Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"

Демчинская Лилия Владимировна

Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позволяющие каждому учащемуся на уроках сольфеджио познать интерес, успех и любовь к сольфеджио. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Сольфеджио в ДМШ32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Управления по социальным вопросам

Администрации муниципального образования

«Городской округ Дзержинский»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»  

Методический доклад по  теме: преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе

«Сольфеджио, или любовь с первых нот»

Подготовила

преподаватель теоретических дисциплин 

Демчинская Лилия Владимировна

г. Дзержинский 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предмет сольфеджио

  1. Преподаватель в музыкально-воспитательном процессе

  1. Основные требования к уроку сольфеджио

  1. Из личного опыта о некоторых методических находках и приемах

  1. Виды контроля  учебной работы

  1. Заключение

1. ПРЕДМЕТ СОЛЬФЕДЖИО

        Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей.

        Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного  процесса  путем  специальных  упражнений.  Развитый слух дает  возможность  воспринимать  и  осознавать  музыку,  переживать  ее.

        Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством  музыкального слуха. Без них не обходится ни один  музыкант.         На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем.  Привитые  желания  и  умение  желать  и творить  скажутся в  любой  сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми.

         Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного  и  осмысленного исполнения.

         Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной,  велико  его значение и для занятий по другим музыкальным  дисциплинам.  Н.А. Римский-Корсаков  считал  сольфеджио  могущественным  средством  развития  музыкальности.  Он  называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И  на  самом  деле  на   уроках сольфеджио активность музыкального слуха сильно возрастает.

        

2.   ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

В  МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

        В  любой  учебно-воспитательной  деятельности  решающим фактором  является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым,  творческим  и  в меру требовательным  человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей!

Огромную  роль  в  успешной  преподавательской   работе  играет его умение наладить с детьми контакт, найти  с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать.  Основано  это  умение  на  уважении  к  личности  ребенка. Все  дети талантливы по-своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.

        Сложный  комплекс знаний и навыков, определенный  программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства,  большой  творческой  инициативы,  любви  к  своей  работе, терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования  в  процессе  обучения  технических  средств.  

        Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку,  Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.

         

3. ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОКУ

        

Урок  сольфеджио,  имея  сложную  структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные  виды  занятий:  пение  по  нотам  с  соблюдением  чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения,  слушание  музыкальных  произведений  и  распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально  подготавливая  их,  настраивая  интонационно  к предстоящей работе.

        В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между  интонированием  и  музыкальным  слухом.  Являясь  первоосновой певческой  интонации,  музыкальный  слух  сам активно совершенствуется  под  воздействием чистого пения. Поэтому привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших  задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания  и  затруднений  учащихся  при   интонировании – это  слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном  этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание,  звукоизвлечение,  фразировка,  посадка  при пении, сознательное  отношение  к  нотному  тексту.

        На   уроках сольфеджио очень  важно  научить  детей  верно   петь   с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно  поется  в  данный  момент.  Поэтому  чтение с  листа   необходимо  проводить  регулярно  и  систематически.

        Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального  материала  являются  доминирующим  разделом  работы  на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей  тренировкой  памяти  путем  пения  вслед  за слушанием.

        В этой  части  занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием  слуха  и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный  фактор,  то  диктант  воспринимается  только  на слух.  Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений,  требующей  тщательной  предварительной   подготовки.

        Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной  речи  и,  в  то  же  время,  пополняют  знания детей  в области  музыкальной  литературы.

        Уроки  сольфеджио  должны  приносить удовлетворение,  как  детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой.        

        Очень  важно  учитывать  в  учебном  процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики,  но  и  с  точки  зрения  его  воздействия  на  эмоциональную сферу  детей.  Если  учебный  материал  подается  педагогом  в интересной  форме,  если  он  затрагивает  не  только  ум,  но  и  чувства учащихся,  усвоение  будет легким,  а  знания  будут  более  прочными.

         Занимаясь  музыкальным  воспитанием  и обучением детей, педагог-теоретик  должен  также  помнить  и  о  формировании личности.  Весь  проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным  их  восприятию,  иметь  широкое   воспитательное  значение. Быть  глубоким  по содержанию. А  не  узко ограниченным только задачами  развития отдельных профессиональных навыков.        Успех  обучения  во  многом  зависит от согласованности требований  педагога  со  способностями  детей  принять  эти  требования, от  разбуженного  в  них  энтузиазма  и  верно понятой ими необходимости  обучения,  чтобы  учащиеся  учились  с  воодушевлением и  получали  радость  от  самого  учебного  процесса.

4. ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА О  НЕКОТОРЫХ  МЕТОДИЧЕСКИХ  НАХОДКАХ  И  ПРИЕМАХ  

        Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно доступность формулировок теоретических понятий максимально  облегчают  их  восприятие  и  усвоение.  

         Лад. Тональность.

