Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ
методическая разработка по теме

Ковалева Светлана Владимировна

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисциплины ФГОС для преподавателей колледжей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по написанию рабочей программы дисциплины в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Рабочая программа дисциплины входит в состав ОПОП по специальности. Утверждается после составления и утверждения учебного плана.

Инструкция по заполнению:

  1. Титульный лист (На титульном листе указывается название дисциплины (из учебного плана, без сокращений), указывается код и название специальности (из учебного плана), образовательный уровень (из учебного плана), год написания программы. На следующий учебный год рабочая программа составляется и утверждается на заседании цикловой комиссии в мае-июле месяце текущего года.
  2. Оборотная сторона титульного листа (идет стандартная фраза, в которой указывается укрупненная группа, в которую входит данная специальность, указывается полное наименование организации разработчика, далее перечисляются преподаватели, участвовавшие в написании данной программы). Ниже указываем дату утверждения программы
  3. Содержание (стандартная форма, заполняем только номера страниц)
  4. Паспорт программы учебной дисциплины

В пункт 1.1. указываем название специальности и укрупненной группы

В пункте 1.2. указываем место дисциплины в структуре ОПОП (в соотвествии с учебным планом Ваша дисциплина может относиться к разделу ОГСЭ, либо ЕН, либо ОД, либо ПМ.)

Пункт 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины. Если ваша дисциплина входит в список дисциплин, запланированных ФГОС, то требования к результатам освоения дисциплины заполняется в соответствии с информацией содержащийся во ФГОС (Вам необходимо зайти на сайт mon.gov.ru/ ФГОС/СПО/ выбрать специальность и открыть стандарт, далее по тесту найти таблицу ОПОП и вашу дисциплину. В правом столбце напротив вашей дисциплине перечислены знания и умения, которые необходимо сформировать за время преподавания дисциплины, в левом столбике указаны соответствующие компетенции). Эту информацию вы дословно переносите в пункт 1.3.

В случае если часы на вашу дисциплину увеличены по сравнению с базовым учебным планом (за счет времени вариативной части ОПОП), и вы планируете ввести дополнительные разделы и темы для изучения, учитывающие региональные особенности и требования работодателя, то в пункт 1.3. необходимо сформулировать и внести те дополнительные знания и умения, не отраженные ФГОС, которые сформируются при изучении дисциплины,

Аналогично, если вся Ваша дисциплина читается за счет часов вариативной части и формирует знания и умения (компетенции) не отраженные ФГОС вы из формулируете и заносите в пункт 1.3. самостоятельно.

Именно набор этих знаний и умений в дальнейшем определяют содержание дисциплины.

Пункт 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: заполняется в соотстветствии с нагрузкой на дисциплину по учебному плану. Указываем аудиторную и внеаудиторную нагрузку, часы самостоятельной работы и максимальную нагрузку.

  1. Структура и содержание учебной дисциплины эта таблица отражает еще раз распределение часов, в соотвествии с уч. Планом
  2.  .Тематический план и содержание учебной дисциплины  

Таблица, отражающая весь материал, читаемый вами во время преподавания дисциплины.

Сначала заполняем Столбик 1, где указываем темы для изучения. Список этих тем полностью обеспечивает формирование знаний и умений, указанных вами в пункте 1.3. При необходимости темы объединяем в разделы.

Далее заполняем столбик 2, где указываем дидактические единицы по каждой теме (при их выборе также учитываем перечень знаний и умений из пункта 1.3.)

Затем распределяем аудиторную нагрузку, указанную в таблице «Структура и содержание учебной дисциплины» по темам, выделяем часы на практические занятия.

Следует учесть, что любое практическое занятие занимает не менее 2 часов (и должно быть кратно 2 часам). Практические занятия проводятся парами (по 2 академических часа).

Для практических занятий используется сквозная нумерация.

Пр: Практическое занятие № 1 «название практической работы»

Я рекомендую использовать цветной шрифт (синий) для выделения практических работ для наглядности.

Затем наполняем строку самостоятельной работы. Общий принцип таков: на каждое аудиторное занятие (2 академических часа) мы планируем 1 час самостоятельной работы.

При таком распределении времени проще всего выполнить норматив СЭС и требования ФГОС по нагрузке студентов дома. А именно, самостоятельная работа студента должна составлять 50 % от аудиторной нагрузки и не может превышать 18 часов в неделю.

Недельная нагрузка студента составляет 54 часа (из которых 36 часов аудиторная нагрузка и 18 часов самостоятельная работа) Сан Пин.

Именно так распределены часы сам. работ в учебной плане. Таким образом на каждый урок у вас будет приходится 1 час самостоятельной работы.

Далее мы прописываем виды и формы планируемой самостоятельной работы по данной теме.

И в последнем столбике указываем уровень на котором планируется освоение данной темы.  Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Обычно практическое занятие предусматривает уровень 2 (работа по инструкции, методичке), самостоятельная работа предполагает уровень 2,3

В Самостоятельной работе достаточно указать планируемые вами формы организации данной работы, дальнейшее детальное расшифровывание будет производиться в КТП  

ПР: Подготовка докладов, рефератов, презентаций по материалам изучаемой темы, решение задач, заполнение таблиц, составление кроссвордов и т.д.

Также в самостоятельную работу вы можете запланировать проектную деятельность студентов, но для выполнения ограничения еженедельной  нагрузки, большую работу необходимо будет разбить на этапы, каждый их которых займет не более 1 часа.

Многообразие форм самостоятельной работы также призвано обеспечить выбор для студентов  уровня выполнения данной работы и возможность выбора индивидуальной  самостоятельной работы дома.  Детализация идет при написании КТП и сбора материалов по методическому обеспечению самостоятельной работы студентов, а также при составлении материалов контрольно-оценочных средств.

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

Если дисциплина входит в обязательную часть стандарта, то пункт 1.3. данного раздела заполняется в соответствии с информацией из ФГОС (в нем приведен список кабинетов и лабораторий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по программе)

Если же дисциплина входит в вариативную часть ОПОП, то название кабинета или лаборатории уточняется в соответствии с приказом по колледжу (по этому информацию уточнить у методиста или зам. По учебной работе).

Далее в данном пункте перечисляется все необходимое оборудование, находящееся в вашей аудитории, необходимое для преподавания вашей дисциплины.

Пункт 3.2. содержит  перечень  литературы основной и дополнительной, обеспечивающий материал дисциплины.

Указанные источники не должны быть старше 2008 года. Список основной литературы должен содержать источники библиотечного фонда колледжа, в дополнительной литературе могут быть указаны все остальные материалы, в том числе электронные пособия и учебники.

Также сюда указываем ссылки на интернет ресурсы, которыми могут воспользоваться студенты при освоении материала дисциплины.

  1. Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Представляет собой таблицу распределения и перечисления форм и методов  контроля сформированных и  усвоенных знаний и умений, заявленных вами в пункте 1.3. Подробно данный вопрос описывается при составлении паспорта контрольно-оценочных средств  и при подборе и оформлении материалов контроля.

В таблице следует перечислить во время каких форм деятельности студентов, будет осуществляться данный контроль и в каком виде он будет проводится.

