Главные вкладки


    Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"

    Демчинская Лилия Владимировна

    Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позволяющие каждому учащемуся на уроках сольфеджио познать интерес, успех и любовь к сольфеджио. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Сольфеджио в ДМШ32.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отдел образования Управления по социальным вопросам

    Администрации муниципального образования

    «Городской округ Дзержинский»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»  

    Методический доклад по  теме: преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе

    «Сольфеджио, или любовь с первых нот»

    Подготовила

    преподаватель теоретических дисциплин 

    Демчинская Лилия Владимировна

    г. Дзержинский 2012

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Предмет сольфеджио

    1. Преподаватель в музыкально-воспитательном процессе

    1. Основные требования к уроку сольфеджио

    1. Из личного опыта о некоторых методических находках и приемах

    1. Виды контроля  учебной работы

    1. Заключение

    1. ПРЕДМЕТ СОЛЬФЕДЖИО

            Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей.

            Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного  процесса  путем  специальных  упражнений.  Развитый слух дает  возможность  воспринимать  и  осознавать  музыку,  переживать  ее.

            Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством  музыкального слуха. Без них не обходится ни один  музыкант.         На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем.  Привитые  желания  и  умение  желать  и творить  скажутся в  любой  сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми.

             Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного  и  осмысленного исполнения.

             Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной,  велико  его значение и для занятий по другим музыкальным  дисциплинам.  Н.А. Римский-Корсаков  считал  сольфеджио  могущественным  средством  развития  музыкальности.  Он  называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И  на  самом  деле  на   уроках сольфеджио активность музыкального слуха сильно возрастает.

            

    2.   ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

    В  МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

            В  любой  учебно-воспитательной  деятельности  решающим фактором  является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым,  творческим  и  в меру требовательным  человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей!

    Огромную  роль  в  успешной  преподавательской   работе  играет его умение наладить с детьми контакт, найти  с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать.  Основано  это  умение  на  уважении  к  личности  ребенка. Все  дети талантливы по-своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.

            Сложный  комплекс знаний и навыков, определенный  программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства,  большой  творческой  инициативы,  любви  к  своей  работе, терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования  в  процессе  обучения  технических  средств.  

            Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку,  Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.

             

    3. ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОКУ

            

    Урок  сольфеджио,  имея  сложную  структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные  виды  занятий:  пение  по  нотам  с  соблюдением  чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения,  слушание  музыкальных  произведений  и  распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально  подготавливая  их,  настраивая  интонационно  к предстоящей работе.

            В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между  интонированием  и  музыкальным  слухом.  Являясь  первоосновой певческой  интонации,  музыкальный  слух  сам активно совершенствуется  под  воздействием чистого пения. Поэтому привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших  задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания  и  затруднений  учащихся  при   интонировании – это  слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном  этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание,  звукоизвлечение,  фразировка,  посадка  при пении, сознательное  отношение  к  нотному  тексту.

            На   уроках сольфеджио очень  важно  научить  детей  верно   петь   с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно  поется  в  данный  момент.  Поэтому  чтение с  листа   необходимо  проводить  регулярно  и  систематически.

            Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального  материала  являются  доминирующим  разделом  работы  на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей  тренировкой  памяти  путем  пения  вслед  за слушанием.

            В этой  части  занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием  слуха  и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный  фактор,  то  диктант  воспринимается  только  на слух.  Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений,  требующей  тщательной  предварительной   подготовки.

            Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной  речи  и,  в  то  же  время,  пополняют  знания детей  в области  музыкальной  литературы.

            Уроки  сольфеджио  должны  приносить удовлетворение,  как  детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой.        

            Очень  важно  учитывать  в  учебном  процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики,  но  и  с  точки  зрения  его  воздействия  на  эмоциональную сферу  детей.  Если  учебный  материал  подается  педагогом  в интересной  форме,  если  он  затрагивает  не  только  ум,  но  и  чувства учащихся,  усвоение  будет легким,  а  знания  будут  более  прочными.

             Занимаясь  музыкальным  воспитанием  и обучением детей, педагог-теоретик  должен  также  помнить  и  о  формировании личности.  Весь  проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным  их  восприятию,  иметь  широкое   воспитательное  значение. Быть  глубоким  по содержанию. А  не  узко ограниченным только задачами  развития отдельных профессиональных навыков.        Успех  обучения  во  многом  зависит от согласованности требований  педагога  со  способностями  детей  принять  эти  требования, от  разбуженного  в  них  энтузиазма  и  верно понятой ими необходимости  обучения,  чтобы  учащиеся  учились  с  воодушевлением и  получали  радость  от  самого  учебного  процесса.

    4. ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА О  НЕКОТОРЫХ  МЕТОДИЧЕСКИХ  НАХОДКАХ  И  ПРИЕМАХ  

            Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно доступность формулировок теоретических понятий максимально  облегчают  их  восприятие  и  усвоение.  

             Лад. Тональность.

            В младших классах я определяю понятие лада – это когда звуки  ладят  между  собой, дружат. И обязательно предлагаю детям послушать  и определить «дружат звуки или не дружат?»  Исполняю  До мажор, например, а потом неправильную  тональность с включением «чужих» звуков.  И далее уже можно рассказывать про настроение мажора, минора. После того, как все определились с мажорным и минорным ладом – говорим о звуках. В чем их отличие? Конечно в высоте! А теперь все очень просто: вся информация о тональности находится на поверхности. И в итоге дети сами ее находят. Что такое До мажор?  Это мажорный лад от звука «До». Вот и определение тональности.  

            Нотный период, ритмический рисунок.

            В младших классах я использую на уроках цветные магниты, которые обозначают ноты. Они прекрасно располагаются на нотном стане магнитной доски.  Дети младшего возраста с удовольствием выставляют нотки, нарабатывая первые опыты в ритмическом и мелодическом диктанте. Штиль и флажки добавляем мелом. Такой метод вносит разнообразие в ход урока и каждый ребенок стремится к доске показать свои умения и знания. Также можно использовать магниты с изображением смайликов для выставления тонов и полутонов. О  теме тонов и полутонов сейчас и пойдет речь.

            Тон, полутон. Интервалы. «Линейка полутонов и интервалов»

            Тема «тонов» и полутонов» в младших классах очень важна. И здесь важно не столько объяснить эти понятия, как дать их почувствовать. Здесь можно применить сказку про тон и полутон, которую могут, например, сочинить дети, использовать пение попевок в секвенциях на интонациях тона: «я це-лый тон, пой  со  мной», полутона: «полу-тон грустный он», можно предложить детям сделать рисунки веселого Тона и всегда грустного Полутона (хотя бы в виде хорошо знакомых им смайликов).         Далее эта тема активно работает в теме «Интервалы». И если кто-то усвоил неуверенно - начнутся обязательно проблемы.  Есть еще вопрос о тонах и полутонах в интервалах. Как детям объяснять качественную величину? Кто-то из преподавателей объясняет исключительно на полутонах. Как правильно сказать: «в чистой кварте два с половиной тона» или «пять полутонов». И так правильно, и так. Это не является ошибкой. В учебных пособиях имеются разные обозначения количества. Но я считаю, что логичнее видеть целое, а потом детали. Поэтому понятие ТОН не игнорирую. Но в практике мы общаемся с разными учениками (переход от одного преподавателя к другому, перевод из другой школы и т.д.), и встречаются ребята, которых изначально приучили думать только полутонами, но и эта система далеко не прочно освоена, а переучиваться на тоны и полутоны им уже сложно (всегда интересуюсь как им будет проще и быстрее выполнить задание, по какой системе?) И вот столкнувшись с проблемой         уже в средних и в старших классах по теме тонов, полутонов и интервалов  я разработала методическое пособие для учеников - «Линейку полутонов и интервалов». Это пособие предназначено только для тех детей, которые привыкли мыслить полутоновыми категориями.

    0        1         2         3         4        5        6        7        8       9     10     11      12

    ч.1      м.2        б.2        м.3           б.3        ч.4     тритоны    ч.5      м.6        б.6       м.7       б.7      ч.8

            В старших классах выделяя цифру 6 – рассказываю про тритоны и все что с ними связано:  с начала XVIII века эти интервалы называли «чёртом в музыке» (лат. diabolus in musica) или «дьявольским интервалом». В средневековье и  до эпохи барокко включительно тритон был запрещён в музыкальных композициях.

    Это пособие очень многим ученикам помогает быстро вспомнить качественную величину и построить любой интервал. Начиная с «квинты» и выше, я все же рекомендую использовать тему «обращения интервалов» для быстроты решения азадач по интервалам.

            Доминантсептаккорд и его обращения

            При объяснении этой темы – некоторые ученики сложно запоминают названия обращений. С одной стороны, казалось бы, что тут сложного? В состав обращений входят интервалы, которые дают название этим аккордам. Но встречаются в практике такие ребята, которым сложно запомнить порядок обращений с их названиями, они их меняют местами. В таких случаях я прибегаю к простому наглядному примеру. При этом я ничего не объясняю, а предлагаю им самостоятельно все УВИДЕТЬ.  На доске пишу буквенное обозначение аккорда и три обращения (без цифр).

    D             D             D             D

    Потом акцентирую внимание «внимательно следите за моей записью» и начинаю выставлять цифры по очереди в каждом аккорде.

    D 7            D6/5             D4/3             D2

    И дети с восторгом отмечают их порядок от 7 до 2. «Это же так легко!» Теперь остается назвать интервалы по цифрам и проблемы больше нет.