        В младших классах я определяю понятие лада – это когда звуки  ладят  между  собой, дружат. И обязательно предлагаю детям послушать  и определить «дружат звуки или не дружат?»  Исполняю  До мажор, например, а потом неправильную  тональность с включением «чужих» звуков.  И далее уже можно рассказывать про настроение мажора, минора. После того, как все определились с мажорным и минорным ладом – говорим о звуках. В чем их отличие? Конечно в высоте! А теперь все очень просто: вся информация о тональности находится на поверхности. И в итоге дети сами ее находят. Что такое До мажор?  Это мажорный лад от звука «До». Вот и определение тональности.  

        Нотный период, ритмический рисунок.

        В младших классах я использую на уроках цветные магниты, которые обозначают ноты. Они прекрасно располагаются на нотном стане магнитной доски.  Дети младшего возраста с удовольствием выставляют нотки, нарабатывая первые опыты в ритмическом и мелодическом диктанте. Штиль и флажки добавляем мелом. Такой метод вносит разнообразие в ход урока и каждый ребенок стремится к доске показать свои умения и знания. Также можно использовать магниты с изображением смайликов для выставления тонов и полутонов. О  теме тонов и полутонов сейчас и пойдет речь.

        Тон, полутон. Интервалы. «Линейка полутонов и интервалов»

        Тема «тонов» и полутонов» в младших классах очень важна. И здесь важно не столько объяснить эти понятия, как дать их почувствовать. Здесь можно применить сказку про тон и полутон, которую могут, например, сочинить дети, использовать пение попевок в секвенциях на интонациях тона: «я це-лый тон, пой  со  мной», полутона: «полу-тон грустный он», можно предложить детям сделать рисунки веселого Тона и всегда грустного Полутона (хотя бы в виде хорошо знакомых им смайликов).         Далее эта тема активно работает в теме «Интервалы». И если кто-то усвоил неуверенно - начнутся обязательно проблемы.  Есть еще вопрос о тонах и полутонах в интервалах. Как детям объяснять качественную величину? Кто-то из преподавателей объясняет исключительно на полутонах. Как правильно сказать: «в чистой кварте два с половиной тона» или «пять полутонов». И так правильно, и так. Это не является ошибкой. В учебных пособиях имеются разные обозначения количества. Но я считаю, что логичнее видеть целое, а потом детали. Поэтому понятие ТОН не игнорирую. Но в практике мы общаемся с разными учениками (переход от одного преподавателя к другому, перевод из другой школы и т.д.), и встречаются ребята, которых изначально приучили думать только полутонами, но и эта система далеко не прочно освоена, а переучиваться на тоны и полутоны им уже сложно (всегда интересуюсь как им будет проще и быстрее выполнить задание, по какой системе?) И вот столкнувшись с проблемой         уже в средних и в старших классах по теме тонов, полутонов и интервалов  я разработала методическое пособие для учеников - «Линейку полутонов и интервалов». Это пособие предназначено только для тех детей, которые привыкли мыслить полутоновыми категориями.

0        1         2         3         4        5        6        7        8       9     10     11      12

ч.1      м.2        б.2        м.3           б.3        ч.4     тритоны    ч.5      м.6        б.6       м.7       б.7      ч.8

        В старших классах выделяя цифру 6 – рассказываю про тритоны и все что с ними связано:  с начала XVIII века эти интервалы называли «чёртом в музыке» (лат. diabolus in musica) или «дьявольским интервалом». В средневековье и  до эпохи барокко включительно тритон был запрещён в музыкальных композициях.

Это пособие очень многим ученикам помогает быстро вспомнить качественную величину и построить любой интервал. Начиная с «квинты» и выше, я все же рекомендую использовать тему «обращения интервалов» для быстроты решения азадач по интервалам.

        Доминантсептаккорд и его обращения

        При объяснении этой темы – некоторые ученики сложно запоминают названия обращений. С одной стороны, казалось бы, что тут сложного? В состав обращений входят интервалы, которые дают название этим аккордам. Но встречаются в практике такие ребята, которым сложно запомнить порядок обращений с их названиями, они их меняют местами. В таких случаях я прибегаю к простому наглядному примеру. При этом я ничего не объясняю, а предлагаю им самостоятельно все УВИДЕТЬ.  На доске пишу буквенное обозначение аккорда и три обращения (без цифр).

D             D             D             D

Потом акцентирую внимание «внимательно следите за моей записью» и начинаю выставлять цифры по очереди в каждом аккорде.

D 7            D6/5             D4/3             D2

И дети с восторгом отмечают их порядок от 7 до 2. «Это же так легко!» Теперь остается назвать интервалы по цифрам и проблемы больше нет.

        Слуховой анализ

        Эта форма работы на уроках у многих учеников вызывает чувство неприятия. Почему? Потому что не получается. Не нравится то, что не получается. В работе над слуховым анализом я разработала свою систему, основанную на мотивации успеха. После определения интервалов в письменном виде – я называю правильные ответы, ученики сами отмечают ошибки и ставят себе оценки. На следующем уроке мы сравниваем результат. И когда результат улучшается – у детей появляется уже мотивированный интерес к слуховому анализу, результат заметно улучшается. И они с нетерпением ждут на уроке именно это задание. В итоге эта форма работы становится самой любимой. Активизируется развитие слуховых навыков. Повышается мотивация к слуховой деятельности.

        

        Сольфеджирование и интонационная работа.

        Очень важно научить детей осознанно ориентироваться в нотных примерах. В интонационных упражнениях полезно использовать вертикальную линейку ступеней. Обычно я приглашаю «помощника» к инструменту, чтобы ученик играл тонику или необходимую ступень тональности. Ученикам предлагается петь ступени лада которые я показываю на доске. Для этого упражнения я использую изготовленную табличку ступеней.

        После такой подготовки можно переходить к чтению с листа, но с обязательным предварительным анализом текста, что обеспечит более высокий  результат.
        В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко и невысоко, т.е. избегаю высокой тесситуры и широкого диапазона  в  мелодиях, требующих большой гибкости голоса и настоящих  вокальных  данных,  навыков  и  умений.

        Чтобы аналитическая  работа  проходила  успешнее  и  эффективнее, требую  от  учащихся  заниматься  ею  при  самоподготовке  дома.  Плюс  к этому – определение отдельных звуков в разных регистрах заданной тональности и интервалов, играя их на инструменте, не глядя на клавиатуру.  Также  полезно  пение  интервалов  и  аккордов  вверх  и  вниз  от  заданного  звука,  проверяя  их  на  инструменте  и  убеждаясь  в их  правильности.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  КОНТРОЛЯ  НАД  УЧЕБНОЙ  РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ

        Уроки сольфеджио, так же как и любые другие предметы, нуждаются в такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением  своих  учащихся  на каждом этапе работы, т.е. учет знаний, навыков, умений должен включаться во все звенья учебно-воспитательного  процесса.

        Главное – это систематически выявлять уровень музыкального мышления учащихся и соответствующим образом оценивать его. Учет знаний имеет целью не только установить, что именно освоено недостаточно. Но и найти причину этого. Чтобы в дальнейшей работе устранить  недостатки  в  навыках  сольфеджирования,  пения  по  нотам  с листа,  нотно-музыкальной  грамоты  и  слушания  музыки.

        

         Проверять и оценивать знания учащихся на уроках сольфеджио можно  в самых  различных  формах:  и  в  текущей  работе,  и  в подведении  итогов  в  конце  четверти,  полугодия  или  года.  Проверку  и оценку знаний важно проводить так, чтобы и при индивидуальном опросе  активно  работала  вся  группа. Систематический  опрос  побуждает  учащихся  к  регулярной  работе.

 Крайне важно, чтобы отметка не только показывала уровень подготовленности учащегося, но и способствовала его дальнейшему  музыкальному  росту.  Вопросы  по  теории  стараюсь всегда  увязывать  с  музыкой.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В  заключение  хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности  слуха,  развитые  вследствие  сложных  многолетних  его тренировок,  позволяют  не  только  слышать,  воспроизводить  голосом понравившуюся  музыку,  но  и  понимать  ее,  проникая  в  заповедные   ее  тайны.  И для того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность.  И важно давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем.

         "Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин).

        ЛИТЕРАТУРА

 1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999. 

 2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.

3. Н.Ф.Тихомирова .Основные методы обучения  сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.

http://www.rusnauka.com

V «Международная научно-практическая интернет-конференция»

«Новейшие научные достижения – 2009»

 

4. Интернет-ресурсы: 

http://skryabincol.ru/index.php?option=com

http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты

«НАРИСУЙТЕ МНЕ РИТМ…» Тестирование по сольфеджио

«Нарисуйте мне ритм…» Тестирование по сольфеджио. Положение....

«Работа с интервалами в младших классах на уроках сольфеджио в ДМШ»

Данный доклад основан на описании полученного опыта в работе над темой "Изучение интервалов в младших классах" на уроках...

Презентация по сольфеджио 3 класс

Презентация к методической разработке на тему: "Использование игровой ситуации на этапе оценки, проверки знаний учащихся...

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио.

В работе освещается проблема развития музыкальных способностей учащихся на уроках сольфеджио. Исследуется рольтворческой...

Билеты по "Сольфеджио" для 3 класса ОНИ (переводной экзамен)

Здесь отражено содержание экзаменационных билетов по сольфеджио в третьем классе пятилетнего срока обучения...

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах.

       Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача...

«Западноевропейские знаковые системы XIX–XX вв. в методике преподавания сольфеджио в младших классах»

Как историческая категория музыкальная педагогика про­шла многовековой путь развития в различных цивилизациях и была свя...

МЕТОД ХОРОВОГО СОЛЬФЕДЖИО И ЕГО МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА I КУРСЕ МВМУ

Методическая работа "Метод хорового сольфеджио и его место в образовательном процессе на I курсе МВМУ" преподавателя муз...