Форма оформления рабочей программы смотри в приложение 1


Приложение 1.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Дисциплины: «название »

Для специальности:  код  «наименование специальность по уч. плану»

базовый / повышенный образовательный уровень

2011 (год утверждения уч. плана)


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы  код «название укрупненной группы» по специальности среднего профессионального образования код «название специальности»

Организация-разработчик: 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий (ГБОУ СПО МГКБИТ)

Разработчик:

преподаватели дисциплин:______________________ ФИО

методист __________________ФИО

«____»__________20__ г        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации  учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «название»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО код «название специальности», входящей в состав укрупнённой группы специальностей код «название укрупненной группы».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «название» входит в профессиональный (из уч. плана) цикл как общепрофессиональная (из уч. плана) дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: (из ФГОС по специальности (на сайте mon.gov.ru)

 -

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: (из ФГОС по специальности (на сайте mon.gov.ru)

Если увеличены часы по уч. плану по сравнению с БУП (за счет вариативной части), либо  вся дисциплина читается за счет часов вариативной части, то добавить примерно 3-4 умения и знания (формирующие дополнительные компетенции, не указанные во ФГОС, ). Уточнить у методиста

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  40 часов, в том числе лекций 30 часов, практики 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов. (часы из уч. плана)


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

лекции

30

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе

(перечисляются формы самостоятельной работы из пункта 3., см. ниже)

20

Итоговая аттестация в форме:  может быть зачет, дифференцированного зачета, любо экзамен  (из уч. плана)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «название»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

название

Тема 1. название

дидактические единицы по данной теме

4

1

Самостоятельная работа: формы самостоятельной работы

2

2,3

Тема 2. название.

дидактические единицы по данной теме

6

1

Самостоятельная работа: формы самостоятельной работы

3

2,3

Тема 3. название

дидактические единицы по данной теме

2

2

Практическое занятие №1 название

2

Самостоятельная работа: формы самостоятельной работы

2

2,3

Тема 4. название

дидактические единицы по данной теме

4

1,2

Практическое занятие №2  название

2

2,3

Самостоятельная работа: формы самостоятельной работы

3

2,3

Раздел 2

название

Тема 5  название

дидактические единицы по данной теме

4

1,2

Практическое занятие №3 название

2

3

Самостоятельная работа: формы самостоятельной работы

3

2,3

Тема 6 название

дидактические единицы по данной теме

4

1,2

 Практическое занятие: №4 название

2

1,2

Самостоятельная работа: формы самостоятельной работы

3

2,3

И т.д.

Всего:

60

Внимание!!!! На каждое практическое занятие отводиться 2 часа, на каждый вид самостоятельной работы 1 час,  для каждого урока (лекция или практика) отводиться 1 самостоятельная работа.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «название» (из стандарта ФГОС3 на сайте mon.gov.ru, если дисциплина входит в стандарт, либо из приказа по колледжу, уточнить у методиста).

Оборудование учебного кабинета: 

     -   посадочные  места  по количеству обучающихся;

     -   рабочее место  преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);

  1. наглядные пособия;
  2. электронные учебные пособия

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным  программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор и т.д.

Добавить свои

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень литературы

Основная:

 (2-4 источника не старше 2008 года, должны быть в наличии в библиотеке)
1. Название, автор, год издания, издательство

Дополнительная:

(2-4 источника не старше 2008 года, желательно наличие в библиотеке)

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и т.д. Добавить своё

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  

Добавить свои формы, которыми можно проверить знания и умения, например:

1

2

Умение из раздела 1.3

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  практических занятий, контрольной работы, ответов на устные и письменные работы

Умение

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  практических занятий, контрольной работы

Умение

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Умение

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, опроса, написания рефератов.

Знание из раздела 1.3.

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий (написание рефератов), опроса

Знание

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов, создания компьютерных презентаций

Знание

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий (написание рефератов), опроса, тестирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию и оформлению рабочей программы дисциплины в соотвествии с требованиями ФГОС

Представленнный материал содержить методические рекомендации, шаблон и пошаговую инструкцию для преподавателей колледжей по созданию и оформлению рабочей программы дисциплины в соответствии с требован...

Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Методические рекомендации по составлению и оформлению технологической карты занятия

Методические рекомендации по составлению и оформлению технологической карты занятия содержат информацию о структуре и содержании учебного занятия (по ФГОС), о типах и видах занятия, целях обучения, пл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК...