Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
рабочая программа на тему

Жесик Надежда Борисовна

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_d-31.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФКПОУ «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОП. 06 «Профессиональная этика и

психология делового общения»

для специальности 034702

 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

базовый уровень

2014 г.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональная этика и психология делового общения»

1.1. Область применения рабочей программы

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» входит в группу профессионального цикла ОПОП СПО

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Целью учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.

Задачи дисциплины:

  • овладение студентами категориальным аппаратом психологии общения;
  • ознакомление студентов с развитием проблем психологии общения в отечественной и зарубежной науке;
  • овладение студентами современными технологиями делового и личного общения;
  • формирования практических навыков эффективного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- общаться с коллегами, руководством, деловыми партнерами и клиентами;

- пользоваться вербальными и невербальными средствами общения;

- применять основные правила и нормы поведенческого Этикета

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 знать:

- основы эстетической и этической культур;

- основы психологии и общения;

- основы делового имиджа;

- элементы речевого этикета и основные требования к речи;

- требования к ведению делового диалога по телефону.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.

ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.

ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.

ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –52часов;

самостоятельной работы обучающегося –26 часов

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе практических заданий

37

Самостоятельная работа студента

выполнение рефератов

- поиск информации в дополнительных литературных источниках

- поиск информации в интернет-ресурсах

26

Консультаций

Итоговая аттестация

зачёт (форма: защита реферата)

                

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

Этика и эстетика.

 

11

Тема 1.1.

Введение.

Общие сведения о предмете

Задачи предмета «Этика», его значение для овладения

профессиональными навыками, работающих в сфере услуг.

2

1

Самостоятельная работа.

Подготовка рефератов по темам раздела. Приложение №1.

2

Тема 1.2.

Эстетическая

культура.

Общие сведения об эстетике как науке.

Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности.

2

1

Тема 1.3.

Эстетическое воспитание.

 Сущность эстетического воспитания, его значение.

Понятие об эстетическом чувстве, идеале. Эстетическая

оценка. Эстетическая потребность.

Понятие об эстетическом

вкусе, его проявление и значение.

2

1

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 1. Составление словаря терминов:

эстетическая культура, идеал,

эстетический вкус,

эстетика деловых отношений,

эстетика рекламы,

этическая культура

3

Раздел №2.

Психологические основы делового общения.

17

Тема 2.1.

Психология

общения.

Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения

профессиональными навыками, работающих в сфере услуг.

2

1

Тема 2.2.

Практическая работа

Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определения темперамента и характера человека по внешнему виду.

2

3

Тема 2.3.

Практическая работа

Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества.

2

3

Тема 2.4.

Практическая работа

Психологические основы делового общения. Общение основа человеческого бытия.

Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения

Этические нормы взаимоотношений.

2

3

Тема 2.5.

Практическая работа

Классификация видов общения.  Непосредственное, прямое, межличностное, массовое, императивное, диалоговое общение.

2

3

 Тема 2.6.

Практическая работа

Персептивная сторона общения. Восприятие. Факторы восприятия, привлекательности. Интерактивная сторона общения. Трансактная модель общения. Теория трансактного анализа Э. Берна. Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок. Построение схем общения с точки зрения этих позиции. Взаимосвязь жизненного сценария и общения. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария.

2

3

Самостоятельная  работа.

Выполнение домашних

заданий по разделу 2.3. Г.М Шеламова «Деловая культура и психология общения.

5

Раздел 3 

Деловой этикет.

17

Тема 3.1.

Практическая работа.

Повседневный этикет.

Правила поведения на улице.

Поведение в транспорте.

Поведение в театре и музее.

Этикет курение. Общие правила этикета для курящих.

2

3

Тема 3.2.

Практическая работа.

Подарки.

Эстетика и этика подбора и оформления подарков. Отказ от подарка. Как дарят подарки. Подарок служащим и руководителям фирмы.

2

3

Тема 3.3.

Этикет и имидж делового человека.

Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета. Этикет приветствия и представления.

2

2

Тема 3.4.

Практическая работа.

Умение хорошо одеваться.

Одежда и аксессуары мужчин.

Способы завязывания галстука.

Умение хорошо одеваться.

Одежда и аксессуары женщин.

2

3

Тема 3.5.

Практическая работа

Этика в деловых отношениях. Приём на работу и собеседование. Процесс собеседования. Представление нового сотрудника коллективу.

