ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В РАМКАХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК, ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГАОУ СПО «НУРЛАТСКИ
статья по теме

Терентьева Алла Александровна

мои публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Камалов  Ирек  Шагризович

Терентьева  Алла Александровна

ГАОУ СПО «Нурлатский аграрный техникум»

Преподаватели специальных дисциплин, г.Нурлат

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В РАМКАХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК, ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА

 ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ГАОУ СПО «НУРЛАТСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Среднее профессиональное образование востребовано обществом и экономикой. Его роль в деле подготовки кадров и социализации молодежи трудно переоценить. Сегодня достаточно остро стоит вопрос, насколько способны средние специальные учебные заведения (ссузы) обеспечить новое качество развития производительных сил общества, урегулировать ситуацию на рынке труда, содействовать занятости населения, обеспечить переподготовку кадров. Тем более, что работодатель сегодня требует не просто подготовленного специалиста, а выпускника, который готов качественно выполнять производственные задания. При этом сам работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционирует себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров.

В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня: творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования вносит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнерству как механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг.

Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения качества профессионального образования, в том числе и среднего профессионального, представляет собой проблему, имеющую чрезвычайно важное социальное и государственное значение. Её острота увеличивается в условиях, когда анализ многих явлений осуществляется с позиций качества: качество мира, качество культуры, качество жизни, качество человека, качество образования.

Государственное автономное образовательное  учреждение  среднего профессионального образования «Нурлатский аграрный техникум»  ведет подготовку специалистов на базе полного (общего) среднего образования. И призвано обеспечивать образовательную и профессиональную подготовку квалифицированных специалистов в аграрной области.

Одним из основных задач техникума является удовлетворение потребности студента в интеллектуальном развитии и обеспечении его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования. При этом центральной стратегической задачей техникума является обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников путем приближения подготовки специалистов к реальным условиям производства при прохождении учебной и производственной практики с одновременным повышением их компетентности и нацеленности на достижение высших профессиональных и социальных вершин.

Учебная и производственная практика – это главные составляющие учебного процесса в техникуме на них отводиться до 70%  учебного времени.

С целью укрепления связи с рынком труда, обеспечения формирования нового качества подготовки, прописанного в Болонской и Копенгагенской декларациях, мы пошли по пути совершенствования механизмов социального партнерства, создания системы мониторинга потребностей рынка труда. Нами были выделены следующие направления работы по формированию концепции взаимоотношений с потребителями кадров:

  • Привлечение к активному воздействию на содержание образовательного процесса

- организация целевой учебной практики,

- заключение трехсторонних договоров на прохождение практики,

- совместное финансирование программ развития,

- проведение конкурсов профессионального мастерства на базе предприятий с привлечением ведущих специалистов,

- участие специалистов в работе Советов специальностей,

- руководство и рецензирование дипломных проектов,

- привлечение студентов к научно-исследовательской работе на базе лабораторий, конструкторских отделов,

- стажировка преподавателей,

- укрепление материально-технической базы специальности, совместное участие в конкурсах, выставках.

  • Участие потребителей кадров в организации воспитательного процесса

- встречи с ветеранами отрасли,

- совместные спортивные и культурно массовые мероприятия,

- экскурсии на производство.

  •  Мониторинг рынка труда и образовательных услуг

- маркетинговые исследования,

- сотрудничество с центром занятости населения,

- исследования конкурентоспособности техникума.

 

 Для обеспечения реализации предложенной концепции интеграции и активизации взаимодействия с работодателями на этапе формирования государственного задания, подготовки квалифицированных специалистов сельскохозяйственного комплекса  в настоящее время техникум заключил договора о социальном партнерстве с с предприятиями г. Нурлат и Нурлатского района : ООО Нурлатское УТТ, ОАО Нурлатская сельхозтехника, ОАО “Нурлат сэтэ”,КФХ “Сулейманов А.И.”, ОАО «Колос».

Производственная практика наших студентов осуществляется на базе этих предприятий, тут же в последствии и происходит их трудоустройство.

 Трудоустройство наших студентов за 2011 – 2014 год составило 60% , 20% - ушли в армию,10% - поступили в ВУЗы.

Реализация предложенной интеграции образовательных ресурсов позволила нам повысить качество подготовки и востребованность специалистов по специальности подготовки, выпускаемом техникумом.

  Отвечая на вопрос: какие проблемы учебного заведения можно решить через развитие системы социального партнерства, можно сказать, что для техникума это открывает следующие дополнительные возможности: - упрощает доступ информации о рынке труда, - обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов, - упрощает процедуру корректировки старых и разработки новых программ, отвечающим требованиям работодателей, - расширяются возможности для организации практики и трудоустройства выпускников, - прощается прохождение краткосрочной стажировки преподавателей с целью ознакомления с новыми типами оборудования и технологических процессов, - инициируются новые совместные проекты для полонения внебюджетных фондов образовательных учреждений.

 Что было бы целесообразно предпринять для развития социального партнерства в сфере профессионального образования?

 Было бы целесообразным разработать и принять Положение о региональных отраслевых советах по социальному партнерству для формирования региональной социально-экономической стратегии, проведения анализа рынка труда в регионе в профессионально-квалификационном разрезе, формирования регионального компонента стандарта ПО, развития обучения на предприятиях. Для активизации социального партнерства полезными были бы типовые положения о социальном партнерстве, региональные учебные семинары по вопросам организации социального партнерства. Особое внимание необходимо уделить развитию эффективных мотивационных механизмов привлечения социальных партнеров.

 Список использованной литературы:

1. Анисимов П.Ф. Современное состояние, проблемы, перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России // Образовательная политика. 2008. - № 7.-С. 2-28.

2. Анисимов П.Ф., Зуев В.М., Коломенская АЛ. Основные направления оптимизации сети средних специальных учебных заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 122 с.

3. Анисимов П.Ф., Сосопко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2001. - 186 с.

4. Ю.Байденко В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.

5. П.Бакушин Г.В. Методология модульного обучения / Бакушин Г.В., Маслова А.Г. // Среднее профессиональное образование. -2007 . № 7 . С.78-80

6. Баранова В. В. Мониторинг качества образовательного процесса / В.В. Баранова // Образование в современной школе. 2008 . - № 1 . - С.3-8

7. Бурлакова И.И. Управление качеством подготовки специалистов в системе образования // Среднее профессиоиалыюс образование. — 2009. № 6. -С. 6-9.

8. Ковряков В.А. Педагогические технологии как фактор формирования самообразовательной деятельности студентов. Монография. Москва, 2008. -216 с.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // Вестник образования. 2012.-№ 2.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Нурлатский аграрный техникум»

Индивидуальный план работы на межаттестационный период

по повышению профессионального уровня

преподавателя профессиональных дисциплин

Терентьевой Аллы Александровны

2013/2018 г.

Личные данные

Фамилия

Терентьева

Имя

Алла

Отчество

Александровна

Должность, преподаваемый  предмет

Преподаватель МДК Теоретическая подготовка водителей

Стаж (педагогический)

24

Стаж (по специальности)

7

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

высшее, Елабужский государственный педагогический университет, присуждена квалификация учитель технологии и предпринимательства по специальности «Технология и предпринимательство», р/н 237 от 02.04. 2005.

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

- «Обновление содержания и методики преподавания междисциплинарных курсов профессиональных модулей в условиях модернизации профессионального образования»,ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования», удостоверение р/н 809/16 от 24.06.2016. ;

- «Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителя транспортных средств», 72 часа, государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр профессионального образования» ,удостоверение 632404096230 р/н 0182 от 12.09. 2017.

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая квалификационная категория, установлена 30.12.2013 г, окончание срока действия - 30.12.2018 г.

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

- Почётная  грамота Главы Нурлатского муниципального района и г. Нурлат, 2014 г., 2018 г.;

-Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан,2015 г..

 Самообразовательная работа.

  1. Общетехникумская тема: Повышение доступности и качества образовательных услуг в процессе формирования электронно-образовательного пространства учреждения».
  2. Индивидуальная тема: Развитие профессиональных компетенций при изучении МДК «Теоретическая подготовка водителей» через оптимальное сочетание методов и приемов.
  3. Сроки реализации:2013-2018 учебные  годы.

  1. Актуальность самообразования.

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»

(Т. Эдисон) 

Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего обучающегося. Перед образовательными организациями среднего профессионального образования  стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, тем самым вооружить его крайне важным умением – умением учиться. Именно на это (научить человека мыслить) нацеливают преподавателей ФГОС нового поколения.

Системе СПО требуется  преподаватель, владеющий новыми образовательными технологиями обучения и воспитания, обладающий универсальными знаниями. Все вышесказанное  в свою очередь зависит от уровня подготовки педагога, который  должен непрерывно расти, ведь без процесса самообразования преподавателя невозможен его профессиональный рост. 

