программа внеурочной деятельности по ФГОС
методическая разработка по теме

разделы и содержание программы внеурочной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochki_po_fgos.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Ливенского района Орловской области

                Принято                                                                                                        Утверждаю

                на педагогическом Совете № 1                                                          Директор МОУ УСОШ

                от «31» августа 2011 г                                                                             ___________В.В. Пеньков

                 Секретарь             /Л.А.Мещерякова                                                  Приказ №      от

  

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

на 2011-2015 гг.

с.Успенское

2011 г.

Содержание

1.      Нормативно-правовая  основа.

2.      Пояснительная записка.

3.      Цель и задачи.

4.      Принципы программы.

5.      Ресурсы программы.

6.      Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации.

7.      Направления реализации программы.

8.     Формы организации внеурочной деятельности по направлениям.                                      

9.Условия реализации программы.

9.1. Кадровое обеспечение.

9.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

9.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.

9.4. Материально-техническое обеспечение.

10.  Предполагаемые результаты.

11.  Условия для самореализации обучающихся.

11.1. Содержание воспитательной деятельности

11.2. Виды внеучебной деятельности.

11.3. Методы и средства внеурочной деятельности.

12.  Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

13.  Этапы реализации программы.

1.     Нормативно-правовая основа:

         Закон Российской Федерации «Об образовании»;

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);

         Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

         Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

        Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;

      Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

         САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    Проект перспективного развития образовательного учреждения;

    Модель внеурочной деятельности обучающихся начальной школы;

    Положения  о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах  образовательного учреждения;

         Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе,  социального педагога, педагога-психолога;  классного руководителя;  педагога дополнительного образования;

2.     Пояснительная записка

“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

   а)овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

   б)формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

   в)формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Вследствие реализации данной программы и внедрения предлагаемой Модели эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:

   а)ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства;

   а)принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

   б)использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

   в)согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

   г)реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

Ожидаемыми конечными результатами программы станут следующие:

I. Подготовительный этап (краткосрочная перспектива):

Корректировка образовательной программы;

Разработка рабочих программ по учебным предметам;

Разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;

Разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;

Разработка тематических образовательных программ;

Обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.

II.   Основной этап (рассчитанным на 5 лет, к перечисленным выше ожидаемым конечным результатам можно добавить следующие):

Оптимизация процесса воспитания в системе начального общего образования на новой основе;

Преодоление остаточных явлений “вторичности”, авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике деятельностно-мотивационного подхода;

Осознание перспективы новых подходов к стратегии и технологии образования и воспитания как мощный стимул для творчества педагогического коллектива;

Интеграция социального и педагогического опыта в целях дальнейшей разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях введения ФГОС НОО;

Увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеучебной сферы;

Эффективная адаптация и интеграция обучающихся в образовательное сообщество;

Использование результатов оценки качества внеучебной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Основная часть

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

В учебном плане основного общего образования отмечено, что формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии Модели для небольших удаленных школ. А ведь практика работы именно таких образовательных учреждений показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед небольшими  школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа по сути является единственным культурным центром  поселения.

Таким образом, актуальность данной Программы обусловливается:

мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей (законных представителей);

спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;

необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях удаленности монопоселения и  ограничения ряда ресурсов, в том числе, транспортного, социально-культурного, спортивно-оздоровительного.

Идея программы:

Создание Программы по организации внеурочной деятельности обучающихся школы в условиях реализации ФГОС НОО;

Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

Создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время

Возможность трансформирования данной Программы в общественную жизнь поселка, в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных  учреждений.

Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в   школе, расположенной в удаленном  монопоселении (военный городок), направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Предмет: педагогические условия реализации Программы по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе, расположенной в удаленном  монопоселении, направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Программа призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, защиты проектов и т.д. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие, музыкальные и др., что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся.

Школа организует  работу  по трём уровням достижения результатов внеучебной деятельности младших школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение обучающимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

3.     Цель и задачи

Цель внеурочной деятельности: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях монопоселения, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Задачи внеурочной деятельности:

       изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной школы;

        выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;

     организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, ДДТ, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;

         формировать навыки позитивного общения;

         развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

         воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

         развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Гипотеза: если применить модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям удаленной школы и рассмотреть ее как процесс вхождения обучающихся в инновационную активную деятельность, то произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации младших школьников.

Диагностический инструментарий:

Входящее, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;

Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей);

Тематические листы-вкладыши в портфолио обучающихся.

Методы оценки процесса и результата:

Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).

Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ  деятельности детей, анализ документации и др.)

Математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).

Предлагаемая Программа организации внеурочной деятельности в школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

4.     Принципы программы:

включение обучающихся в активную деятельность;

доступность и наглядность;

связь теории с практикой;

учёт возрастных особенностей;

сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

5. Ресурсы  программы

кадровое обеспечение проекта

Рабочая группа

Функции

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обесп чивает создание условий для орга изации внеурочной деят льности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Консультативно-методическая

Обеспечивает предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов, изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников апробац и на районном уровне, оказание  онсультативной и методи еской помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения.

Педагоги школы

Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями)

Привлеченные специалисты школы

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Гражданско-патриотическое

Научно-познавательное

Проектное

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Социальное

материально-техническое обеспечение

Для реализации проекта «Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в МОУ УСОШ » и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия. МОУ УСОШ  располагается в типовом трёхэтажном учебно-административном здании, соответствующем строительным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам, общей площадью 3300 кв.м., рассчитанном на 320 посадочных мест. Начальная школа располагается в основном здании школы, имеется столовая, в которой организовано трёхразовое питание, открыта группа продленного дня.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, специализированными кабинетами,  библиотекой, школьным краеведческим музеем, музыкальной, мультимедийной  и компьютерной техникой.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран.  

информационное обеспечение

Кабинет информатики подключен к сети Интернет, имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»,  наглядные пособия по естествознанию для младших школьников, игры на развитие памяти и логики,  библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

научно-методическое обеспечение проекта

Нормативно-правовая база:

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон об образовании;

Концепция модернизации российского образования до 2010 г;

Проект современной модели образования;

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года;

Нормативно-правовая база школы:

Устав МОУ УСОШ ;

Проект перспективного развития образовательного учреждения на 2010-2015 гг.;

локальные акты школы по введению ФГОС НОО второго поколения;

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ УСОШ ;

Должностные инструкции;

Программы воспитательной работы по направлениям

Кадровая обеспеченность: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, педагог-  психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

Курсы и обучающие семинары по теме проекта:

перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров;

семинары по введению ФГОС НОО: «Разработка основной образовательной программы НОО», «Разработка рабочих программ по предметам федерального компонента в начальной школе», «Разработка программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО и культуры здорового и безопасного образа жизни», «Развитие проектного мышления: условия и средства», «Роль социально-психологических тренингов в процессе подготовки учителей к восприятию и внедрению новых технологий обучения и воспитания», ««Инновационный опыт здоровьесберегающих технологий»

семинары с педагогическим коллективом (обмен опытом) по отдельному плану.

6. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты внедрения Программы можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

Отсутствие достаточного финансирования

Привлечение средств из фонда заработной платы школы,  спонсоров, социальных партнеров; привлечение внимания общественности к данной проблеме посредством взаимодействия с СМИ

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

Привлечение педагогов  дополнительного образования, сетевое взаимодействие, Социальное партнерство

Дефицит учебно-методических пособий

Ресурсы Интернет-пространства

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Курсовая подготовка на базе ИУУ,    проведение методических занятий, семинаров

7.     Направления реализации программы

Направления Программы:

Гражданско-патриотическое

Научно-познавательное

Проектное

Спортивно-оздоровительное

Социальное

Художественно-эстетическое

Пояснение к Модели:

Зона интеграции 1 – школьные научные общества, элективные курсы

Зона интеграции 2 – концерты, выставки

Зона интеграции 3 – факультативы, предметные кружки

Зона интеграции 4 – предметные дни, праздники

Обозначенные выше направления внеурочной деятельности рассматривались  как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ (Приложение 4). А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности:

игровой;

познавательной;

проблемно-ценностном общении;

досугово-развлекательной деятельности;

художественном творчестве;

социальном творчестве;

трудовой (производственной) деятельности;

спортивно-оздоровительной деятельности;

туристско-краеведческой деятельности:

эколого-краеведческой деятельности.

