Методическая разработка урока по дисциплине"Основы банковского дела" и "Финансы и кредит"
методическая разработка по теме

Молчанова Валентина Викторовна

Методическая  разработка  предназначена  для  преподавателей,  работающих  с  игровыми  технологиями  при  контроле  знаний  студентов.Межпредметные  связи позволяют   объединять уроки    по  общим  темам и  проводить  их  по  бинарной  методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_uroka.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГ БОУСПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

     

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

открытого  урока  по  дисциплинам

«Основы  банковского  дела»  и  «Финансы  и  кредит»

на  тему : «Игровая  технология  проведения  бинарного  урока  по  смежным  дисциплинам»

                                Составили: преподаватель                                

                                 ФГОУ СПО «Жердевский колледж

                                      сахарной промышленности» В.В.Молчанова;

преподаватель                                

                                 ФГОУ СПО «Жердевский колледж

                                      сахарной промышленности»  Н.М. Голикова

Жердевка, 2013

  Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проверки занятия по итоговому и рубежному контролю знаний.

В методической разработке раскрывается методика проведения бинарного  урока  по  дисциплинам«Основы  банковского  дела»  и  «Финансы  и  кредит»  после  изучения  раздела  о  банковской  системе. Методическая разработка составлена преподавателями   ФГОУ СПО «Жердевский колледж

  сахарной промышленности» В.В.Молчановои  и  Н.М.Голиковой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение____________________________________________________3

Подготовительный этап________________________________________4

План бинарного  урока_________________________________________5

Содержание занятия ___________________________________________6

 

Заключение   _________________________________________________12

Литература           _____________________________________________13

Приложение__________________________________________________14

Введение.

Методическая разработка  проведения  открытого  бинарного  урока   по  дисциплинам  «Основы  банковского  дела»  и  «Финансы  и  кредит»является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проверки занятия по итоговому и рубежному контролю знаний.

 Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по  дисциплинам , имеющим   тесные общепредметные  связи.

Преподавателям , организующим  проведение  бинарных  уроков  необходимо   на  стадии  разработки  календарно-  тематических  планов  предусматривать       уроки  рубежного  контроля  по  разделам  дисциплин. то  позволяет  выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения. Целью занятия является закрепление изученного материала, систематизация  и контроль  знаний  по  разделу ,  подготовка  к  междисциплинарному   экзамену.Урок  предусматривает  воспитательные  и  развивающие  цели: воспитание  интереса  к   будущей  профессии, воспитание  ответственности. развитие    памяти, развитие логического мышления, развитие  внутренней  самоорганизации.

Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия,   использование ТСО. По изучаемым темам студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов.Игровая  технология  опроса

 может быть рассмотрена и как технология групповой психотерапии, потому,что на участника игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Он учится преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению профессиональных функций, например замкнутость, несдержанность и другое.

Цель данной методической разработки –познакомить  с  технологией проведения  игрового  занятия   со  студентами  изучающими  смежные  дисциплины.

        Методическая разработка состоит из основных разделов:

- подготовительный этап, в котором поясняются  этапы  организационной  работы

-план  занятия;

-содержания  занятия,  где  подробно  изложено   содержание   этапов  урока.

Подготовительный  этап.

Подготовительный  этап  урока    начинается  с   разработки  сценария игры ,  форм  её  проведения.В  этом  этапе   можно  выделить следующие  направления работы :

1.        Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может
быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при
этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профес
сиональную деятельность или специальную учебную дисциплину. Дисциплины   «финансы  и  кредит»  и  «основы  банковского  дела»  имеют  общие  разделы.

  1. Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с
    учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации,
    но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого
    надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.
  2. Определение структуры. Структура определяется с учетом
    целей, задач, темы, состава участников.

          4. Составление    плана  урока.

        Определение  раундов,  составление  вопросов,  определение  цены  вопроса.

5.Разработка  презентации  в  форме  игры.

