Методический доклад Индивидуальный подход к ученику
методическая разработка по теме

Чубенко Татьяна Ивановна

Методический доклад:  «Индивидуальный подход к ученику»

 

Доклад «Индивидуальный подход к ученику» представлен на методический совет МОУ ДОД «ДМШ» г. Покачи.

В начале доклада даются рекомендации педагогам по работе на начальном этапе обучения учащихся.

Начальное обучение – едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога- это фундамент на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Педагог должен обладать выдержкой,  понимать детей, а так же обладать глубокими методическими знаниями.

Главная задача педагога на этом этапе сохранить у маленьких воспитанников желание заниматься музыкой, чтобы учебный процесс для маленького воспитанника  не превращался в «муку», а был бы каждодневной  «сказкой».

Педагог должен применять индивидуальный подход к каждому своему воспитаннику.

Педагог должен изучать особенности учеников, а прежде всего психические особенности.

Первое что отличает учащихся - это их интерес.

Второе - это способности учеников.

Высшая степень развития одаренности, называется в психологии талантом.

Кроме интересов, способностей и одаренности ученики отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью. Эта индивидуальная способность называется темпераментом.

Темперамент подразделяется на четыре вид: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Задача педагога – направить работу с учащимися так, что бы они могли владеть своим темпераментом, бороться с его недостатками  и развивать положительные стороны.

Особое внимание надо обратить на такую черту характера, как застенчивость.

Педагог должен составить представление о памяти, внимательности и аккуратности учеников.

Чтобы  устранить недостатки педагог должен выявить, чем ученик интересуется, и сделать необходимые выводы.

Следует обратить внимание на музыкально-исполнительские данные учащихся: музыкальный слух, чувства ритма, эмоциональность восприятия музыки, технические способности.

 

Вывод:

В связи с этим требует внимательное отношение к выбору программ для учащихся.

Средства и методы влияния на учащихся должны быть результатом глубокого изучения ученика.

В этом и состоит сущность индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_podhod_k_ucheniku.doc62.34 КБ

Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИКУ

Доклад преподавателя Чубенко Т.И.

Начальное обучение - едва ли не самый ответственный и трудный этап работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Педагог должен обладать не только чуткостью, выдержкой, умением понимать мир детей, их интересы, но и глубокими методическими знаниями. Первые уроки с учеником имеют особенно важное значение. Первая встреча - самый подходящий момент для установления душевной близости, без которой занятие музыкой с детьми не дают нужного результата. Поэтому индивидуальный подход педагога к его воспитанникам - это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. Уроки музыки нельзя начинать с обучением "ремеслу". Казалось бы, это общественно, на практике часто бывает иначе. Маленький ученик пришел в класс. Музыка для него -любимая песня, музыкальная сказка, музыкальная передача по радио и телевиденью. И вот с первого урока: ноты, длительности, аппликатура, бесконечные упражнения, необходимые для постановки ручки. Так много нового, труднодостижимого для малыша! А главное, непонятно: где же музыка и стоит ли она таких терзаний? Занятия становятся мучительными, интерес вот - вот угаснет: в этот период легче всего "упустить" ученика, навсегда вселить в него страх перед занятием музыкой. "Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было ин - те - говорил Г. Нейгауз - ребенок должен уже духовно владеть какой - то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом ".

Педагог должен изучать особенности каждого ученика прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинакового психического склада. Каждый из них будет отличаться от своих товарищей по учебе.

Первое что отличает учащийся - это их интересы. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний, поэтому они должны быть разнообразными, широкими. Из всего круга интересов основным для учащихся в музыкальной школе должно быть стремление стать музыкантом -исполнителем, или педагогом. Очень важно чтобы этот интерес был устойчив, ибо без этого учащийся не достигнет значительных успехов.

Вторая отличительная черта - это способности учащихся.

Психология определяет способности как "психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой - либо одной или нескольких деятельностей". Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется озаренностью.

Высшая степень развития одаренность называется в психологии талантом.

Одаренность не является неизменным врожденным качеством. Врожденные анатомо - физиологические особенности создающие предпосылки для успешного развития способностей (например, совершенство слухового и игрового аппаратов и т. д.) могут быть реализованы   лишь   в   результате   интенсивной   учебной   работе.  

       Важной составной частью одаренности является склонность, способность к труду. К основным способностям, составляющим одаренность музыканта -исполнителя, кроме склонности к труду относятся: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, память, эстрадные данные и т. д. Кроме интересов, способностей и одаренности ученики отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью. Эта индивидуальная способность называется темпераментом.

При всем разнообразии темпераментов еще в старину они подразделялись на четыре вида: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвинический - сильный, уравновешенный, подвижный.

Флегматический - сильный, уравновешенный, малоподвижный.

Меланхолический - слабый тип.

Краткая характеристика типичных представителей каждого из четырех темпераментов, применительно к ученику - музыканту такова:

  1. Ученик сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на все окружающее. Во время изучения произведения он быстро охладевает. Увлекшись произведением, он пытается овладеть им, так сказать, с налета. Но после первой же неудачи, если, к примеру, пьеса не получается сразу, с первого же дня оставляет работу, хотя произведение ему нравится.
  2. Учащийся холерического темперамента также быстра на все реагирует, чувства его легко возбуждаются. Однако в отличии от сангвиника возбуждаемость холерика стойкая. Он энергичен и деятелен, смело берется за разбор произведения и, несмотря на трудности, любит довести дело до конца. Отрицательной чертой ученика с таким темпераментом является то, что он с одинаковым успехом может увлечься как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям, злопамятен и резок.
  3. Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на все медленно, зато возбуждение его глубокое. Он в большинстве случаев вдумчив и чуток. К таким учащимся надо относится особенно внимательно, чтоб они могут быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.
  4. Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно они сонны, вялы. Вначале могут отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, разбираться в нем будет без увлечения, однако то, что сделают, сделают очень добросовестно и обстоятельно.

Только отдельные учащийся, как исключение имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика. В темпераменте же абсолютного большинства людей сочетаются отдельные черты этих четырех   типов.   Темперамент   не   обуславливает   ни   сознательности,   ни

интересов человека. Неверно считать один темперамент лучшим, а другой

худшим.

Задача педагога - направлять работу с учащимся так, чтобы они могли владеть своим темпераментом; бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Например спокойствие и уравновешенность, которых не хватает холерику и сангвинику, можно частично воспитать путем работы над медленным и кантиленными произведениями, энергичность у меланхоликов и флегматиков - работай над подвижными, динамически насыщенными произведениями. Педагог обязан также вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты и искоренять отрицательные черты.

Особенно внимание надо обратить на такую черту характера, как застенчивость. Он бывает результатом либо большой скромности, либо чрезмерного самолюбия чтобы правильно осуществить индивидуальный подход к ученику, педагог должен изучить не только его психические, физические особенности, но и его среду. Изучение учащихся осуществляется путем наблюдения за их поступками как на уроке, так и вне уроков, а также в беседах с ними. При этом необходимо использовать и те сведения, какие могут дать об ученике педагоги по другим предметам, родители и товарищи. Большую роль играет здесь наблюдательность педагог. Например, тщательно анализируя, как ученик выполняет домашнее задание, как он исполнил пьесу на урок, педагог может составить представление о его внимательности и аккуратности, но учитывать все его индивидуальные особенности. Из бесед с учащимся можно установить, что некоторые из них больше любят не инструмент, которые они изучают, а другую специальность. В таких случаях нужно прежде всего выяснить причину. Причиной этого может быть, в частности неинтересное преподавание. Чтобы устранить его недостатки, педагог должен выявить, чем ученик интересуется и сделать необходимый

вывод.

Память учащегося также должна быть предметом изучения. Для этого необходимо выяснить, какой материал он лучше усваивает, нет ли у него привычки поверхностно запоминать пройденный материал, развита ли у него сообразительность.

Но основное внимание следует обратить на музыкально -исполнительские данные учащегося: музыкальный слух, чувства ритма, эмоциональность восприятия музыки, технические способности. Учитывать к каким произведениям более склонен учащийся - к виртуозным или к кантиленным - и к каким видам техники более расположен его игровой аппарат. Знание особенностей игрового аппарата учащийся дает возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать слабые. Исключительно внимательного отношения требует эстрадные данные учащихся, очень ли волнуется ученик на эстраде и как это волнение отражается на его исполнении: страдает ли от этого целостность произведения, память или игровой аппарат, а также, как волнение влияет на работоспособность учащегося, быстро ли он утомляется.

Выбор программы для учащихся требует внимательного отношения, а последнее время, к сожалению, стало дурной традицией вести каждого ученика, независимо от его способностей, по программе профессиональных школ. Не редко педагог считает, что свою работу с лучащей стороны он может показать только в том случае, если ученик 1 класса учится по программе 2 класса и даже 3 класса, а ученик, оканчивающий школу, играет программу, с которой сам педагог оканчивал училище. Конечно, темпы продвижения изменились. Есть музыкально одаренных учеников, которым можно и завышать в определенных случаях программу. Но это должно достигаться не "дрессировкой", а лишь планомерным и умелым музыкальным и техническим воспитание ученика. Систематическое завышение программы ученика со средними данными приводит к неряшливости, к утере самоконтроля, к снижению требовательности к своему исполнению. Оно ложится на ученика чрезмерной нагрузкой, гасит его интерес к музыке. Фактически обучение такого ученика сводится к вызубриванию программы к экзамену или зачету - получает хорошую оценку так, как в течении долгих месяцев "обсасывалась" каждая нота, штрих, оттенок (заметьте, не сущность и динамика произведения, а "оттенки"). На другую работу уже не остается времени. Естественно, что такое методика мешает приобрести навыки дающие практические результаты. Поэтому, ориентируясь на реальные данные ученика, педагог должен проявлять большую гибкость в выборе программы. Не надо бояться того, что ученик занимающейся не по узко профессиональной программе, в исполнительском отношении сначала отстает, зато он потом набирает темп.

Приведенные примеры намечают лишь общие принципы изучения индивидуальных особенностей учащихся. Они не являются исчерпывающими и универсальными, пригодными для всех случаев педагогической практики.

Педагог должен помнить, что перед учащихся, различными способностями,        характером,        темпераментом,        физиологическими

способностями надо ставить различные требования, к ним следует подходить по разному. Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему приносит желаемые результаты в учебно-воспитательном работе. И напротив, неправильный подход может привести к самым неожиданным отрицательным последствиям. Если, примеру, педагог своевременно не замечает, не поощряет достижения похвалой, у ученика может появиться неуверенность в своих силах, исчезнет желание учиться, либо возникает недоверие к учителю. Нередко несправедливый подход педагога вызывает озлобление учащегося, желание делать все наперекор ему. Необходимо отмечать как достижение хорошее исполнение произведения учащимся со средним способностями. И наоборот, если одаренный ученик исполняет в классе произведение только хорошо, то следует подчеркнуть что такое исполнение является результатом недоработки. И так, средства и методы влияния на учащегося должны быть результатом глубокого изучения его. В этом и состоит сущность индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам.

Использованная литература:

1. Н. Лысенко  «Методика обучения игре на домре»

2. Т.   Ключарева   "Развитие   слухового,   музыкального   и   художественного восприятия в начальном периоде обучения ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Индивидуальный подход к каждому ученику"

Данная работа представлялась по окончанию учебного курса....

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».

Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...

Занятие по конфликтологии «Конфликты «ученик-ученик».

Занятие по конфликтологии: «Конфликты  в системе «ученик-ученик» разработа для студентов педагогического колледжа. Занятие проводилось при изучении  МДК 03.02  Основы педагогической кон...

методическая разработка на тему "Эффективное образование, от компетентности учителя к компетенции ученика через аспекты современных инновационных технологий"

Сложный процесс освоения знаний, умений и навыков обучающихся на современном этапе предполагает наличие высоких требований к учителю, т.к. только в комплексе и сотрудничестве «компетентный учите...

Вокальная техника. Индивидуальный подход в работе с учениками.

В статье рассматриваются принципы постановки вокальной техники, а так же условия индивидуального подхода в работе с учениками....

Выступление на методическом объединении воспитателей "Особенности формирования патриотической позиции ученика-подростка школы 8-го вида"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родин...