Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»
статья на тему

Воронцова Елена Викторовна

 

В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.

Одним из путей решения этой проблемы является поиск и развитие творческой личности, способной сыграть активную роль в социально- экономическом и духовном возрождении России.

Администрация МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» одной из приоритетных задач считает работу  по выявлению, психологическому и педагогическому сопровождению одаренных детей. Для достижения максимального результата создана система работы с одаренными детьми, описанная в документе, предлагаемом Вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»

  1. Формулировка проблемы.

В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.

  1. Обоснование концепции.

Одним из путей решения этой проблемы является поиск и развитие творческой личности, способной сыграть активную роль в социально- экономическом и духовном возрождении России.

Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который получил свое отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети». В этом документе развитие способностей одаренных детей ставится в качестве приоритетной задачи.

Однако решение этой задачи наталкивается на ряд вопросов, пока не нашедших единства взглядов среди ученых, и один из них касается частоты проявления детской одаренности.

Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются крайне редко» - «все дети являются одаренными».

Сторонники первой точки зрения считают явление одаренности уникальным, и в этом смысле внимание должно быть уделено их поиску. Другие полагают, что одаренность можно развить, если создать для этого необходимые условия.

В этой связи наиболее ценным является мнение кандидата психологических наук Н. И. Ильичевой, которое заключается в том, что все дети одарены от природы и задача педагога заключается в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его. На его развитие оказывают влияние много факторов, основными среди которых являются биогенетические, социально-экономические, педагогические и их диалектическое единство. При этом при прочих равных условиях доминирующим фактором признается педагогический.

Руководствуясь данным положением, можно воспользоваться определением одаренности, данным психологом К. К. Платоновым: «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».

Процесс выделения одарённости многогранен. В школе более всего обращают внимание на академическую одарённость как особую склонность в какой-то области научного знания. Но независимо от того, насколько подготовленным пришёл ребёнок в школу, необходима диагностика степени его одарённости, для того, чтобы наиболее эффективно построить в дальнейшем программу его развития.

Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:

  1. творческое мышление;
  2. уровень самооценки;
  3. толерантность;
  4. предпочтительные виды деятельности;
  5. доминирование правого и левого полушария;
  6. сила интуиции;
  7. вы лидер?
  8. карта интересов (что вам нравится);
  9. диагностика задатков и склонностей личности;
  10. поведенческие характеристики детей;

Диагностику на склонность  (готовность) работать с одарёнными детьми проходят и учителя. При этом среди прочих качеств особое место выявление таких как:

  1. высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
  1. внутренний локус контроля;
  2. высокая и адекватная самооценка;
  3. стремление к личному росту;

Диагностика учителей осуществляется один раз в год (в начале года), а учащихся – два раза в год (в начале и конце учебного года).

Для педагогов, работающих  с одарёнными детьми, важным является изменение стереотипа восприятия ученика как субъекта образовательного процесса со своими уже сложившимися особенностями.

Кроме того, для работы с одарёнными детьми педагог должен иметь высокий уровень компетентности в информативно-коммуникативной, мотивационно-ценностной, операционально-деятельностной и инновационно-творческой областях.

Их совокупность позволяет обеспечить эффективную деятельность в обучении и развитии одарённых школьников и их психологическую поддержку.

Целью создания системы работы с одаренными детьми 

является попытка создать устойчивую систему работы по выявлению одарённых детей в рамках общеобразовательного пространства лицея на основе современных методик и организации обучения, воспитания и развития личности ребёнка, а также их психологической поддержки на протяжении всего периода обучения.

В основе программы лежит утверждение, что только тщательно спланированная, системная, логически обоснованная работа может привести к успеху.

Программа не ограничивает учителей в  выборе форм работы с учащимися, но предпочтение отдаётся:

  1. гибкому и мобильному учебному плану в случае организаций индивидуальной учебы или учебы в мобильных группах;
  2. независимому продвижению при изучении отдельных предметов;
  3. планированию и принятию решений самими учениками;
  4. конструированию учебного плана с максимальным учётом интересов учащегося или мобильной группы.

По содержанию учебные программы для одарённых детей должны выходить за рамки общепринятых программ, учитывать специфику интересов детей и не ограничивать их стремление глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Помимо всего они должны отличаться новизной, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности, соответствовать типам  нервной системы:

  1. левополушарный тип с преобладанием функции левого полушария (мыслитель, прагматик, деловой человек);
  2. правополушарный тип с преобладанием правого полушария                         (художник, фантаст).

   На стадии реализации программы работы с одаренными детьми  с учетом целесообразности предполагается создавать специальные группы, в которых материал изучают ускоренным методом.

Выявлению одаренных детей и стимулированию их развития способствует также организация и проведение предметных олимпиад и творческих конкурсов различного уровня.

  1. Анализ ситуации.

В настоящее время в лицее ведется работа с детьми, уже проявившими некоторые признаки одаренности. Это дети, имеющие более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. Как правило, они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, активно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Такие дети бывают замечены с первых дней обучения. Их достижения весьма значительны.

В истекшем учебном году более 230 учащихся лицея стали победителями и призерами предметных олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня.

Среди них:

  1. 79 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
  2. 8 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
  3. 2 участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  4. 3 призера Международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»;
  5. 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи;
  6. 24 призера 34 Турнира имени М. В. Ломоносова, пятеро из них получили грамоты за успешное выступление по двум предметам;
  7. 1 победитель и 4 призера областных конкурсов «Архимед» и «Квадрат»;
  8. 5 победителей и 4 призера городского конкурса учебных проектов;
  9.  победитель и 2 призера конкурса исследовательских работ «200 лет Отечественной войне 1812 года»;
  10. 92 победителя и призера регионального и Всероссийского уровня предметных конкурсов и Интернет - олимпиад;

Большое значение в реализации программы имеет сотрудничество МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» с высшими учебными заведениями, в  рамках которого  проводится комплекс мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей:

  1. Заключены договоры о сотрудничестве между

 Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»,

государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет «МАМИ» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова».

В рамках договоров предполагается:

  1. проведение углубленной подготовки учащихся по профильным дисциплинам в соответствии с утвержденными программами,
  2. организация элективных, факультативных курсов, консультаций, круглых столов преподавателями данных университетов,
  3. руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся,
  4. организация вузовских предметных олимпиад школьников.

  1. Достигнута договоренность с Департаментом общего и профессионального образования Брянской области о выделении денежных средств для приобретения оборудования и организации углубленного  дистанционного обучения по профильным предметам на базах Первого МГМУ имени И. М. Сеченова и Московского авиационного университета.
  2. К работе с одаренными детьми на постоянной основе привлекаются преподаватели Брянских высших учебных заведений. Они организуют внеурочную деятельность учащихся, факультативные, элективные курсы, в том числе для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  3. Лицей является членом Ассоциации «Непрерывное образование». Преподаватели ведущих Брянских университетов приглашаются для выступления перед учащимися и педагогами лицея. Так, 19 октября 2011 года в рамках «Ломоносовских чтений» было организовано 14 публичных лекций преподавателей БГТУ и БГУ по самым различным аспектам современной науки. Во время проведения «круглого стола» учащиеся, педагоги, преподаватели, гости лицея получили возможность обсудить актуальные проблемы современности в непринужденной обстановке.
  4. Учащиеся лицея успешно выступают на вузовских олимпиадах самого высокого уровня. В 2012 году среди учащихся лицея
  1. 6 призеров олимпиад ведущих Московских ВУЗов: НИУ ВШЭ, МГУ, МЭСИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана,
  2. 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи (БГУ).

В связи с этим за высокий профессионализм и качественную подготовку учащихся в адрес педагогического коллектива и директора лицея поступили благодарственные письма от администраций юридического факультета МГУ и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Несмотря на значительные достижения лицеистов, очевидно, что потенциал их используется не в полной мере. В связи с этим необходима организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах (особенно младших школьников); организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; развитие сотрудничества с вузами и другими социальными партнерами.

  1. Определение структуры основных элементов.

Перед созданной системой ставится задача современного выявления природных  способностей у детей и при их обнаружении   организация работы по их развитию и  совершенствованию. В связи с этим необходимо  чётко распределить функции и обязанности лиц, ответственных  за организацию учебно-воспитательного процесса в лицее (директор, заместители директора, методический совет       школы, методические объединения  учителей-предметников, педагог-психолог).

 Функции директора  ОУ: общее руководство разработкой программы  по обучению одарённых детей и создание условий для её реализации.

Функции заместителя директора по УВР: определение  приоритетных  направлений просветительско-образовательной работы; корректировка составляющих элементов программы; анализ и обобщение результатов реализации  программы; регулирование и коррекция планов работы по реализации программы; организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми; организация работы творческих групп учителей; координация работы педагога-психолога.

 Функции Методического Совета: утверждение методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети», координация действий учителей, работающих с одаренными детьми, создание и курирование работы творческих групп и научных обществ лицея.

Функции методических объединений учителей-предметников: разработка, корректировка, усовершенствование программ по предмету для работы с одаренными детьми; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, соревнованиям; обобщение и систематизация материалов и результативности работы с одаренными детьми.

Функциональные обязанности педагога-психолога: организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах; организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; корректировка работы учителей-предметников с одаренными детьми в плане их взаимоотношений друг с другом; разработка рекомендаций по устранению возникающих затруднений.

  1. Описание управления и взаимодействия элементов.

  1. Оценка ресурсов.

Оценка достижений образовательного учреждения позволяет утверждать, что контингент учащихся лицея и педагогический коллектив обладают достаточным потенциалом для успешной работы с одаренными детьми. Однако увеличить ее результативность можно за счет использования имеющихся ресурсов.

Внутренние ресурсы:

  1. увеличение числа активно развивающихся лицеистов за счет выявления одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. организация проектно-исследовательской деятельности способствующей интеллектуальному развитию школьников;
  3. использование внеурочной деятельности учащихся для подготовки к предметным олимпиадам, конкурсам, соревнованиям;
  4. организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми;
  5. организация деятельности педагога-психолога по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;

Внешние ресурсы:

  1. организация профильного  дистанционного обучения старшеклассников;
  2. привлечение преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований, а также при подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам;
  3. привлечение городских служб психологического сопровождения для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

  1. Стратегическое планирование развития системы.

Направления деятельности

Задачи направления

Ожидаемые результаты

Диагностика одаренности детей

Выявлять одаренность детей на разных возрастных этапах

Раннее выявление одаренных детей

Психологическая поддержка одаренных детей

Создать комфортные условия для развития одаренных детей

Создание персональных моделей развития одаренных детей, предупреждение конфликтных ситуаций

Обучение педагогов работе с одаренными детьми

Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов

Все педагоги обладают необходимыми компетенциями

Подготовка  к олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям

Оптимизировать работу этого направления

Систематическая работа с одаренными детьми; увеличение количества предметных областей для участия в олимпиадах

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Привлечь преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований; использовать материально-техническую базу социальных партнеров для проведения исследований

Повышение привлекательности и результативности этого вида деятельности

Дистанционное профильное обучение

Организовать довузовскую подготовку учащихся на базе МАИ и 1 МГМУ

Повышение качества профильной и профориентационной подготовки выпускников

  1. Тактическое планирование развития системы.

Содержание

Срок исполнения

Ответственные

1

Диагностика одаренности детей

В течение года

Чиркова О. А., психолог

2

Организация обучения педагогов работе с одаренными детьми

В течение года

Чиркова О. А., психолог

3

Организация и координация работы групп профильного дистанционного обучения

В течение года

Администрация лицея

4

Организация и координация внеурочной деятельности учащихся

По плану организации проектно-исследовательской деятельности

5

Организация проектно-исследовательской деятельности

6

Организация и проведение лицейских предметных олимпиад

Октябрь-ноябрь

Руководители МО

7

Подготовка лицеистов к участию в городских, областных и российских предметных олимпиадах

В течение года

Пед. коллектив

8

Организация и проведение предметных конкурсов

В течение года

Руководители МО

9

Подготовка команды лицея к Ломоносовскому турниру

сентябрь

Воронцова Е. В., учителя-предметники

10

Подготовка портфолио претендентов на областные, городские стипендии

Май-июнь

Классные руководители

  1. Оценка эффективности.

Для оценки результативности системы работы целесообразно использовать следующие показатели:

  1. результаты участия учащихся лицея в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах, соревнованиях;
  2. количество учащихся и педагогов, победивших в конкурсных отборах на получение денежного поощрения различного уровня;
  3. результаты сдачи экзаменов в формате ЕГЭ и ГИА;
  4. востребованность выпускников лицея (поступление в вузы по выбранному профилю;

  1. Корректировка модели и планов.



Предварительный просмотр:

Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»

  1. Формулировка проблемы.

В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.

  1. Обоснование концепции.

Одним из путей решения этой проблемы является поиск и развитие творческой личности, способной сыграть активную роль в социально- экономическом и духовном возрождении России.

Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который получил свое отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети». В этом документе развитие способностей одаренных детей ставится в качестве приоритетной задачи.

Однако решение этой задачи наталкивается на ряд вопросов, пока не нашедших единства взглядов среди ученых, и один из них касается частоты проявления детской одаренности.

Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются крайне редко» - «все дети являются одаренными».

Сторонники первой точки зрения считают явление одаренности уникальным, и в этом смысле внимание должно быть уделено их поиску. Другие полагают, что одаренность можно развить, если создать для этого необходимые условия.

В этой связи наиболее ценным является мнение кандидата психологических наук Н. И. Ильичевой, которое заключается в том, что все дети одарены от природы и задача педагога заключается в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его. На его развитие оказывают влияние много факторов, основными среди которых являются биогенетические, социально-экономические, педагогические и их диалектическое единство. При этом при прочих равных условиях доминирующим фактором признается педагогический.

Руководствуясь данным положением, можно воспользоваться определением одаренности, данным психологом К. К. Платоновым: «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».

Процесс выделения одарённости многогранен. В школе более всего обращают внимание на академическую одарённость как особую склонность в какой-то области научного знания. Но независимо от того, насколько подготовленным пришёл ребёнок в школу, необходима диагностика степени его одарённости, для того, чтобы наиболее эффективно построить в дальнейшем программу его развития.

Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:

  1. творческое мышление;
  2. уровень самооценки;
  3. толерантность;
  4. предпочтительные виды деятельности;
  5. доминирование правого и левого полушария;
  6. сила интуиции;
  7. вы лидер?
  8. карта интересов (что вам нравится);
  9. диагностика задатков и склонностей личности;
  10. поведенческие характеристики детей;

Диагностику на склонность  (готовность) работать с одарёнными детьми проходят и учителя. При этом среди прочих качеств особое место выявление таких как:

  1. высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
  1. внутренний локус контроля;
  2. высокая и адекватная самооценка;
  3. стремление к личному росту;

Диагностика учителей осуществляется один раз в год (в начале года), а учащихся – два раза в год (в начале и конце учебного года).

Для педагогов, работающих  с одарёнными детьми, важным является изменение стереотипа восприятия ученика как субъекта образовательного процесса со своими уже сложившимися особенностями.

Кроме того, для работы с одарёнными детьми педагог должен иметь высокий уровень компетентности в информативно-коммуникативной, мотивационно-ценностной, операционально-деятельностной и инновационно-творческой областях.

Их совокупность позволяет обеспечить эффективную деятельность в обучении и развитии одарённых школьников и их психологическую поддержку.

Целью создания системы работы с одаренными детьми 

является попытка создать устойчивую систему работы по выявлению одарённых детей в рамках общеобразовательного пространства лицея на основе современных методик и организации обучения, воспитания и развития личности ребёнка, а также их психологической поддержки на протяжении всего периода обучения.

В основе программы лежит утверждение, что только тщательно спланированная, системная, логически обоснованная работа может привести к успеху.

Программа не ограничивает учителей в  выборе форм работы с учащимися, но предпочтение отдаётся:

  1. гибкому и мобильному учебному плану в случае организаций индивидуальной учебы или учебы в мобильных группах;
  2. независимому продвижению при изучении отдельных предметов;
  3. планированию и принятию решений самими учениками;
  4. конструированию учебного плана с максимальным учётом интересов учащегося или мобильной группы.

По содержанию учебные программы для одарённых детей должны выходить за рамки общепринятых программ, учитывать специфику интересов детей и не ограничивать их стремление глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Помимо всего они должны отличаться новизной, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности, соответствовать типам  нервной системы:

  1. левополушарный тип с преобладанием функции левого полушария (мыслитель, прагматик, деловой человек);
  2. правополушарный тип с преобладанием правого полушария                         (художник, фантаст).

   На стадии реализации программы работы с одаренными детьми  с учетом целесообразности предполагается создавать специальные группы, в которых материал изучают ускоренным методом.

Выявлению одаренных детей и стимулированию их развития способствует также организация и проведение предметных олимпиад и творческих конкурсов различного уровня.

  1. Анализ ситуации.

В настоящее время в лицее ведется работа с детьми, уже проявившими некоторые признаки одаренности. Это дети, имеющие более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. Как правило, они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, активно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Такие дети бывают замечены с первых дней обучения. Их достижения весьма значительны.

В истекшем учебном году более 230 учащихся лицея стали победителями и призерами предметных олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня.

Среди них:

  1. 79 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
  2. 8 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
  3. 2 участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  4. 3 призера Международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»;
  5. 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи;
  6. 24 призера 34 Турнира имени М. В. Ломоносова, пятеро из них получили грамоты за успешное выступление по двум предметам;
  7. 1 победитель и 4 призера областных конкурсов «Архимед» и «Квадрат»;
  8. 5 победителей и 4 призера городского конкурса учебных проектов;
  9.  победитель и 2 призера конкурса исследовательских работ «200 лет Отечественной войне 1812 года»;
  10. 92 победителя и призера регионального и Всероссийского уровня предметных конкурсов и Интернет - олимпиад;

Большое значение в реализации программы имеет сотрудничество МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» с высшими учебными заведениями, в  рамках которого  проводится комплекс мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей:

  1. Заключены договоры о сотрудничестве между

 Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»,

государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет «МАМИ» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова».

В рамках договоров предполагается:

  1. проведение углубленной подготовки учащихся по профильным дисциплинам в соответствии с утвержденными программами,
  2. организация элективных, факультативных курсов, консультаций, круглых столов преподавателями данных университетов,
  3. руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся,
  4. организация вузовских предметных олимпиад школьников.

  1. Достигнута договоренность с Департаментом общего и профессионального образования Брянской области о выделении денежных средств для приобретения оборудования и организации углубленного  дистанционного обучения по профильным предметам на базах Первого МГМУ имени И. М. Сеченова и Московского авиационного университета.
  2. К работе с одаренными детьми на постоянной основе привлекаются преподаватели Брянских высших учебных заведений. Они организуют внеурочную деятельность учащихся, факультативные, элективные курсы, в том числе для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  3. Лицей является членом Ассоциации «Непрерывное образование». Преподаватели ведущих Брянских университетов приглашаются для выступления перед учащимися и педагогами лицея. Так, 19 октября 2011 года в рамках «Ломоносовских чтений» было организовано 14 публичных лекций преподавателей БГТУ и БГУ по самым различным аспектам современной науки. Во время проведения «круглого стола» учащиеся, педагоги, преподаватели, гости лицея получили возможность обсудить актуальные проблемы современности в непринужденной обстановке.
  4. Учащиеся лицея успешно выступают на вузовских олимпиадах самого высокого уровня. В 2012 году среди учащихся лицея
  1. 6 призеров олимпиад ведущих Московских ВУЗов: НИУ ВШЭ, МГУ, МЭСИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана,
  2. 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи (БГУ).

В связи с этим за высокий профессионализм и качественную подготовку учащихся в адрес педагогического коллектива и директора лицея поступили благодарственные письма от администраций юридического факультета МГУ и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Несмотря на значительные достижения лицеистов, очевидно, что потенциал их используется не в полной мере. В связи с этим необходима организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах (особенно младших школьников); организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; развитие сотрудничества с вузами и другими социальными партнерами.

  1. Определение структуры основных элементов.

Перед созданной системой ставится задача современного выявления природных  способностей у детей и при их обнаружении   организация работы по их развитию и  совершенствованию. В связи с этим необходимо  чётко распределить функции и обязанности лиц, ответственных  за организацию учебно-воспитательного процесса в лицее (директор, заместители директора, методический совет       школы, методические объединения  учителей-предметников, педагог-психолог).

 Функции директора  ОУ: общее руководство разработкой программы  по обучению одарённых детей и создание условий для её реализации.

Функции заместителя директора по УВР: определение  приоритетных  направлений просветительско-образовательной работы; корректировка составляющих элементов программы; анализ и обобщение результатов реализации  программы; регулирование и коррекция планов работы по реализации программы; организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми; организация работы творческих групп учителей; координация работы педагога-психолога.

 Функции Методического Совета: утверждение методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети», координация действий учителей, работающих с одаренными детьми, создание и курирование работы творческих групп и научных обществ лицея.

Функции методических объединений учителей-предметников: разработка, корректировка, усовершенствование программ по предмету для работы с одаренными детьми; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, соревнованиям; обобщение и систематизация материалов и результативности работы с одаренными детьми.

Функциональные обязанности педагога-психолога: организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах; организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; корректировка работы учителей-предметников с одаренными детьми в плане их взаимоотношений друг с другом; разработка рекомендаций по устранению возникающих затруднений.

  1. Описание управления и взаимодействия элементов.

  1. Оценка ресурсов.

Оценка достижений образовательного учреждения позволяет утверждать, что контингент учащихся лицея и педагогический коллектив обладают достаточным потенциалом для успешной работы с одаренными детьми. Однако увеличить ее результативность можно за счет использования имеющихся ресурсов.

Внутренние ресурсы:

  1. увеличение числа активно развивающихся лицеистов за счет выявления одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. организация проектно-исследовательской деятельности способствующей интеллектуальному развитию школьников;
  3. использование внеурочной деятельности учащихся для подготовки к предметным олимпиадам, конкурсам, соревнованиям;
  4. организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми;
  5. организация деятельности педагога-психолога по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;

Внешние ресурсы:

  1. организация профильного  дистанционного обучения старшеклассников;
  2. привлечение преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований, а также при подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам;
  3. привлечение городских служб психологического сопровождения для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

  1. Стратегическое планирование развития системы.

Направления деятельности

Задачи направления

Ожидаемые результаты

Диагностика одаренности детей

Выявлять одаренность детей на разных возрастных этапах

Раннее выявление одаренных детей

Психологическая поддержка одаренных детей

Создать комфортные условия для развития одаренных детей

Создание персональных моделей развития одаренных детей, предупреждение конфликтных ситуаций

Обучение педагогов работе с одаренными детьми

Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов

Все педагоги обладают необходимыми компетенциями

Подготовка  к олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям

Оптимизировать работу этого направления

Систематическая работа с одаренными детьми; увеличение количества предметных областей для участия в олимпиадах

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Привлечь преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований; использовать материально-техническую базу социальных партнеров для проведения исследований

Повышение привлекательности и результативности этого вида деятельности

Дистанционное профильное обучение

Организовать довузовскую подготовку учащихся на базе МАИ и 1 МГМУ

Повышение качества профильной и профориентационной подготовки выпускников

  1. Тактическое планирование развития системы.

Содержание

Срок исполнения

Ответственные

1

Диагностика одаренности детей

В течение года

Чиркова О. А., психолог

2

Организация обучения педагогов работе с одаренными детьми

В течение года

Чиркова О. А., психолог

3

Организация и координация работы групп профильного дистанционного обучения

В течение года

Администрация лицея

4

Организация и координация внеурочной деятельности учащихся

По плану организации проектно-исследовательской деятельности

5

Организация проектно-исследовательской деятельности

6

Организация и проведение лицейских предметных олимпиад

Октябрь-ноябрь

Руководители МО

7

Подготовка лицеистов к участию в городских, областных и российских предметных олимпиадах

В течение года

Пед. коллектив

8

Организация и проведение предметных конкурсов

В течение года

Руководители МО

9

Подготовка команды лицея к Ломоносовскому турниру

сентябрь

Воронцова Е. В., учителя-предметники

10

Подготовка портфолио претендентов на областные, городские стипендии

Май-июнь

Классные руководители

  1. Оценка эффективности.

Для оценки результативности системы работы целесообразно использовать следующие показатели:

  1. результаты участия учащихся лицея в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах, соревнованиях;
  2. количество учащихся и педагогов, победивших в конкурсных отборах на получение денежного поощрения различного уровня;
  3. результаты сдачи экзаменов в формате ЕГЭ и ГИА;
  4. востребованность выпускников лицея (поступление в вузы по выбранному профилю;

  1. Корректировка модели и планов осуществляется 2 раза в год ( в конце каждого полугодия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...

Создание целостной системы работы с одаренными детьми

Перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельно...

Анализ работы с одаренными детьми в МБОУ Тарасовская СОШ №2

Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. С...

Создание целостной системы работы с одаренными детьми

Выступление на педагогическом совете...

Работа с одаренными детьми в МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"

Одним из направлений работы школы является работа с одаренными детьми. С целью развития интереса учащихся к научной, творческой деятельности и выявления и поддержки одаренных детей проводятся различны...

Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей....