Методическая разработка урока"Стилизация фигуры человека в декоративной и станковой композиции"

Беляева Ирина Борисовна

Задачи урока

            Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человека

  • Овладения умениями органического введения декора в композицию и стилизацию фигуры человека
  •  Основные принципы организации декоративной и станковой композиции

Понятия стилизации и стиля.

 

Стилизация это декоративное обобщение  изображаемых  объектов( предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

Стиль- общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед  Б.Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник, имеющий свой стиль- творец.

Стилизацию можно разделить на два вида:

  • Внешняяповерхностная, не имеющая характера и построенная на подражании  готовых образцов (например – стилизация по мотивам хохломской росписи).
  • Декоративная в которой все элементы произведения подчинены условиям уже  имеющегося художественного ансамбля

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_stilizaciya_figury_cheloveka.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №8

Конспект урока

по предмету:

«Живопись и рисунок»

«на тему:

«Стилизация фигуры человека в станковой и декоративной композиции»

Подготовила преподаватель  высшей категории

Беляева Ирина Борисовна

   

Санкт-Петербург

2012год

Вид деятельности: использование  технологии  мастерских

Тема урока:  «Стилизация фигуры человека в станковой и декоративной композиции»

Цели урока: Развитие творческих способностей в процессе образования средствами разнообразных видов и стилей художественной деятельности.

 Задачи  урока предметные:

  1. Закрепление умений и навыков в изображении фигуры человека в различных ракурсах.
  2. Развитие  воображения , творческого подхода к художественной деятельности.
  1. Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человека

Овладения умениями органического введения декора в композицию и стилизацию фигуры человека 

Межпредметные:

  1. Формировать умения анализировать, обобщать
  2. Развивать зрительную  память, мышление, наблюдательность
  3. Развивать воображение, творческие и художественные способности 

Оборудование

Для преподавателя: презентация на компьютере,наглядные пособия

Для студентов:

Бумага ватман, формат: А-3, карандаш, резинка, гуашь ,щетинная кисть, палитра.

План  урока: 

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа над новым материалом с показом презентации
  4. Закрепление  Фронтальная работа
  5.  Итог урока . Рефлексия

Ход урока

Этапы урока,

учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент

Подготовка

 презентации

Проверяют рабочее место

2.Актуализация знаний

Вступительная

 беседа

3.Работа над новым материалом

Показывает подготовленную презентацию

Смотрят, слушают, обобщают знания

Включаются в работу

Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса

Высказывают свое  мнению и комментарии к презентации

4.Закрепление .

Фронтальная работа

Выполнение композиционного рисунка и цветового эскиза

5.Итог урока.

Рефлексия

Анализ работ учащихся. Обсуждение успехов и неудач в работе. Вопросы

Активно подводят итоги урока. Анализируют работы учащихся Высказывают свое  мнение.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Подготовка  презентации, проверка готовности к уроку.

  1. .Актуализация знаний  Вступительная беседа

Сегодня мы с вами продолжим работу над изображением фигуры человека, и рассмотрим основные принципы организации декоративной и станковой композиции для выполнения работы по стилизации фигуры человека. На прошлых уроках мы изучили анатомические особенности фигуры человека, выполнили наброски в различных ракурсах в статике и в динамике. И теперь мы приступаем к выполнению итоговой работы, в которой вы должны продемонстрировать умения и навыки  в живописи и рисунке по изображению стилизованной фигуры человека.

  1. .Работа над новым материалом

Сообщение темы с показом презентации

Основные принципы организации декоративной и станковой композиции.

Понятия стилизации и стиля.

В декоративной композиции важную роль играет то , что  творчески можно переработать любое изображения окружающей действительности   и  внести в нее свои  мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. С понятием стилизации вы уже знакомы. Мы выполняли стилизацию натюрморта, пейзажа и портрета в жанре оптических иллюзий

Стилизация  это декоративное обобщение  изображаемых  объектов( предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

Стиль - общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед  Б.Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник, имеющий свой стиль- творец.

Стилизацию можно разделить на два вида:

  1. Внешняя поверхностная, не имеющая характера и построенная на подражании  готовых образцов (например – стилизация по мотивам хохломской росписи).
  2. Декоративная  в которой все элементы произведения подчинены условиям уже  имеющегося художественного ансамбля

Декоративная стилизация отличается от стилизации  вообще связью  с пространственной  средой . Стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства В декоративной композиции вопросу стилизации фигуры человека следует уделить  большое  внимание. В декоративной стилизации есть два пути:

  1. Изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем декорировать.
  1. Сразу выполнять стилизованную, декоративную заготовку, отталкиваясь   от природных особенностей объекта.

 В отличии от станковой композиции в декоративной прежде всего отсутствует  световоздушная  перспектива, и все объекты как переднего, так и заднего плана , изображаются с одинаковой точностью. Стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов; выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент.

 Главной  целью  реалистического  рисования в станковой композиции  является  достоверная  передача  изображаемых объектов на плоскости с помощью тональной модуляции (передача объема)

Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной  выразительности  при  которой, достоверность не является главной задачей. Графические изображения  объектов (фигуры человека) в декоративной композиции могут быть  с использованием различных вариантов декора: штрих, точка, линия. Трансформация   должна  производиться   за счет выявления и усиления  природных  качеств объекта, возможность изменить  форму предмета с целью  выделения  его  характерных  особенностей. Использование  рисующих линий  и декора  должно  быть направлено  на  усиление выразительности объекта  Наносимый декор  может быть отвлеченного характера, но не должен выступать в противоречие с формой; верно найти масштаб, относительно самого объекта  и соответственно подобрать толщину линий ,чтобы декор не разрушал форму объекта. При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботится  об их  цельности  в  избежание   дробности  при  восприятии всего листа.