Перед  проведение  занятия  необходимо  правильно подготовить аудиторию,  разбить  её  на  части,  где  можно  разместить   команды.Рабочее  место  ассистента  должно  быть  таким  ,  чтобы  он  успевал   следить  за  работой  команды.(См Приложение).

План   бинарного  урока.

Тема  урока :  «Финансы   и   банковская  система»

Вид   урока : бинарный  урок .

Тип  урока :  учётно-  обобщающий.

Образовательная  цель  урока: систематизация  и контроль  знаний  по  разделу ,  подготовка  к  междисциплинарному   экзамену.

Воспитательная  :  воспитание  интереса  к   будущей  профессии, воспитание  ответственности.

Развивающая : развитие    памяти, развитие логического мышления, развитие  внутренней  самоорганизации.

Межпредметные связи: экономика  предприятия, бухучёт, организация  и  технология  коммерческой  деятельности, деловое  общение

 Обеспечение   занятия  :

сценарий;

методические рекомендации по организации, проведению,
форме представления результатов игры;

набор  форм бланков ;

технические  средства   информационное  обеспечение.

Время проведения:  90 минут

 Место проведения:   аудитория № 26

 Участники:  группа :   3-Б-11 ,3к9

 Домашнее задание:  повторение изучаемого материала.

Литература :В.И.Колесникова  Банковское  дело.

Структура  занятия:

Оргмомент -                                          1 мин.

Подготовительный  этап           -           4  мин.

Игра   в   первом  раунде       -              20  мин.

Игра  во  втором  раунде        -             20  мин.

Показ  презентаций                 -           15- 17  минут

Игра  в  третьем  раунде         -          20  мин.

Выступления  ассистентов      -         3  мин.

Финальный  вопрос                  -        3  мин.

Подведение  итогов   урока       -                  2- 4   мин

Содержание   занятия.

Начало урока проводится традиционным способом. Цели, задачи, задания, критерии оценки демонстрируются на слайдах.

Подготовительный  этап  проведения  урока   включает  в  себя  действия  по  формированию  команд  и назначению  ассистентов

В игре участвуют 3 игрока (или команды). Их можно выбрать путем жеребьевки или другим способом из любого числа претендентов (одноклассников или какой-либо группы- учащихся параллельных классов, нескольких классов, родителей, учителей).

Ведущий- преподаватель , который объясняет все подробности и комментирует ход игры.

Ведущий  оператор- преподаватель  ,  работающий  за  компьютером    в   игровой  программе.

Ассистент должен обладать навыками устного счета и быть предельно внимательным, так как именно он фиксирует количество очков для общего обозрения.Работа  ассистента  заключается  в  подготовке  отчёта   на   выданном  бланке.

Игра  проводится  по   трём  раундам. В каждом раунде предлагается по 4 категории, в которых содержится по 5 вопросов разной стоимости. Все  играющие  поделены  на  3  команды.( проводится  жеребьёвка)Для  ответа  необходимо  поднимать  руку.Если  ответ  неправильный  ,  то  балы  снимаются,  если  правильный  то  суммируются. Если по истечении 20 секунд никто из играющих не дает правильного ответа, то его озвучивает ведущий.

  • Некоторые вопросы снабжены пометками «супер плюс» или «кот  в  мешке». В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса  на  200 очков.Если  кот  в  мешке  вопрос  переходит  другой  команде  по  выбору  игрока.
  • Финальный  вопрос    звучит  для  команды  ,  набравшей  максимальное  число  балов. Прежде чем будет озвучен финальный вопрос, игроки делают ставки.

 Победитель определяется по максимальному счету.

1 раунд

Категория

Очки                

пословицы, поговорки

100

200

300

400

500

Бланочные  новости

100

200

300

400

500

Достижения  цивилизации

100

200

300

400

500

Непродуманная  история

100

200

300

400

500

2 раунд

Категория

Очки

деньги - денежки

200

400

600

800

1000

я - предприятие

200

400

600

800

1000

секрет

200

400

600

800

1000

мои доходы

200

400

600

800

1000

3 раунд

Категория

Очки

Хороший  вопрос                                                                                                                                

300

600

900

1200

1500

торговля

300

600

900

1200

1500

ой, кто это?

300

600

900

1200

1500

все работы хороши

300

600

900

1200

1500

После  второго  раунда   организуется  показ  лучших   студенческих  презентаций  на  тему  финансовых  отношений  и  функционирования  банковской  системы   в  экономике.

Вопросы  и  ответы  :

1 раунд

Категория «Пословицы и поговорки»

100 - Не было ни гроша – да вдруг …(алтын)

200 – За морем телушка - …, да за провоз …(полушка, полтина)

300 - От чего зависит возможность сытно покушать? (Как потопаешь, так и полопаешь)

400 – Под  какой  камень  вода  не  течёт ? (лежачий )

500 - Так говорят, когда противоборствующие стороны удовлетворены принятым решением (И волки сыты, и овцы целы )

Категория «бланочные  новости»

100 – Как называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенные
сроки, либо до востребования ?  (депозитные)

200 –Как  называют  письменное  распоряжение  владельца счёта  банку  о  перечислении  суммы  с  его  счёта ( платёжное  поручение)

 300 - Назовите обязательные реквизиты платёжного поручения.

400 – Какие  особенности    у   депозитного счета

до востребования ?( деньги  со  счёта  можно  снять  по  требованию  клиента)

500 – Как  называются  депозиты ,  привлекаемые  на  определённый  срок ? Какие они  бывают?

(срочные вклады   на  месяц три ,6,9,12)

Категория «достижения  цивилизации»

100 - Как называются  специализированные  коммерческие  организации, занимающиеся  аккумуляцией  денежных средств и  оказывающие другие экономические услуги ?

(банки ).

200 - Как  называют   категорию,  характеризующую  процессы  денежной  природы  и  денежные  отношения  в  стране  и  обществе?(финансы)

300 - Какие  три  сферы  образуют  финансовую  систему?(финансы предприятий, страхование, гос.финансы)

400 – Какие бывают  принципы  кредитования?

(срочность , платность и возвратность)

500 - Какие  организации  называют  кредитными ,  но  небанковскими?

 ( ломбарды, благотворительные фонды ,  инвестиционные фонды и тд.)

Категория «непродуманная  история»

100 –Как  называют  отношения  по  защите  имущественных  интересов  физических и юридических  лиц  при наступлении  определённых  рисков ?9страхование)

 200 -Какому  типу  инфляции  соответствует  состояние  в  экономике  ,  когда  рост  цен  достигает  более  100 %?(гиперинфляция)

300 - Для  какой  цели  создаются  ассоциации  банков ? (для того , чтобы  решать вопросы  , не связанные  с  получением  прибыли  в  органах  власти )

400 - Верно  ли  следующее  утверждение : «Эмиссия-  это  и  есть  выпуск  денег.»

500 -Что  банки   должны  предпринимать  для   улучшения   финансового  состояния ?

 (Усилить  работу по   оценке  рисков  при  выборе  клиентов банка,  способствовать  привлечению   средств  в  депозиты, следить  за  соотношением  собственных  средств  и  заёмных.)

2 раунд

Категория «деньги-денежки»

200 – Деньги взяты в долг, на срок

И возможно, под залог.

Делу это не вредит,

Коль под дело взят …(кредит)

400 - Мог вчера на сто рублей

Взять ты тыщу сухарей,

А сегодня сто рублей –

Это девять сухарей.

И такая ситуация

Называется … (инфляция)

600 –Какие  функции  выполняют  деньги ? (платежа, обращения, измерения,накопления, мера отложенных платежей , мировые деньги )

800 -В  каком  соотношении  банки  формируют  собственный  капитал  и  заёмный ?

 1:20, 1:25

1000 - Сформулируйте  «золотое»  банковское  правило !

( сумма  средств   размещаемых  в  кредиты   должна  быть  меньше  или  равна      сумме  депозитных  вкладов)

Категория «я - предприятие»

200 - Какой  счёт    в  банке  открывают  некоммерческие  организации ? (текущий)

400 - Какие  виды  расчётных  счетов  бывают ?( счёт  для  совместной  деятельности,  счёт   по  соглашению  о  разделе   выпускаемой  продукции)

600 - В  каких  случаях  банки  могут  закрыть  расчётный   счёт,  расторгнув  договор?( если  в  течение  года  по  нему  нет  операций,  если  предприятие нарушает  условия    договора)

800 -Какие  формы  обеспечения  кредита   используют  предприятия, оформляя  кредит

 (залог, поручительство)

1000 – Какие  бывают  формы  безналичных  расчётов ?Перечислите основные права потребителей (Право потребителей на просвещение в области ЗПП, на качество и безопасность товара (услуги), на информацию…)

Категория «секрет»

200 - Какие  операции  банка  называют  кассовыми ?

 (это  кредитование    банков  в   целях  улучшения  финансового  состояния)

400 –Какие  операции  может  проводить  ЦБ РФ ?

600 - Какие  инструменты  использует  ЦБ   для   управления  денежно- кредитной  политикой ?

800 - Какие  особенности    у   современной банковской  системы  в РФ ?

1000 - Какие  операции  банка  называют  кассовыми ?

Что  означает  рефинансирование   банков ?

(это  кредитование    банков  в   целях  улучшения  финансового  состояния)

Категория «мои доходы»

200 – Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем нитки,

Получил одни… (убытки)

400 – Свою ценную бумагу

Вам не стоит продавать.

С нее можно ежегодно

… получать. (дивиденды)

600 – Что  такое банковская  маржа ?  ( это доход  по  процентным  операциям )?

800 - Прошлым в жизни я была.

В рассказах тоже я жила.

А  ПРИ спереди поставишь –

И доход себе составишь. (прибыль)

1000 - К какому виду платежей относится зашифрованное понятие? (пенсия)

3 раунд

Категория «хороший вопрос»

300 – Могут  ли  деньги быть  свободными?(да, это временно  неиспользуемые  деньги)

600 – Почему  аккредитивная  форма  расчётов  более  надёжная , чем  оплата  платёжными поручениями? ( открыть  аккредитив, значит  заморозить  определённые  средства   для  выплаты  только  по   целевому  назначению, а оплата  платёжными  поручениями   может  задерживать  поступление  средств  на  счёт  ,  если  у  плательщика  финансовые  затруднения)

900 - Что  такое финансы  и

 чем  они  отличаются от денег ?

( Финансы  более широкое  понятие , чем  деньги. Финансы  это  отношения  по  поводу   формирования ,  и  распределения   средств.)

1200 - Какие операции  банка   называют   комиссионными ?

1500 - Как вы   продолжите    высказывание  Генри  Форда «деньги, как рука  или нога- или вы  пользуетесь ими, или ….»?

( вы  их  теряете )

Категория «торговля»

300 - Как называется прямой товарообмен без участия денег ?(бартер)

600 - Почему расчёты  платёжными  поручениями   считаются  удобными  для  покупателя ?

(покупатель  получает  товар ,  а  только  потом  платит ,  у  него  есть  возможность  потянуть  время.)

900 - Какие взаимоотношения у рекламы и торговли? (Реклама – двигатель торговли)

1200 - «На рынке корову мужик продавал. Никто за корову цены не давал».

Что такое цена? (стоимость)

1500 - Как  называется  расчётный  показатель  отражающий   объём   продажи  продукции ?

Категория «ой, кто это?»

300 - Его кандидатуру предлагает президент РФ, Его  назначение  осуществляется   Государственной думой . Сроки  выполнения  обязанностей 4 года. Кто  это ? (Председатель ЦБ)

 600 - Он  необходим  при  заключении  кредитного  договора,  так  как  принимает  на  себя  ответственность  за   неисполнение  обязательств. Кто это ? (поручитель)( страховщик)

900 - Он  действует  на  основе договора , ему  регулярно платят  взносы, у него формируется денежный  фонд ,  из которого может  выплачиваться  сумма  возмещения. Кто это ?

1200 - Он  предоставляет  свои  временно  свободные  средства  в  распоряжение  другого на определённый  срок. Кто  это ?(кредитор)

1500 – Он  полностью  контролирует  бизнес и управляет предприятием, но  не  распоряжается  прибылью. Кто это ?(управляющий)

Категория «я это  знаю»

300 - Какие подразделения  входят  в  состав  ЦБ?

 (  расчётно- кассовые  центры,  хранилища, вычислительные  центры, учебные  заведения итд.)

600 - Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую и определял подлинность (меняла)

900 - Какие  возможности  банку  обеспечивает  генеральная  лицензия ?

(  можно  проводить  все виды  операций  ,  открывать  филиалы  за рубежом)

1200 - По  каким  принципам  организуются  безналичные  расчёты?

( законность, своевременность , согласие   плательщика и т.д)

1500 - Зачем  предприятию  нужны  банки ?

(предприятие   открывает  в  банке  р/сч,  проводит  безналичные  расчёты,  может  взять  кредит.)

Финальный вопрос 

Какова  взаимосвязь  кредита  и  финансов ?

Этап контроля знаний включает –  контроль   за  ответами на вопросы в ходе  игры.

Преподаватель проводит анализ ошибок студентов ( в процессе игры),  что  снижает вероятность их повторения в реальной действительности.

А это способствует сокращению срока  адаптации молодого специалиста полноценному выполнению профессиональной деятельности.

Урок  заканчивается  выступлением ассистентов  и  заключительным  словом  преподавателей.Оценки  за  урок  можно   прокомментировать  так  _  победителям  -  отлично,остальным   участникам  проявившим   хорошую  активность  и  подготовившим  презентации   ставиться  хорошо  и  отлично

 ,  участники   активно  участвующие в   игре  ,  но  не  достигшие    победы получают  оценку хорошо.

Пассивные  участники   могут  получить  в  качестве  домашнего  задания  какие  либо  задачи ,  тесты  и   другие  задания.

Заключение.

Проведение  контроля  знаний  студентов  при  помощи  активных  форм  работы  на бинарных      уроках                     позволяет  развивать  большой  интерес  к    дисциплинам  и  способствует  развитию  творческих  возможностей  студентов. В  процессе  подготовки  такого  занятия  повторяется  большой  объём      изученного  материала. Правильное  сочетание  категорий   в  раундах  ,  игровых  заставок         делает  урок  насыщенным,  а  за  студентами  оставляет  право  добровольного  выбора  участия. На  таких  занятиях   неактивные  студенты,  неуверенные  в  своих  знаниях,  включатся    в  работу  сразу    и  эффект    бывает  положительным. Домашние  задания  ,  выполненные  студентами      подвергаются  анализу   со  стороны    преподавателя   и   самих  студентов  ,  что  способствует  воспитанию  ответственности .На таком  занятии  студентам  приходится   много  говорить,  доказывать  свою  точку  зрения и  стремиться  к    получению  высоких  баллов. Такая  работа    повышает  ответственность  студента  за  результаты  своего  труда  и  подготавливает  его  к  будущей  профессиональной  деятельности.

Перечень  литературы  и  средств  обучения.

1.Жуков Е.Ф. Банки  и  банковские  операции. Учебник.-М.:Банки  и  биржи ЮНИТИ, 2010

2.Колесникова В.И. Банковское дело .- М., Финансы и статистика, 2010

3.Сенгагов  В.К. Учебник «Финансы, денежное обращение и кредит». «Просвет»- М.,2011

4.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2009

5.Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ.ред. В.С.Кукушина. – М., 2009

6.Поляк Г.Б. «Финансы, денежное обращение, кредит» ЮНИТИ – М.,2012

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по предмету "Финансы и кредит"

данный тест предложен после изучения первых параграфов спец. дисциплины, для уточнения усвоения полученных знаний....

Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"

В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....

Контрольная работа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

Для проверки знания студентов проводится контрольная работа. В результате изучения дисциплины студент должен:Иметь представления и знать:основные направления финансовой политики государства;социально-...

Мое педагогическое кредо

Материалы краевого конкурса "Творческая мастреская преподавателя"...

«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)

  Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым...