Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже
материал по теме

Акинфеева Светлана Владимировна

    

Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для студентов нового набора

С целью проведения исследования просим Вас заполнить данную анкету.

Подчеркните  один или несколько ответов:

     1    Почему  Вы поступили учиться в наш колледж?

а) по совету родители

б) по совету знакомые, родственники

в) по совету друзья, приятели

г) убедила реклама (информация  в  Интернете,  по ТВ, из периодической  печати)

д) после посещения «дня  открытых  дверей»

е) понравился на  выставке  учебных заведений

ж) только здесь есть данная специальность

з) видел агитбригаду  колледжа

  1.  Какой основной  мотив  при выборе  колледжа и специальности у тебя был?

а) доступная  информация

б) качество  знаний

в) квалификация  преподавателей

г) спрос на  рынке  труда

д) редкая  (желаемая) специальность

е) значимость  диплома  колледжа  

ж) место  расположение

з) доступная  оплата

и) бюджетная  основа данной  специальности

к) не поступил в  другое  учебное заведение

л) чтоб  не  идти  в  армию

м) внеклассные мероприятия,  воспитательная  работа

3     По-вашему мнению, кто Вам может помочь в реализации Ваших целей?

а) родители

б) друзья

в) родственники

г) знакомые

д) преподаватели

е) государство

Свой вариант ответа ______________________________________________________________

  1.  В колледж Вы пришли для того, чтобы …:

а) получить знания

б) развить способности

в) получить навыки профессии

г) получить опыт работы

д) получить опыт общения

е)  научиться быть самостоятельным

ж) получить диплом

з) найти друзей

и) найти спутника жизни

к) общаться и развлекаться

л) пожить в Новороссийске

м) найти работу в Новороссийске

н) получить образование для поступления в институт

5    Учебные нагрузки (уроки и домашнее задание)  мне даются:

а) легко и полностью

б) полностью, но с усилиями

в) не всегда, но я стараюсь

г) с помощью друзей, родных

д) с трудом, но стараюсь делать все

е) домашнее задание делаю с трудом

ж) на уроке не понимаю,  домашнее задание не выполняю

з) не задумывался над этим

 

  1.  Я часто думаю о том, чтобы…

а)  уроки стали короче

б)  не задавали  бы домашнее задание

в)  убрали бы некоторые предметы

г)   учиться меньше лет

д)  вернуться в школу

е)   найти какую-нибудь работу

ж)  поменять специальность

з)   поменять колледж

и)  пойти  путешествовать

к)   закончить колледж на  «4»  и  «5»

л)   получше подготовиться к экзаменам

м)  сдать  сессию на «отлично»

н)   быстрей бы перейти на  3-4 курс

о)   пойти  работать  по  специальности

   

Оцените,  на сколько согласны Вы с утверждениями:

  1.    В колледж я пришел учиться сам:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

  1.    Я не жалею, что учусь в этом колледже:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

  1.    Я чувствую себя в колледже как дома:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

  1.    Мне подходит система и организация обучения в колледже:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

  1.     Я  с радостью прихожу в колледж:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

  1.      Я знаю правила внутреннего распорядка в колледже и согласен с ними:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

  1.     Учебный материал я усваиваю  успешно:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

8    Я   хочу заниматься  внеучебной деятельностью:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

9    Мне нравиться  выполнять общественную работу и поручения:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

10    В   колледже  я хочу заниматься спортом:

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

  1. В колледже я  буду учиться  лучше, чем в школе: 

полностью            в общем                затрудняюсь            скорее                    полностью

согласен               согласен                 ответить               не  согласен             не согласен

12    Если мне будет трудно учиться,   я ______________________________________________

  1. Для того, чтобы студент хорошо учился, не пропускал занятия  и правильно себя вел, нужно
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Изучение уровня адаптации в колледже студентов нового набора

(результаты опроса студентов 1-2 курсов)

Выделены самые  высокие показатели

категория

утверждение

Средний результат

1

Причина поступления в колледж

по совету родителей

37

по совету знакомых, родственников

21

по совету друзей, приятелей

30

убедила реклама (информация  в  Интернете,  по ТВ, из периодической  печати)

7

после посещения «Дня  открытых  дверей»

15

после посещения  выставки  учебных заведений

7

только здесь есть данная специальность

36

видел агитбригаду  колледжа

-

2

Основной  мотив  при выборе  колледжа и специальности

доступная  информация

18

качество  знаний

41

квалификация  преподавателей

11

спрос на  рынке  труда

33

редкая  (желаемая) специальность

29

значимость  диплома  колледжа  

19

месторасположение

13

доступная  оплата

4

бюджетная  основа данной  специальности

43

не поступил в  другое  учебное заведение

-

чтоб  не  идти  в  армию

5

внеклассные мероприятия,  воспитательная  работа

7

3

Ждут помощи в реализации своих целей от…

родителей

67

друзей

18

родственников

12

знакомых

11

преподавателей

34

государства

20

Свой вариант

все

4

сама

8

4

В колледж пришли чтобы …

получить знания

57

развить способности

25

получить навыки профессии

77

получить опыт работы

33

получить опыт общения

5

научиться быть самостоятельным

13

получить диплом

23

найти друзей

27

найти спутника жизни

3

общаться и развлекаться

5

пожить в Новороссийске

-

найти работу в Новороссийске

5

получить образование для поступления в институт

44

5

Учебные нагрузки (уроки и домашнее задание)  даются

легко и полностью

25

полностью, но с усилиями

29

не всегда, но я стараюсь

34

с помощью друзей, родных

-

с трудом, но стараюсь делать все

13

домашнее задание делаю с трудом

2

на уроке не понимаю,  домашнее задание не выполняю

-

не задумывался над этим

11

6

Студенты часто думаю о том, чтобы…

уроки стали короче

35

не задавали  бы домашнее задание

26

убрали бы некоторые предметы

28

учиться меньше лет

7

вернуться в школу

-

найти какую-нибудь работу

21

поменять специальность

4

поменять колледж

3

путешествовать

2

закончить колледж на  «4»  и  «5»

37

получше подготовиться к экзаменам

25

сдать  сессию на «отлично»

27

быстрей бы перейти на  3-4 курс

49

пойти  работать  по  специальности

62

Продолжение результатов опроса

7

В колледж пришли учиться сами

100

8

Не жалеют, что учатся в этом колледже

94

9

Чувствуют  себя в колледже как дома

66

10

Подходит  система и организация обучения в колледже

80

11

С  радостью приходят в колледж

77

12

Знают  правила внутреннего распорядка и согласны с ними

86

13

Учебный материал  усваивают  успешно

69

14

Хотят  заниматься  внеучебной деятельностью

65

15

С радостью  выполняют общественную работу и поручения

42

16

В   колледже  хотят заниматься спортом

68

17

В колледже хотели бы учиться  лучше, чем в школе

86

   



Предварительный просмотр:

План  Программы «Адаптация» для студентов нового набора

Новороссийского колледжа строительства и экономики

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Дата проведения

Время и место проведения

Участники

1.

Торжественная линейка

Заместитель директора по ВР, классные руководители, руководители художественной самодеятельности

сентябрь

8.00

Спортивная площадка колледжа

Все группы нового набора

2.

Знакомство с администрацией и работниками колледжа

Администрация

Сентябрь

8.10

Актовый зал

Все группы нового набора

3.

«Давайте познакомимся»

а) экскурсия в музей

б) экскурсия в библиотеку

Заместитель директора по ВР Заведующая библиотекой

Сентябрь (по графику)

13.00

13.00

Все группы нового набора

4.

Психологический тренинг

(беседы , дискуссии, игры)

Психолог

Сентябрь

 (по графику)

13.00

Все группы нового набора

5.

Классный час

 - правила внутреннего распорядка

  - выбор актива

Классные руководители

Сентябрь

13.00

Все группы нового набора

6.

«Фестиваль приключений» (упражнения на взаимодействие и сплоченность коллектива)

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор

Сентябрь

13.00 актовый зал корпуса № 1

корпуса № 2

Все группы нового набора

7.

«Давайте знакомиться» (концертная программа, с участием творческих коллективов колледжа)

Заместитель директора по ВР, классные руководители,

педагог-организатор

Сентябрь

13.00 актовый зал корпуса № 1

13.00 актовый зал корпуса № 2

8.

«Мы строим дом» (упражнение на взаимодействие в коллективе)

Заместитель директора по ВР, классные руководители,

педагог-организатор

Сентябрь

13.00 актовый зал корпуса № 1

13.00 актовый зал корпуса № 2

9.

Конкурс газет: «Студент – это здорово!»

Библиотека,

Классные руководители групп нового набора, педагог организатор

Сентябрь

13.00 актовый зал

10.

Игра «Спортивный Ералаш»

Преподаватели физкультуры, ОБЖ, заместитель директора по ВР, совет самоуправления, психологи

Сентябрь

13.00

по 10 человек от отделения

11.

Психологическая игра

Совет самоуправления, заместитель директора по ВР, психолог

Октябрь

13.00

Все студенты

12.

Посвящение в студенты

Заместитель директора по ВР, классные руководители, руководители художественной самодеятельности

Октябрь

13.00

Актовый зал учебного корпуса № 1

Все группы нового набора

13.

Изучение уровня адаптации студентов нового набора к условиям колледжа(тестирование)

Заместитель директора по ВР, психолог

Ноябрь -декабрь

Преподаватели, студенты нового набора

14.

Поведение заседания с классными руководителями групп нового набора «Технология трех «П»: помощь, поддержка, продвижение»

Заместитель директора по ВР, психолог

Ноябрь

13.00

Классные руководители групп нового набора

15.

Психолого-педагогический консилиум по результатам адаптации студентов нового набора

Заместитель директора по ВР, администрация, педагогический коллектив, психолог

Декабрь

13.00

Актовый зал учебного корпуса № 1

16.

Родительское собрание «Период адаптации-пути преодоления трудностей»

Классные руководители, психолог

1 семестр (по плану колледжу)

Актовый зал учебного корпуса № 1, аудитории

Все группы нового набора

17.

Составление психологических портретов групп нового набора

Психолог

Декабрь

Все группы нового набора

План педагога-психолога по адаптации студентов нового набора

Вид работы

Цели работы

Срок проведения

Программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ»

  1. 1

Проведение психолого-адаптационных тренингов с группами студентов нового набора.

Знакомство, повышение уровня взаимного доверия, формирование в группе духа коллективизма, взаимопонимания. Выявление уровня тревожности первокурсников.

Сентябрь-октябрь

  1. 2

Проведение анкетирования студентов, направленного на выяснение мотивации обучения и особенностей личности.

Получение информации о готовности студентов к обучению.

Планирование необходимой коррекционной работы

Октябрь-декабрь

  1. 3

Подготовка заключений по адаптации студентов нового набора.

Знакомство со студентами групп нового набора, выявление предрасположенности к дезадаптации.

Планирование необходимой коррекционной работы.

Октябрь-декабрь

  1. 4

Консультации классных руководителей выбору актива группы, планирования мероприятий.

Совместная деятельность психолога и классных руководителей, психологический подход в принятии важных решений.

Сентябрь-ноябрь

  1. 5

Проведение среди студентов нового набора проективных методик с последующими рекомендациями.

Получение информации о состоянии студентов, особенностях адаптации, об актуальных проблемах, случаях дезадаптации, оказание помощи.

Октябрь-декабрь

6

Организация  работы кабинета  психологической  разгрузки

Создание условий снижения психофизиологических факторов усталости и поддержки здоровья, снижение нервно-мышечного напряжения, релаксация и медитация.

Сентябрь - июнь

7

Консультационная психологическая помощь классным руководителям и воспитателям.

Помощь в разрешении конкретных конфликтов, решении проблем и т.п.

В течение года по мере обращения

8

Консультационная работа со студентами.

Помощь и поддержка студентов, улучшение эмоционального фона, гармонизация самооценки и межличностных взаимоотношений.

По мере обращения

9

Индивидуальные   консультации по телефону.

Оказание  помощи и поддержки в острой неотложной  ситуации.

Сентябрь – май

10

Совместная  работа с воспитателями и комендантами общежитий.

Оказание помощи в решении заявленных проблем, снятие напряжения в конфликтах.

 

В  течение года.

11

Психологическая помощь студентам в решении бытовых, личных и межличностных проблем.

Помочь студентам в вопросах межличностных отношений, поддержка в ситуации нового окружения, в саморазвитии и самосовершенствовании.

В  течение года.

12

Индивидуальная работа с детьми-сиротами и опекаемыми  по выявлению проблем

 и помощь в их решении.

Психодиагностика, оказание психологической помощи и поддержки детям-сиротам и опекаемым.

В  течение года.

13

Анализ особенностей студентов нового набора

Изучение документов и личных дел студентов нового набора, изучение особенностей абитуриентов и уровня их подготовки.

Август - октябрь

14

Анкетирование студентов нового набора.

Получение информации о готовности студентов к обучению, выяснение мотивации обучения и особенностей личности. Планирование необходимой работы.

Сентябрь - декабрь

15

Проведение среди студентов нового набора проективных методик с последующими консультациями.

Получение информации о состоянии студентов, особенностях адаптации, об актуальных проблемах, случаях дезадаптации, оказание помощи.

Октябрь-декабрь

16

Выявление  из студентов нового набора «группу риска»

Заполнение  индивидуальных карт студентов. Анализ и

личных дел и  документов, планирование профилактической работы.

Ноябрь - декабрь

17

Составление  социально-психологической характеристики групп нового набора

Анализ общих особенностей студентов групп. Получение информации о составе групп, особенностей студентов, об актуальных проблемах для планирования работы в группе.

В  течение года

18

Изучение  условий и особенностей проживания в студенческом общежитии.

Проанализировать основные  проблемы студентов, условия проживания в студенческих общежитиях,  особенности  системы  воспитания, развития и организации досуга студентов

Декабрь

19

Исследование особенностей взаимоотношений в группе.

Проведение социометрических исследований для анализа и коррекции межличностных отношений в группе. Налаживанию социально-психологического климата в группе.

По обращениям классных руководителей

В  течение реализации данной программы я провожу диагностику для корректирования мероприятий программы и отслеживания уровня адаптации. Оценивая результаты, я ориентируюсь на следующую шкалу:

ТРИ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К КОЛЛЕДЖУ

Высокий уровень 

Студент положительно относился к колледжу; предъявляемые  требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания преподавателя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в группе.

Средний уровень

Студент положительно относится  к колледжу; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в группе.

Низкий уровень

Студент относится к колледжу отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в группе не имеет.

Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы неблагоприятными социально – бытовыми условиями, отклонения  в психическом и физическом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора

Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора   Опубликовано 16.05.2012 - 00:05 - Черменева Светлана Ивановна ...

Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора

Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...

« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже  является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...

ЗНАЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НОВОГО НАБОРА

В начале учебного года каждое профессиональное учебное заведение сталкивается с необходимостью адаптации групп нового набора. Режим занятий, студенческая группа, преподавательский состав, новые предме...

Фото-отчёт по адаптации студентов 1-ого года обучения

1 семестр 2019 года.В этом материале представлена работа педагога-психолога по адаптации обучающихся нового набора. Современное общество предъявляет выпускнику медицинского колледжа особые требования,...

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...

Адаптация обучающихся нового набора 2021-2022 учебного года

Материалы выступения на педагогичеком совете ГБПОУ "БРИТ" № 2 от 12.02.2022...


 

Комментарии

Крупышева Анна Сергеевна

Представлен очень хороший материал, структурирован и логичен. Для себя отмечу некоторые пункты, в целом у меня на подобии составлен лишь план по адаптации. А так программа является отличной и главное полезной разработкой в помощь начинающим психологам в НПО и СПО.