Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».
учебно-методическое пособие на тему

Кодоев Тамерлан Махарбекович

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

 

                                   Составитель: Кодоев Т.М.

 

Учебно-методическая разработка для студентов

1 курса

 по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_1.docx228.88 КБ
Файл metod_1.docx228.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

                                   Составитель: Кодоев Т.М.

Учебно-методическая разработка для студентов

1 курса

 по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

ТЕМА: ЭТЮД НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Практическое занятие.

Цель: Научиться передавать форму и объем в предметах с помощью светотеневых отношений, понять распределение тона от самых светлых предметов до самых темных.

Задача: В диапазоне одной краски решить на листе бумаги общее тональное состояние натюрморта. Научиться свободно владеть кистью, уметь писать форму, одновременно решая большие отношения цветовой и теневой части ее с фоном

Постановка: Из предметов различных по цветовым и светлотным характеристикам. Освещение – контрастное, боковое.

Материал:  акварель, бумага 45х55 см.

Количество часов: 8 часов

.

В данном задании студенту необходимо узнать, что тон является неотъемлемой частью живописи, и передается он в единстве с цветом. Начинающие студенты в своих первых работах, часто ищут только цвет, забывая  о его светлоте, и этим самым нарушают цветовую гармонию.

Для закрепления понимания роли света при изображении натюрморта необходима работа над этюдом в технике «Гризайль».

«Гризайль» - это живопись  одной краской.  Для выполнения этюда гризайлью нужно взять краску темного цвета, чтобы можно было выдержать тональный диапазон  от самого светлого до самого темного. Такой краской могут быть черная, коричневая, умбра и т.п..

Это задание выполняется после  выполнения подготовительного рисунка в 3 этапа.

Подготовительный рисунок.

После выполнения серии фор-эскизов, определения формата данной постановки, композиционного и тонального решения +необходимо выполнить подготовительный рисунок для живописи. Его цель определение пропорций элементов изображения натурной постановки, их характерных объемных форм и размещения в пространстве относительно друг друга. Рисунок для живописи выполняется линейно, без светотеневой моделировки форм элементов изображения, допускается лишь линейный намек на границы светотеневых градаций тона на предметах или формах натурной постановки, определение площади освещенных участков, полутени и тени, что способствует выявлению объема форм.

Подготовительный рисунок для живописи выполняется карандашом. Рисунок рекомендуется делать легким, типа наброска, практически не пользуясь резинкой для сохранения фактуры и поверхностного слоя бумаги, которая является основанием для дальнейшей живописной работы акварелью.

1 этап работы

Когда подготовительный рисунок выполнен, проверен преподавателем, можно начинать выполнять кистью гризайль.

Первая стадия работы начинается с нахождения основных отношений. Определяются светотеневые отношения основных объектов натуры: светлота фона к светлоте поверхности предметов и их самих друг к другу.

Сначала наносится общий тон предметов постановки, затем работу нужно вести от теней к свету, причем теневые места наносить по возможности тонким и прозрачным слоем краски, а свет лепить более плотным слоем, более четкими мазками. Почти одновременно с прокладыванием теней на этюде следует широко и смело писать фон, прилегающий к теневой части кувшина, а затем фон, прилегающий к освещенной ее части, что определяет пространство за кувшином, и помогает правильно вести по тону «лепку» формы предмета на свету

2 этап работы

На втором этапе работы продолжается дальнейшая конкретизация деталей и уточнение общей формы предметов. Изображая с натуры, необходимо следить за отношениями предметов не только по силе тона, но и по контрастности границ поверхностей предметов. Заметность контура каждого предмета на всем своем протяжении разная: левая, освещенная сторона кувшина, близка по силе света к фону, граница правого бока кувшина почти слилась по тону с фоном, а нижний край резко выделяется на фоне.

Кроме передачи правильных тоновых отношений между основными предметами и их поверхностями, необходимо вылепить светотенью объемную форму каждого предмета (керамический горшок, кувшин, яблоко и т.п.).

Покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего сразу мазками краски, соответствующей нужному тону, при этом стремиться мазки класть по форме, «лепить» тоном форму предметов.

3 этап работы

После того, как объемная форма предметов прописана, решены пространственные планы, необходимо перейти к обобщению. В этом состоит третий этап работы над гризайлью. В процессе изображения каждого предмета, возможны увлечения отдельными деталями, которые могут быть резкими по контрасту светотени.

По этой причине предметы второго плана могут зрительно выступать на первый план. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое, надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному.

 Очень важно на завершающей стадии подчинить все мелкие проработки единому, целостному решению натюрморта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова О.И. Живопись акварелью. – М.,  2005.
  2. Школа изобразительного искусства. – М., 2000.
  3. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1990.
  4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М., 2004.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

                                   Составитель: Кодоев Т.М.

Учебно-методическая разработка для студентов

1 курса

 по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

ТЕМА: ЭТЮД НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Практическое занятие.

Цель: Научиться передавать форму и объем в предметах с помощью светотеневых отношений, понять распределение тона от самых светлых предметов до самых темных.

Задача: В диапазоне одной краски решить на листе бумаги общее тональное состояние натюрморта. Научиться свободно владеть кистью, уметь писать форму, одновременно решая большие отношения цветовой и теневой части ее с фоном

Постановка: Из предметов различных по цветовым и светлотным характеристикам. Освещение – контрастное, боковое.

Материал:  акварель, бумага 45х55 см.

Количество часов: 8 часов

.

В данном задании студенту необходимо узнать, что тон является неотъемлемой частью живописи, и передается он в единстве с цветом. Начинающие студенты в своих первых работах, часто ищут только цвет, забывая  о его светлоте, и этим самым нарушают цветовую гармонию.

Для закрепления понимания роли света при изображении натюрморта необходима работа над этюдом в технике «Гризайль».

«Гризайль» - это живопись  одной краской.  Для выполнения этюда гризайлью нужно взять краску темного цвета, чтобы можно было выдержать тональный диапазон  от самого светлого до самого темного. Такой краской могут быть черная, коричневая, умбра и т.п..

Это задание выполняется после  выполнения подготовительного рисунка в 3 этапа.

Подготовительный рисунок.

После выполнения серии фор-эскизов, определения формата данной постановки, композиционного и тонального решения +необходимо выполнить подготовительный рисунок для живописи. Его цель определение пропорций элементов изображения натурной постановки, их характерных объемных форм и размещения в пространстве относительно друг друга. Рисунок для живописи выполняется линейно, без светотеневой моделировки форм элементов изображения, допускается лишь линейный намек на границы светотеневых градаций тона на предметах или формах натурной постановки, определение площади освещенных участков, полутени и тени, что способствует выявлению объема форм.

Подготовительный рисунок для живописи выполняется карандашом. Рисунок рекомендуется делать легким, типа наброска, практически не пользуясь резинкой для сохранения фактуры и поверхностного слоя бумаги, которая является основанием для дальнейшей живописной работы акварелью.

1 этап работы

Когда подготовительный рисунок выполнен, проверен преподавателем, можно начинать выполнять кистью гризайль.

Первая стадия работы начинается с нахождения основных отношений. Определяются светотеневые отношения основных объектов натуры: светлота фона к светлоте поверхности предметов и их самих друг к другу.

Сначала наносится общий тон предметов постановки, затем работу нужно вести от теней к свету, причем теневые места наносить по возможности тонким и прозрачным слоем краски, а свет лепить более плотным слоем, более четкими мазками. Почти одновременно с прокладыванием теней на этюде следует широко и смело писать фон, прилегающий к теневой части кувшина, а затем фон, прилегающий к освещенной ее части, что определяет пространство за кувшином, и помогает правильно вести по тону «лепку» формы предмета на свету

2 этап работы

На втором этапе работы продолжается дальнейшая конкретизация деталей и уточнение общей формы предметов. Изображая с натуры, необходимо следить за отношениями предметов не только по силе тона, но и по контрастности границ поверхностей предметов. Заметность контура каждого предмета на всем своем протяжении разная: левая, освещенная сторона кувшина, близка по силе света к фону, граница правого бока кувшина почти слилась по тону с фоном, а нижний край резко выделяется на фоне.

Кроме передачи правильных тоновых отношений между основными предметами и их поверхностями, необходимо вылепить светотенью объемную форму каждого предмета (керамический горшок, кувшин, яблоко и т.п.).

Покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего сразу мазками краски, соответствующей нужному тону, при этом стремиться мазки класть по форме, «лепить» тоном форму предметов.

3 этап работы

После того, как объемная форма предметов прописана, решены пространственные планы, необходимо перейти к обобщению. В этом состоит третий этап работы над гризайлью. В процессе изображения каждого предмета, возможны увлечения отдельными деталями, которые могут быть резкими по контрасту светотени.

По этой причине предметы второго плана могут зрительно выступать на первый план. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое, надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному.

 Очень важно на завершающей стадии подчинить все мелкие проработки единому, целостному решению натюрморта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова О.И. Живопись акварелью. – М.,  2005.
  2. Школа изобразительного искусства. – М., 2000.
  3. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1990.
  4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»

Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...