"ПРАВОНАРУШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ"
методическая разработка на тему

Бажина (Разуваева) Наталья Владимировна

Тематический час посвящен правовому воспитанию учащихся. Тема выбрана исходя из того, что контингент подростков сложный, с асоциальным опытом жизни. Правовое  просвещение таких учащихся особенно актуально и  направлено на то, чтобы помочь им социально адаптироваться к условиям современной жизни, не нарушая права других людей и законы нашего общества. Форма проведения - беседа и ситуативный практикум.

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravonarusheniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий»

               УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБОУ СПО «АТРиПТ»

     _____________ Н.И. Соколов

                                                            «___» _____________ 2015 г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЧАС

«ПРАВОНАРУШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

г. Ангарск, 2015 г.

Разработчик: Разуваева Наталья Владимировна, воспитатель, вторая квалификационная категория.

Аннотация: Тематический час посвящен правовому воспитанию учащихся. Тема выбрана исходя из того, что контингент подростков сложный, с асоциальным опытом жизни. Правовое  просвещение таких учащихся особенно актуально и  направлено на то, чтобы помочь им социально адаптироваться к условиям современной жизни, не нарушая права других людей и законы нашего общества. Форма проведения - беседа и ситуативный практикум.

             

Рецензенты:

внутренний: ______________________________________________________

                                (Ф.И.О., должность, квалификационная категория)

внешний: _________________________________________________________        

                                (Ф.И.О., должность, квалификационная категория)

Эксперты (от работодателя):

__________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория)

Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой комиссии (название комиссии). Протокол от «____»__________20___г. №______.

Методическая разработка рассмотрена и утверждена на заседании методического совета. Протокол от «____»__________20___г. №______.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………..………………..4

ЧТО ТАКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?..…………………………………………..5

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………..…………………………………………….6

1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………………………………………………………………6

2. ПРОСТУПКИ……………………………………………………………………...7

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ.……………………………………………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..10

Здравствуйте, ребята!

(Звучит песня «Улицы центральные»  группы «Турбомода».) 

           Скажите,  сколько Вам лет?  (учащиеся отвечают).

           Вы знаете, что с 14 до 18 лет человек приобретает правовой статус несовершеннолетнего, а вместе с ним – большое количество разнообразных прав. Какие (Ваши права) права несовершеннолетних вам известны? (Какими правами вы уже можете воспользоваться?)

         Четырнадцатилетний гражданин:

     - имеет право на получение паспорта;

  • - дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  • - может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
  • - вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
  • - вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • - осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной - деятельности;
  • - вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • - допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
  • - имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
  • - несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
  • - может обучаться вождению мотоцикла;
  • - имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
  • - может вступать в молодежные общественные объединения;
  • - может обладать авторскими правами на созданное произведение и др.

Но наряду с этими преимуществами этот возраст налагает (на Вас) и обязанности, ответственность. Жизненная неудача или ошибка может оказаться правовым нарушением (правонарушением). Хотя, согласно Конституции Российской Федерации, гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности в полном объеме только с 18 лет, но ответственность за  совершение административных  правонарушений наступает с 16 лет, а за некоторые виды уголовных – уже с 14.

              Сегодня вы приглашены принять участие в мероприятии  «Правонарушения молодежи», которое поможет Вам  сориентироваться в нашем  современном мире и избежать лишних сложностей и проблем. Вы узнаете ответы на вопросы

- Что такое правонарушение?

- Какие виды правонарушений существуют?

- Какие наказания применяются в нашей стране?

1 тур.  Правонарушения

Звучит песня из м/ф «В каждом маленьком ребенке..» В каждом маленьком ребенке и даже подростке «есть по 200 грамм взрывчатки или даже пол кило»… Как уследить за тем, чтобы невинная шалость или шутка не переросли в правонарушение ? Для этого нужно уметь отличать правонарушение от просто поступков, действий. Что же такое правонарушение? (Выслушать варианты ответов.) А теперь давайте выясним, что в праве называется правонарушением.

Первый признак правонарушения: правонарушитель -  это вменяемый человек, достигший определенного возраста, или коллектив людей (государственный орган, фирма, кооператив и др.).

Это интересно: В Средние века правонарушителями признавались животные – свиньи, быки, кошки. Их судили по всем правилам, назначали наказание и публично приводили его в исполнение.

Второй признак правонарушения Правонарушение - это деяние: действие (кража, взятка) или бездействие (безбилетный проезд в общественном транспорте, неуплата налога).

Это интересно: В древности правонарушением признавались не только деяния, но и мысли, и убеждения людей. Так, в Древней Греции, в Афинском государстве, безбожие считалось одним из наиболее тяжких правонарушений и каралось смертной казнью.

Третий признак правонарушения: правонарушение – это деяние (действие или бездействие), которое противоречит правовым правилам. Источниками правовых правил (норм) являются Конституция РФ, федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.

Это интересно: Законом установлены случаи, которые формально похожи на правонарушения, но не являются ими. Например, убийство террориста, захватившего заложников и угрожающего людям смертью, считается обходимой обороной, а не правонарушением.

Четвертый признак правонарушения: правонарушение – это деяние, которое произошло по вине лица, его совершившего. В праве различают две формы вины: умысел и неосторожность (легкомыслие или небрежность).

Это интересно: В древнем праве невиновность человека в совершении правонарушения не всегда учитывалась. Так, в Древнем Китае в эпоху Цинь за государственные преступления  (измену императору, бунт и др.) казнили не только преступника, но и три поколения всех его родственников по линии отца, матери и жены.

Пятый признак правонарушения: правонарушение – это такое деяние (поступок или бездействие), который наносит вред личности, обществу (посягает на ценности и интересы людей, на общественный порядок) или государству.

Это интересно:  В разные периоды истории человечества то или иное деяние могло считаться правонарушением или не считаться им. Так, в Древнем Китае в эпоху Чжоу правонарушением, в частности, считалось шаманство, выбрасывание золы на улицу, непроявление мужества воином, пьянство. Последнее, кстати, наказывалось смертной казнью.

        Итак, что же такое правонарушение? Правонарушение – это деяние, (действие или бездействие) людей,  которое противоречит правовым правилам и наносит вред личности, обществу или государству.  

Теперь вы знаете, что такое правонарушения.  Посмотрим, сумеете ли вы распознать правонарушения в представленных видеофрагментах. Являются ли событие, которое вы сейчас увидите правонарушением? Попробуйте обосновать свой ответ.

  1.  «Наваждение» («Операция Ы и другие приключения Шурика»): герой Павлова пытается сдать экзамен, используя шпаргалку.
  2. «Винни Пух»: Винни Пух застревает в домике и ломает вход в него. Да, нанесен материальный ущерб.
  3. «Бременские музыканты»: Бременские музыканты разыгрывают схватку с разбойниками и освобождают короля. Да. Ведь эта шутка  причинила моральные страдания королю.
  4. «Операция Ы»: сцена в автобусе. Да, нанесен вред здоровью.
  5.  «Приключения домовенка»: баба Яга насильно задерживает в своей избушке домовенка. Нет, правонарушитель – это вменяемое лицо, достигшее определенного возраста, или группа людей, а баба Яга – сказочный персонаж.

2 тур. Виды правонарушений

         Звучит песенка Шапокляк «Кто людям помогает…» Хорошими делами прославиться нельзя? Но и плохие поступки могут только ославить, а не прославить человека. Какие виды правонарушений выделены в законодательстве нашей страны?  

         В праве все  правонарушения подразделяются на два вида: преступления и  проступки. Преступления – это все те правонарушения, которые отражены в Уголовном кодексе РФ. Все остальные правонарушения считаются проступками. Давайте проверим,  сможете ли Вы в поступках мультипликационных героев распознать то или иное преступление или проступок.

После окончания просмотра, если у Вас есть правильный ответ, поднимайте руку.

Преступления

Похищение человека  «Кавказская пленница»: сцена похищения человека.

Кража  -  тайное хищение чужого имущества. -  Приключения капитана Врангеля  – 2 серия: Фукс украл статую.

Грабеж – открытое хищение чужого имущества. – «Ну, погоди!»  Волк  отбирает коньки у медвежонка и надевает их на себя.

Разбой –  нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия.  - «Операция Ы»: сцена репетиции разбоя.

Вымогательство – то есть требование передачи чужого имущества. - Карлсон: герой представляется смертельно больным в надежде получить что-нибудь сладкое.

Вандализм  - то есть осквернение зданий, или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. (Например, надписи на фасадах зданий, на заборах, порча общественного транспорта.) -  «Ну, погоди!» Волк  портит аттракцион «Кривые зеркала».

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью Айболит 4 серия - Разбойник отравил зверят.

Хулиганство – «Бриллиантовая рука»: сцена в ресторане. 

Проступки

Мелкое хулиганство  - то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие  действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.- «Ну, погоди!»: Волк опрокидывает урну.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах: на улицах, в скверах, в парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, - влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 минимальных  размеров оплаты труда.  

Безбилетный проезд   «Ну, погоди!»: Волк пробирается на корабль.

Нарушение правил пользования жилыми помещениями  «Ну, погоди!» Разрушает квартиру.

Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте

Нарушение правил дорожного движения пешеходом Уроки осторожности с тетушкой Совой.

Заведомо ложный вызов спец. служб  пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб - «Малыш и Карлсон» Бок приглашает телевидение.

3 тур.  Виды наказаний

Звучит мелодия из к/ф «Бригада».

Современные фильмы, художественные произведения создали романтический ореол вокруг героя-правонарушителя. Он богат, ловок, успешен, храбр, отважен. Но мы всегда должны помнить, что за любое правонарушение обязательно последует наказание. Какие наказания предусматривает российское законодательство для совершивших правонарушение?

     - предупреждение

- штраф - назначается в размере от 1 тыс. до 50 тыс. рублей. Он может быть взыскан с родителей (с их согласия); 

- конфискация  орудия или предмета правонарушения

- лишение права заниматься определенной деятельностью -  заключается в лишении права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, например, управлять транспортным средством;

    - обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, исполняются им в свободное от учебы время. Это могут быть работы по благоустройству города, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные работы и другие  подобные работы, не требующие особой квалификации. Данный вид наказания должен исполняться в районе жительства несовершеннолетнего;

    - исправительные работы. Несовершеннолетние приговариваются к исправительным работам на срок от 2 месяцев до 1 года. Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства.

       - арест – заключенный содержится в условиях строгой изоляции от общества. Назначается арест несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от 1 до 4 месяцев; административный арест до 15 суток (с принудительными работами в дневное время). Арестованный ограничивается в свободе передвижения, выборе занятий. Местом его пребывания становятся специально отведенные учреждения, находящиеся в районе постоянного места жительства осужденного.

    - лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях Несовершеннолетним, совершившим преступления (кроме особо тяжких преступлений) в возрасте до 16 лет, лишение свободы назначается на срок не свыше 6 лет.

          Итак, эти виды наказания могут быть применены к несовершеннолетним. Дополнительно к ним могут  быть применены меры принудительного воспитательного воздействия: ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа; могут предусматривать требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощь специализированного государственного органа и др.)

  Может показаться, что эти наказания  слишком суровые, но в древности правонарушители наказывались более жестоко.  

Это интересно:  Так,   например, в  Древнем Китае применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз.

А какие  наказания применялись на Руси?  (Ответы учащихся.)

            Русский писатель, декабрист Александр Александрович  Бестужев – Марлинский писал:   «В беду попадают как в пропасть, вдруг, ну а в преступление сходят по ступеням».   Постарайтесь не подходить к этой лестнице. Спасибо за внимание.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азаров, А.Я. Права человека [Текст] / А.Я. Азаров. — М.: Новое знание. - 265с.

2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. –2004. – №5. – С.35-41.

3. Блех, А. Незнание законов не освобождает от ответственности [Текст] / А. Блех // Воспитание школьников. 2001. №1. — С.29-35.

4. Дик, Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками [Текст] / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. — Ростов н/Дон: Феникс, 2007. - 352 с.

5. Ильин, Д.Н. Девиантное поведение подростков [Текст] / Д.Н. Ильин. – СПб.: Специальная литература, 1999.- 320 с.

6. Кошкина, И.В. Методика и технология работы социального педагога. Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних: методическое пособие [Текст] / И.В. Кошкина; под ред. С.И. Замогильного. – Саратов: СГУ, 2003.- 304 с.

7. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие [Текст] / Э.Б. Мельникова. - М.: Дело, 2000. - 458 с.

8. Никитин, А.Ф. Школьникам о праве [Текст] / А.Ф. Никитин. — М.: Просвещение, 1992. - 96 с.

9. Певцова, Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества [Текст] / Е.А. Певцова. — М.: АПКиПРО, 2002. - 195 с.

10. Рассолова, Е.А. Своеобразие правового воспитания старшеклассников во внеучебной деятельности [Текст] / Е.А. Рассолова // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Вып.5, Ч.1. Сб. научных трудов. – М., 2005. — С. 206-216.

11. Рассолова, Е.А. Правовое воспитание старшеклассников [Текст] / Е.А. Рассолова // Вестник Университета РАО. Вып. №1. – М., Университет РАО, 2007. - С.123-128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты по профилактике правонарушений

Отчеты по профилактике правонарушений за 2008-2009, 2009-2010 уч. годы...

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Цели программы ·         обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;·...

Целевая воспитательная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

Воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлен...

Методическая разработка по воспитательной работе "Молодежь говорит «Нет»! Молодежь выбирает ЗОЖ! «Быть здоровым – это модно!»

Статья описывает применение метода проектов во время уроков и внеклассной деятельности по информатике с целью пропаганды ЗОЖ. В работе  описывается метод проектов , его истоки. В практической час...

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

Классный час: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"

ЛР2, ЛР3, ЛР7 Цель: Дать обучающимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.Задачи: Развивать представление о том, что проступок,...