Требования к реализации Программы:

1.      Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения младшими школьниками свободного времени.

2.     Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих                                           мероприятий.

3.     Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

4.     Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.

5.     Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

6.     Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7.     Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.

Направления внеурочной деятельности

Классы

Всего

I

II

III

IV

Спортивно-оздоровительное

2

1

1

1

4

Художественно-эстетическое

2

4

4

4

16

Научно-познавательное (проектное)

3

1

1

1

5

Гражданско-патриотическое

2

1

1

1

4

Социальное

1

3

3

3

11

Итого

10

10

10

10

40

8. Формы организации внеурочной деятельности в 1 классе по направлениям:

 

1. Спортивно-оздоровительное:

•    работа спортивного кружка («ОФП»);

•     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;

•     проведение бесед по охране здоровья;

•     применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;

•     участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.

2. Художественно-эстетическое:

•     работа кружков;

•     организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

•     проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

3. Научно-познавательное:

•     работа научного кружка;

•     интеллектуальная неделя;

•     библиотечные уроки;

•     конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.

4. Гражданско-патриотическое:

•     встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     выставки рисунков;

•     встречи с участниками «горячих точек»;

•     тематические классные часы;

•     оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;

•     конкурсы рисунков;

•     работа патриотического кружка.

5. Социальное

•     проведение субботников;

•     беседы;

•     разведение комнатных растений;

•     Акция «Помоги природе»;

•     Акция «Доброе дело».

9.     Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

конкретное планирование деятельности;

кадровое обеспечение программы;

методическое обеспечение программы;

педагогические условия;

материально-техническое обеспечение.

9.1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

педагоги школы, реализующие программу;

библиотекарь;

педагог-психолог;

социальный педагог:

педагоги дополнительного образования.

9.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с обучающимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками (по согласованию), специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учётом возможностей педагогов.

9.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время

Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности обучающихся.

Диагностика запросов обучающихся по организации свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени обучающихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Создать банк методической литературы по организации досуга обучающихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.                                  Систематизация методической литературы, Интернет-ресурсов.                                                 Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы, Интернет-ресурсами.

9.4. Материально-техническое обеспечение

         выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;

         материально-техническое оснащение  для творчества младших школьников и оформления детских работ;

         наличие канцелярских принадлежностей;

         аудиоматериалы и видеотехника;

        телевизор;

         компьютеры;

    мультимедийная установка;

         и др.

10.     Предполагаемые результаты

         внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

         улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

         укрепление здоровья обучающихся;

         развитие творческой активности каждого ребёнка;

         укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

      усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

      гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

      развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми;

      освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

      оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

         непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

              развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

              оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

11. Условия для самореализации обучающихся

№ п/п

Виды деятельности

Формы организации обучающихся

Охват обучающихся (в т.ч. от общего кол-ва)

1

Игровая

Ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра

1-4 классы

2.

Художественное творчество

Кружки художественного творчества, художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе; социальные проекты на основе художественной деятельности

1-4 классы

3.

Спортивно-оздоровительная

Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах; школьные спортивные турниры; социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты; спартакиады, Дни здоровья. Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни, здоровом питании, профилактике вредных привычек

1-4 классы

4.

Досугово – развлекательная деятельность

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки; концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы; школьные благотворительные концерты, выставки, конкурсы, викторины, фестивали.

1-4 классы

5.

Трудовая деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел; трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика»; субботники, детская производственная бригада, уход за школьными растениями.

1-4 классы

6

Познавательная деятельность

Викторины, олимпиады, конференции обучающихся, конкурсы, интеллектуальные марафоны, познавательные игры, познавательные беседы; дидактический театр, общественный смотр знаний; детские исследовательские проекты (предметные недели, проектная неделя), внешкольные акции познавательной направленности.

1-4 классы

7.

Туристско-краеведческая деятельность

Туристические походы, экскурсия-соревнование, эколого-краеведческие тропы, экологические десанты, акции

1-4 классы

11.1. Содержание воспитательной деятельности

Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:

         гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

         социальной активности;

         представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

         приобщение к системе культурных ценностей;

         трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

         экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

         эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

         организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

         навыков здорового образа жизни.

11.2. Виды внеучебной деятельности

         игровая деятельность;

         познавательная деятельность;

         проектирование;

         проблемно-ценностное общение;

         досугово-развлекательная деятельность;

         художественное творчество;

         социальное творчество;

         трудовая деятельность;

         спортивно-оздоровительная деятельность;

      экскурсионно-краеведческая деятельность (эколого-краеведческая деятельность).

11.3. Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

        диагностика обучающихся, их родителей (законных представителей) с целью выяснения интереса детей, информированности по данному вопросу;

        проектные  упражнения;

        мини-исследования;

        игры, конкурсы, концерты, выступления, защиты, презентации и т. д.;

        поручения;

        планирование деятельности;

        анализ деятельности, в т. ч. самоанализ;

                   ………………………………………………..

Эти методы всегда имеют положительное влияние на обучающихся, формируют позитивное общественное мнение о школе.

Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

12.      Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

         рост социальной активности обучающихся;

         рост мотивации к активной познавательной деятельности;

        уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

         качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

         удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

1.      оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;

2.      сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3.      анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4.      анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;

5.      вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

6.      результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.

Образовательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты реализации программы

готовность к производительному труду;

готовность к дальнейшему образованию;

сформированность мировоззрения;

сформированность общей культуры;

сохранение здоровья;

сформированность потребностей и умений творческой деятельности;

13. Этапы реализации программы

Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 класс

Направление

деятельности

Кол-во часов в неделю

Вид деятельности

Ф.И.О.учителя

Спортивно-оздоровительное

2

Секция ОФП

Л.Ф.Ревякина – учитель  

Художественно-эстетическое

1

1

 

 

Кружок «Православие»

Кружок «Музей в своей школе»

Г.П.Платонова – учитель  

Л.Ф.Ревякина –     учитель  

 

Научно-познавательное

1

1

Кружок «Математика в играх и задачах

Кружок «Игровой английский»

Л.Ф.Ревякина

Л.Л.Малышева

Гражданско – патриотическое

1

Проект «Краеведение и туризм»

Л.Ф.Ревякина – учитель начальных классов

Социальное

1

Кружок «Умелые руки

В.М.Чижова

Проектная деятельность

2

Кружок «Мы и окружающий мир»

Л.Ф.Ревякина

Итого

10 часов

I этап (2011 – 2012 уч. год,  1 класс)

август - сентябрь

Аналитический (подготовительный) этап

Цели этапа:

Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;

Определить стратегии их усовершенствования и апробации в условиях образовательного учреждения;

Определить условия и требования к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности  школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;

Выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях микросоциума посредством организации внеурочной деятельности.

октябрь  - апрель

Формирующий этап

Цель этапа:

Собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях обучающихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в  школе;

Разработать модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе;

Разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности школы;

Разработать инструментарий для отслеживания результатов апробации Программы;

Отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями, с учетом мнения родителей (законных представителей);

Педагогическим работникам овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения, пройти КПК.

май

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа:

Провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП и выявить уровень подготовленности коллектива к внедрению Программы, эффективность и оптимальность использованных методов и форм работы.

июнь

Контрольный этап

Цель этапа:

Провести мониторинг  реализации Программы, внести коррективы по оптимизации деятельности.

Итоговый анализ:

- Методический аудит;

- Информационный банк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по ФГОС Звонкие голоса

Программа кружка с учащимися начальной школы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС. "Я гражданин"

Рабочая программа " Я _ГРАЖДАНИН" по внеурочной деятельности по ФГОС.Для учащихся 5-6 классов.Программа предназначена в целях гуманитарного развития детей.Привития чувства патриотизма к РОДИ...

Программа внеурочной деятельности по ФГОС «Юный эколог – исследователь»

Каким будет общество завтра, зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предме...

Программа внеурочной деятельности по ФГОС "Цветы круглый год"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС "Цветы круглый год" рассчитана на занятия с детьми 5-6 классов. Цель - работа по декоративному цветоводству в  школе и на пришкольной территории; углубле...

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....


 

Комментарии

Большое Вам спасибо! Очень плезный и своевременный материал. Выркчили.