  1.  Цели и задачи самообразования:

Цель – повышение профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

1) Изучить литературу, связанную с совершенствованием профессионального мастерства, и нормативно-правовые документы по ФГОС.

2) Разработать методический материал, обеспечивающий реализацию обновлённого учебно-воспитательного процесса (рабочие программы, КИМы)

3) Пройти курсы повышения квалификации.

4)   Участвовать в работе предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.

5)   Научиться строить занятие и анализировать их в соответствии с ФГОС.

6) Научиться разрабатывать и применять на занятии технологическую карту.

7)Овладеть современными технологиями, методами и приемами работы.

8) Использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к МДК  и качества образования.

9) Формировать способность обучающихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

6. Источники самообразования:

-СМИ;

-Интернет;

-Медиа - информация на различных носителях;

-Семинары;

-Конференции;

-Лектории;

-Мероприятия по обмену опытом;

-Мастер- классы;

-Курсы повышения квалификации;

7. Формы самообразования:

- индивидуальная- через индивидуальный план;

- групповая- через участие в деятельности техникумского о и муниципального методических объединений.

8. Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Отметка о выполнении

Профессиональное

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

весь период

Знакомство и изучение нормативно-правовой базы в условиях введения в ФГОС

март-август 2014 г.

Изучение базового документа для создания рабочих программ

март-август

2014 г.

Повышение профессионального уровня на курсах повышения квалификации.

2017 г.

Участие в творческих группах педагогов Нурлатского района

весь период

Участие в профессиональных конкурсах  и грантах

2013-2018 гг.

Прохождение аттестации

2018 г.

Психолого-педагогическое 

Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.

весь период

 Психологическая подготовка студентов к конкурсам и олимпиадам

весь период

Учебно-воспитательное

Повышение качества обучения обучающихся по МДК «Теоретическая подготовка водителей»

весь период

Подготовка обучающихся к успешной сдаче промежуточной аттестации по МДК

2013-2018гг.

Организация и проведение внеклассных мероприятий

весь период

Методическое

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения.

2013-2018гг.

Изучение опыта работы лучших педагогов и методики преподавания.

весь период

Организация работы с одарёнными детьми (участие в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-исследовательских конференциях, фестивалях) 

весь период

Посещение учебных занятий коллег и участие в обмене опытом.

весь период

Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий

весь период

Проведение самоанализа профессиональной деятельности.

весь период

Создание собственной базы сценариев уроков, мероприятий.

весь период

Выступление на педсоветах и семинарах, научно – практиских конференциях организация мастер-классов

2013-2018гг.

Активное участие в предметной неделе по МДК

2013-2018гг.

Информационно-коммуникативные технологии

Изучение электронно-образовательных ресурсов и внедрение их в учебный процесс.

весь период

Создание персонального сайта и периодическое его пополнение

2015 г.

весь период

Использование современных информационных технологий, мультимедийных средств в образовательной практике и профессиональной деятельности

весь период

Охрана здоровья

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии

весь период

9. Формы отчёта о проделанной работе:

- курсы повышения  квалификации преподавателей.

- выступление на заседании предметно-цикловой комиссии профессионального цикла.

- подписка на методическую литературу (в т.ч. через Интернет)

- изучение литературы;

- проведение открытых уроков;

- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- публикации в газетах, журналах, в сети Интернет.

10. Предполагаемые результаты:

1.Повышение успеваемости и уровня обучения обучающихся, мотивации к изучению предмета.

2.Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

3.Разработка дидактических материалов тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок.

4.Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта.

5.Подготовка докладов, выступлений, участие в конференциях и конкурсах по обобщению опыта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сотрудничество колледжей с медицинскими организациями в вопросах организации учебных и производственных практик студентов"

14.04.2016 г. – состоялась областная научно-практическая конференция для главных медицинских сестёр ЛПУ г. Саратова и Саратовской области на тему «Отдельные вопросы управления сестринской деятельность...

Методические рекомендации по организации учебной и производственной практики студентов

Методические указания содержат необходимые сведения об организации учебной и проихзводственной практик студентов колледжа в соответствии с ФРОС СПО, а также систематизированные нормы и правила по офор...

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы практики по профессии23.01.03_Авто...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...

Методические рекомендации мастеру п/о по организации учебной и производственной практик профессии 15.01.26 Токарь-универсал

В методических рекомендациях представлены следующие разделы:1. цели и задачи практического обучения;2. планирование и организация практического обучения;3. реализация практического обучения;4. результ...