Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории
учебно-методический материал по теме

Борисенко Инна Михайловна

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Проблемная ситуация является главным средством активизации учебной деятельности студентов, способствующим формированию навыков самостоятельной работы и потребности в самообразовании. Как я это делаю? В начале учебного занятия создаю проблемную ситуацию, которая в словесном выражении составляет содержание учебной проблемы. Затем вовлекаю студентов в самостоятельную работу по анализу, сравнению, обобщению и поиску ответа на проблемный вопрос. На этом этапе стараюсь рационально сочетать значительное количество разнообразных заданий. В ходе третьего этапа осуществляю рефлексию у студентов в виде эвристическая беседа или работы студентов с организационно-деятельностной картой. Учебные занятия проблемно-развивающего характера всегда динамичны и проходят в атмосфере интеллектуального подъёма, так как самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным принятием решения всегда вызывает личное переживание студента, его эмоциональную активность, совместно со студентами стараемся правильно разрешить все противоречия в ходе урока. Воспитательный потенциал данных учебных занятий стимулирует интерес и мотивацию к обучению. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план учебного занятия94.5 КБ
Office presentation icon презентация300 КБ

Предварительный просмотр:

                     Рассмотрено

на заседении ПЦК

ОГСЭ  дисциплин

Протокол № 105 от 17.10.2011 г.

Председатель ПЦК

_____________Борисенко И.М.

План  занятия

Дата проведения:   28.10. 2011 г.   Группа Ш- 41, курс  4

Дисциплина:           Основы экономики

Специальность:     050709  Преподавание в начальных классах

Тема занятия:  Ресурсы и потребности как

важнейшие  экономические  категории

Цели занятия:

Образовательные: 

  • изучение проблемы ограниченности ресурсов, определение роли и значения взаимодействия ресурсов и потребностей в развитии современной цивилизации;
  • обобщение и систематизация знании о таких экономических категориях как ресурсы и потребности.

 Методическая:

  • реализация в ходе урока методов и приёмов проблемного обучения

 Задачи занятия:

Воспитательные и развивающие:

  • продолжить формировать общеучебные умения и навыки (сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы), навыки самостоятельной работы, навыки устной речи,  развивать экономическое мышление;
  • способствовать дальнейшему формированию компетенций (бережливости, экономичности, эффективности, рациональности) и чувства ответственности за будущее своей страны (общества) и мира.

Проблемное задание:  Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведёт к гибели человеческой цивилизации

Тип занятия:  занятие усвоения новых знаний

Форма (вид) проведения:   смешанная  (лекция с элементами эвристической беседы; организация самостоятельной работы студентов поискового типа в ходе изложения нового материала)

Межпредметные связи:

  • Экологические основы природопользования. Тема: Рациональное природопользование РФ.
  • Психология. Тема: Мотивация  поведения  человека.
  • Материаловедение. Тема: Знакомство с материалами и  проблема выбора.

Квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам:

Студенты должны знать: экономические категории: ресурсы, потребности, ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативные затраты.

Студенты  должны уметь: определять взаимодействие потребностей и ресурсов, анализировать рисунок (Потребности - ресурсы), самостоятельно сравнивать, обобщать и делать выводы, вырабатывать принципы экономического поведения в соответствии с условиями конкретной действительности.

Оснащение урока:

  • Видеокарта РФ.
  • Видеоролик речи  В.В.Путина.
  • Мультимедийное обеспечение, презентация Power Point (слайды «Виды глобальных проблем», «Всемирный конгресс в Рио-де-Жанейро», «Прогноз зарубежных и российских учёных», «Рецепты экономического благополучия» и другие).
  • Дидактический раздаточный материал.

Литература:

Липсиц И.В.  Экономика в 2-х частях. Ч.1. - М.: «Витта-пресс», 2007.

Часть 1, глава 1, параграф 3

Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Краткий курс. – М.: «Центр - Академия», 2007.

Глава 3, пункт 3.5.

Структура и содержание занятия

№ п/п

Структурный элемент  занятия

Методы

Содержание занятия (деятельность преподавателя и студентов)

Время

Примечание

1.

Организацион-ный момент



Методы:

  •  Вербальные
  •  Невербальные


 

Деятельность  преподавателя:

  •  Приветствие студентов.
  •  Проверка их явки, готовности к уроку.


Деятельность  студентов:

  •  Приветствие преподавателя.
  •  Показывают концентрацию внимания и

    готовность к уроку.


2 мин


12.15-12.17

2.

Формулирование темы, оформление плана, целеполагание,

Сообщение домашнего задания



Методы:

  •  Наглядный
  •  Вербальный
  •  Индуктивный

Деятельность  преподавателя:

  •  Демонстрирует видеоролик «Физическая карта РФ», музыкальное сопровождение 4 районов России, предлагает студентам сформулировать тему занятия.
  •  Организует выступления 4 –х студентов с характеристикой 4-х неповторимых районов РФ.
  •  Направляет мышление студентов на  формулирование темы, знакомит с  планом занятия.
  • Сообщает студентам домашнее задание.
  • Инструктаж по его выполнению.


Деятельность студентов:

  •  Слушают выступающих.
  •  Формулируют тему занятия.
  •  Оформляют тему и план в тетрадь.
  •  Записывают д/з в тетрадь.

План:

  1.   Потребности: понятие, виды, значение.
  2.   Ресурсы: классификация, проблема ограниченности и ее значение


Домашнее задание:

Выполнить контрольную работу № 1

Липсиц И.В. Экономика в 2-х частях, ч.1., гл. 1-3.


9 мин


12.18-12.27

3.

Актуализация опорных знаний студентов



Методы:

  •  Словесный
  •  Наглядный
  •  Индуктивный

Деятельность  преподавателя:

  •  Актуализация опорных знаний студентов посредством отработки терминов: глобальные проблемы современности, экономика, благо, услуги, товар, цена, производство, потребность.
  •  Демонстрация слайдов по глобальным проблемам современности.
  •  Формулирует проблемное задание, которое необходимо решить в ходе занятия.


Деятельность студентов:

  •  Принимают участие в беседе по отработке экономических категорий.
  •   Перечисляют основные потребности, необходимые в жизни.
  •   Делают вывод, объясняя, как взаимос-вязаны экономика и потребности людей.


4 мин


12.28-12.32

4.    












































Изложение материала



Методы:

  •  Наглядный
  • Эвристическая беседа
  •  Проблемно-поисковые
  •  Индуктивный
  •  Контроля
































Деятельность  преподавателя:

  •   Излагает материал темы по вопросам плана.
  •   Организует самостоятельную работу   студентов по поэтапному решению проблемного задания.
  •   Организует работу студентов по изучению  новых  понятий.
  •   Подводит студентов к формулированию выводов и обобщений по вопросам плана.
  •  Обеспечивает «обратную связь» со студентами по решению проблемного задания.


Деятельность студентов:

  •   Осмысливают «Пирамиду человеческих потребностей», подбирают примеры.
  •   Составляют по материалу учебника структурно-логическую схему «Виды потребностей».
  •   Формулируют вывод по первому пункту плана, подбирают аргументы для решения проблемного задания.
  •   Читают материал учебника и конкретизируют схему «Факторы производства» примерами видов ресурсов.
  •   Анализируют рисунок и формулируют взаимосвязь безграничных потребностей и ограниченных ресурсов.
  •   Отрабатываю новое понятие «ограниченность ресурсов» путём устного заполнения схемы «ограни-ченность факторов производства».
  •  Формулируют вывод по второму пункту плана.
  •   Записывают в тетрадь последствия ограниченных ресурсов, знакомятся с новым понятием «альтернативные затраты (цена выбора)».
  •   Формулируют вывод по второму пункту плана, подбирают аргументы для решения проблемного задания.


40 мин











































12.33-13.07










































5.

Обобщение, систематизация и закрепление изученного материала



Методы:

  •  Словесный
  •  Практический
  •  Дедуктивный
  •  Контроля
  •  Самоконтроля
  •  Анализ конкретных ситуаций

Деятельность  преподавателя:

  •  Организует групповую самостоятель-ную работу по обобщению и закреплению материала.
  •  Подробно инструктирует студентов перед  началом самостоятельной рабо-ты.
  •  Организует с помощью беседы устранение затруднений, неточностей, отвечает на вопросы студентов.
  •  Подводит студентов к решению проблемного задания, к формули-рованию посредством коллективного обсуждения выводов по теме занятия.


Деятельность студентов:

  •   Самостоятельная работа по вариантам  по анализу экономических ситуаций.
  •   Самостоятельная работа с исполь-зованием дидактического материала.
  •   Адресуют преподавателю  уточняющие, конкретизирующие вопросы по теме.
  •   Завершают решение проблемного задания и формулируют «рецепты экономического благоразумия».
  •   Формулируют с помощью препода-вателя вывод по теме занятия.


20 мин


13.08-13.28

6.

Анализ и оценка знаний студентов по теме


Методы:

  •  Вербальный
  •  Инструктив- ный
  •  Наглядный

Деятельность  преподавателя:

  •   Оценивает деятельность учащихся (с анализом и словесной характеристикой).


Деятельность студентов:

  •   Слушают преподавателя, задают вопросы.


3 мин


13.29-13.32

7.

Подведение итогов  урока

Методы:

  • Наглядный
  • Вербальный
  • Невербальный

Деятельность  преподавателя:


  •   Демонстрация видеоролика «Речь Путина В.В. на инаугурации».
  •   Благодарит всех за участие в занятии.

2 мин

13.33-13.35


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Желаний никогда своих не умеряем; Имея что-нибудь, мы лучшего желаем Михаил Херасков

Слайд 2

28 октября 2011 года Тема: Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории План: Потребности: понятие, виды, значение Ресурсы: классификация, проблема ограниченности и её значение Домашнее задание: Липсиц И.В. Экономика: книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2007. – Глава 1, параграф 3 (читать); выполнить к/р № 1.

Слайд 3

«Курьер ЮНЕСКО» … В нынешнем веке огромный прирост населения привел к чрезмерной эксплуатации природных ресурсов и к такому загрязнению атмосферы, что сама жизнь наших потомков оказалась под угрозой… Мир живет в условиях глобальных проблем…

Слайд 4

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ это проблемы, связанные с природными, природно-социальными и чисто социальными явлениями, возникшими в ходе развития современной цивилизации; имеют общепланетарный характер воздействия на экономические, социальные, биологические, технологические и другие системы, а по способам их решения требуют усилий мирового сообщества

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ ОТРИЦАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ОТЧУЖДЕНИЕ ) НЕГРАМОТНОСТЬ БОЛЕЗНИ ВЕКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Слайд 6

Всемирный конгресс по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года, 180 стран); основные выводы: экономическая система, ориентированная на неограниченный рост, не учитывает экологические ценности и ущерб характер производства и потребления подрывает системы жизнеобеспечения земли углубляется неравенство между бедными и богатыми; 75% человечества ведёт борьбу за выживание взрывоопасный рост населения, преимущественно в развивающейся части мира

Слайд 7

ПРОГНОЗ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ на рубеже 20-30 годов XXI века человечество столкнётся с целым рядом серьёзных ограничений: исчерпание основных ресурсов страны; демографический взрыв; необратимые последствия техногенного разрушения природы…

Слайд 8

Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации

Слайд 9

1943 год, США, Абрахам Маслоу «Пирамида потребностей» ? Социальные потребности Биологические потребности Потребность в самореализации

Слайд 10

Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства; с. 66-68 Конкретизируй схему: ПОТРЕБНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛИЧНЫЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППОВЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ

Слайд 11

Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации

Слайд 12

Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства; с. 14 Заполни схему: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (ресурсы, «вовлеченные» в производство) ЗЕМЛЯ ТРУД ? ? ? ? ? КАПИТАЛ ? ? ?

Слайд 13

Липсиц И.В. Экономика: Книга 1., с. 29 Анализируем Рис. 1-6. Каковы причины возникновения ограниченности природных ресурсов? Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ и услуг, который люди хотели бы получить; т.е. ограниченность не в физическом смысле (в природе), а в экономическом смысле (относительно человеческих потребностей)

Слайд 14

Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации

Слайд 15

Липсиц И.В. Экономика: Книга 1., с. 30- 31 к онкретизируй схему (устно) : ОГРАНИЧЕННОСТЬ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛИ ТРУДА ? ? ? ? ? КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ?

Слайд 16

Последствия ограниченности ресурсов: закрепление экономических ресурсов в собственность (право владеть, использовать и распоряжаться) развитие науки и техники (появление товаров-заменителей) проблема выбора (цена выбора)

Слайд 17

Альтернативные затраты (цена выбора) – ценность для человека наиболее предпочтительных из благ, получение которого невозможно при избранном способе использования ограниченных ресурсов; потеря тех благ, которые стали не доступны при определенной комбинации в выборе ресурсов .

Слайд 18

Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации

Слайд 19

«РЕЦЕПТЫ» ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОРАЗУМИЯ: Рациональный выбор потребностей Эффективное распределение ресурсов Разумное использование факторов производства Труд не только для личной выгоды, но и для общего блага Соблюдение экологических норм и ценностей Совершенствование форм и методов экономической деятельности Помнить о цене выбора

Слайд 20

Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой… Адам Смит Развитие специализации Развитие торговли Совершенствование форм и методов экономической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...

Учебно–методическая разработка для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (а

Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязател...

Использование проблемного обучения на уроках русского языка

Использование проблемного обучения на уроках русского языка...

Статья на тему «Организация проблемного обучения на уроках технологии»

laquo;Организация проблемного обучения на уроках технологии»...

Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе: проблемное обучение, ролевая деловая игра"

В работе представлен конспект занятия по теме «Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП»  - Делов...