            Слуховой анализ

            Эта форма работы на уроках у многих учеников вызывает чувство неприятия. Почему? Потому что не получается. Не нравится то, что не получается. В работе над слуховым анализом я разработала свою систему, основанную на мотивации успеха. После определения интервалов в письменном виде – я называю правильные ответы, ученики сами отмечают ошибки и ставят себе оценки. На следующем уроке мы сравниваем результат. И когда результат улучшается – у детей появляется уже мотивированный интерес к слуховому анализу, результат заметно улучшается. И они с нетерпением ждут на уроке именно это задание. В итоге эта форма работы становится самой любимой. Активизируется развитие слуховых навыков. Повышается мотивация к слуховой деятельности.

            

            Сольфеджирование и интонационная работа.

            Очень важно научить детей осознанно ориентироваться в нотных примерах. В интонационных упражнениях полезно использовать вертикальную линейку ступеней. Обычно я приглашаю «помощника» к инструменту, чтобы ученик играл тонику или необходимую ступень тональности. Ученикам предлагается петь ступени лада которые я показываю на доске. Для этого упражнения я использую изготовленную табличку ступеней.

            После такой подготовки можно переходить к чтению с листа, но с обязательным предварительным анализом текста, что обеспечит более высокий  результат.
            В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко и невысоко, т.е. избегаю высокой тесситуры и широкого диапазона  в  мелодиях, требующих большой гибкости голоса и настоящих  вокальных  данных,  навыков  и  умений.

            Чтобы аналитическая  работа  проходила  успешнее  и  эффективнее, требую  от  учащихся  заниматься  ею  при  самоподготовке  дома.  Плюс  к этому – определение отдельных звуков в разных регистрах заданной тональности и интервалов, играя их на инструменте, не глядя на клавиатуру.  Также  полезно  пение  интервалов  и  аккордов  вверх  и  вниз  от  заданного  звука,  проверяя  их  на  инструменте  и  убеждаясь  в их  правильности.

    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  КОНТРОЛЯ  НАД  УЧЕБНОЙ  РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ

            Уроки сольфеджио, так же как и любые другие предметы, нуждаются в такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением  своих  учащихся  на каждом этапе работы, т.е. учет знаний, навыков, умений должен включаться во все звенья учебно-воспитательного  процесса.

            Главное – это систематически выявлять уровень музыкального мышления учащихся и соответствующим образом оценивать его. Учет знаний имеет целью не только установить, что именно освоено недостаточно. Но и найти причину этого. Чтобы в дальнейшей работе устранить  недостатки  в  навыках  сольфеджирования,  пения  по  нотам  с листа,  нотно-музыкальной  грамоты  и  слушания  музыки.

            

             Проверять и оценивать знания учащихся на уроках сольфеджио можно  в самых  различных  формах:  и  в  текущей  работе,  и  в подведении  итогов  в  конце  четверти,  полугодия  или  года.  Проверку  и оценку знаний важно проводить так, чтобы и при индивидуальном опросе  активно  работала  вся  группа. Систематический  опрос  побуждает  учащихся  к  регулярной  работе.

     Крайне важно, чтобы отметка не только показывала уровень подготовленности учащегося, но и способствовала его дальнейшему  музыкальному  росту.  Вопросы  по  теории  стараюсь всегда  увязывать  с  музыкой.

            

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            В  заключение  хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности  слуха,  развитые  вследствие  сложных  многолетних  его тренировок,  позволяют  не  только  слышать,  воспроизводить  голосом понравившуюся  музыку,  но  и  понимать  ее,  проникая  в  заповедные   ее  тайны.  И для того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность.  И важно давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем.

             "Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин).

            ЛИТЕРАТУРА

     1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999. 

     2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.

    3. Н.Ф.Тихомирова .Основные методы обучения  сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.

    http://www.rusnauka.com

    V «Международная научно-практическая интернет-конференция»

    «Новейшие научные достижения – 2009»

     

    4. Интернет-ресурсы: 

    http://skryabincol.ru/index.php?option=com

    http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по сольфеджио 3 класс

    Презентация к методической разработке на тему: "Использование игровой ситуации на этапе оценки, проверки знаний учащихся...

    Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио.

    В работе освещается проблема развития музыкальных способностей учащихся на уроках сольфеджио. Исследуется рольтворческой...

    Билеты по "Сольфеджио" для 3 класса ОНИ (переводной экзамен)

    Здесь отражено содержание экзаменационных билетов по сольфеджио в третьем классе пятилетнего срока обучения...

    Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах.

           Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача...

    «Западноевропейские знаковые системы XIX–XX вв. в методике преподавания сольфеджио в младших классах»

    Как историческая категория музыкальная педагогика про­шла многовековой путь развития в различных цивилизациях и была свя...

    Доклад

    Обобщение  результатов  научно-  практической  конференции  в  ТОГБОУ СПО  «Жердевски...

    Методический доклад Индивидуальный подход к ученику

    Методический доклад:  «Индивидуальный подход к ученику»   Доклад «Индивидуальный подход к ученику» представл...

    Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.

    Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для ме...

    Произведения первых послевоенных лет

    Данная презентация посвящена характеристике произведений первых послевоенных лет....