Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы
план-конспект урока по теме

Ряпусова Людмила Владимировна

Конспект открытого урока "Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с примененением инновационных форм работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_po_predmetu_solfedzhio.docx24.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый  урок

по теме «Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы».

Ряпусова Людмила Владимировна,

преподаватель теории музыки

МБОУ ДОД «ДШИ п. Искателей»

Иллюстраторы:  обучающиеся 1 класса музыкального

отделения МБОУ ДОД «ДШИ п. Искателей»

Цель:  Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе  активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
  2. Привить  детям начальные навыки сольфеджирования.
  3. Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере  работы с  ритмическими упражнениями.
  4. Закрепить навыки ритмической импровизации  в игре на музыкальных инструментах  шумового оркестра.        

  • Развивающие:
  1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
  2. Стимулировать развитие  музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.
  3. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
  4. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
  5. Способствовать  формированию  интереса к предмету «Сольфеджио».

  • Воспитательные:
  1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
  2. Воспитывать в детях  эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
  3. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
  4. Воспитывать в детях любовь к искусству.
  5.  Формировать в детях коммуникативные качества.

Этапы урока:

  1. Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов  на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
  2. Теоретический (подведение итогов, осознание  знаний, умений и навыков).
  3. Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).
  4. Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).

Используемые методы:

  • импровизационно-вариативный;
  • сценарно-игровой;
  • эвристический;
  • информационно-рецептивный;
  • проблемный;
  • накопление знаний;
  • наблюдение;
  • контроль;
  • самоконтроль;
  • поиск;
  • репродуктивный;
  • убеждение;
  • стимулирование;
  • создание ситуации успеха.

Используемые инновационные  формы работы

  • Личностно - ориентированное обучение
  • Информационно - коммуникационные технологии       
  • Проектно - исследовательская технология      
  • Здоровьесберегающие технологии        
  • Коллективно - индивидуальная мыследеятельность  
  • Игровые технологии
  • Технология экологического воспитания

Оборудование и наглядные материалы:

  • Демонстрационый материал -  клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;
  • Раздаточный  материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы;
  • Шумовые  инструменты: маракасы, бубенцы, металлофон;
  • Фонограммы  на внешнем жестком диске.

План урока:

 Введение.

  1. Сольфеджирование:

        а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.

        б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы  Ре - мажор.

        в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.

   г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.

  д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.

  е) Определение понятия «Тоника».

  ж) Определение понятия «Опевание».

  з) Упражнения «Веселые ноты».

  1. Метро - ритмические упражнения.

        а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.  

        б) Ритмическая импровизация.

        в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».

   г) Закрепление навыков ритмической импровизации  в игре на музыкальных инструментах  шумового оркестра.        

  1. Итоговое обобщение урока.

        а) анализ выполненных заданий;

        б) повторение и закрепление  полученных знаний;

        в) создание ситуации успеха и поощрение участников.

        

«Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы».

Урок №8 по развитию ритмического и мелодического слуха в первом классе.

Тип урока: закрепление изучаемого материала.

Вид урока: традиционный с применением атрибутов и дидактических материалов.

Цель урока:  Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе  активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  1. Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
  2. Привить  детям начальные навыки сольфеджирования.
  3. Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере  работы с  ритмическими упражнениями.
  4. Закрепить навыки ритмической импровизации  в игре на музыкальных инструментах  шумового оркестра.        
  • Развивающие:
  1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
  2. Стимулировать развитие  музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.
  3. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
  4. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
  5. Способствовать  формированию  интереса к предмету «Сольфеджио».
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
  2. Воспитывать в детях  эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
  3. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
  4. Воспитывать в детях любовь к искусству.
  5.  Формировать в детях коммуникативные качества.

Этапы урока:

  1. Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов  на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
  2. Теоретический (подведение итогов, осознание  знаний, умений и навыков).
  3. Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).
  4. Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал -  клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;
  • Раздаточный  материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы; ножницы, цветные карандаши.
  • Шумовые  инструменты: маракасы, бубенцы, бубны, барабан;
  • Грамзаписи;
  • Рисунки по содержанию песни;

План урока:

 Введение.

  1. Сольфеджирование:

        2. Метро - ритмические упражнения.

        3. Итоговое обобщение урока.

        

Ход урока

  1. Сольфеджирование:

        а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.

        б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы  Ре - мажор.

        в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.

   г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.

  д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.

  е) Определение понятия «Тоника».

  ж) Определение понятия «Опевание».

  з) Упражнения «Веселые ноты».

  1. Метро - ритмические упражнения.

        а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.  

        б) Ритмическая импровизация.

        в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».

   г) Закрепление навыков ритмической импровизации  в игре на музыкальных инструментах  шумового оркестра.        

  1. Итоговое обобщение урока.

        а) анализ выполненных заданий;

        б) повторение и закрепление  полученных знаний;

        в) создание ситуации успеха и поощрение участников.

Используемая литература:

  1. Ж.Металлиди, А.Перцовская, «Сольфеджио» 1 кл.
  2. Б.Л.Цейтлин «По ступенькам музыкальных знаний»
  3. Е.Резникова «Музыкальные задачки» 1 кл.
  4. Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио» ч.1