2

3

Тема 3.6.

Практическая работа.

Документы при поступлении на работу. Рекомендации, характеристики при поступлении на работу. Составление резюме. Деловая корреспонденция.

Фирменные бланки и визитные карточки. Оформление визиток.

2

3

Самостоятельная работа.

Подготовка рефератов по темам раздела, прохождение тестов, выполнение домашней работы.

5

Раздел 4.

Культура

общения в

профессиональной

среде.        

10

Тема 4.1.

 

Практическая работа

Профессиональная

Коммуникация.  Коммуникация и ее особенности. Содержание и сущность речевого общения. Техника активного диалога и  слушания.

2

3

Тема 4.2.

Практическая работа

 

Публичное выступление.

Основные аспекты публичного выступления. Требования к публичному выступлению.

2

3

Тема 4.3.

Практическая работа

Общие требования к деловому телефонному диалогу. Требования к содержанию

телефонных разговоров; основные элементы диалога. Требования к частным

разговорам по телефону в деловой обстановке.

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 4.

Подготовка сообщений по темам:

«Секреты общения в поисках работы»,

«Аргументы и их влияние на эффективность общения»,

«Язык телодвижений»,

«Речевой этикет»,

«Культура общения в коллективе»

4

3

Раздел 5.

Деловые переговоры.

11

Тема 5.1.

Практическая работа

Искусство ведения переговоров. Виды переговоров. Цель переговоров. Решение, принимаемое на переговорах. Анализ принимаемых решений. Участники переговоров.

2

3

Тема 5.2.

Практическая работа

Приёмы убеждения и аргументации. Барьеры и ошибки общения. Этическая позиция председательствующего.

2

3

Тема 5.3.

Практическая работа

Подготовка к переговорам. Этапы, организация, приёмы и тактика ведения, принятие решения. Технология ведения переговоров.

2

3

Тема 5.4

Практическая работа.

Деловые переговоры с иностранцами.

Этикет делового общения с иностранными партнёрами.

2

3

Самостоятельная работа.

Подготовка сообщений на тему «Деловые переговоры с иностранцами

3

Раздел 6. Конфликты в деловом общении.

10

Тема 6.1.

Конфликтология как наука. Конфликты.

Цели и задачи конфликтологии как науки. Виды конфликтологии. Понятие конфликта. Виды, структура, характеристика конфликта. Функции и стадии.

2

1

Тема 6.2.

Практическая работа.

Типология конфликтов. Участники сторон конфликта. Границы конфликтов.

Теория социального конфликта. Решение конфликта конструктивным способом.

Сущность и структура социального конфликта.

2

3

Тема 6.3.

Психологический и этический аспект конфликта.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Стратегия черепашки, акулы, совы и медвежонка. Решение конфликта конструктивным способом. Правила поведения в конфликтах.

Практикум по конструктивному решению конфликта.

2

1

Зачёт по дисциплине

Защита реферата

2

Самостоятельная работа.

        

Повторение основных положений раздела, конспектирование, практическое применение.

4

Всего:

78

Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;  

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине

Технические средства обучения:

 - компьютер с выходом в сеть Интернет;

 - видеопроектор;

 - презентации;

 - видеофильмы;

 - электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

 Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2011 – 320 с.

 Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2011 – 64 с.

 Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2011 – 192 с.

 Дополнительные источники:

 Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2012.

 Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.

 Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2010.

 Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2011

 Потёмкина. О. , Тесты для подростков»

 Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010.

 Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2010.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

 Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

 Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФГОС).

 ФГОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)        

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

 - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

 - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

 - поддерживать деловую репутацию;

 - создавать и соблюдать имидж делового человека;

- организовывать рабочее место деловое общение подчиненных;

- тестовый контроль;

-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

 - экспертная оценка выполнения практической работы;

- экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Знания:        

знать/понимать:

- правила делового общения;

 - этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

 - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

 - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

 - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;

 - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

- тестирование;

 -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

 - экспертная оценка выполнения практической работы;

 - экспертиза выполнения самостоятельной работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей

Анотации программ учебных дисциплин  общего гуманитарного и социально-экономического, профессионального циклов...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология  профессиональной деятельности» для специальности  40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности" по специальности СПО 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями  ФГОС СПО....

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов...