Как общаться с детьми.
учебно-методический материал на тему

ученика.

Как педагогу общаться с детьми? Этот вопрос встает перед каждым учителем независимо от того в первый, десятый или сотый раз он входит в класс. Взаимодействие учителя и учеников проис­ходят в результате их общения. Сорок пять минут духовного обще­ния, где ученики соприкасаются с общечеловеческой культурой, ос­ваивают основы наук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст доклада61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Усманский педагогический колледж

ДОКЛАД НА    ТЕМУ:  " КАК ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ "

Преподаватель: Иванова Н.П.

г.УСМАНЬ

КАК ПЕДАГОГУ ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ.

А.Н.Ярославцев.   "Мораль классного руководителя".

Нет... посмотри в глаза... сознайся,

Ведь это ты урок сорвал вчера?

Чего молчишь? Нет, ты не улыбайся!

Да... браться за тебя давно пора!

Ты неучем решил, наверно, стать?

Ну что к, обсудим в классном коллективе...

Что ты сказал? Устроишься пахать?

В каком еще таком кооперативе?

Ишь, коммерсант! Забавная картинка!

Кооператор! Нет, верней, наглец!

Он жить собрался по законам рынка!

Чтоб завтра в школе был отец!

Есть моему терпению предел!

Зачем шнурки ты разные надел?

А джинсы? Я тебя ругала?

Что? Мама форму постирала?

Она стирает каждую неделю?

Мне, знаешь, сказки эти надоели...

А гриву ты расчесывал расческой?

Что Гоголь? С длинной был прической?

Так Гоголь, - классик! Ты же разгильдяй!

Грубиян! Балбес! Растущий негодяй!

Т-а-а-а-к! Завтра - однотонная рубаха,

И черный галстук, черные шнурки

И чтоб подстригся не под Маномаха...

Да прекрати дурацкие смешки!

Ну, что ты скажешь мне в ответ?

Как нет? Тогда пойдешь на педсовет!

Физиономию свою не хмурь,

Я из тебя... тряхну всю эту дурь!

Давай дневник! (О господи, дебил!)

В этом, довольно - таки, грустном, на мой взгляд, стихотворении А.Ярославцева, литератора одной из школ г. Краснодара, отчетливо виден уровень общения учителя и ученика.

Как педагогу общаться с детьми? Этот вопрос встает перед каждым учителем независимо от того в первый, десятый или сотый раз он входит в класс. Взаимодействие учителя и учеников происходят в результате их общения. Сорок пять минут духовного общения, где ученики соприкасаются с общечеловеческой культурой, осваивают основы наук. Диалог учителя и ученика.

Складывающаяся культура, личность ученика тянется к другой культуре в поисках ответа на собственные вопросы.  Передача же ценностей человеческой культуры требует "таланта общения", научить этому учителя невозможно. Но учитель может и должен позволять себе быть талантливым. Иначе работа теряет смысл, живой человек уходит.

От того, каким будет характер общения, зависит процесс формирования ценностного отношения детей ко всему спектру окружающей их действительности. Будучи организатором внеклассной работы в школе, я, однажды, стала невольным участником небольшого психолого-педагогического "эксперимента". Трем классам было дано внеочередное задание: "После уроков - уборка школьной территории". Ребята, у которых был классным руководителем очень опытный учитель, рассудительный, спокойный, честный и справедливый в отношении детей (да и не только), отреагировали по-деловому, спокойно приняли к сведению, а после уроков сделали все, как было нужно.

В следующем классе, где классным руководителем был учитель очень импульсивным, "остр на язык", с остатками юношеского максимализма, ребята "засыпали" меня вопросами: "А почему?", "Разве наша очередь?", "А почему 8-Б не идет?" и все в этом духе. Как говориться» погудели, помитинговали, но выполнили все, что было необходимо.

В последнем классе, которым руководил молодой учитель, не слишком утруждающий себя общением с ребятами, задание было воспринято молча, без единой эмоции. И молча после уроков... ушли домой.

Думаю, что данная ситуация говорит сама за себя.

От стиля общения педагога с учениками существенно будет зависеть восприятие последними личности учителя, возникновении симпатии или антипатии к нему. Человек, просто принадлежащий к благодарному учительскому сословию, еще не имеет никаких льгот на предубежденно возвышенное к себе отношение. Вызывает уважение учитель не по образованию или диплому, а по качеству его отношения к ученикам, это, я думаю, главное. Если учитель небрежен к детям, если они для него всего-навсего человеческий пластилин, который он мнет и ломает, как только ему заблагорассудится, если он подавляет ребят знаниями и взрослостью своего авторитета, если он не стремится разглядеть в каждом ученике задатки/личности, если он сделал нормой своей практики жалобы на детей их родителям или директору школы, - он просто дурной человек, а  дурной человек не должен быть учителем.

Я позволю себе напомнить вам те стили общения, которые выявил Как – Калик.

1. Творческое сотрудничество. Мне кажется, что слова китайского мудрена Лао - цзы, сказанные много лет назад, достаточно хорошо раскрывает смысл этого стиля общения. "Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрей, желающий быть выше людей ставит себя ниже их; желая быть впереди них, он становится позади. Вот почему, хотя его место выше людей, они не чувствуют его тяжести, хотя его место впереди них, они не считают это оскорблением".

Деятельность учителя и ученика при творческом сотрудничестве носит взаимообразный характер. Данный стиль общения - это самый высокий стиль, которым владеет учитель-мастер.

2. Дружеский стиль общения характерен для среднего типа учителя и является основой для первого. Здесь характер межличностных отношений строится на уровне симпатии или антипатии, а не на деловых отношениях.

  1. Общение - дистанция характерно для начинающих и, наоборот, про
    работавших много лет ("дорабатывающие" до пенсии). Их называют просто - "урокодатели".
  2. Общение - устрашение (авторитарное), которое возникает, как правило, от слабости, от осознания своей некомпетентности. Срабатывает инстинкт самосохранения. Отсюда и получается: один на уроке "премудрый", а остальные вроде "твари дрожащие".
  3. И, наконец, последнее. Это общение - заигрывание, которое основано на неуважении к себе. По принципу: "Вот, если, вы будете тихо сидеть, то не дам домашнего задания". Или что-то в этом роде. Последние три стиля бесперспективны, носят тупиковый характер.

В идеале, общение должно способствовать достижению искренности в отношениях, раскрытию душ детей, свободе мышления. Ведь на уроке общаются не "стороны" и "континенты", а равные в своем диалектическом неравенстве люди. "Инициатива, по словам Элберт Хаббард, это то, что человек делает так как надо, хотя его об этом не просили. Так вот, общение и есть инициатива» Причем, инициатива двусторонняя? Уже нельзя строить свои отношения по принципу: ты меня понимаешь - достаточно, тебе со мной интересно - чего же еще; ко мне идешь охотно - прекрасно. А понимает ли учитель ученика? Интересно ли eмy с учеником и учениками? Так ли охотно он идет к  ним, как они к нему?

Педагогическая профессия специфична по своей природе и, естественно, особыми должны быть отношения между участниками педагогического процесса.

Во-первых, мы имели дело с детьми, которые вступают во взрослую жизнь. Поэтому подходить к ним нужно с особой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир. Во-вторых, то что учитель планирует и организует процесс общения, а ученик должен принять и включиться в него (иначе общение не состоится).

Следовательно, учитель должен помочь" - ученику статен активным соучастником педагогического процесса ("увлечь"), обеспечить условия для раскрытия его потенциальных возможностей, как равноправного субъекта общения, а не так, что было бы только дерево, а то модно заставить его приносить что угодно, хоть арбузы вместо орехов" (В.Г.Белинский).

Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учеников устанавливается взаимосвязь ПеДАГОГИЧЕСКИХ и ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ задач мы можем говорить об общении как о ПЕДАГОГИЧЕСКОМ. Оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового, профессионального и т.д.) обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на раскрепощение и свободное, равноправное проявление школьником своего "Я". Мы знаем, чтобы научиться педагогическому общению нужно во - первых четко представить себе структуру этого процесса ; во - вторых, знать, какие умения обеспечивают его осуществление; в - третьих, каким образом можно совершенствовать  воспитательное влияние на детей.

Остановимся на этом подробнее.

Первый этап общения, который предшествует непосредственной встрече учителя с учениками, получил название - моделирование общения или прогностический. Не случайно, рассматривая содержание I этапа, вначале мы определяем цель.

Целевая установка на общение имеет ключевое значение, от нее зависит характер и формы взаимодействия педагога с детьми. Так, если учитель стремиться проявить себя на уроке знающим, уравновешенным, с хорошим чувством юмора, работающим ровно и спокойно, без надрыва, то это хорошо, но совсем недостаточно. Потому что в этом случае, если коллектив из ребят начинает шуметь или просто отвлекается, учитель, как правило, делает замечание: ты мешаешь мне работать! Это значит, что педагог концентрирует внимание на себе: он пришел в класс, он знающий и умеющий и т.п. В целевой установке такого учителя дети или полностью отсутствуют, или выполняют  роль публики, которая должна только восхищаться им.

Опытней педагог - мастер, отправляясь на урок, сдвинет целевой акцент с себя на учеников, он думает о том, как вовлечь детей в совместную работу, как заинтересовать их, как создать творческую атмосферу, чтобы проявилась индивидуальность каждого, чтобы, находясь в классе ученик не заучивал материал "Известно, что в любом предаете заучить можно все. Однако, заученное, как правило, быстро забывается не оставляя следа ни в сознании, ни в душе. По-настоящему запомнить можно только то, что по-настоящему понято" (Д.Б.Кабалевский). Необходимо, чтобы ребенок обучаясь, лично участвовал во всем том, что происходит на уроке. Так, например, Д.Б.Кабалевский, маститый композитор, ученый, педагог, умудрялся так говорить с ребятами, что не создавалось ощущения его превосходства над ними. Он часто начинал так: "Вы, конечно, помните..." или "Многие из вас наверняка читали...", а заканчивал фразу часто на вопросительной интонации: "Не правда ли?", как бы приглашая ребят принять участие в размышлениях.

Подобный настрой учителя, оставаясь стратегической целевой установкой, корректируется в момент начала общения главным образом за счет изменения приемов педагогического влияния. При каждой встрече со школьниками преподаватель должен суметь увидеть и  проанализировать сложившуюся ситуацию, состояние учеников, а также свое собственное состояние, чтобы найти наиболее оптимальный вариант воздействия на воспитанников и изменить (если это необходимо) отноганическую позицию детей, настроив их на общение.

Формирование этих способностей происходит в процессе развития ряда технических умений. Наиболее значимыми среди них выявляют следующие: воображение, восприятие, распределенное внимание, самообладание, артистизм, как умение ярко выразить отношение. Я не буду подробно на них останавливаться, лишь, скажу об артистизме, который особенно присущ уроку искусства. Именно артистизм учителя позволяет вызвать особую эмоциональность у ребят; подъем духовных сил, сопутствующих встрече с искусством. Причем, артистизм высший, утонченный, чтобы ребята не замечали его, чтобы не создавалось барьера между детьми и педагогом - он в общении, в умении создать атмосферу искренности, сотворчества. И мне хочется показать несколько снимков с открытого урока музыки М.Ф.Головиной (заслуженный учитель школы РСФСР, учителя музыки Московской школы № 734).

На втором этапе - собственно общение осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимная оценка собеседников и самих себя.

Педагогическое общение на II этапе, которое было подготовлено еще I этапом возможно, как я уже говорила, лишь при открытости обеих сторон, можно сказать и о феномене любви. Любовь вносит в класс вдохновение. Занимаясь с учащимися, педагог начинает испытывать подъем, как если бы он занимался со своим горячо любимым ребенком. И это с одной стороны говорит о том, что его работа - творческая, а с другой, что вдохновение связано с появлением больших, разнообразных возможностей. Появляются избыточные мысли о предмете - выбирай! Вдохновение, заложенное особым отношением, порождает импровизацию и в самом поведении участников педагогического действия. Сущность любви - отдавать. Отдавая, ты и получаешь. Поэтому должно появиться ощущение ученика как ценности, попавшей в сферу ваших чувств.

И еще мне хочется сказать об искренности в отношениях.

Одной наблюдаемой особенностью искренности является соответствие между мирами - внутренним и внешним. Это хорошо видно в диалоге. Говорю именно то, что думаю - искренность. Сознательное расхождение между задуманным и сказанным - дипломатия. Думаете об истинном положении вещей, а говорите так, чтобы выиграть спор, - политика. Выигрываете - талантливая политика. Но - неискренне. Неискренне, когда разногласие между верным пониманием и неверным толкованием происходит из-за личных интересов, в свою пользу или ради общего дела. И если это - обман неискушенных людей, а то и воспитанников, познавших жизнь,- эта неискренность приближается к притуплению. Ученик при искреннем отношении к нему - "любовно утвержденная конкретная действительность" (М.М.Бахтин). Неискренность - это экономия сил, равнодушие, отказ от поиска, отказ от обещаний идти путем наибольшего сопротивления, отказ от творчества... Вот как отказывается десятиклассник об отношении учителей одной Брянской школы "Ю.Н. любит нас, переживает за нас и поэтому более требовательный, не прощает малейших недоработок. Его и обмануть-то, как других, невозможно: насквозь видит. У него липовую троечку не заработаешь. А неуважающие  зато на все липовое щедры. Это, конечно, от равнодушия к нам, для собственного спокойствия, мол, нате вам, собаки, кость, отвяжитесь..."

Мастерство учителя на данном этапе воплощается в следующих умениях: проявлять интерес; воспринимать и оценивать информацию; высказывать суждения по тому или иному вопросу.

