Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в колледже и семье»
методическая разработка

Лапшина Елена Валерьевна

Цель разработки:

показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области  «Сергиево-Посадский колледж»

Методическая разработка

на тему: «Здоровьесберегающие технологии в колледже и семье»

Разработал    _______________   Е.В. Лапшина.

2023 г

Перспективная и актуальная система ХХI века, вызванная потребностью человека. На сегодня, присутствующий на занятии студент, как правило, не здоров. Необходимо серьезно решать проблемы в области здоровьесбережения комплексно. В каждом студенческом коллективе совместно с родителями выявить причину студенческих болезней.

Цель разработки:

показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности.

Задачи:

1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся;

2. Пропаганда здорового образа жизни;

3. Помочь каждому студенту осознать свои способности, создать условия для их развития;

4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья студента, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения студентов, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье обучающихся и преподавателей.

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.        

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия преподавателей. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников колледжей относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому преподавателю, необходимо учитывать, что присутствующий на занятии студент, как правило, не здоров.

Работая в колледже 20 лет, проанализировав причины студенческих  болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела курс бесед «здоровьесберегающие технологии в колледже и семье».

Описание системы методов работы.

Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.

Связи с этим за очень короткий срок родители принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:

«В хорошей ли вы форме?»

«Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?»

«Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?»

Однако необходимо подчеркнуть, что в колледже добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье студентов оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль «внутриколледжских факторов»:

- интенсификация обучения;

- снижение двигательной активности;

- нарушение зрения, осанки;

- ухудшение нервно – психического здоровья.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья обучающихся.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы преподавателя на занятии, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы колледжа – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в колледже;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности студентов, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части обучающихся группы.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением обучающихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укрепления мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-релаксационные упражнения для мимики лица,

-потягивание,

-психогимнастика,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство студентов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение преподавателю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать преподаватель на занятии, чтобы сохранить психическое здоровье обучающихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Концепцию здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение

- Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

- Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

- Достигается через – учет особенностей группы (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на занятии; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

- Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Оценка этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность студента, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность студента превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и преподавателей.

На своих занятиях я ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности студента, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья студента.

Проявления гуманного отношения к студентам, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к обучающимся, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к  недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом обучающегося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику обучающихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному. Сильные обучающиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития обучающихся».

Отличительные особенности этой технологии также применяю на занятиях. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

2) важная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих студентов. Для этого я использую подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле преподавателя оказаться в любой точке аудитории и которые студенты должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение студентов с ближних целей на дальние.

Заключение

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости студентов, улучшение психологического климата в студенческих и педагогических коллективах. Преподавателям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для его педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»...

Методическая разработка по реализации здоровьесберегающих технологий

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме рационального питания школьников. Организация правильного питания учащихся является одним из фактов оказывающих влияние ...

Методическая разработка по теме: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ

Методическая разработка практического занятия по ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче...

Методическая разработка на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВЫХ (РОЛЕВЫХ) ИГР НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"

В данной работе рассмотрено использование технологии деловых (ролевых) игр на уроках производственного обучения. Практика моей работы показывает, что активные методы обучения изменяют роль студента, п...