Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования на уроках химии
статья на тему

Курдутова Фягима Фягимовна

Одним из направлений обновления содержания химического образования на современном этапе является усиление формирование представлений учащихся о методах научного познания и их месте в системе общечеловеческих и культурных ценностей.

Эта проблема может быть решена в процессе формирования исследовательских умений, в ходе которого школьники учатся выявлять проблему, анализировать теоретический вопрос, выстраивать логическую цепь рассуждений, самостоятельно проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. Постановка цели – обучение исследовательской деятельности – предполагает решение таких задач, как формирование представлений о специфике и особенностях процесса научного познания, ступенях исследовательской деятельности и методике научного исследования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Восточный»

         

                                                                       Учитель химии

                                                                                                  МОУ «СОШ п.Восточный»

                                                                                                             Курдутова Ф.Ф.


Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования на уроках химии

Модернизация российского образования ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности учащегося, ее познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьника, что исключает выступление ученика в роли пассивного слушателя, поглотителя информации.

Одним из направлений обновления содержания химического образования на современном этапе является усиление формирование представлений учащихся о методах научного познания и их месте в системе общечеловеческих и культурных ценностей.

Эта проблема может быть решена в процессе формирования исследовательских умений, в ходе которого школьники учатся выявлять проблему, анализировать теоретический вопрос, выстраивать логическую цепь рассуждений, самостоятельно проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. Постановка цели – обучение исследовательской деятельности – предполагает решение таких задач, как формирование представлений о специфике и особенностях процесса научного познания, ступенях исследовательской деятельности и методике научного исследования.

Исследовательские умения – это система интеллектуальных и практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования.

Формирование исследовательских умений учащихся при обучении химии представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

На начальном этапе учащимся предлагается система отдельных исследовательских заданий и методика работы с ними с учетом специфики объекта исследования (содержание теоретического или практического вопроса или их сочетания), метода проведения исследования (теоретический анализ, эксперимент и т.д.), степени сложности учебного материала (привлечение знаний из одной темы или из различных разделов курса). При отборе содержания заданий я руководствуюсь следующими требованиями: возможность использования множества опорных элементов знаний и умений, простота и доступность экспериментальной проверки гипотезы, познавательная и практическая значимость полученного ответа, возможность создания проблемных ситуаций, формулировки проблем.

Как правило, при выполнении исследовательского задания я  обращаю  внимание учащихся на содержание и формулировку цели деятельности, прогноз направления выполнения заданий, выбор метода исследования, проведение исследования и оценивание полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

 (приложение №1) Основные классы неорганических соединений

Тема урока: Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов.

                      Получение.Применение

Урок – исследование

Цели урока: Повторить, углубить и обобщить знания учащихся о химических свойствах, получении и применении основных и кислотных оксидов. Привести в систему знания учащихся о классификации оксидов. Продолжать формировать причинно – следственные связи( состав – строение- свойства)

Организация проблемно – поисковой деятельности. Работа в группах.

Задание 1- ой группе (Оксиды. Классификация. Номенклатура.)

1)Пользуясь представленной на столах коллекцией оксидов и статьѐй «Физические свойства оксидов» с.61, опишите их физические свойства, отметьте агрегатное состояние, цвет. Сделайте вывод. Попытайтесь объяснить подобное многообразие.

Предполагаемый ответ: Исследование представленных оксидов показало, что они бывают твердые - оксид меди(П) СuО, оксид кальция СаО, жидкие оксид cepы(VI) S03 и газообразные- оксид углерода(IУ) С02 .

Цвет их также чрезвычайно разнообразен: СuО черного цвета, оксид кальция СаО белого цвета, оксид cepы(VI) S03 , оксид углерода(IУ) С02 - бесцветные. Можно предположить, что причины в различном строении этих оксидов.

2)Выберите из перечня слов ключевые слова, которые, по вашему мнению характеризуют оксиды: простые вещества, сложные вещества, летучие, не имеющие окраски, окрашенные, бинарные соединения, содержат кислород, неметаллы, металлы.

На основании ключевых слов сформулируйте определение оксидов. Запишите его.

Проверьте по учебнику с.57.

3) Классификация.

Выделите признаки, на основании которых можно оксиды разделить на группы.

Предполагаемый ответ:

Ι.по принадлежности элемента, образующего оксид, к металлам и неметаллам:

а) оксиды металлов

б) оксиды неметаллов.

ΙΙ. по способности образовывать гидроксиды определѐнного класса: основания (щѐлочи),

кислоты: а) основные оксиды б) кислотные оксиды.

4)Номенклатура. Работа с книгой. С помощью инструкции учебника с.91 назовите предложенные оксиды. Сформулируйте правило названия оксидов.

Предполагаемый ответ: названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. Например, MgO —оксид магния. Если же они образованы химическими элементами с переменной валентностью, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность. Например:S02 — оксид серы(IУ), S03 — оксид серы(УI).

На следующем этапе формирования исследовательских умений учащиеся проводят самостоятельные исследовательские работы. Организация самостоятельного исследования и управление деятельностью учащихся начинается с того, что учитель проводит логический анализ учебного материала, подлежащего изучению, и на основе этого ставит задачи, решение которых возможно с помощью проведения исследования. При этом необходимо наметить промежуточные задачи урока

уточнить соотношение деятельности учителя и учащихся, выяснить связи между различными частями урока. (приложение №2)

Проведение самостоятельной работы по вариантам:

В а р и а н т I

1)С какими из перечисленных веществ, формулы которых приведены ниже, будет

вступать в реакцию оксид кальция: НС1, NaOH, H20, H2S04, KС1? Составьте уравнения возможных реакций.

2) Составьте формулы оснований, соответствующих оксидам натрия, кальция, алюминия, магния.

На завершающем этапе формирования исследовательских умений предполагается изучение некоторых тем курса химии в форме ученических исследований. (приложение №3)

З а д а ч а I. Как доказать, что оксид бария —основной оксид?        

Беседа о порядке решения экспериментальной задачи. Выполнение опыта учащимся у доски, растворение оксида бария в воде и обнаружение индикатором образующейся щелочи. Другой учащийся растворяет оксид бария в хлороводородной (соляной) кислоте, предварительно «подкрашенной» лакмусом. Далее они составляют уравнения реакций.

Для учащихся с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в процесс

творчества реализуется через организацию исследования на уроке как традиционной

формы обучения. Формирование исследовательской компетенции в системе урочного учебного процесса эффективно при проведении учебного эксперимента, выполнении домашнего задания исследовательского характера и др.

Предлагаю учащимся следующую тематику практических работ

исследовательского характера (8кл):

1.Определение загрязненности поваренной соли

2.Определение процентного выхода кислорода в реакциях разложения

3. Получение водорода и исследования его свойств.

Домашний эксперимент можно посвятить изучению скорости горения свечи.

Для учащихся 9 класса:

1. Определение химической активности кислот

2.Исследование реакционной способности металлов

3.Получение хлороводородной кислоты и исследование ее свойств. Домашний эксперимент можно провести по теме: «Определение временной жесткости воды».

Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.

При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Вот пример домашнего задания такого характера:

8 кл. Тема: «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде».

Домашний опыт: наблюдение за изменением окраски вишнѐвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.

9 кл. Тема: «Кристаллогидраты». Домашний опыт: выращивание кристаллов меди. Насыпьте на дно стакана немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью. Прикройте соль кружком, вырезанным из фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок стакана. Сверху положите зачищенный наждачной бумагой кусочек железа (лучше всего кружок). Налейте в стакан насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он закрыл железный кружок. Через несколько дней вы обнаружите в сосуде красивые красные кристаллы меди.

10-11 кл. Тема: «Белки». Домашний опыт: 1.«Определение белка (биуретова

реакция)». Растворите в стакане воды столовую ложку белка куриного яйца. Прилейте туда раствор стиральной (кальцинированной) соды Na2CO3 или гидроксида натрия NaOH (средство "Крот"), а затем добавьте раствор медного купороса CuSO4 * 5H2O. В присутствии белка появится фиолетовая окраска.

2. Юный исследователь готовит мыло. В горячий концентрированный раствор стиральной соды добавляйте по каплям растительное масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор насыпьте щепотку поваренной соли - твѐрдое мыло всплывѐт на поверхность.

Источник для конструирования задач по химии - книга Людмилы Аликберовой«Занимательные задания по химии». Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать учащимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа:

1. На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях?

2. Почему уже со второй- третьей дозы героина возникает зависимость человека от этого вещества?

Для конструирования исследовательских задач воспользуемся следующим алгоритмом:

• 1.исходный факт;

• 2.формулировка задачи;

• 3.выявление противоречия;

• 4.поиск ресурсов.

• 5.формулировка идеального конечного результата;

Например, при изучении темы «Коррозии металлов», можно рассмотреть такую задачу: исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и тѐплый климат.

 Составим текст исследовательской задачи: Как известно,климат в Индии тѐплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная

колонна - одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах?

Выявим противоречие между знанием того, что железо способно разрушаться (ржаветь) и незнанием способов защиты от коррозии.

Выдвижение гипотез:

Если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь;

Если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется

гальванической пары, способствующей разрушению;

Если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой.

Осуществим поиск Ресурсов с помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернет.

Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой.

Дети обладают врождѐнной любознательностью, они - исследователи от рождения.

Задача учителя - поставить их в положение добросовестных, а не «понарошку», сыщиков, тогда они способны горы свернуть. Информация, которая будет получена таким путем, усваивается, со стопроцентной эффективностью, поэтому,

приѐм первый:

В качестве парадоксальной ситуации использую софизмы (это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника).

В своем сообщении допускаю ошибки, которые следует найти, или раздаю тексты, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения,

последовательность изложения, героям «присваиваются» чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов.

Приѐм второй:

 если Вам удалось собрать группу единомышленников из числа учеников, то не растеряйте их, поручите им самостоятельно или совместно с вами

разрабатывать опыты, эксперименты, материалы для творческих заданий, сценарии предметных конкурсов, программы поддержки слабоуспевающих учащихся.

Приѐм третий:

ученикам выдаются лотки с реактивами, и предлагается провести

исследование, по результатам которого нужно заполнить пробелы в учебной карточке с пропусками важных предложений и слов. Учитель задает вопросы, а ученики должны вписать недостающее в соответствующие пропуски. Например: смеси отличаются от чистых веществ …………состава, возможностью разделения на химические…………..части физическими методами.

Приѐм четвѐртый:

 развитие исследовательских навыков при работе с литературой и

Интернет - источниками.

Учащиеся выслушивают выступления одноклассников и заполняют первый столбик таблицы, затем выполняют эксперимент и заполняют второй столбик таблицы. (например по теме «Алюминий»)

1.Что мы знаем об алюминии из исторических хроник?

2.Что узнали об алюминии на уроке?

Приѐм пятый:

предлагаю для решения расчѐтные задачи с исследовательским

содержанием: в школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно

токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Много ли молекул НС1 оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?

Вовлечение в творческую деятельность учащихся высокого и среднего уровня во внеурочное время эффективно при работе в составе ученического научного общества (НОУ), занятиях на элективных курсах, создании мультимедийных презентаций, написании исследовательских проектов, докладов, тезисов докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др.

Например, технология работы над исследовательским проектом включает:

1. Создание мотивации;

2. Создание образовательной среды;

3. Определение целей и задач для учащихся;

4. Организация работы индивидуально и в малых группах;

5. Консультации учащихся;

6. Организация обсуждения результатов в малых группах, выдвижения гипотез, аргументов и выводов.

7. Оценка результата и процесса.

Этапы развития исследовательской деятельности отражены

На первом этапе  учащимся предлагается выполнение исследовательских заданий в форме проблемных мини- экспериментов. На уроках химии и заседаниях кружка- это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму.

На втором этапе  развития исследовательской компетенции оптимальной формой работы является работа в малых группах.

Третий этап –  ситуация поисковой исследовательской деятельности организуется в процессе самостоятельного определения целей будущего эксперимента, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии.

Четвёртый этап – Ситуация научно – исследовательской деятельности. Она отличается самостоятельным поиском противоречий, проблем, определением механизмов действий по их достижению.



Предварительный просмотр:

 Основные классы неорганических соединений                                (приложение №1)

Тема урока: Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов.

                      Получение.Применение

Урок – исследование

Цели урока: Повторить, углубить и обобщить знания учащихся о химических свойствах, получении и применении основных и кислотных оксидов. Привести в систему знания учащихся о классификации оксидов. Продолжать формировать причинно – следственные связи( состав – строение- свойства)

О б о р у д о в а н и е . На демонстрационном столе: оксид бария, оксид фосфора (V), оксид меди (II), оксид железа ( II I), растворы гидроксида натрия, хлороводородной (соляной)кислоты, лакмуса, фенолфталеина, четыре химических стакана (50 мл), подъемный столик, черно-белый экран для демонстрационных опытов;

Ход урока

ΙΙ. Изучение нового материала.

Организация проблемно – поисковой деятельности. Работа в группах.

Задание 1- ой группе (Оксиды. Классификация. Номенклатура.)

1)Пользуясь представленной на столах коллекцией оксидов и статьѐй «Физические свойства оксидов» с.61, опишите их физические свойства, отметьте агрегатное состояние, цвет. Сделайте вывод. Попытайтесь объяснить подобное многообразие.

Предполагаемый ответ: Исследование представленных оксидов показало, что они бывают твердые - оксид меди(П) СuО, оксид кальция СаО, жидкие оксид cepы(VI) S03 и газообразные- оксид углерода(IУ) С02 .

Цвет их также чрезвычайно разнообразен: СuО черного цвета, оксид кальция СаО белого цвета, оксид cepы(VI) S03 , оксид углерода(IУ) С02 - бесцветные. Можно предположить, что причины в различном строении этих оксидов.

2)Выберите из перечня слов ключевые слова, которые, по вашему мнению характеризуют оксиды: простые вещества, сложные вещества, летучие, не имеющие окраски, окрашенные, бинарные соединения, содержат кислород, неметаллы, металлы.

На основании ключевых слов сформулируйте определение оксидов. Запишите его.

Проверьте по учебнику с.57.

3) Классификация.

Выделите признаки, на основании которых можно оксиды разделить на группы.

Предполагаемый ответ:

Ι.по принадлежности элемента, образующего оксид, к металлам и неметаллам:

а) оксиды металлов

б) оксиды неметаллов.

ΙΙ. по способности образовывать гидроксиды определѐнного класса: основания (щѐлочи),

кислоты:

а) основные оксиды б) кислотные оксиды.

4)Номенклатура. Работа с книгой. С помощью инструкции учебника с.91 назовите предложенные оксиды. Сформулируйте правило названия оксидов.

Предполагаемый ответ: названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. Например, MgO —оксид магния. Если же они образованы химическими элементами с переменной валентностью, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность. Например:S02 — оксид серы(IУ), S03 — оксид серы(УI).

Задание 2- ой группе.

свойства кислотных оксидов.

Осуществите превращения

Углерод (C)→ оксид углерода (CO2) → угольная кислота(H2CO3) → карбонат

кальция(CaCO3) → силикат кальция(CaSiO3).

Сделайте вывод о химических свойствах кислотных оксидов. Проверьте своѐ заключение,

сверив его с таблицей 9 с. 92 учебника.

свойства основных оксидов.

Осуществите превращения:

Cu → CuO→ CuSO4

Li2O→ LiOH → Cu(OH)2

Сделайте вывод о химических свойствах основных оксидов. Проверьте своѐ заключение,

сверив его с таблицей 9 с. 92 учебника.

Задание 3- ой группе.

Получение оксидов.

а) Получите P2O5, CO2 реакцией горения.

б) Получите Al2O3, SO3, CaO разложением сложных веществ.

Сделайте вывод о способах получения оксидов.

Предполагаемый ответ: оксиды образуются: 1) при горении простых и сложных веществ;

2) при разложении сложных веществ: а) нерастворимых оснований; б) кислот; в) солей

Задание 4- ой группе.

Применение.

Докажите или опровергните утверждение:

Песок не имеет применения в промышленности

Углекислый газ – продукт фотосинтеза

Из руд, состоящих из оксидов железа Fe2O3 и Fe3O4 получают чугун и сталь

ΙΙ. Закрепление знаний, умений, навыков

(приложение №2)    Проведение самостоятельной работы по вариантам:

В а р и а н т I

1)С какими из перечисленных веществ, формулы которых приведены ниже, будет вступать в реакцию оксид кальция: НС1, NaOH, H20, H2S04, KС1? Составьте уравнения возможных реакций.

2) Составьте формулы оснований, соответствующих оксидам натрия, кальция, алюминия, магния.

В а р и а н т 2

1)С какими из перечисленных веществ, формулы которых приведены ниже, будет вступать в реакцию оксид серы (VI): НС1, NaOH, H20, Ca(OH)2, KC1? Составьте уравнения возможных реакций.

2) Составьте формулы кислот, соответствующих оксидам серы (VI), фосфора (V), азота (V), углерода (IV).

(приложение №3 )  В а р и а н т 3 (экспериментальное)

З а д а ч а I. Как доказать, что оксид бария —основной оксид?        

Беседа о порядке решения экспериментальной задачи. Выполнение опыта учащимся у доски, растворение оксида бария в воде и обнаружение индикатором образующейся щелочи. Другой учащийся растворяет оксид бария в хлороводородной (соляной) кислоте, предварительно «подкрашенной» лакмусом. Далее они составляют уравнения реакций.

В а р и а н т 4(экспериментальное)

З а д а ч а 2. Как доказать, что оксид фосфора (V) — кислотный оксид?

Обсуждение решения задачи всем классом. Опыты выполняет учитель. Учащиеся составляют уравнения реакций и отвечают на вопросы: 1) Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой? 2) Может ли оксид фосфора (V) находиться в природных условиях?

З а д а н и е на дом. § 30. Выполните упражнения 1- 7 с. 92-93) Решить задачи 1,2 с.93.

Тема урока Основания. Классификация. Номенклатура. Получение

Урок – исследование

Цели урока: Повторить, углубить и обобщить знания учащихся о основаниях

                     и щелочах,отметить их общие и индивидуальные свойства,  

                     выявить общее в их составе, на основании чего дать  

                     определение.Привести в систему знания учащихся о  

                    классификации оснований. Продолжать формировать причинно –

                    иследственные связи( состав – строение- свойства).Познакомить

                    учащихся со щелочами.

О б о р у д о в а н и е . На демонстрационном столе: гидроксид натрия (кристаллический и раствор), гидроксид кальция (порошок и раствор), лакмус и фенолфталеин, демонстрационные пробирки, химические стаканы. На демонстрационном столе: гидроксиды натрия, кальция, меди (II), железа (III), растворы лакмуса и фенолфталеина, демонстрационные пробирки, горелки, держатель для пробирок, спички.

Ход урока

Ι.Подготовка к восприятию нового материала.

1.Проверка домашнего задания.

1). Упражнение 1, с.92 (1-ий уч-ся – к доске)

2). Упражнение 2, с.92 (2-ой уч-ся – к доске)

3). Упражнение 2, с.92 (3-ий уч-ся – к доске)

2. Фронтальная беседа:

1) Какие вещества относятся к оксидам?

2) Какие вещества соответствуют оксидам металлов, оксидам неметаллов?

3) Какие представители оснований известны? Что общего в их свойствах и чем они различаются?

4) Какие химические свойства характерны для основных оксидов? Приведите по два уравнения реакций, подтверждающих каждое свойство.

5) Какие химические свойства характерны для кислотных оксидов? Приведите по два уравнения реакций, подтверждающих каждое свойство.

6) Дан оксид — порошок белого цвета. Как практически доказать его химический характер — кислотный он или основной? Можно ли, зная состав оксида, предположить его химические свойства? Ответ обоснуйте.

7) Выполните тесты: Оксиды

1. Два кислотных оксида

1) СаО, С02 2) N203, N20 3) S02, Cr03 4) N205, Cu20

2. Два растворимых оксида

1) Si02, К20 2) CuO, C1205 3) N203, FeO 4) BaO, Cr03

3. He растворяется в воде

1)СО 2) СаО 3)Na20 4)C120

4. Между собой реагируют

1) NO и Р203 2) СО и ВаО 3) Р205 и S03 4) ВаО и S02

5. При реакции С1205 с раствором NaOH образуется

1) NaCI02 2) NaCIO 3) NaCI03 4) NaCl

Далее предлагаем экспериментально решить задачу: в трех пробирках бесцветные прозрачные жидкости: вода, раствор кислоты и раствор щелочи. Как их различить? План решения обсуждается в процессе фронтальной беседы, а затем одного из учащихся вызываем к столу для практического распознавания веществ.

ΙΙ. Изучение нового материала.

Организация проблемно – поисковой деятельности. Работа в группах.

Задание 1- ой группе (Основания . Классификация. Номенклатура.)

Выберите из перечня слов ключевые слова, которые, по вашему мнению характеризуют основания: простые вещества, сложные вещества, насколько групп атомов ОН, одну группу атомов ОН, летучие, не имеющие окраски, окрашенные, бинарные соединения, содержат кислород, неметаллы, металлы.

На основании ключевых слов сформулируйте определение оснований. Запишите его. Проверьте по учебнику с.93.

Задание 2- ой группе (Классификация)

Из предложенного списка выберите лишнее. Объясните свой выбор.

NaOH, LiOH, Ba(OH)2. лишний Ba(OH)2 по числу ОН - групп

NaOH, Ba(OH)2 ,Al(OH)3 лишний Al(OH)3 по силе

NaOH, LiOH, Ba(OH)2 Al(OH)3 лишний Al(OH)3 по растворимости

Выделите признаки, на основании которых основания можно разделить на группы.

Задание 3- ой группе (Номенклатура.)

Объясните названия. NaOH – гидроксид натрия

Fe(OH)3- гидроксид железа (ΙΙΙ)

Задание 4- ой группе (Получение)

Осуществите превращения. Сделайте вывод о возможных способах получения оснований:

Ca→ Ca(OH)2 ← CaO

(щѐлочь)

˚t комн.

Zn→ ZnO → Zn(OH)2 ← ZnCl2

(нерастворимое основание)

Где прерывается цепочка? Сравните получение растворимых и нерастворимых оснований.

ΙΙΙ. Закрепление знаний, умений, навыков

З а д а н и е 1. Найдите среди реактивов основания и поставьте отдельно банки со щелочами и нерастворимыми основаниями.

З а д а н и е 2. Докажите, что гидроксид натрия хорошо растворяется в воде (при выполнении этого опыта напоминаем правила предосторожности при работе со щелочами и кислотами).

З а д а н и е на дом.§31(с.93 -95), упражнения 1-3 с. 99, задача 3 с.99 Творческое домашнее задание: составьте формулы оснований, образованных пятью металлами, стоящими в начале вытеснительного ряда. Составьте формулы основных оксидов, соответствующих этим основаниям.

Тема урока Физические и химические свойства оснований.

                    Реакция  нейтрализации

Урок – исследование

Цели урока: Повторить, углубить и обобщить знания учащихся о химических свойствах оснований и щелочей, отметить их общие и индивидуальные свойства. Продолжать формировать причинно – следственные связи( состав – строение- свойства).

О б о р у д о в а н и е . На демонстрационном столе: растворы серной, азотной,хлороводородной (соляной) и фосфорной кислот, гидроксида натрия, гидроксида калия,лакмуса, фенолфталеина, оксиды кальция, магния, железа (III), гидроксид железа (III),мрамор, сульфит натрия, гидроксид натрия (кристаллический), демонстрационные пробирки, химические стаканы, подъемный столик, горелка, спички

Ход урока

Ι.Подготовка к восприятию нового материала.

1.Проверка домашнего задания.

1). Упражнение 1, с.99 (1-ий уч-ся – к доске)

2). Упражнение 2, с.99 (2-ой уч-ся – к доске)

3). Упражнение 3, с.99 (3-ий уч-ся – к доске)

2. Экспресс – опрос класса (выполнение тестов по вариантам)

1. Нерастворимое основание — это

1) КОН 2) NH3 ·H20 3) Cu(OH)2 4) Са(ОН)2

2. При нагревании не разлагается

1) NaOH 2) Cu(OH)2 3)А1(ОН)3 4)NH3 ·H20

3.В реакции Ва(ОН) 2 + N203 ... образуется соль

1) BaN03 2) BaN02 3) Ba(N02)2 4) Ba(N03)2

ΙΙ. Изучение нового материала.

Организация проблемно – поисковой деятельности. Работа в группах.

Задание 1- ой группе (Физические свойства). Проведите лабораторный опыт №14 с.113учебника.

Выпишите дополнительно физические свойства оснований из материала

учебника с.94,95, схемы 13 с.94. Отметьте цвет нерастворимых оснований (гидроксид меди – голубого цвета, гидроксид железа (ΙΙΙ) бурого, гидроксид алюминия –белого цвета), агрегатное состояние, растворимость в воде.

Задание 2- ой группе (исследование действия индикаторов).

Познавательная задача: как в растворе обнаружить щелочь и кислоту?

Обсуждение порядка проведения исследования, инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами и кислотами.

Вывод: обнаружить щелочь и кислоту можно с помощью специальных веществ, которые меняют свою окраску под действием растворов кислот и щелочей.

Задание3- ой группе (Химические свойства. Реакция нейтрализации).

Познавательная задача: Лакмус в кислой среде- красный, в щелочной – синий. Какой будет окраска лакмуса, если слить кислоту и щелочь?

Проведите лабораторный опыт №15 с.113 учебника ( Взаимодействие щелочей с кислотами).

Обсуждение порядка проведения исследования, инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами и кислотами.

Вывод: раствор становится нейтральным, т.к. в нѐм уже нет ни кислоты, ни щѐлочи.

Реакцию между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода,называется реакцией нейтрализации.

NaOH + HCl → H2 O + NaCl

Задание 4- ой группе (химические свойства нерастворимых оснований).

Проведите лабораторный опыт №16, с.114 учебника ( Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами).

Обсуждение порядка проведения исследования, инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами и кислотами.

Вывод: нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами).

2 NaOH + CuSO4 → Cu(OH)2 ↓ + Na2 SO4

Cu(OH)2 + H2 SO4 → CuSO4 + 2 H2 O

Задание 5 - ой группе (химические свойства нерастворимых оснований).

Проведите лабораторный опыт №17, с.114 учебника ( Разложение гидроксида меди(ΙΙ) при нагревании.).

Обсуждение порядка проведения исследования, инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами и кислотами.

Вывод: нерастворимые основания разлагаются при нагревании.

ΙΙΙ. Закрепления знаний, умений, навыков путѐм проведения беседы по вопросам: и анализа сводной таблицы 11 с.97

Вопросы к беседе:

1.Дайте определение оснований

2.Как различаются основания по составу?

3. Найдите сходство и различие в физических свойствах, сходство и различие химических

свойств щелочей и нерастворимых оснований.

З а д а н и е 1. Составьте уравнения реакций нейтрализации, чтобы в результате их

получились соли: сульфат меди, нитрат натрия, хлорид железа (III).

З а д а н и е 2. Исходя из гидроксида натрия, получите хлорид натрия.

З а д а ч а 1 Вычислить массу щелочи и кислоты, которые понадобятся для получения

5,8 г хлорида натрия реакцией нейтрализации.

З а д а ч а 2 Вычислить массу сульфата натрия, который образуется из 4,9 г серной

кислоты при взаимодействии еѐ с гидроксидом натрия.

З а д а н и е на дом. §31. Выполните упражнения 5,6,7 с.99 Решите задачу 2 с.99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011

Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье мы ставим своей целью разработать систему управления учебно-исследовательской деятельностью студентов учреждений СПО...

Методика преподавания иностранных языков в условиях обновления содержания языкового образования.

Методика преподавания иностранных языков в условиях обновления содержания языкового образования....

Опыт инновационного обновления содержания и технологий дополнительного образования детей МАУ ДО «ДЮСШ №1» города Тамбова

     Современная спортивная детско-юношеская школа призвана создавать условия для такого образования, которое ориентировано на прогноз будущего. Это обновление управления образов...

Проектно- исследовательская деятельность студентов на уроках химии.

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти...

Исследовательская деятельность и научное творчество в образовании.

Аннотация: в статье рассматривается сущность творчества, определяется специфика научного творчества как объекта исследования, отмечается важность проблемы формирования исследовател...

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...