Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"
методическая разработка по теме
Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позволяющие каждому учащемуся на уроках сольфеджио познать интерес, успех и любовь к сольфеджио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сольфеджио в ДМШ | 32.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования Управления по социальным вопросам
Администрации муниципального образования
«Городской округ Дзержинский»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методический доклад по теме: преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе
«Сольфеджио, или любовь с первых нот»
Подготовила
преподаватель теоретических дисциплин
Демчинская Лилия Владимировна
г. Дзержинский 2012
СОДЕРЖАНИЕ
- Предмет сольфеджио
- Преподаватель в музыкально-воспитательном процессе
- Основные требования к уроку сольфеджио
- Из личного опыта о некоторых методических находках и приемах
- Виды контроля учебной работы
- Заключение
1. ПРЕДМЕТ СОЛЬФЕДЖИО
Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей.
Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного процесса путем специальных упражнений. Развитый слух дает возможность воспринимать и осознавать музыку, переживать ее.
Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством музыкального слуха. Без них не обходится ни один музыкант. На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми.
Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.
Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным дисциплинам. Н.А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности. Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И на самом деле на уроках сольфеджио активность музыкального слуха сильно возрастает.
2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
В МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В любой учебно-воспитательной деятельности решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым, творческим и в меру требовательным человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей!
Огромную роль в успешной преподавательской работе играет его умение наладить с детьми контакт, найти с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать. Основано это умение на уважении к личности ребенка. Все дети талантливы по-своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.
Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, большой творческой инициативы, любви к своей работе, терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования в процессе обучения технических средств.
Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку, Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Урок сольфеджио, имея сложную структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные виды занятий: пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения, слушание музыкальных произведений и распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая интонационно к предстоящей работе.
В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между интонированием и музыкальным слухом. Являясь первоосновой певческой интонации, музыкальный слух сам активно совершенствуется под воздействием чистого пения. Поэтому привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание, звукоизвлечение, фразировка, посадка при пении, сознательное отношение к нотному тексту.
На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно поется в данный момент. Поэтому чтение с листа необходимо проводить регулярно и систематически.
Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального материала являются доминирующим разделом работы на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием.
В этой части занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной предварительной подготовки.
Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной речи и, в то же время, пополняют знания детей в области музыкальной литературы.
Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой.
Очень важно учитывать в учебном процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными.
Занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, педагог-теоретик должен также помнить и о формировании личности. Весь проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое воспитательное значение. Быть глубоким по содержанию. А не узко ограниченным только задачами развития отдельных профессиональных навыков. Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования, от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости обучения, чтобы учащиеся учились с воодушевлением и получали радость от самого учебного процесса.
4. ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ НАХОДКАХ И ПРИЕМАХ
Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно доступность формулировок теоретических понятий максимально облегчают их восприятие и усвоение.
Лад. Тональность.
В младших классах я определяю понятие лада – это когда звуки ладят между собой, дружат. И обязательно предлагаю детям послушать и определить «дружат звуки или не дружат?» Исполняю До мажор, например, а потом неправильную тональность с включением «чужих» звуков. И далее уже можно рассказывать про настроение мажора, минора. После того, как все определились с мажорным и минорным ладом – говорим о звуках. В чем их отличие? Конечно в высоте! А теперь все очень просто: вся информация о тональности находится на поверхности. И в итоге дети сами ее находят. Что такое До мажор? Это мажорный лад от звука «До». Вот и определение тональности.
Нотный период, ритмический рисунок.
В младших классах я использую на уроках цветные магниты, которые обозначают ноты. Они прекрасно располагаются на нотном стане магнитной доски. Дети младшего возраста с удовольствием выставляют нотки, нарабатывая первые опыты в ритмическом и мелодическом диктанте. Штиль и флажки добавляем мелом. Такой метод вносит разнообразие в ход урока и каждый ребенок стремится к доске показать свои умения и знания. Также можно использовать магниты с изображением смайликов для выставления тонов и полутонов. О теме тонов и полутонов сейчас и пойдет речь.
Тон, полутон. Интервалы. «Линейка полутонов и интервалов»
Тема «тонов» и полутонов» в младших классах очень важна. И здесь важно не столько объяснить эти понятия, как дать их почувствовать. Здесь можно применить сказку про тон и полутон, которую могут, например, сочинить дети, использовать пение попевок в секвенциях на интонациях тона: «я це-лый тон, пой со мной», полутона: «полу-тон грустный он», можно предложить детям сделать рисунки веселого Тона и всегда грустного Полутона (хотя бы в виде хорошо знакомых им смайликов). Далее эта тема активно работает в теме «Интервалы». И если кто-то усвоил неуверенно - начнутся обязательно проблемы. Есть еще вопрос о тонах и полутонах в интервалах. Как детям объяснять качественную величину? Кто-то из преподавателей объясняет исключительно на полутонах. Как правильно сказать: «в чистой кварте два с половиной тона» или «пять полутонов». И так правильно, и так. Это не является ошибкой. В учебных пособиях имеются разные обозначения количества. Но я считаю, что логичнее видеть целое, а потом детали. Поэтому понятие ТОН не игнорирую. Но в практике мы общаемся с разными учениками (переход от одного преподавателя к другому, перевод из другой школы и т.д.), и встречаются ребята, которых изначально приучили думать только полутонами, но и эта система далеко не прочно освоена, а переучиваться на тоны и полутоны им уже сложно (всегда интересуюсь как им будет проще и быстрее выполнить задание, по какой системе?) И вот столкнувшись с проблемой уже в средних и в старших классах по теме тонов, полутонов и интервалов я разработала методическое пособие для учеников - «Линейку полутонов и интервалов». Это пособие предназначено только для тех детей, которые привыкли мыслить полутоновыми категориями.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ч.1 м.2 б.2 м.3 б.3 ч.4 тритоны ч.5 м.6 б.6 м.7 б.7 ч.8
В старших классах выделяя цифру 6 – рассказываю про тритоны и все что с ними связано: с начала XVIII века эти интервалы называли «чёртом в музыке» (лат. diabolus in musica) или «дьявольским интервалом». В средневековье и до эпохи барокко включительно тритон был запрещён в музыкальных композициях.
