышко – ведрышко.// М.:Музыка., 1984.

    Науменко Г. М. Русские народные детские игры с напевами//.-М.: Либерея, 2003.

    Науменко Г. М. Родничок.// М.: Музыка.,1986.

    Науменко Г. М.Жаворонушки.//.: Музыка.,1993.

    Радынова О. П. Слушаем музыку.// – М., 1990.

    Радынова О. П. Музыкальное развитие детей// – М., 1997.

    Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.// – М., 1989.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Организация фольклорных музыкальных игр и инсценировок с детьми в ДОУ

    Детский музыкальный фольклор является интереснейшим и ценнейшим материалом для развития музыкальных способностей и форми...

    Организация фольклорных музыкальных игр и инсценировок с детьми в ДОУ

    Детский музыкальный фольклор является интереснейшим и ценнейшим материалом для развития музыкальных способностей и форми...

    Урок-игра по учебным дисциплинам: Техническое оснащение и организация рабочего места, «Организация хранения, контроль запасов и сырья», «Технология приготовления пищи».

    Игра предназначена для обучающихся 2-го курса по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».Цель ...

    Диагностика музыкальных способностей детей

    Учебное пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности «Музыкальное образование»...