Очень интересен в этом отношении, на мой взгляд, опыт общения Д.Б. Кабалевского. Он, как учитель, необыкновенно был доволен, откровенно радовался самостоятельным суждениям детей о музыке (и это при его мастерстве как музыковеда). С первых уроков приучал не бояться неправильных ответов! И как при этом тактично умел даже в явно ошибочном суждении найти "рациональное зерно", чтобы не огорчить, а тем более не унизить ребенка. Очень высоко ценил, когда кто-нибудь из ребят отстаивая свою позицию пусть даже вопреки мнению большинства.

И, наконец, III этап - этап самокоррекции, когда учитель анализирует свое общение с детьми и "моделирует, на уровне установки, новое общение. Процесс диалектического развития, по спирали вверх.

Мы анализируем: что происходило в классе; оцениваем свою работу, свое состояние, свои реплики, работу учеников, их поведение и реакцию на обращение к ним и т.д.

Осуществление самокоррекции требует развития таких умений, как педагогическая память, анализ с позиций достижения поставленных целей, соотнесение реального общения с идеальной моделью и установка на будущее общение.

Технологически педагогическое общение может быть описано несколькими правилами. Я вам их напомню.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО - формирование чувства. МЫ. Оно достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе совместной школьной работы. Что предполагает не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него сверху. Что благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом. Социальный барьер возникает в том случае, когда моральные и индивидуальные представления человека о самом себе оказываются слабее, чем требования, предписываемые ему той социальной ролью, которую он призван играть в рамках своей профессии и занимаемой должности, в нашем случае - преподавателя.

Терминологический барьер. Общаясь с детьми, мы должны опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений, избегать употребления в совей речи непонятных слов. стр. 328

ВТОРОЕ ПРАВИЛО - обязательное установление личностного контакта с детьми.

Взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, тактильное прикосновение, просьба, воспоминание.

а) тактильное прикосновение;

б) какое-либо слово;

в) визуальный контакт.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО - демонстрация собственной расположенности: как улыбаться, с какой интонацией говорим и  как экспрессивно окрашиваются наши движения.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО - показ ярких целей совместной деятельности. ПЯТОЕ ПРАВИЛО - постоянное проявление интереса к своим ученикам. ШЕСТОЕ ПРАВИЛО - оказание и просьба помощи. В воспитательном плане это имеет сильное влияние, т.к. школьник включается в сознательную деятельность, педагогу же необходимо инструментовать ее так, чтобы у ребенка все получалось, чтобы ему сопутствовал успех. Я вновь обращаюсь в педагогическую мастерскую Дмитрия Борисовича Кабалевского. На 1-ом уроке, 1 класса, 1-ой четверти перед слушанием музыкального произведения он задает вопрос; вполне доступный и не вызывающий затруднений, учитель сопровождает его замечанием: " Вот я сейчас посмотрю, кто из вас уже (за I урок) научился слушать музыку" и выражает радостное удивление, что все готовы ответить на поставленный вопрос,  что у детей вызывает необыкновенное чувство гордости.

Безусловно, культура педагогического общения обусловливается степенью овладения педагогом всеми языковыми средствами: мимикой, пластикой, символами, художественными образами, ритуальными действиями и пр.

Мне хочется обратиться к опыту работы заслуженного учителя РСФСР, учителя музыки Г.Владимира В.В.Михайлова, который настолько овладев всем многообразием языковых средств, что впервые попав к нему на урок, мы, его студенты, твердо решили - он обладает гипнозом. Удивительным является то, как учитель при помощи жеста, взгляда, мимики умеет обратить внимание ребят на характерное в музыкальном произведении. Или, приведя первоклассников впервые в свой кабинет, он одним взмахом руки снимает чехол с рояля, стоящего в центре класса и воцаряется молчание - ребята изумлены - перед ними сверкающей черный, сверкающий рояль! Валерий Васильевич как-то заметил: "Ценно понимание без слов".

Закончить свое выступление я хочу небольшим фрагментом из книги учителя литературы г.Брянска Ю.Н. Честнах, Он в течении многих лет, будучи главным воспитателем, как он себя называл, т.е. классным руке водителем, вел Летопись класса. И вот на последних уроках 10 класса комсорг Игорь сделал в ней такую запись: Он решил глазами любящего человека увидеть всех учителей - предметников и своих товарищей на их уроках. Вот отрывки из его педагогических наблюдений и размышлений, которые привели в восторг 10-тиклассников, понравились родителям, но вызвали переполох в "лагере" учителей (т.к. учительско - ученический лагерь не состоялся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Данная разработка представляет собой методический материал для изучения  курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и...

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Научная публикация: "Коррекционная работа при общем недоразвитии речи с детьми 5-6 лет".

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ....

СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки дет...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...