Это пособие очень многим ученикам помогает быстро вспомнить качественную величину и построить любой интервал. Начиная с «квинты» и выше, я все же рекомендую использовать тему «обращения интервалов» для быстроты решения азадач по интервалам.
Доминантсептаккорд и его обращения
При объяснении этой темы – некоторые ученики сложно запоминают названия обращений. С одной стороны, казалось бы, что тут сложного? В состав обращений входят интервалы, которые дают название этим аккордам. Но встречаются в практике такие ребята, которым сложно запомнить порядок обращений с их названиями, они их меняют местами. В таких случаях я прибегаю к простому наглядному примеру. При этом я ничего не объясняю, а предлагаю им самостоятельно все УВИДЕТЬ. На доске пишу буквенное обозначение аккорда и три обращения (без цифр).
D D D D
Потом акцентирую внимание «внимательно следите за моей записью» и начинаю выставлять цифры по очереди в каждом аккорде.
D 7 D6/5 D4/3 D2
И дети с восторгом отмечают их порядок от 7 до 2. «Это же так легко!» Теперь остается назвать интервалы по цифрам и проблемы больше нет.
Слуховой анализ
Эта форма работы на уроках у многих учеников вызывает чувство неприятия. Почему? Потому что не получается. Не нравится то, что не получается. В работе над слуховым анализом я разработала свою систему, основанную на мотивации успеха. После определения интервалов в письменном виде – я называю правильные ответы, ученики сами отмечают ошибки и ставят себе оценки. На следующем уроке мы сравниваем результат. И когда результат улучшается – у детей появляется уже мотивированный интерес к слуховому анализу, результат заметно улучшается. И они с нетерпением ждут на уроке именно это задание. В итоге эта форма работы становится самой любимой. Активизируется развитие слуховых навыков. Повышается мотивация к слуховой деятельности.
Сольфеджирование и интонационная работа.
Очень важно научить детей осознанно ориентироваться в нотных примерах. В интонационных упражнениях полезно использовать вертикальную линейку ступеней. Обычно я приглашаю «помощника» к инструменту, чтобы ученик играл тонику или необходимую ступень тональности. Ученикам предлагается петь ступени лада которые я показываю на доске. Для этого упражнения я использую изготовленную табличку ступеней.
После такой подготовки можно переходить к чтению с листа, но с обязательным предварительным анализом текста, что обеспечит более высокий результат.
В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко и невысоко, т.е. избегаю высокой тесситуры и широкого диапазона в мелодиях, требующих большой гибкости голоса и настоящих вокальных данных, навыков и умений.
Чтобы аналитическая работа проходила успешнее и эффективнее, требую от учащихся заниматься ею при самоподготовке дома. Плюс к этому – определение отдельных звуков в разных регистрах заданной тональности и интервалов, играя их на инструменте, не глядя на клавиатуру. Также полезно пение интервалов и аккордов вверх и вниз от заданного звука, проверяя их на инструменте и убеждаясь в их правильности.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ
Уроки сольфеджио, так же как и любые другие предметы, нуждаются в такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением своих учащихся на каждом этапе работы, т.е. учет знаний, навыков, умений должен включаться во все звенья учебно-воспитательного процесса.
Главное – это систематически выявлять уровень музыкального мышления учащихся и соответствующим образом оценивать его. Учет знаний имеет целью не только установить, что именно освоено недостаточно. Но и найти причину этого. Чтобы в дальнейшей работе устранить недостатки в навыках сольфеджирования, пения по нотам с листа, нотно-музыкальной грамоты и слушания музыки.
Проверять и оценивать знания учащихся на уроках сольфеджио можно в самых различных формах: и в текущей работе, и в подведении итогов в конце четверти, полугодия или года. Проверку и оценку знаний важно проводить так, чтобы и при индивидуальном опросе активно работала вся группа. Систематический опрос побуждает учащихся к регулярной работе.
Крайне важно, чтобы отметка не только показывала уровень подготовленности учащегося, но и способствовала его дальнейшему музыкальному росту. Вопросы по теории стараюсь всегда увязывать с музыкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних его тренировок, позволяют не только слышать, воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее, проникая в заповедные ее тайны. И для того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность. И важно давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем.
"Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999.
2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.
3. Н.Ф.Тихомирова .Основные методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.
http://www.rusnauka.com
V «Международная научно-практическая интернет-конференция»
«Новейшие научные достижения – 2009»
4. Интернет-ресурсы:
http://skryabincol.ru/index.php?option=com
http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА тема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА посвящается
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТАтема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого заседания кружка по теме: «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА»
Внеаудиторное мероприятие – открытое заседание кружка по теме «Комплексный подход к изучению первой медицинской помощи, лабораторной диагностики и лечения...
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
Методическая разработка студенческой конференции, посвященной вопросам вскармливания и ухода за детьми первого года жизни "Пусть кормят-2019"
Проведение конференций, посвященных вопросам вскармливания и ухода за здоровыми детьми, является традиционным и ежегодным для МК № 6. Очередная конференция прошла 27 февраля 2019 года. Данная методиче...
Методическая разработка по английскому языку по теме Условные предложения (нулевой и первый тип)
Методическая разработка по английскому языку по теме Условные предложения (нулевой и первый тип)...
Методическая разработка по внеаудиторной работе студентов На тему: Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией
Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это обще...