Учебные задачи:

  1. Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человека
  2. Нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива.
  3. Передача пластической формы, ракурсных поворотов, композиционного строя  фигуры человека
  4. Овладения способами художественной  обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств.
  5. Овладения умениями органического введения декора в композицию и стилизацию фигуры человека

               4. Закрепление . Фронтальная работа

Выполнение композиционного рисунка и цветового эскиз

Основная задача, которая ставится в тематическом рисовании- определение сюжетно- композиционного центра композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц.

 Поэтому, изображая фигуру человека в композиции необходимо определить:

  1. Масштаб изображения к формату листа
  2. Анатомические особенности фигуры человека в различных ракурсах, пластику движения.
  3. Общее колористическое решение композиции.
  4. Светотеневая моделировка фигуры человека и фона, передача объема , освещенности и фактуры.

 

 1 этап работы

«Построение фигуры человека  в различных ракурсах.»

Учебные задачи:.

 Конструктивное  построение  фигуры человека в  различных ракурсах.Передача пропорций. Светотеневая моделировка формы фигуры

Последовательность выполнения изображения строения фигуры в различных ракурсах:

  1. Анализ анатомического строения Определение основных пропорций фигуры(нахождение  осевых линий   построения. крестовины)
  2. Выполнение конструктивного построения фигуры человека по геометральному  методу.
  3. Прорисовка анатомических особенностей строения тела, моделировка фигуры.
  1. Светотеневая моделировка фигуры ,передача объема

2.Этап работы

« Приемы сатирического рисунка» ( карикатура,  шарж ).

Учебные задачи:

Закрепление навыков в рисовании фигуры человека по памяти и по представлению. Формирование умений и навыков в передаче характерных особенностей,образа  персонажа. Обобщение формы и выделение характерных особенностей объекта с помощью условных графических  приемов(линия, пятно, силуэт).

.3 Этап работы

 Стилизация фигуры человека в декоративной композиции

Создание образа, передача  характера  используя процесс стилизации, импровизации и превращения. Передача объема ,фактуры и декора в технике «сухая кисть». Трансформация   должна  производится   за счет выявления и усиления  природных  качеств объекта, возможность изменить  форму предмета с целью  выделения  его  характерных  особенностей

4 Этап работы

      Цветовой эскиз стилизации фигуры человека

В процессе творческой деятельности учащиеся должны овладеть     цветовой    граммотой,  знать  свойства  определенных   цветовых сочетаний и способы и взаимодействия в композиции; учитывать связь формы и цвета, закономерности  построения  гармоничных соотношений.

 Основные признаки цвета.

  1. Цветовой тон ( качество хроматического цвета)
  1. Насыщенность( степень наличия пигмента)
  2. Светлота (напряженность  цвета)

Для достижения живописного единства эскиза- необходимо соблюдать основной метод работы, основанный на системе живописных отношений:

  1. тоновое сравнение различных цветовых пятен
  1. цветовое сравнение между различными цветовыми пятнами
  2. яркостное сравнение

Стилизацияв цвете может быть доведена до крайней условности; плоскостное декоративное  изображение фигуры  строится на  преобладании  линий, цвет  вводится как декоративное пятно, и  богатство тонов не велико, использование объемов умело связывается с общей  плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный  характер работы. Основная цель, которая ставится  при выполнении  декоративной композиции - это овладение процессом стилизации реальных  природных  форм в  декоративные,  в умении  воплощать  в художественных образах творческие задачи.

4. Итог урока. Рефлексия

Анализ и оценка эскизов

Подведем итоги нашего урока по изображению стилизованной фигуры человека.

Вопросы:

  1. Основные этапы работы по созданию композиции.
  2. Последовательность рисования фигуры человека.
  3. Что такое стилизация? Приемы стилизации.
  4. Основные признаки цвета?


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Изготовление копии монументально-декоративной композиции, посвящённой пожарным»

Настоящее пособие предназначено педагогам для организации и проведения занятий по конкретной теме: "изготовление копии м...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ДИНАМИКЕ»

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ДИНАМИКЕ» основана на станковой к...

Методическая разработка урока по теме «Освобождение человека от действия электрического тока» учебная дисциплина «Охрана труда»

 Методическая разработка урока теоретического  обучения по разделу «Основы электробезопасности» предназначена ...

Основы композиции

 Глава 1. Понятие предмета композицияТермин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составле...

Риторические фигуры

Небольшая подборка материала по стилистическим фигурам,применяемым для усиления экспрессивности высказываний. Примеры вз...

Сценарий музыкально-литературной композиции "Пока горит свеча"

Сценарий музыкально-литературной композиции "Пока горит свеча", посвященный Дню всемирной поэзии. Можно проводить в рамк...

Конспект литературно-познавательной композиции для студентов педколледжа по теме «Это вечное слово «Мама»

         Тема воспитания уважительного и заботливого отношения к матери актуальн...

"О Боге, вере и христианстве". Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 1025-летию принятия христианства

2013 год в Русской православной церкви объявлен юбилейным. 1025 назад, в далеком 10-м веке, Русь трудами святого равноап...