Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Консультация для родителей "Речевое развитие детей до трёх лет"

    Тихомирова Надежда Ивановна

    Материалы для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx412.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО 3-х ЛЕТ

             Речь является особой формой общения людей. Активная речь детей на каждом возрастном этапе имеется свои отличительные особенности.

             Распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников.

    Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может».

    Поэтому разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать. Говорите постоянно с ребенком, объясняйте то, что он видит, рассказывайте ему сказки, читайте стихи, вместе рассматривайте книги и т.п. Называйте предметы, улыбаясь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Говорить с ребенком надо как можно больше и с разными интонациями, при этом откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов.

              Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития! 

    Однако ни в коем случае не советуем вам «расслабиться» и ничего не делать: если вас что-то смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!

    Специалист посоветует помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени (не более 5 минут в день), но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов.

    Приведем  пример таких упражнений в игровой форме.

    Сказка о веселом язычке.

    Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка), чистил зубы (проведите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам), причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к небу), ехал в гости к друзьям. Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так (с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: «тпр-ру»).

    Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.

    Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».

    На это могут быть 2 основные причины.

    1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.

    2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе — протест малыша против не устраивающей его психологической обстановки.

    Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем просит). Улучшение психологического климата поможет в решении второй проблемы.

    Вот несколько советов:

    1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т. д.) Говорите о том, что вы делаете, что делает сын (дочь, что делают другие дети, люди.

    2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с интонацией.

    3. Говорите, используя правильно построенные фразы, короткие предложения.

    4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

    5. Учите ребёнка понимать и выполнять словесные инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)

    6. Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.

    7. Игра- основная деятельность ребёнка, поэтому больше играйте, превратите занятия в интересные игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.)

    8. Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте картинки.

    И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, что  он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо сам слышал. Так что, уважаемые родители, следите за  речью!!!E:\Мои документы\Мои рисунки\Разное\mat2.jpg

    C:\Users\user\Desktop\4206790_детей-чтение-девочку-мальчика-книга-девушки.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей ДОУ "Любить спорт с малых лет"

    Консультация для родителей ДОУ "Любить спорт с малых лет"...

    Консультация для родителей "Учите детей общаться"

    Советы для родителей как научить детей общаться....

    «Аппликация - как эффективное средство развития детей 2-3 лет».

    Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей до...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Что такое мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей"Развивающие занятия для детей 5 лет"

    О возможных выриантах развивающих занятий родителей с детьми 5 лет...

    Консультации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

    Очень важно, чтобы родители понимали всю важность развития мелкой моторики рук у детей....