Саенко Светлана Викторовна

Сайт тьютора МБОУ "Средняя школа №11" Саенко Светланы Викторовны

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Василий Сухомлинский .

Профессия: тьютор

Профессиональные интересы: Разработка и реализация практических материалов ФГОС НОО ООО во внеурочной деятельности.

Увлечения: Творчество, здоровьесбережение

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югра

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №11».

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/saenko-svetlana-viktorovna
В грозы, в бури, в житейскую стынь, При тяжелых утратах и когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство.
Сергей Есенин.

О себе

Профессиональное образование получила в Куйбышевском высшем педагогическом училище(колледже) Новосибирской области с 1982 - 1986, которое окончила на хорошо и отлично, по квалификации «учитель начальных классов». А так же в Новосибирском государственном педагогическом университете получила специальность: «социальная педагогика» в 2003 году . Последние 14 лет я работала с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, а именно с глухими и слабослышащими детьми, в должности старшей вожатой, воспитателя ГПД, социального педагога, а с ноября 2018 года являюсь тьютором подопечного с расстройством аутистического спектра тьютором в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа №11». Хочу уточнить что аутизм-это замкнутость в себе, погружение в мир собственных переживаний и отрыв от действительности. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. Мой подопечный скорее сверхзахвачен своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Он поглощен одними и теми же занятиями и интересами. Ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Ребенок обучается по программе ФГОС НОО с обучающимися ОВЗ (вариант 8.2) в условиях класса , но он нуждается в постоянном специальном сопровождении, позволяющем ему получить опыт диалогических отношений, расширить круг интересов и представление об окружающем и окружающих, сформировать навыки жизненной компетенции. Тьютор - новая специальность в нашем образовании. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится: 1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования; участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся; организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ; 2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья: проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации; организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся; разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды; координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам; организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности; оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ; 3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся. Главной должностной обязанностью считаю 3 пункт , а именно: разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся; разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса; контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся; консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся. Таким образом, тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612). Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы. К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся: 1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию; 2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации; 3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; 4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения; 5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; 6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся. Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися. Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника): на период адаптации обучающегося в образовательной организации; на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год); на постоянной основе. Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации: • Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ на учебную четверть. Задачи: Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствование коммуникативных навыков. Развивать психические процессы, познавательную деятельность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. В своей работе использую игры и упражнения для обеспечения индивидуального педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. Работаю по следующим направлениям: Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие. На слайдах видно, какие примерно можно использовать игры и упражнения. Как проходит рабочий день тьютора? Начинается он с приветствия. Дальше идет обсуждение дня. Какой сегодня день недели? Выполнение просьбы. Открой дневник. Прочитай,какие уроки? Игра «Собираем портфель» . На уроке привлекаю внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. На уроках использую карточки «состав числа», «Алфавит». Слежу за организацией рабочего пространства ученика; соотношу задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяю нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжаю с подопечным работу по предыдущему заданию. На переменах наблюдаю за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключаю к общению подопечного, пытаюсь вовлечь в игру. После уроков вовлекаю воспитанника во внеурочную деятельность и занятия творчеством (лепка, аппликация, живопись) Все режимные моменты проговариваю с подопечным. Куда мы идем? Что будем делать? В столовой проговариваем меню. Обсуждаем, какое время года. Какая погода. В конце дня прощаюсь с ребенком и родителями, рассказываю , что было в школе. Содержание и специфика деятельности тьютора Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в том числе: - спецификой нарушений развития ребёнка; - уровнем его активности; - степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики; - степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования; - степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей; - уровнем профессиональной компетентности самого специалиста. Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов: - психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними; - наличие необходимых специалистов психолого-педагогического сопровождении детей с ОВЗ ; - наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей у воспитанников с ОВЗ» . Вовлекаю воспитанников заниматься изобразительной деятельностью, аппликацией, изготовлении пластилиновых картин. Мною были разработаны программа кружковой деятельности «Радуга творчества». Сведения о повышении квалификации: ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» по программе: «Коррекционная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» в объеме 670 часов, 2014 г.; БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 35 часов, 2019 г.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги, которые сформировали мой внутренний мир - это произведения русских классиков, такие как: А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой и др., и  конечно же русские народные сказки.

Мой взгляд на мир

Тьютор

Я дома, как это приятно осознавать.

Я просто отдыхаю,

Я ничего не хочу знать.

Сижу, смотрю в свой компьютер,

Слушаю песни БГ.

Скоро в школе появится должность - тьютор.

А за окнами солнце,

За окнами снег,

Зима начинает пушистый свой бег.

22 октября 2006 года

Белозеров Артем

Моё портфолио

Учитель, воспитатель, тьютор – это не профессия, а образ жизни. 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы