Рахматуллина Алсу Рифкатовна

сайт музыкального руководителя МАДОУ ЦРР д/с №146 г.Тюмени

Только вперёд!

Профессия: Музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: Вокал

Увлечения: Путешествия,чтение художественной литературы, цветоводство, театр,живопись.

Регион: Тюменская область

Населенный пункт: Тюмень

Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №146 Тюмень

Звание, ученая степень: Высшая квалификационная категория, Почётный работник Министерства Образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rakhmatullina-alsu-rifkatovna
И лучше жить надеждой душу грея...

«Моя педагогическая философия»

На работу иду, обо всём забывая,

С головой окунусь в мир, где нет мне покоя.

Знаю, ждут, налетят, едва с ног не сбивая,

А в глазах столько счастья! Где возможно такое?

Я учу их и с ними учусь каждый день.

В страну знаний хотим мы открыть вместе дверь.

Не ложится на лица сомнения тень.

Как мне верят они! Сколько ждёт перемен.

Нет секретов у них никаких от меня,

То порадуюсь с ними, то расстроят меня.

Потерять их доверие боюсь, как огня.

Как открыты они! Как горят их глаза!

А школьников встречу! Замедлят вдруг шаг,

Они не скрывают, что встрече так рады!

Приветствую, что-то поведать спешат.

Приятно, что помнят. Есть выше награда?

Уверена, что не напрасно  тружусь,

Зовусь "музыкантом" и этим горжусь.


О своей профессии я мечтала с детства. Самые яркие детские воспоминания – как я танцую, пою, выступаю на праздниках. Начиная с детского сада и заканчивая  школой   я активно принимала участие   во всех мероприятиях , которые проводились.  Я никогда не сомневалась, что вся моя дальнейшая жизнь будет связана с музыкой и детьми. Мне нравится работать с маленькими детьми. Это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймёт то, что тот предлагает.

         За двадцать восемь лет работы музыкальным руководителем я поняла, что дать знания, развить умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности.

         Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развивать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес и любовь к музыке, доставлять радость. На музыкальном занятии ребёнок должен испытывать ощущение удовлетворённости и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутвердиться, учиться творчески мыслить.  

         Меня очень радует, когда детям нравятся музыкальные занятия, когда они хотят научиться слушать музыку, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  Создавать для них атмосферу праздника на занятиях, чтобы от каждого из них они ожидали чуда, волшебства. Доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, прививать вкус, любовь к прекрасному.

        Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые, часто навязываем детям. И появляются на удивление безразличные ко всему девочки и мальчики. Им ничего не надо, ничего не хочется, их позиция : « Оставьте меня в покое». Именно поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми, чуткими, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах В. А. Сухомлинского: « Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».

          Я вижу долг педагога в том, чтобы сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, направить их на дорогу, где их спутниками будут  Милосердие, Мудрость и Красота.

О себе

Стаж педагогической деятельности: 33 года.

Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка.

                                                                              Д.Кабалевский

«Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, прежде всего — музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции», — эти слова Н.А.Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное, это самая приятная и доступная форма общения взрослого и ребенка. Нам, музыкальным руководителям, дана возможность соприкасаться с миром детства, мечтать и фантазировать вместе с детьми, уноситься с ними в мир сказок и музыки. И дети, ощущая близость и расположение взрослого друга, всегда доверят ему свои мысли, чувства и эмоции. Как это прекрасно знакомить ребят с музыкой!

Я начинаю работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаю их в школу на выпускном вечере. На этом пути продолжительностью в пять лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчества.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

М.Л. Лазарев "Здравствуй!"

А.П. Чехов Повести

Мой взгляд на мир

С улыбкой по жизни)))

Горжусь профессией своей

За то, что душу человека согреваю,

За то, что я могу понять детей.

И детство вместе с ними проживаю.

Пусть отступают все сомненья прочь,

Уходят пусть тревога и забота.

Кусочек сердца людям отдавать,

Такая у меня работа!

 

Мои достижения

 Мои публикации в печати:

«Хоровое пение как способ развития физического и психоэмоционального здоровья дошкольников» в сборнике «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой  личности в условиях инновационного образовательного процесса»  в 2013 году и в журнале «Медработник»№8 2012 году,

 «Воздействие музыкальных волн на организм человека» в сборнике  «Культурогенезные функции дошкольного образования: развитие инновационных моделей»23 марта 2016 года

Моё портфолио

Музыка-наша жизнь! 

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,

влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора -  мы находим описание того, каким образом      музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что  способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие     музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя   специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,  «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.     Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.     Основная часть. Восприятие музыки.

3.     Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

         В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях по музыкотерапии.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и  переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения

1.     «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2.     « Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3.     «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4.     «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5.     «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6.     «Вождение за нос»

Ритмические упражнения

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитии  и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом,  нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

 

 

Восприятие музыки

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке»,  которая  входит в программу  «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаем  следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,  «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

 

Дыхательные упражнения.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные  отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.     «Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи , постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильный  выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.     «Не доеная корова »-  снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.     «Сытая лошадь»-  расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.     «Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.     «Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6.     «Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

 

 

 

Музыкальная релаксация

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,  вызывая различные эмоции.

Например:

1.     Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.     Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.     Упражнение,  формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни»

 муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена.

 Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

 

Добавить грамоту в портфолио