Развитие музыкальных способностей у детей
учебно-методический материал на тему

Канева Елена Юрьевна

Методический доклад в сфере дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_muzykalnykh_sposobnostey_u_detey.doc85.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН

  1. Введение
  2. Памятка для родителей и педагогов
  3. Что такое музыкальность
  4. Звуки шумовые и музыкальные
  5. Сила звука и динамический слух
  6. Высота звука и звуковысотный слух
  7. Длительность звука и чувство ритма
  8. Тренируем слуховое внимание
  9. В гости к музыке
  10.  Правила поведения при встрече с музыкой
  11.  Советы тем, кто хочет научиться петь
  12.  Творчество при восприятии музыки
  13.  Литература

Введение

Исследования известных учёных педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

  Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное её воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

  Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на  интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

  Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

  Наиболее благоприятного периода  для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

  Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.

             

Памятка для родителей и педагогов

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше.

«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на кусочки от сильного ветра и землетрясения», – считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.

4. Не «приклеивайте» ребёнку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?

Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявить себя в различных  видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

  Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием.

  Однако главное, по мнению учёных, заключаются в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе неё. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят  педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».

  Итак, постараемся запомнить главное:

Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным      он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Звуки шумовые и музыкальные

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий.

  Умение различать особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляют основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

  Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные.

Прочитайте с детьми стихотворение Е. Королёвой.

  Все на свете дети знают

  Звуки разные бывают.

  Журавлей прощальный клёкот,

  Самолёта громкий рокот,

  Гул машины во дворе,

  Лай собаки в конуре,

  Стук колёс и гул станка,

  Тихий шелест ветерка.

  Это звуки шумовые

Только есть ещё другие:

Не шуршание, не стуки –

Музыкальные есть звуки.

Выполните с детьми следующее задание. Рассмотрите рисунки и попросите ребёнка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные (см. приложение).

Сила звука и динамический слух

Тихий и громкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками.

  Динамические оттенки в музыкальной речи – это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её более выразительно.

Сила любого звука составляет одно

Из важных его свойств, одну из особенностей.

Расскажите ребёнку, что от слияния двух слов: форте (громко) и пиано(тихо) – произошло название известного всем клавишного инструмента – фортепиано. Значит, вместо фразы «играю на фортепиано» можно сказать «играю на громкотихе». Получается очень забавно. Правда, необходимо сказать ребёнку, что настоящие музыканты всегда произносят название инструмента правильно: фортепиано.

  Итак, для того чтобы развить у ребёнка умение отличать разные по силе звуки, выполните с ним несколько игровых заданий, поиграйте в специальные, развивающие эти способности игры.

                 

Читаем сказку

Научитесь вместе с ребёнком читать сказку с динамическими оттенками, меняя силу голоса на выделенных словах (можно обозначить их цветом).

Читая сказку второй раз, вместо русских слов «тихо», «громко» произносите итальянские «пиано», «форте» и меняйте при этом силу голоса.

Сказка про кота

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень ТИХО всегда он ходил.

ГРОМКО, настойчиво кушать просил,

Да ЧУТЬ  ПОТИШЕ на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

ГРОМКО  крича он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши ТИХО взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!».-

И врассыпную они понеслись.

(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.)

Мыши ТИХО вышли из норки,

ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,

Потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались.

До вечера ГРОМКО над ним потешались.

Вот и вся сказка!                                         Е.Королёва.

                            (Приложение).

      Игра: «Громкая и тихая музыка»

Цель. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи.

Игровой материал: карточки одного цвета, но различных по насыщенности оттенка.

Ход игры. Играющим раздаются карточки и объясняется их назначение. Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки  изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз  ребёнок внимательно прислушался к ним. При повторном исполнении он выкладывает квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

                                  (Приложение).

                         Высота звука и звуковысотный слух

Чтобы узнать ещё об одной тайне звука, поиграйте с ребёнком в игру-диалог.

Представьте, что встретились два человека: один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человека, а тот – отвечать ему тоненько, нежно.

Каждый музыкальный звук обладает высотой.

Именно она отличает один музыкальный звук

от другого и любой шумовой от музыкального.

Прочтите с ребёнком  сказку про девочку Нину, кошку и пианино Н.Кончаловской, чтобы ребёнок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими.

                                   (Приложение).

Игра: «Лесенка» 

«Вот иду я вверх, вот шагаю вниз».

Спойте с ребёнком движение персонажа по лесенке вверх и вниз несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки.

Длительность звука и чувство ритма

Любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности (длительности).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.

Елена Алексеевна Королёва придумала интересную сказку, в которой рассказывается, как дружно жили и не тужили в семье разные длительности. Прочтите с детьми эту сказку. Сказка «Дружная семья».

                               (Приложение).

Поиграйте с ребёнком.

Игра «Кот идёт?». Используя сказку Е. Королёвой «Дружная семья» потренируйтесь в составлении ритмических рисунков.

Играйте на любом музыкальном инструменте звуки целыми длительностями, изображая тем самым «шаги прабабушки». Считайте при этом вслух.

Ученик  играет на другом инструменте, или другой клавише фортепиано, изображая поочередно «шаги мамы» (четверти) или «шаги бабушки» (половинные),  «шаги ребят» (восьмые). Ребёнок должен угадать, кто шагает рядом с «прабабушкой», «бабушкой» и т.д.

Попросите ребёнка назвать длительности, которыми «шагают» герои сказки в исполнении взрослых.

Игра: «Имена и ритмы».

Сколько слогов в имени Клим? Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придётся  на имени  Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Сколько хлопков надо сделать, заменив слово « Оля»? Верно, два. Какой слог  имени Оля ударный, а какой безударный?

  Давайте заменим хлопки в записи значками-чёрточками. Первый слог будет не только громче, он будет и длиннее, когда мы пропеваем имя, потому что он ударный.

  А теперь отгадайте, где на рисунке зашифровано имя Клим, а где Оля. Подпишите нужное имя под рисунком.

Тренируем слуховое внимание.

Музыка всегда начинается с ТИШИНЫ!!! В ней она рождается и растворяется тоже в ней.

Попробуйте научить вашего ученика внимательно прислушиваться к окружающим его звукам.  Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ученик, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. Это звучащая тишина. Наверняка, для вас не составит особого труда придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребёнка умение внимательно слушать и слышать.

Примечание. В тот момент, когда у ребёнка закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (скомкайте лист бумаги, скрипните дверью, проведите карандашом по стеклу окна и т.д.). Попросите ученика догадаться, какие звуки он слышал. Такие загадки должны ему понравиться. Если вы заметили, что ребёнок начинает уставать, поменяйтесь с ним ролями.

В гости к музыке

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Если вы хотите, чтобы сердце ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку!

  Возможно, некоторые советы помогут вам и ребёнку войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

1. Объясните маленькому ученику, что ЛЮБОЕ музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, пусть ребёнок постарается услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

5. В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной.

 Возьмите пластинку с записью известного сочинения П.И. Чайковского «Детский альбом». Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С.С.Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребёнком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Р.Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Весёлый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В детском альбоме А.Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычайное происшествие», возможно, кого-нибудь даже чуть-чуть напугает. А произведения  композитора С.Майкапара «В садике», «Маленький командир», «Пастушок» будут близки и понятны даже самым маленьким.

6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, но и за высотой звуков, быстротой их смены.

7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

  Большим праздником в жизни ребёнка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Конечно, перед или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит.

8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения и исполнения разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Всё это может расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

               Правила поведения при встрече с музыкой

В театрах, в концертных залах существуют определённые правила поведения.

Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

  Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шёпот, обмен мнениями, шелест страницами и т.д. Всё это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

  Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижёра и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведённой сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того как начнёт звучать музыка. Аплодисменты, вызов на сцену в заключении концерта – лучшая награда артистам.

Советы тем, кто хочет научиться петь

Каждый человек, родившись, получает от матушки–природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Многие педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

  Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая  выразительным интонациям голоса взрослого. Помните, что объём детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного отношения.

Познакомьтесь с несколькими советами,

которые могут оказать помощь вашему

ученику в овладении навыками выразительного пения.

Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребёнка.

  При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно нужно объяснить ребёнку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (например, скачкообразный характер мелодической линии).

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объём звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребёнка.

В пределах возрастного диапазона голос ребёнка звучит естественно, ненапряжённо, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть,

прежде чем споёте ребёнку песню.

Первоначальное исполнение обязательно должно

быть ярким, выразительным.

Только при этом условии у ребёнка появится

интерес и желание выучить песенку.

Разучивая с детьми песню, помните:

1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог (в таком случае всё внимание ребёнка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы  ребёнок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребёнок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуясь жестом. Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребёнка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открытый рот.

5. Дышать нужно спокойно, не поднимая  плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в лёгких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя.

                       (Поиграйте с одуванчиком).

6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются  небольшие, на 3-5 звуках, распевки.

7. Правильное положение корпуса ребёнка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени, ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

Творчество при восприятии музыки

«Рисую»  музыку.

Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (это небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков(например, фрагменты из «Времён года» Вивальди, музыкальные картинки «Карнавала животных» К.Сен-Санса) или произведения для детей русских и советских классиков: А.Римского-Корсакого, М.Мусоргского, П.Чайковского, А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Кабалевского.

  Проанализируйте с учеником, каким был характер музыки, какие настроения и переживания оно разбудило.

  Теперь предложите ребёнку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и выражать свои чувства.

Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая, призывная – совсем других изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребёнок почувствовал и передал по-своему  блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Определи форму

Основной принцип построения любой музыкальной пьесы или крупного сочинения – повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут повторяться  мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведений. Чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушиваться в исполняемую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.

Если музыкальное произведение, небольшое по объёму, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную, и например, так обозначить графически: квадратом.

  Двухчастную форму можно изобразить как квадрат и круг.

Трёхчастную обозначим как треугольник – круг – треугольник. Можно изготовить карточки.

  Прослушайте с учеником яркую фортепианную пьесу из «Детского альбома» П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и попытайтесь определить форму этого произведения. Предложите на выбор ребёнку эти схемы.

Затем попросите ученика сочинить пьеску, используя для этого любую из предложенных форм: одночастную, двухчастную, трёхчастную. Играть удобнее на ударных инструментах. С их помощью легко сочинить и озвучить любой ритмический рисунок.

Примечание. Собственная фантазия и находчивость в случае необходимости поможет вам заменить маракасы, бубны, кастаньеты, треугольники и другие ударные кубиками, ложками, палочками, стаканчиками, в общем  всем, что может шуметь, греметь, и по чему можно с удовольствием постучать.

Литература

Абрамян Г.В. Солнечный круг. М.: Малыш, 1985.

Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.:      Просвещениие, 1982.

Королёва Е. Музыка в стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.

Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. Ярославль : «Академия развития», 1997.

Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.

Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте

Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении  ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"

Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....

Методическая разработка Развитие музыкальных способностей детей на примере ансамбля Ложкари

В методической разработке описаны личные примеры в работе с детьми. Для начинающих руководителей будет полезет указанный в разработке материал....