Специфика организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по заочной форме обучения
статья на тему

Оглезнева Наталья Михайловна

В  докладе излагается об актуальности требований к личным качества обучающихся и повышении роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, а также о повышении ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у студентов техникума. Особое внимание уделено актуальным методам мотивации обучающихся для обеспечения готовности студентов к самостоятельному труду. Также сделан акцент  на значении качества организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся заочного отделения, о конкретизации условий выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися заочной формы обучения и систему мониторинга выполненных работ, которая бы подталкивала обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»

ДОКЛАД НА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2017»

НА ТЕМУ:

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВСР ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

                                                                         Автор доклада: методист заочного                                    

                                                                    отделения ГБПОУ КК «АЛХТ»

                                                                     Оглезнева Наталья Михайловна

Апшеронск, 2017г.

Василий Александрович Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете. Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Именно с пытливости и любознательности начинается творчество.

Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам обучающихся:

- умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов;

- повышается роль самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся воспитание их творческой активности и инициативы.

Современный студент, будущий специалист, должен не только овладеть определенной суммой знаний, но и научиться самостоятельно приобретать знания, работать с информацией. Важным также является овладение способами познавательной деятельности, которые можно было бы применять в дальнейшем при необходимости повышения квалификации, изменения профессиональной ориентации и т.д.

Проблема организации самостоятельной работы обучающихся является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся.

Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы обучения в образовательной организации не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа, т.к. активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.  В работе преподавателя могут использоваться различные методы мотивации, главные из которых:

  1. Полезность выполняемой работы.

Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы на уроках, как наглядное пособие (например: макеты делянок, складирования поваленного леса, схемы межевания земель, шаблоны договоров на услуги, и т.д.); в методическом пособии (например: способы расчетов делянок, дополнительная информация по изучаемой дисциплине и т.д.); в    лабораторном практикуме; при подготовке публикации (например: инновационные предложения по воспроизводству лесов, облагораживанию парка города и т.д.); при выполнении ВКР или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.

  1. Активное применение результатов внеаудиторной самостоятельной работы в профессиональной подготовке.

Значение качества организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся заочного отделения значительно возрастает. Условия организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся заочного отделения должны быть более конкретизированы, т.к. обучающиеся заочной формы обучения в силу своей занятости на работе не имеют возможности получить ежедневные консультации по выполнению ВСР, как обучающиеся дневного отделения. Кроме этого для обучающихся очного отделения самостоятельную работу можно организовать в различных формах: аудиторная – внеаудиторная; работа в рамках лекции – в рамках практических занятий и т.д. Для обучающихся заочного отделения самостоятельная работа может быть только в форме внеаудиторной.

Часы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся заочного отделения увеличиваются пропорционально сокращению часов обязательной аудиторной нагрузки обучающихся дневного отделения. Если для дневной формы обучения самостоятельная работа составляет до 50% от аудиторной нагрузки обучающихся, то по заочной форме обучения она составляет до 80-90%.

Для обеспечения качественного выполнения ВСР обучающимися заочного отделения необходимо создать условия, которые заключаются в следующем:

- Наличие и доступность всего необходимого учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала;

- Обеспеченность каждого обучающегося не менее чем 1 учебным печатным и/или электронным изданием по каждой УД общепрофессионального цикла и по каждому МДК;

- Информирование обучающихся о часах консультационной помощи преподавателя по выполнению ВСР;

Таким образом: выполнение ВСР необходимо организовать так, чтобы:

- каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий для самостоятельной работы, главный итог которых – формирование всех очерченных программой умений и знаний, создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций;

- обеспечить готовность обучающихся к самостоятельному труду через актуальные методы мотивации;

- продуманная система мониторинга внеаудиторной самостоятельной работы подталкивала обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Использованные источники и литература

1. Барабанщиков А.В., Корочкин Б.П.  Научно – педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы // Организация и методика    самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научно - практической конференции, проведённой 16 - 17 мая 1998г. В г. Новосибирске. – М.: 1998.

2. Кремнева Т.В. - "Способы активизации познавательной деятельности студентов"

3. Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010 г.

4. Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно – заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные (письмо Министерства образования и науки Краснодарского края № 47-11379/15-14 от 03.08.2015г.)

Интернет-ресурсы

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  2. Официальный сайт ГБПОУ КК «АЛХТ» http://alht.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Апшеронск , 2017г . ДОКЛАД НА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2017» НА ТЕМУ: СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВСР ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Апшеронский лесхоз - техникум» Автор доклада: методист заочного отделения ГБПОУ КК «АЛХТ » Оглезнева Наталья Михайловна

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский советовал: « Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете. Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Актуальные требования к личным качествам обучающихся: - умение самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; - повышение роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, увеличение ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся воспитание их творческой активности и инициативы.

Слайд 3

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ 1.Полезность выполняемой работы 2.Активное применение результатов внеаудиторной самостоятельной работы в профессиональной подготовке.

Слайд 4

УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСР - Наличие и доступность всего необходимого учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала; - Обеспеченность каждого обучающегося не менее чем 1 учебным печатным и/или электронным изданием по каждой УД общепрофессионального цикла и по каждому МДК; - Информирование обучающихся о часах консультационной помощи преподавателя по выполнению ВСР;

Слайд 5

ВЫПОЛНЕНИЕ ВСР НЕОБХОДИМО ОРГАНИЗОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ - каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий для самостоятельной работы, главный итог которых – формирование всех очерченных программой умений и знаний, создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций; - обеспечить готовность обучающихся к самостоятельному труду через актуальные методы мотивации; - продуманная система мониторинга внеаудиторной самостоятельной работы подталкивала обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Барабанщиков А.В., Корочкин Б.П. Научно – педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы // Организация и методика самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научно - практической конференции, проведённой 16 - 17 мая 1998г. В г. Новосибирске. – М.: 1998. 2. Кремнева Т.В. - "Способы активизации познавательной деятельности студентов" 3. Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо -Пресс, 2010 г. 4 . Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно – заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные (письмо Министерства образования и науки Краснодарского края № 47-11379/15-14 от 03.08.2015г.)

Слайд 7

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Социальная сеть работников образования nsportal . ru 2. Официальный сайт ГБПОУ КК «АЛХТ» http://alht.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения

Учебный процесс в заочном обучении имеет свою специфику, обусловленную не только избранной специальностью, но и отсутствием ежедневного общения с преподавателем, преимущественно самостоятельной работы...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Основная задача СПО  заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно...

доклад «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»

Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмыслен...

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...