Анализ методической работы 2011-12 уч.г.
методическая разработка по теме

Завгородняя Оксана Александровна

Анализ методической работы 2011-12 уч.г.

Содержание:                                                                                   

  1. Основополагающие моменты научно-методической работы        
  2. Организационно-информационная деятельность                           
  3. Контрольно-аналитическая деятельность                                         
  4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса   
  5. Повышение квалификации педагогических работников               
  6. Аттестация педагогической деятельности учителей                        
  7. Работа с молодыми специалистами                                                   
  8. Исследовательская и творческая деятельность учащихся и педагогов 
  9. Перспективы развития научно-методической работы школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_nmr_v_2011-12_uch.g.doc356.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

работы методической службы

МБОУ СОШ № 92 городского округа город Воронеж

за 2011 – 2012 учебный год

Содержание:                                                                                          стр.

  1. Основополагающие моменты научно-методической работы

2

  1. Организационно-информационная деятельность

3

  1. Контрольно-аналитическая деятельность

3

  1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

4

  1. Повышение квалификации педагогических работников

13

  1. Аттестация педагогической деятельности учителей

15

  1. Работа с молодыми специалистами

15

  1. Исследовательская и творческая деятельность учащихся и педагогов


16

  1. Перспективы развития научно-методической работы школы

23

1. Основополагающие моменты научно-методической работы

Педагогический коллектив школы в 2011-12 учебном году работал над методической темой: «Личностно-ориентированный подход – путь к развитию творческой социально-адаптированной личности».

Была поставлена цель методической работы: «Внедрение инновационных форм организации УВП с использованием информационных средств на основе выделения сущности компетентностного обучения».

В начале учебного года педагогическим коллективом в соответствии с методической темой и поставленной целью были выбраны следующие задачи:

  1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.
  2. Продолжение педагогического эксперимента по поиску технологий, форм и методов обучения.
  3. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
  4. Внедрение в УВП учебно-методических и дидактических материалов, программного обеспечения автоматизированных систем обучения.
  5. Разработка программно-методического обеспечения компетентностного обучения.
  6. Внедрение модулей компетентностного обучения в начальной, средней и старшей школе.

План работы методической службы школы был интегрирован в план работы образовательного учреждения. Каждый ответственный за определённый блок имел индивидуальные планы работы по направлениям:

  1. Организационно-информационное обеспечение научно-методической работы.
  2. Контрольно-аналитическая деятельность.
  3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  4. Повышение квалификации и аттестация педагогической деятельности учителей.
  5. Работа с молодыми специалистами.
  6. Исследовательская и творческая деятельность учащихся и педагогов.

Система научно–методической работы школы включала в себя различные формы работы, способствующие организации взаимодействия педагогического коллектива со специальными службами:

  1. Тематические педагогические советы.
  2. Методический совет.
  3. Методические объединения.
  4. Работа учителей над темами по самообразованию.
  5. Педагогическая мастерская «Калейдоскоп уроков».
  6. Семинарские занятия.
  7. Предметные недели.
  8. Работа с молодыми специалистами.
  9. Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков.
  10. Организация работы с одарёнными детьми.
  11. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по организации и подготовке учащихся к итоговой аттестации.
  12. Повышение квалификации педагогических работников.
  13. Аттестация педагогических работников.

     

2. Организационно-информационная деятельность традиционно включала в себя:

  1. составление и оформление плана методической работы, плана мероприятий по программе «Одарённые дети»;
  2. корректировку заявки на учителей–предметников,  записавшихся на курсы повышения квалификации при ВОИПКиПРО,  и уточнение списка учителей–предметников, подавших заявление на повышение квалификационной категории в 2011-2012 учебном году;
  3. информационное совещание с педработниками, аттестующимися на квалификационную категорию в 2011-2012 учебном году;
  4. собеседование с руководителями ШМО  по ведению документации с целью соблюдения единого орфографического режима, а также индивидуальные консультации для учителей по составлению рабочих программ по предметам;
  5. корректировку списка учащихся 9–х классов, выбравших элективные курсы, и принятие заявки от 8-классников на проведение курсов по выбору в следующем учебном году;
  6. сбор информации об одарённых детях по параллелям,  организационное собрание членов научного общества учащихся «Лаборатория мысли», составление заявки на участие в VIII научно-практической конференции;
  7. информационное совещание с педработниками, изъявившими желание аттестоваться в следующем учебном году, и предварительное оформление заявки на курсы повышения квалификации на 2012-13 уч.г.

В течение всего учебного года  оформлялись информационные стенды по методической работе и аттестации педработников школы; направлялись заявки на участие в конкурсах, соревнованиях, предметных олимпиадах.

        Необходимо отметить, что было продолжено повсеместное внедрение информационных технологий,  использование сети Internet для получения информации учебно-воспитательного, методического и информационного характера. При этом сделать более эффективным организационно-информационное обеспечение научно-методической работы позволило привлечение соответствующего специалиста, осуществляющего техническую и программную поддержку пользователей, консультирующего педработников по вопросам работы локальной сети и программ, составляющего инструкции по работе с программным обеспечением.

        

3. Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, позволившие организовать деятельность по осуществлению плана методической службы и повышению качества работы в рамках основной методической темы школы. Таким образом,  контрольно-аналитической деятельности научно-методической службы ОУ представляла собой:

  1. издание приказов об организации научно-методической работы, о направлении педработников на курсы повышения квалификации при ВОИПКиПРО и утверждении соответствующего графика, о проведении I тура Всероссийской предметной олимпиады школьников и утверждении соответствующего графика, об участи школьников в муниципальном туре олимпиады, о проведении школьного конкурса компьютерного творчества «КОМПашка», о VIII школьной научно-практической конференции, о школьном конкурсе «Ученик года»;
  2. своевременный анализ планов работы ШМО, организации школьного и муниципального этапов предметной олимпиады, проведения предметных недель и школьных семинаров, работы по повышению квалификации и прохождения курсовой подготовки педработниками школы, работы по внедрению инновационных форм организации УВП с использованием информационных средств на основе выделения сущности компетентностного обучения, выбора учащимися 8 классов элективных курсов, работы по реализации программы «Одарённые дети» и методической работы в целом;
  3. систематический контроль за посещением курсов повышения квалификации, а также за посещением руководителями ШМО, другими педработниками районных и городских мероприятий.

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остаётся педагогический совет, являющийся органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закреплёнными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. 

В 2011-2012 учебном году был проведён 1 тематический педсовет по итогам работы школы в рамках Программы развития ОУ на 2007-2011 уч.г. (09.12.2011). В ходе педсовета были представлены результаты деятельности ОУ по реализации Программы. В докладе была дана общая характеристика развития школы за 5 лет (2007-2011 гг.) и сформулированы предложения по ключевым направлениям развития учреждения до 2016 года. Основными докладчиками были директор ОУ (материально-техническая база ОУ, вопросы финансирования), заместитель директора по УВР (контингент учащихся, кадровое обеспечение, анализ образовательного процесса, качество знаний и умений, конкурентоспособность учеников), заместитель директора по ВР (социально-демографический паспорт ОУ, состояние здоровья уч-ся, анализ воспитательного процесса, анализ методической работы, психолого-педагогическое сопровождение, сформированность системы ценностей уч-ся, положительная мотивация учения, взаимодействие уч-ся в коллективе), социальный педагог ОУ (работа социальной службы). Для большей наглядности были использованы мультимедийные презентации.

Контроль за выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию, руководителей методических объединений. Результаты контроля обсуждались на заседаниях Совета учреждения, совещаниях при директоре,  заседаниях ШМО, заседаниях общешкольного родительского комитета и ученического совета. Однако одно из решений педсовета, связанное с деятельность рабочей группы по проектированию новой Программы развития (Шеменева Т.И. – председатель, Титова О.А. – зам.председателя, Воронцова Н.С. – секретарь, руководители ШМО – члены рабочей группы), не было до конца выполнено, так как плодотворной работы группы в 1-ом полугодии 2012 года не получилось. В связи с чем с 01.09.2012 г. необходимо активизировать деятельность рабочей группы по созданию Программы развития ОУ.

4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Органом внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет, оказывающий методическую помощь педработникам.

            В 2011-2012 уч.г. в него входили  директор ОУ Литвинов С.И., заместители директора по УВР Шеменева Т.И., Махмутова О.Н., заместитель директора по ВР Титова О.А., школьный психолог Кулакова О.В., руководители ШМО Луговская С.Д., Горелова С.В.,  Пилюгина Г.В., Стряпчая Л.Г., Казьмина Н.М., Калядина Т.И., Бессмертная Е.А. Содержание деятельности методического совета было определено общей методической темой школы. На заседаниях методического совета (за год прошло 6 заседаний) были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Утверждение плана научно-методической работы школы на 2011–2012 учебный год.
  2. Реализация комплексного проекта модернизации образования Воронежской области.
  3. Режим работы  и комплектование школы.
  4. Утверждение индивидуальных рабочих программ по учебным дисциплинам, авторских программ элективных курсов и кружковой работы.
  5. Подготовка к НПК педагогов по подведению итогов реализации Программы развития ОУ.
  6. Школьный тур предметных олимпиад. Утверждение графика проведения олимпиад.
  7. Планирование работы научного общества учащихся «Лаборатория мысли» в 2011–2012 учебном году.
  8. Деятельность рабочей группы по проектированию новой Программы развития ОУ.
  9. Разработка программно-методического обеспечения компетентностного обучения.
  10. О ходе внедрения классного электронного журнала.
  11. Подведение итогов школьного и районного туров предметных олимпиад.
  12. Организация итоговой аттестации в выпускных 9 и 11 классах.
  13. О работе с одаренными детьми в течение года.
  14. Отчет руководителей ШМО за учебный год.
  15. Итоги работы по основной методической теме школы.
  16. Предложения и рекомендации к планированию научно-методической работы школы на 2012–2013 учебный год.

К сожалению, не все руководители ШМО достаточно ответственно подходили к заседаниям ШМС, готовили необходимый информационный и отчётный материал. Так, на двух последних заседаниях по невыясненным причинам отсутствовала руководитель ШМО классных руководителей 5-11 классов Горелова С.В.; итоговая годовая отчётность не была представлена руководителями ШМО филолого-эстетического цикла Стряпчей Л.Г. и классных руководителей 5-11 классов Гореловой С.В. Положительным моментом стали полученные в конце учебного года предложения и рекомендации к планированию научно-методической работы школы на 2012-13 уч.г.

В течение года методический совет осуществлял координацию деятельности методических объединений школы. Целью работы  методических объединений является совершенствование профессиональных качеств личности каждого учителя, развитие творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение  инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучение и использование на практике современных методик воспитания.

В школе в 2011-2012 учебном году было создано 7 методических объединений. При этом некоторые ШМО снова претерпели видоизменения: учителя начальных классов не были разделены на учителей-предметников и классных руководителей; к учителям русского языка и литературы были добавлены учителя искусства (ШМО филолого-эстетического цикла); учителя физической культуры, технологии и ОБЖ, а также руководители спортивных секций были объединены в одно МО; все руководители школьных объединений дополнительного образования, независимо от принадлежности к определённому предметному МО, также составили одно методическое объединение.

Практически каждое методическое объединение работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы:

ШМО учителей начальных классов



Луговская С.Д.

Развитие творческого потенциала, познавательной активности учащихся через личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся

ШМО классных руководителей 5 – 11 классов

Горелова С.В.

! Информация не представлена в течение года

ШМО учителей естественно-математического цикла

Пилюгина Г.В.

Развитие творческой личности на основе компетентностного  обучения с использованием информационных технологий

ШМО учителей филолого-эстетического цикла


Стряпчая Л.Г.

Развитие творческой социально-адаптированной личности учащихся через использование традиционных и нетрадиционных форм и методов преподавания предметов

ШМО учителей гуманитарного цикла

Казьмина Н.М.

Создание условий для формирования, развития и самореализации личности компетентного ученика

ШМО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ, руководителей спортивных секций

Калядина Т.И.

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения школьников, их развития и формирования нравственного поведения

ШМО руководителей объединений дополнительного образования

Бессмертная Е.А.

Активные формы творческой познавательно-исследовательской деятельности учащихся

        Практические все методические объединения имеют свой план работы (не был представлен план работы МО классных руководителей 5-11 кл.), разработанный в соответствии с темой, целями и задачами методической службы школы. Планы ШМО составлены по единой форме, документация объединений велась по утверждённой схеме. Но не все руководители ШМО своевременно и чётко спланировали работу методических объединений, вовремя оформили необходимую документацию. Хорошее ведение документации традиционно отмечается у руководителей предметных ШМО Пилюгиной Г.В., Казьминой Н.М., Бессмертной Е.А. При этом необходимо отметить активную работу руководителей ШМО Луговской С.Д., Казьминой Н.М., Калядиной Т.И.

        Анализируя деятельность ШМО и их руководителей, заметим, что роль руководителей в организации методической работы ОУ может и должна быть больше. Она не должна сводиться к простой организации и разработке необходимой документации.  Руководитель ШМО может анализировать состояние учебно-методической и воспитательной работы в определённой предметной области и разрабатывать предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; анализировать и обобщать результаты экспериментальной и методической работы педагогов; осуществлять систематический контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся. Тогда он станет настоящим помощником заместителя директора по УВР, ВР, что будет способствовать повышению эффективности контрольно-аналитической деятельности, учебно-методического обеспечения УВП.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования (классные руководители ещё и над темами воспитательного характера), с обобщёнными результатами которой они знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. Работа над самообразованием призвана помочь учителю в профессиональном росте, повысить эффективность уроков, стимулировать к активной педагогической деятельности. Однако не всегда данная работа находила практический выход. К тому же организацию пополнения методической копилки давно пора переводить на новый, более современный уровень: ввести в практику создание электронных портфолио и информационных баз данных.

Помимо тем самообразования на заседаниях ШМО изучались нормативные документы, проходила подготовка к итоговой аттестации, обсуждались вопросы проведения предметных недель и открытых уроков, результаты административных, контрольных, диагностических работ, организация школьного тура и итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, работа с одарёнными детьми и предпрофильная подготовка 9-классников. С учётом цели методической работы в текущем учебном году  каждому ШМО также были предложены следующие темы для обсуждения: «СанПиН 2011», «Федеральные государственные образовательные стандарты 2-го поколения», «Портфолио учителя».

Наряду с докладами и сообщениями использовались такие активные формы деятельности ШМО, как семинарские занятия,  внеклассные мероприятия, открытые уроки.

С целью повышения уровня педагогических знаний, уровня педагогического мастерства и педагогической техники, а также обмена накопленным опытом в 2011-2012 уч.г. каждым предметным методическим объединением были организованы и проведены семинарские занятия (ШМО классных руководителей 5-11 классов и руководителей объединений дополнительного образования не проводили отдельных семинаров, так как участвовали в их организации в рамках своего предметного МО). В текущем учебном году тематика семинаров определялась методической темой школы и была направлена на всестороннее изучение основ компетентностного подхода в условиях перехода к ФГОС второго поколения:

ШМО

Дата

Тема

Выступающие

1

ШМО учителей гуманитарного цикла + ШМО учителей физкультуры, технологии и ОБЖ

17% членов

 МО учителей гуманитарного цикла

 + 10% членов

МО учителей физкультуры, технологии, ОБЖ приняли участие в проведении

16.12.11

«Компетентностный подход в образовании» + «Особенности нового стандарта образования»

Казьмина Н.М.:

Теория компетентностного подхода в образовании +  мультимедийная презентация

Бобин Н.А.:

В чём новизна ФГОС второго поколения, распространенные ошибки

2

ШМО учителей естественно-математического цикла

30%  членов

 МО приняли участие в проведении

21.03.12

«Формирование универсальных учебных действий: особенности, проблемы, перспективы»»

Пилюгина Г.В.:

Актуальность рассматриваемого вопроса

Голота Т.П.:

Теория вопроса + материал из опыта работы +  мультимедийная презентация

Титова О.А.:

Особенности формирования УУД на уроках информатики

3

ШМО учителей начальных классов

27% членов

 МО приняли участие в проведении

26.03.12

«Сетевая проектная деятельность в контексте реализации компетентностного подхода в образовании»»

Луговская С.Д.:

Общая теория вопроса проектной деятельности +  мультимедийная презентация

Репина Е.И.:

Из опыта сетевой исследовательской деятельности с учащимися + наглядная демонстрация через презентации

Комбарова Л.Н.:

Из опыта работы по использованию сетевых возможностей, создания проектов в рамках работы по ФГОС в 1 классе

        Семинар «Вопросы медиаобразования в стандартах нового поколения» (отв. ШМО учителей филолого-эстетического цикла) не состоялся по причине курсовой подготовки с отрывом от производства основного докладчика. Сроки проведённых семинаров неоднократно сдвигались, в основном, по объективным причинам. В результате чего первые две темы прозвучали в рамках одного семинарского занятия.

Как видно из таблицы, все семинары содержали как теоретический материал, так и материалы из опыта работы педагогов, сопровождались использованием информационно-коммуникационных технологий, но, к сожалению, при недостаточно активном участии членов ШМО. Средняя посещаемость школьных семинаров в течение года составляет 19 человек (<50% от общего числа педагогических работников).

Из года в год отмечается, что присутствующие далеко не всегда проявляли интерес к происходящему, находились на семинаре «для галочки», занимаясь своими делами. Поступали предложения дистанционного проведения школьных семинаров, что явно противоречит сути подобных мероприятий. Для повышения заинтересованности педагогов и эффективности семинаров руководителям ШМО было предложено провести рейтинговый опрос учителей с целью определения наиболее актуальных и востребованных тем. Но данная работа была проведена не в полной мере.

        Многолетней традицией в школе является ежегодное проведение предметных недель ШМО, представляющих собой совокупность внеклассных мероприятий, в ходе которых происходит популяризация предмета, расширение кругозора и развитие творческих способностей учащихся:

ШМО

Сроки

Название

Мероприятия

1

ШМО учителей естественно-математического цикла

90% членов

 МО приняли участие в неделе

17.10.11 – 22.10.11

«Осенний калейдоскоп»

1.Семинарское занятие для уч-ся 8аб «Работа с электронными дневниками учащихся» (Бобешко Е.В.) / ! не является отражением внеклассной работы учителя по предмету /

2.Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для уч-ся 7, 8 кл. (Пилюгина Г.В., Вячеславлева В.Е., Лавлинская В.А.) ИКТ

3.Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для уч-ся 9-11 кл. (Доронина Т.В., Титова О.А., Голота Т.П.) ИКТ

4.Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» для уч-ся 5, 6 кл. (Макунин С.П., Жиляева Л.И.) ИКТ

2

ШМО классных руководителей 5-11 классов

8% членов

 МО + педагог-психолог приняли участие в неделе

14.11.11 – 19.11.11

«Международному дню толерантности посвящается…»

1.Оформление тематических стендов в учительской, на 1 и 2 этажах (Кулакова О.В.)

2.Тематические беседы с уч-ся 6, 8, 9 кл. (Кулакова О.В.) ИКТ

3.Уроки толерантности для уч-ся 6, 10, 11 кл. (Горелова С.В.)

3

ШМО учителей начальных классов

100% членов

 МО + библиотекарь приняли участие в неделе

25.11.11 – 02.12.11

«Славлю имя твоё!»

1.Мероприятие «День матери» для уч-ся 1а (Колыхалова Т.В.) ИКТ

2.Мероприятие «День матери» для уч-ся 1б (Комбарова Л.Н.) ИКТ

3.Мероприятие «День матери» для уч-ся 1в (Лебедева Н.И.) ИКТ

4.Мероприятие «Самый близкий и родной человек» для уч-ся 2в (Верютина О.М.)

5.Мероприятие «День матери» для уч-ся 4 кл. (Авраменко А.С., Подхолзина О.П.) ИКТ

6.Мероприятие «Самым дорогим посвящается» для уч-ся 3аб (Литвинова Л.М., Луговская С.Д.) ИКТ

7.Мероприятие «Славлю имя твоё» для уч-ся 2а (Махмутова О.Н.) ИКТ

8.Мероприятие «Мама – самый лучший друг» для уч-ся 2б (Репина Е.И.) ИКТ

4

ШМО руководителей школьных объединений и секций

64% членов

 МО приняли участие в неделе

28.11.11 – 06.12.11

Без названия

1.Мероприятие «КВН» для 1аб (Колыхалова Т.В., Комбарова Л.Н.) ИКТ

2.Выставка рисунков «Окружающий мир» (Чаплыгина Т.Т.)

3.Фотовыставка «Остановись, мгновение» (Бессмертная Е.А.)

4.Выставка рисунков и коллажей «Мир вокруг нас» (Кулакова О.В.)

5.Выставка работ уч-ся (Кручинина Л.Д.)

6.Мероприятие «Математический КВН» для уч-ся 1в (Лебедева Н.И.) ИКТ

7.Открытое занятие «Вставка фотографий в HTML-документ» (Бобешко Е.В.) ИКТ

8.Выставка «Битва за Москву» (Казьмина Н.М.)

9.Открытое занятие «Город, в котором я живу» (Казьмина Н.М.) ИКТ

5

ШМО учителей гуманитарного цикла – иностранный язык

100%

 учителей ин.яз. приняли участие в неделе

14.12.11 – 25.12.11

«Рождественская карусель»

1.Выпуск поздравительных Рождественских открыток и газет уч-ся 2, 4, 7 кл. (Сальникова О.Л., Сапронова И.А., Сухоруков В.А., Черненко Е.О.)

2.Языковая викторина для уч-ся 3 кл. (Сальникова О.Л., Сапронова И.А.)

3.Языковая викторина для уч-ся 4 кл. (Черненко Е.О.)

6

ШМО учителей гуманитарного цикла – история

50%

 учителей истории  приняли участие в неделе

23.01.12 – 28.01.12

«Здесь когда-то шли солдаты, заслоняя сердцем нас…»

1.Экскурсии в КБС «212 дней и ночей битвы за Воронеж» (Казьмина Н.М.) ИКТ

2.Галерея защитников Отечества «Их именами названы улицы города Воронежа» (Казьмина Н.М.)

3.Выставка экспозиции макетов «Советские танки в годы войны» (Казьмина Н.М., Константинов Иван, 7а)

4.Выпуск тематических газет «Воронеж – город воинской славы» уч-ся 7, 8 кл. (Казьмина Н.М.)

5.Урок-конкурс в 11 кл. «По страницам ВОВ» (Казьмина Н.М.) ИКТ

6.Краеведческая викторина «Героическая хроника событий битвы за Воронеж в камне и металле» для уч-ся 9аб (Казьмина Н.М.) ИКТ

7

ШМО учителей филолого-эстетического цикла

67% членов

 МО приняли участие в неделе

21.02.12 – 24.02.12

«Люби, цени и знай русский язык!»

1.Конкурс тематических газет среди уч-ся 5-8 кл. (Логвинова Н.Н., Стряпчая Л.Г., Шишкина В.В., Новоявчева И.П.)

2.Конкурс сочинений для уч-ся 9-11 кл. (Стряпчая Л.Г., Логвинова Н.Н., Шишкина В.В.)

3.Викторина «Знатоки русского языка» для уч-ся 5, 6 кл. (Логвинова Н.Н.)

4.Викторина «Как получить пять?» для уч-ся 9аб (Стряпчая Л.Г.)

5.КВН «Великий и могучий» для уч-ся 7аб (Шишкина В.В.)

6.Викторина «Всё о русском языке» для уч-ся 8аб (Новоявчева И.П.)

8

ШМО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ, а также руководителей спортивных секций

80% членов

 МО приняли участие в неделе

16.04.12 – 24.04.12

Неделя Здоровья

1.Поездка в музей спорта г. Воронежа для уч-ся 9аб (Калядина Т.И., Макунин С.П.)

2.Выставка творческих работ-листовок «Здоровый образ жизни» для 5- кл. (Лавлинская В.А.)

3.Показательные выступления строя и песни школьной команды «Орленок» для нач.кл. (Бобин Н.А.)

4.Конкурс «Юный парикмахер» для 5-8 кл. (Кручинина Л.Д.) ИКТ

5.Обучение комп.игре «НОУС» уч-ся 5-8 кл. (Бобешко Е.В.) / ! не отражает внеклассную работу как учителя технологии /

6.«Весёлые переменки» для 1-4 кл. (Калядина Т.И.)

7.Клубный час в ГПД «Какая ты, Спортландия?» (Корчагина Е.В.)

8.Соревнования «Спортивные старты» м/у 3, 4 кл. СОШ 92, СОШ 17, прогимназии 3 (Калядина Т.И.) ИКТ

9.Товарищеская встреча по футболу м/у девушками СОШ 92 и СОШ 17 (Сухоруков В.А., Мешалкин В.С.)

9

ШМО руководителей школьных объединений и секций

57% членов

 МО приняли участие в неделе

03.05.12 – 19.05.12

Без названия

1.Выставка «Письма с войны» (Казьмина Н.М.)

2.Конкурс открыток к 9 Мая (Авраменко А.С.) / ! не отражает работу как руководителя ОДО /

3.Выставка в библиотеке «Этих дней не смолкнет слава!» (Подхолзина О.П.) / ! не отражает работу как руководителя ОДО /

4.Обучение русским играм (Бобешко Е.В.) / ! не отражает работу как руководителя ОДО /

5.Выставка плакатов и рисунков «Красота вокруг нас» (Кулакова О.В.)

6.Выставка рисунков «Математика вокруг нас» (Лебедева Н.И.)

7.Мастер-класс по вышивке лентами (Кручинина Л.Д.)

8.Игра «Лазертаг» для участников т/к «Очарование» (Бессмертная Е.А.)

        Из таблицы видно, что наибольший процент участие в проведении предметных мероприятий наблюдался в ШМО учителей начальных классов и учителей иностранного языка; наименьший – в ШМО классных руководителей 5-11 кл. При проведении предметных недель использовались разнообразные формы, отдельные – с применением ИКТ. Но при этом снова активных форм организации внеклассных мероприятий для старшеклассников недостаточно. Не все участники предметных недель показывали мероприятия в рамках заявленной тематики (некоторые руководители ОДО давали мероприятия как учителя-предметники, не отражая деятельности возглавляемого объединения ДО детей). По-прежнему низким является уровень взаимопосещения мероприятий: лишь члены ШМО, устраивающих неделю, присутствуют практически в 100% составе. Недостаточной является информационная работа ШМО о ходе проведения недели: учащимся школы и педработникам не всегда предоставляются соответствующие объявления (неделя классных руководителей, неделя учителей начальных классов, неделя учителей иностранного языка, 2-я неделя дополнительного образования).

        Положительным моментом является достаточно активная внеклассная работа Казьминой Н.М. и как учителя истории, и как руководителя объединения туристско-краеведческой направленности «Воронежский край: страницы истории». Помимо указанных мероприятий, учитель совместно с учащимися выпустили 4 тематические газеты «Прошлое и настоящее России» к 7 ноября, «12 декабря – День Конституции», ко Дню памяти воинов-интернационалистов, к 90-летию пионерии. Также необходимо отметить конкурс чтецов среди уч-ся 6-10 классов, посвящённый Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, организованный в конце января учителями русского языка и литературы.

        В будущем следует более тщательно отбирать формы проведения внеклассных мероприятий, отражать ход недели и отзывы о ней в стенной печати, пополнять методическую копилку.

        Реализация основной методической темы должна была осуществляться в ходе проведения открытых уроков в рамках педагогической мастерской «Калейдоскоп уроков». В 2011-12 уч.г. были запланированы 3 сессии открытых уроков: 3, 4 неделя ноября – для аттестующихся учителей; 2 неделя февраля - для учителей группы высокого педагогического мастерства (учителя ВКК); 2 неделя марта - для учителей группы совершенствования и становления педагогического мастерства (учителя IКК и IIКК; молодые специалисты). Однако за весь учебный год было дано только ТРИ открытых урока (в рамках Калейдоскопа уроков аттестующихся учителей):

Ф.И.О. учителя

Предмет

Класс

Дата

Тема урока

1

Макунин С.П.

математика

6 «А»

22.11.11

Математика – против курения

ИКТ

2

Сухоруков В.А.

немецкий язык

7 «А»

26.11.11

Достопримечательности Германии и Австрии

ИКТ

3

Воронцова Н.С.,

Чаплыгина Т.Т.

интегрированный урок искусства (музыка + ИЗО)

5 «Б» + 6 «А»

10.12.11

Народное искусство Древней Руси

        Таким образом, план педагогической мастерской нельзя считать выполненным. Одной из причин такого положения является отсутствие стимулирования со стороны администрации, как было отмечено самими учителями. Но не стоит забывать, что открытый урок представляет собой одну из старейших форм методической работы как для внутришкольной, так и для муниципальной службы. Вопрос о роли и месте открытых уроков в практике учителей всегда остаётся актуальным. И задача администрации, методической службы в будущем сделать так, чтобы открытые уроки не воспринимались неизбежной повинностью, а стали бы творческой необходимостью для каждого учителя.

        Необходимо отметить, что классными руководителями в ходе учебного года согласно плану воспитательной работы были даны следующие открытые классные часы:

Ф.И.О. классного руководителя

Класс

Дата

Тема

1

Горелова С.В.

6 «А»

18.10.11

Медиаграмотность молодёжи

2

Шишкина В.В.

7 «А»

26.11.11

«Ты, я, он, она» - Международному дню толерантности посвящается…

3

Логвинова Н.Н.

10 кл.

02.12.11

Интернет-урок антинаркотической тематики

ИКТ

        По невыясненным причинам не состоялось 75% запланированных открытых классных часов в 6б, 7б, 8а, 8б, 3а, 3б, 2а, 2б, 2в! И снова остаётся открытым вопрос о целесообразности и обязательности проведения данных мероприятий.

Ещё одним открытым мероприятием был традиционный творческий отчёт т/к «Очарование» (рук. Бессмертная Е.А., ИКТ), прошедший в актовом зале ИММиФ. Также к числу открытых мероприятий можно отнести конкурс строя и песни, организованный и проведённый педагогом-организатором ОБЖ Бобиным Н.А. в рамках Дня защитника Отечества, на котором присутствовали руководящие работники областного центра доп.образования, гражданского и патриотического воспитания.

Итак, в общем за год дано 3 открытых урока, 3 открытых классных часа, 2 открытых мероприятия помимо тех, что были организованы в ходе предметных недель. Уровень открытых уроков и классных часов – школьный, открытых мероприятий – городской и областной соответственно.

Ещё один показатель эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса – это уровень использования информационно-коммуникационных технологий. В истекшем учебном году он удовлетворительный. Отметим, что в настоящий момент 47% педагогов ОУ прошли разнообразные курсы повышения квалификации в области ИКТ-компетентности. Однако снова, как и ранее не было продемонстрировано использование интерактивных досок, не наблюдается массового внедрения информационных дидактических комплексов и сред. Учителя по-прежнему ограничиваются мультимедийными презентациями. Но в 2011-12 уч.г. это можно объяснить объективной причиной: педагогический коллектив внедрял в практику использование электронного классного журнала и дневника, поэтому вся работа в направлении совершенствования ИКТ свелась именно  к последнему вопросу.

5. Повышение квалификации педагогических работников

        Повышение уровня профессиональной подготовки педработников через курсовую систему повышения квалификации является важным направлением работы научно-методической службы школы.

        В 2011-2012 уч.г. была сформирована заявка на 16 педагогов: 5 человек с отрывом от производства, 8 человек по методическим дням, 2 человека во 2-ой половине дня, 1 человек – дистанционно. В связи с переходом на ФГОС второго поколения в течение учебного года были сформированы заявки сначала на 2-х-дневные семинары, а позднее на курсы повышения квалификации ещё для 6 учителей начальных классов.

        В связи с уходом на пенсию от прохождения курсов отказалась учитель математики Доронина Т.В. Из-за небольшого педагогического стажа в запланированных дистанционных курсах было отказано учителю английского языка Сапроновой И.А.

        Учитывая новые требования, предъявляемые к руководящим кадрам, на управленческие курсы повышения квалификации были направлены ещё 3 педагога: директор, ЗД УВР, ЗД ВР.

         Таким образом, в этом учебном году 19 педагогических работников прошли курсы повышения квалификации:

1. Литвинов С.И., директор                        с отрывом + очно-заочно                1 полуг.+…

2. Титова О.А., ЗД ВР                                очно-заочно                                1 полуг.+…

3. Литвинова Л.М., ИКТ в нач.кл./ФГОС        2 смена/с отрывом                        1 полуг./2 пол.

4. Луговская С.Д., ИКТ в нач.кл./ФГОС        2 смена/с отрывом                        1 полуг./2 пол.

5. Чаплыгина Т.Т., дух.-нравст. образ.                с отрывом                                1 полуг.

6. Кулакова О.В., психолог                        с отрывом                                1 полуг.

7. Махмутова О.Н., учитель нач.кл.                с отрывом                                1 полуг.

8. Кручинина Л.Д., учитель технологии        м/д                                        1 полуг.

9. Горелова С.В., учитель истории и общ.        м/д                                        1 полуг.

10. Шеменева Т.И., ЗД УВР/учит. математ.        с отр.+очно-заочно/м/д                2 полуг.

16. Авраменко А.С., ФГОС                        2 смена                                2 полуг.

17. Корчагина Е.В., ФГОС                        2 смена                                2 полуг.

15. Воронцова Н.С., компл.искусство                с отрывом                                2 полуг.

18. Борисова Е.В., ФГОС                                с отрывом                                2 полуг.

19. Репина Е.И., ФГОС                                с отрывом                                2 полуг.

11. Жиляева Л.И., учитель математ.                м/д                                        2 полуг.

12. Макунин С.П., учитель математ.                м/д                                        2 полуг.

13. Стряпчая Л.Г., учитель р.яз. и литер.        м/д                                        2 полуг.

14. Новоявчева И.П., учитель р.яз. и литер.        м/д                                        2 полуг.

Предварительная заявка на курсы повышения квалификации в 2012-2013 учебном году оформлена согласно плану работы ВОИПКиПРО по повышению квалификации и переподготовки работников образования Воронежской области (8 человек).

        Посещение в ходе всего учебного года конференций, методических семинаров, уроков творчески работающих учителей, организуемых в районе и городе, также способствовало повышению квалификации педагогических работников ОУ. Более того, учителя нашей школы самостоятельно с успехом распространяли собственный положительный педагогический опыт:

  1. Жиляева Л.И., учитель математики, стала соавтором тестов для учащихся 9 и 11 классов для образовательного надзора;
  2. Бобешко Е.В., учитель информатики и ИКТ, принял участие в XI Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии»;
  3. Казьмина Н.М., учитель истории, продолжила сотрудничество с кафедрой гуманитарного образования ВОИПКиПРО в рамках апробации учебника истории для 8 кл. А.Ф. Киселева и В.П. Попова;
  4. Воронцова Н.С., учитель искусства, выступила на районном объединении учителей музыки «ИКТ на уроках музыки и во внеклассной работе», а также прочитала курс лекций «ФГОС нового поколения. Учебно-планирующая документация учителя» в ВОИПКиПРО;
  5. Кулакова О.В., педагог-психолог, выступала на семинарах в СОШ №55 с темой «Развитие познавательной активности», СОШ №72 с темой «Практический аспект профориентации».

Однако работа по самообразованию учителей ОУ в рамках повышения педагогического мастерства, выражающаяся во взаимопосещении уроков и внеклассных мероприятий, в текущем учебном году, как и ранее, не отличалась высоким уровнем. Во многом это объясняется односменным режимом работы ОУ (уроки коллег совпадают по расписанию, возможность организации замещения есть не всегда).  

6. Аттестация педагогической деятельности учителей

Благодаря условиям, созданным в ОУ для профессионального роста учителей,  в 2011-2012 учебном году произошли изменения в повышении квалификационных категорий преподавателей. Практически все учителя, заявившие на указанные квалификационные категории, успешно прошли аттестацию в намеченные сроки, подтвердили соответствие требованиям, предъявляемым к заявленным категориям (учитель информатики и ИКТ Титова О.А. отозвала заявление на прохождение аттестации на IКК):

        подтвердили категорию:

1. Воронцова Н.С., учитель музыки                                        ВКК

2. Макунин С.П., учитель математики                                        ВКК

3. Махмутова О.Н., учитель начальных классов                        ВКК

4. Шеменева Т.И., учитель математики                                ВКК

5. Жиляева Л.И., учитель математики                                        IКК

6. Комбарова Л.Н., учитель начальных классов                        IКК

7. Новоявчева И.П., учитель русского языка и литературы        IКК

8. Сухоруков В.А., учитель истории                                        IКК

        Таким образом, на конец 2011-2012 уч.г. качественный состав педагогического коллектива таков:

        ВКК                        25 чел.        57%

        IКК                        10 чел.        23%

        IIКК                        2 чел.                4%

        без категории        7 чел.                16%,

что говорит об очень высоком профессиональном уровне учителей школы.

        

7. Работа с молодыми специалистами

В 2011-2012 уч.г. отдельное внимание было уделено новым и молодым работникам ОУ: учителю немецкого языка и физической культуры Сухорукову В.А., учителю физической культуры и руководителю ГПД Корчагиной Е.В., учителю английского языка и классному руководителю 5 «А» Сапроновой И.А. Для оказания методической и практической помощи данным учителям использовались индивидуальные консультации, как ЗД УВР Шеменевой Т.И., ЗД ВР Титовой О.А., так и руководителями ШМО гуманитарного цикла Казьминой Н.М. и ШМО учителей физической культуры, технологии, ОБЖ Калядиной Т.И. В течение всего учебного года оказывалась помощь в составлении рабочих программ и тематического планирования уроков, программ кружковой работы, отчётной документации, помощь в подборе учебно-методической литературы, предоставлялись готовые дидактические печатные и электронные материалы.  В течение года Шеменева Т.И. и Титова О.А. посещали уроки указанных учителей с целью способствования профессиональному становлению педагогов.

Практиковалось привлечение педагогов к проведению предметных недель (Сухоруков В.А., Сапронова И.А., Корчагина Е.В. стали участниками недель в рамках соответствующих МО), калейдоскопа открытых уроков (Сухоруков В.А. дал открытый урок).

Однако не всегда проводимая работа давала положительные результаты: западающим моментом осталось оформление необходимой документации. В следующем учебном году целесообразно продолжить оказание методической помощи специалистам с небольшим педагогическим опытом, уделяя особое внимание изучению нормативных документов, типов уроков, их структуры, самоанализу и анализу различных типов урока, систематически проводя диагностику успехов и затруднений педагогов. Рекомендовать педагогам указанной категории посещение открытых и текущих уроков коллег, внеклассных мероприятий по предметам цикла.

8. Исследовательская и творческая деятельность учащихся

и педагогов

Важный источник развития образовательного процесса – творческая исследовательская деятельность педагогов.  Результаты своей самостоятельной научной работы они представляют как в стенах школы, так и в рамках районных, городских, областных семинаров, круглых столов и т.п., о чём говорилось ранее. Но, к сожалению, в этом учебном году, как и в прошлом, ни один педагог не стал участником конкурсов профессионального мастерства.

Одним из приоритетных направлений в школе продолжает оставаться работа с высокомотивированными и одарёнными в различных областях детьми. Наше образовательное учреждение реализует программу «Одарённые дети», основными направлениями которой в этом году стали:

  1. организация и проведение школьных предметных олимпиад;
  2. подготовка учащихся к предметным олимпиадам муниципального и регионального уровня;
  3. научная работа с учащимися, проявляющими интерес к научно-исследовательской деятельности;
  4. участие в разнообразных конкурсных проектах и соревнованиях;
  5. работа факультативов, элективов в рамках внеклассной деятельности по предметам с целью их углубленного изучения.

        В октябре-начале ноября 2011 года прошёл школьный этап предметных олимпиад среди  учащихся 5 – 11 классов, в котором приняли участи 248 уч-ся (что на 42 чел. больше прошлого года):

Предмет

Количество участников  по классам

10

11

Всего

1

Русский язык

3

3

7

0

4

5

3

5

6

4

6

3

49

2

Литература

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

3

н

3

3

Английский язык

н

н

н

н

1

2

3

1

3

2

11

8

31

4

Немецкий язык

н

н

н

н

0

5

Математика

10

10

10

8

7

3

2

4

4

6

10

4

78

6

Информатика

н

н

н

н

н

н

0

7

Физика

н

н

н

н

н

н

4

4

8

8

Химия

н

н

4

3

5

7

19

9

Биология

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

0

10

Экология

4

4

11

География

5

4

6

5

4

5

4

4

4

7

48

12

История

0

3

3

4

4

6

5

8

5

5

6

8

57

13

Обществоведение

4

4

6

3

6

6

2

4

3

3

41

14

Право

0

15

Технология

н

н

н

н

н

н

н

н

0

16

Экономика

0

17

Астрономия

0

18

Физическая культура

н

н

н

н

2

4

2

3

5

0

4

3

23

19

ОБЖ

24

21

28

27

24

23

21

19

2

9

7

12

217

Всего участников

37

37

57

47

54

51

46

51

35

37

67

59

578

Всего учащихся

24

21

28

28

24

23

21

17

12

16

16

18

248

% от общего числа уч-ся в кл.

96

100

100

100

100

100

100

100

60

84

64

64

89

н       – не проводилась олимпиада                        – предмет не изучается                       

        Необходимо отметить, что в целом учителя придерживались предложенного графика, который был составлен в соответствии с муниципальным графиком предметных олимпиад. Однако по-прежнему многие учителя не своевременно сдавали протоколы олимпиад. Школьный тур олимпиады по технологии (д) и биологии не проведены из-за болезни преподавателей.

Из вышеприведённой таблицы видно, что наибольшую активность в школьном туре предметных олимпиад показали следующие классы:

   10 кл.        67 участников                        6а        57 участников

   11                59 участников                        7а        54 участника

        Наивысшие проценты участия от общего количества учащихся класса (100%) благодаря участию в олимпиаде по ОБЖ продемонстрировали: 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б классы.

Рекордсменами по участию в олимпиаде по различным предметам стали следующие учащиеся:

  1. Соловьёв Владислав                7б        5 олимпиад
  2. Сердюкова Алина                        6а        6 олимпиад
  3. Грищенко Юлия                        6а        6 олимпиад
  4. Березина Анастасия                8б        6 олимпиад
  5. Матыцин Александр                8б        6 олимпиад
  6. Хвойницкая Карина                8б        6 олимпиад
  7. Лавлинский Артём                9а        6 олимпиад
  8. Комбарова Диана                        8а        7 олимпиад
  9. Слятская Юнона                        8б        8 олимпиад

Наибольшее количество призовых мест:

  1. Артеменко Андрей                6б        3 из 4
  2. Шишкин Павел                        6б        3 из 4
  3. Тонких Максим                        7а        3 из 4
  4. Коротких Алла                        5б        4 из 4
  5. Переулочная Юлия                7б        4 из 5
  6. Галиева Дарья                        6б        5 из 5
  7. Фомина Анастасия                8а        7 из 7

Результаты проведения предметных олимпиад были занесены в соответствующие протоколы и отражены в информационных бюллетенях «Вести со школьного олимпа».

Анализируя итоги I-го этапа, необходимо отметить работу учителей математики Жиляевой Л.И., Макунина С.П., учителя географии Вячеславлевой В.Е., учителя истории Казьминой Н.М., учителя обществознания Гореловой С.В., учителя ОБЖ Лавлинской В.А. по привлечению учащихся к участию в школьном туре предметных олимпиад.

 Отрадно, что впервые состоялась предметная олимпиада по ОБЖ. Но при этом необходимо напомнить, что предметные олимпиады должны проходить по всем изучаемым предметам во всех классах среднего и старшего звена.

В олимпиадах муниципального этапа, проходившего в ноябре-декабре 2011 года,  приняла участие 21 команда из 9-11  классов. Помимо этого было направлено 8 неполных команд (право – 11 кл., русский язык – 11 кл., математика – 10 кл., обществознание – 9 кл., биология – 10 кл., история – 9 кл., география – 9 кл., литература – 11 кл.):

Предмет

Количество учащихся по классам

Всего

10

11

1

Русский язык

0

3

3

2

8

2

Литература

0

0

3

1

4

3

Английский язык (9-11)

0

0

0

0

0

4

Немецкий язык  (9-11)

0

0

0

5

Математика

1

2

2

3

8

6

Информатика  (9, 10-11)

0

0

2

1

3

7

Физика

0

0

3

3

6

8

Химия

1

2

3

3

9

9

Биология

0

0

2

0

2

10

Экология

0

0

3

0

3

11

География  (9, 10-11)

1

1

1

2

5

12

История

1

1

3

3

8

13

Обществознание

0

2

0

0

2

14

Право

1

2

3

2

8

15

Технология

0

16

Экономика (10-11)

0

17

Астрономия

0

18

Физическая культура  

(9-11 м, 9-11 д)

1

2

0

0

0

1

2

0

3

3

19

ОБЖ (10-11)

1

2

1

2

6

20

МХК (9-11)

0

0

0

0

0

Всего участников

9

15

30

24

78

Всего учащихся

5

10

14

12

41

% от общего числа уч-ся в кл.

25%

53%

56%

43%

45%

Напомним, что отдельные учащиеся направлялись на муниципальный этап в качестве замены, но так как не являлись призёрами и победителями школьного этапа, в последний момент не были допущены до районного тура олимпиады (математика – 10 кл., обществознание – 9, 10, 11 кл.).

Результаты командного первенства в муниципальном этапе не доведены до ОУ.

        По результатам личного первенства:

  1. Малкин Дмитрий, 11 кл.                        призёр по физической культуре
  2. Колосова Алёна, 10 кл.                        призёр по физической культуре

Однако данные учащиеся не были включены в команду Советского района по физической культуре для участия в региональном туре.

        8 учащихся приняли участие в 3 районных олимпиадах:

  1. Китаев Никита, 9а (право, ОБЖ, математика)
  2. Чурилов Андрей, 10 (география, физика, математика)
  3. Попов Денис, 10 (информатика, физика, математика)
  4. Родионова Юлия, 10 (литература, история, русский язык)
  5. Цепкова Кристина, 10 (право, литература, история)
  6. Мохова Евгения, 10 (химия, биология, экология)
  7. Косякина Юлия, 10 (химия, биология, экология)
  8. Дубец С., 11 (география, физика, математика)

2 учащихся приняли участие в 4 районных олимпиадах:

  1. Шульгина Любовь, 10 (право, литература, история, русский язык)
  2. Потапов Вячеслав, 11 (химия, физика, математика, русский язык)

1 учащийся приняли участие в 5 районных олимпиадах:

  1. Образцова Ирина, 11 (химия, литература, история, математика, русский язык)

Учитывая школьный тур предметной олимпиады, самыми активными участниками являются:

  1. Кондратюк Татьяна, 9б                7 олимп.
  2. Попов Денис, 10                        7 олимп.
  3. Родионова Юлия, 10                7 олимп.
  4. Цепкова Кристина, 10                7 олимп.
  5. Сидорчук Наталья, 11                7 олимп.
  6. Чурилов Андрей, 10                8 олимп.
  7. Косякина Юлия, 10                9 олимп.
  8. Потапов Вячеслав, 11                9 олимп.
  9. Колосова Алёна, 10                10 олимп.
  10. Образцова Ирина, 11                11 олимп.
  11. Шульгина Любовь, 10                 12 олимп.

Заметим: 20 педработников школы было задействовано в муниципальном этапе предметной олимпиады.

Подводя итоги муниципального (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников, стоит отметить высокий уровень подготовки призёров в личном первенстве муниципального этапа предметной олимпиады по  физической культуре учителя Калядиной Т.И.        

        Окончательным итогом Всероссийской предметной олимпиады в 2011-2012 учебном году для наших школьников стало проведение торжественной церемонии награждения памятными призами и почётными грамотами победителей, призёров и активных участников олимпиад всех уровней («Звёздный бал»), в ходе которой было отмечено 105 учащихся.

        В целях всестороннего содействия развитию знаний, распространения и пропаганды интереса к учебным предметам, помощи всем ученикам, серьёзно интересующимся научными проблемами, в совершенствовании образования и получении первоначальных навыков научного исследования в ОУ продолжило свою деятельность Научное общество учащихся «Лаборатория мысли». В течение данного учебного года состоялось 3 плановых заседания членов НОУ: в сентябре 2011 года был выбран Совет НОУ, который возглавила выпускница Сидорчук Наталья, в январе обсуждались результаты школьного тура предметных олимпиад и корректировался план работы на 2-ое полугодие, в мае 2012 г. были подведены итоги всего учебного года.

        Результаты творческой научно-исследовательской работы учеников ОУ были рассмотрены на очередной VIII Конференции НОУ, которая прошла в этом году  11 апреля. Началась конференция с защиты школьных проектов «7 чудес Воронежа». Участниками разработки проектов стали 2б, 5б, 7б. По общему признанию места распределились так: 1м – 2б, 2м – 5б, 3м – 7б. После чего началась работа секций конференции: 11 участников с 12-ю работами выступили в рамках секций естественно-математических (3 работы), социальных (3 работы) и гуманитарных (6 работ) наук. Ниже представлена сравнительная таблица по количеству работ и участников за все 8 лет истории проведения конференции:

I

НПК

II

НПК

III

НПК

IV

НПК

V

НПК

VI

НПК

VII

НПК

VIII НПК

Всего

Кол-во работ

23

8

24

17

14

16

11

12

125

Кол-во участников

32

14

23

17

15

14

11

11

137

        По окончании работы конференции оргкомитет, в состав которого вошли ЗД ВР Титова О.А., ЗД УВР Шеменева Т.И., руководитель ШМО гуманитарного цикла Казьмина Н.М., руководитель ШМО естественно-математических наук Пилюгина Г.В., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Стряпчая Л.Г., определили победителей и призёров VIII НПК НОУ «Лаборатория мысли»:

Название работы

Авторы

Руководитель

Итог

Секция естественно-математических наук

«Металлы жизни»                                  

Рачеева А-ра, 9 «Б»

Кочанова Ан., 9 «Б»

Лавлинская В.А.

Диплом II степени

«Индустриально-городские экосистемы: проблемы и перспективы»                

Доброскокина Н., 10

Пилюгина Г.В.

Диплом II степени

«Выращивание кристаллов медного купороса в домашних условиях»

Кононова Н., 10

Шульгина Л., 10

Голота Т.П.

Диплом II степени

Секция социальных наук

«Гениальность»

Кононова Н., 10

Логвинова Н.Н.

Диплом I степени

«Я и мой поэт»

Шульгина Л., 10

Логвинова Н.Н.

Диплом I степени

«Через тернии к звёздам»

Родионова Юл., 10

Логвинова Н.Н.

Диплом I степени

Секция гуманитарных наук

«Особенности подросткового возраста»         

Сердюкова Ал., 6 «А»

Горелова С.В.

Диплом II степени

«Не предать забвению. История Христо-Рождественской церкви села Малышево»

Гончарова М., 8 «А»

Казьмина Н.М.

Диплом I степени

«Воронежцы – участники Отечественной войны»

Фомина Ан., 8 «А»

Казьмина Н.М.

Диплом II степени

«Долгий путь к храму. История православной жизни в Шилово»

Березина Ан., 8 «Б»

Казьмина Н.М.

Диплом I степени

«Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Кобелев Ан., 8 «А»

Казьмина Н.М.

Диплом II степени

«Отечественная война 1812 года и Воронежский край»

Родионова Юл., 10

Казьмина Н.М.

Диплом II степени

        Не все представленные роботы носили научно-исследовательский характер. Были и работы реферативной направленности. По-прежнему не всегда участники ярко  представляют  работы, умеют преподнести материал, есть претензии к качеству и целесообразности отдельных презентаций, сопровождающих работы. Все эти моменты стоит более детально прорабатывать учителям-предметникам при подготовке участников к подобным конференциям.

Соответствующие дипломы и сертификаты были вручены учащимся на итоговой линейке 31 мая.  

        Научно-исследовательская деятельность учащихся ОУ в 2011-2012 уч.г. не замыкалась в стенах школы:

  1. учащиеся 9б Рачеева А., Кондратюк Т., Томашова Ю. и 10 кл. Даценко М., Косякина Ю., Мохова Е. занимались научно-исследовательской работой в рамках секции «Юный химик» в ВГУИТ;
  2. Березина А., 8б и Гончарова М., 8а представили свои исследовательские работы на Десятый областной краеведческий конкурс «Край Воронежский Православный»;
  3. учащиеся 8 кл. Цыкова А., Березина А., Фомина А., Рачеева А. из 9б, учащиеся 10 кл. Лущик А., Кононова Н., Цепкова К., Родионова Ю., Шульгина Л. и Бобешко А. из 11 кл. направили свои исследовательские работы на Областной конкурс «Наша ратная слава», посвящённый 200-летию Бородинского сражения; работа Родионовой Ю. отмечена дипломом 3 степени;
  4. учащиеся 8 кл. Березина А., Матюхин П., Фомина А. стали участниками Общероссийского исследовательского конкурса «Патриоты России»; Фомина А. получила почётную грамоту за 3 место.

В целях развития у учащихся интереса к информационно-коммуникационным технологиям в 3-4 четвертях третий раз должен был состояться школьный конкурс компьютерного творчества «КОМПашка-2012». Но в этом году снова отмечено пассивное отношение учащихся и педколлектива. В результате на суд жюри было представлено всего  5 работ – все являлись мультимедийными презентациями. В результате Фомина А., 8а; Тонких М., 7а; Юракова А., 5б  получили дипломы победителей за свои презентации; презентация Железняковой А., 5б была отмечена сертификатом.

Также третий год подряд была осуществлена попытка проведения школьного конкурса «Ученик года». Однако, как и в прошлом году, большой активности снова не наблюдалось. Было выдвинуто 6 кандидатур (все кандидатуры выдвинуты учителем физической культуры Калядиной Т.И.). В итоге победителями стали Потапов Вячеслав, 11 – «Спортивные достижения», Малкин Дмитрий, 11 – «Спортивные достижения», Галиева Дарья, 6б – «Спортивные достижения»; Фомина Анастасия, 8а – «Наука и образование»; дипломантами 2-ой степени стали Волков Роман, 7а – «Спортивные достижения», Савенкова Анастасия, 7а – «Спортивные достижения».

Сложившаяся с указанными конкурсами ситуация говорит о недостаточном желании или умении учащихся в самореализации и неразвитом самоуправлении. Педколлективу предстоит проделать большую работу по устранению данных недостатков. При этом впереди огромная работа и над собственной пассивностью.

Продолжая разговор об учениках, добившихся в истекшем учебном году значительных успехов, необходимо отметить:

  1. учащаяся 6б класса Галиева Дарья стала победителем конкурса «Ученик года-2012» среди учащихся ОУ Советского района в номинации «Спортсмен года», получив грамоту как «Ученик, прославивший район».

Реализуя план научно-методической службы школы и программу «Одарённые дети», в школе была организована работа по обеспечению участия учеников ОУ в спортивных соревнованиях и конкурсах различных направлений всех уровней. Наиболее существенные результаты представлены ниже:

районный уровень:

  1. ученики 4 класса принимали участие в районной олимпиаде по предметам: математика, развитие речи и окружающий мир;
  2. Рачеева Александра, 9б и Фомина Анастасия, 8а участвовали в районном конкурсе чтецов стихотворений Бунина: Фомина Анастасия, 8а, заняла 1 место в данном конкурсе (учитель Новоявчева И.П.);
  3. танцевальный коллектив «Очарование» участвовал в районных мероприятиях к 425-летию Воронежа, Дню пожилого человека, Дню студента, Дню защиты детей;
  4. для участия в районной спартакиаде было сформировано 15 команд по лёгкой атлетике, легкоатлетическому троеборью, мини-футболу, волейболу, баскетболу, «Весёлым стартам», бадминтону, настольному теннису, лапте и допризывной подготовке молодёжи: 1 место по настольному теннису юн.; 2 место по легкоатлетическому троеборью 7 кл., мини-футболу 5-6 кл., баскетболу юн., допризывной подготовке; 3 место по лапте юн., настольному теннису дев.;
  5. участие в соревнованиях пожарных бригад;
  6. ОУ заняло 3 место по ОФП в игре «Орлёнок»;

городской уровень:

  1. призёрами городского конкурса детского творчества по безопасности дорожного движения «Зелёная улица» стали: ученик 2 «Б» класса Рожик Александр и Шешикова Анастасия (3 «А» класс);
  2. Рожик А. (2 «Б»), Белинская А. (2 «А»), КудрявцеваТ.(3 «А»), Берёза М. (4кл.) приняли активное участие в городском фестивале детской книги «Ты и я с книгой лучшие друзья» (март) - стали призёрами конкурса; по результатам  конкурса классным руководителям Репиной  Е. И., Махмутовой  О. Н., Литвиновой Л. М., Авраменко А. С. объявлена благодарность;
  3. Фомина Анастасия, 8а, Пикалова Мария, 8б, под руководством учителя русского языка и литературы Новоявчевой И.П. защищали честь школы в ходе муниципального этапа общегородского конкурса «Литературный лабиринт»;
  4. танцевальный коллектив «Очарование» получил 5 дипломов на фестивале «Империя танца»; награждён дипломом «Золотая команда» городского фестиваля «Твой шанс - твоя минута славы»; стал лауреатом открытого фестиваля «Танцующий город»; награжден дипломом акции «Живи стильно, ярко, без наркотиков»; стал дипломантом фестиваля «Славянский стиль»;
  5. 5 учащихся школы представили свои художественные работы на выставке «Чудо в моей жизни»;
  6. 6 учащихся 7б стали участниками городской викторины «Страна пионерия» в рамках 90-летия российского пионерского движения;
  7. участие в районном этапе игры «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  8. участие в соревнованиях «Юный стрелок»; «Юный защитник Отечества»;
  9. участие в городской олимпиаде казачьей молодёжи;

областной уровень:

  1. учащиеся 10-11 классов стали участниками региональной олимпиады по химии для учащихся средних школ и учреждений НПО и СПО в ВГУИТ: по итогам очного тура 5 уч-ся получили сертификаты, Лавлинская В.А. награждена грамотой за подготовку уч-ся;
  2. участие в теоретическом конкурсе «Знатоки истории Воронежского спорта»;

общероссийский уровень:

  1. в марте более 100 учеников ОУ принимали участие во всероссийской олимпиаде по математике «Олимпикс»;
  2. 20 учащихся 5-9 классов приняли участие в заочной Всероссийской олимпиаде школьников по истории «Олимпус»;
  3. во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» приняли участие учащиеся 2-4 классов;
  4. учащиеся 2 «А», 2 «Б», 3 «Б» принимали участие во всероссийской игре - конкурсе по ОБЖ «Спасатели» (октябрь 2011 г); координаторы игры Луговская С, Д., Репина Е. И., Махмутова О. Н. получили благодарности;
  5. трое учеников  1 «Б» класса (кл. рук. Комбарова Л. Н.) принимали участие во всероссийском конкурсе «Фактор роста»; дети награждены дипломами (1 место и два вторых);
  6. ученики 1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 3 «А», 3 «Б», 4 классов участвовали во всероссийской игре – конкурсе по информатике  «Инфознайка 2012»(январь) и были награждены сертификатами, а координаторы  игры Колыхалова Т. В., Комбарова Л. Н., Репина Е. И., Махмутова О. Н., Луговская С. Д. получили благодарности;
  7. ученики 2 «А» класса участвовали во всероссийском конкурсе «День чтения»; классный руководитель (Махмутова О. Н.) награждена дипломом;
  8. учащиеся ОУ приняли участие в общероссийском «Кроссе Наций».

Все учащиеся, завоевавшие призовые места, в ходе учебного года на итоговых линейках получали заслуженные грамоты, дипломы и медали. И снова заметим, что результаты участия во всевозможных конкурсах и фестивалях могли бы быть лучше: многие являются традиционными, примерные сроки и требования известны ещё в начале учебного года, но отсутствие целенаправленной работы по подготовке учеников к подобным мероприятиям не позволяет добиться большего. Решить данную проблему может рассмотрение администрацией вопроса о материальном стимулировании педработников, добившихся со своими учащимися определённых результатов.

9. Перспективы развития научно-методической

работы школы

В ходе 2012-13 уч.г. МБОУ СОШ № 92 должна будет активизировать деятельность по проектированию и подготовке к реализации новой Программы развития ОУ, продолжая работу по организационно-информационному обеспечению научно-методической работы, контрольно-аналитическая деятельность, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, повышение квалификации и аттестация педагогической деятельности учителей, работу с молодыми специалистами, исследовательскую и творческую деятельность учащихся и педагогов. Ставя задачи и определяя цели научно-методической работы, методическая служба ОУ должна будет опираться на полученные результаты проведённого анализа и рекомендации, сформулированные членами ШМС на итоговом заседании:

  1. Так как работа ОУ по внедрению инновационных форм организации УВП остаётся по-прежнему актуальной, необходимо провести оценку исходной готовности всех участников образовательного процесса к инновациям и совершенствовать такие инновационные ресурсы, как нормативно-правовое, информационное, кадровое, программно-методическое, материально-техническое, финансово-экономическое обеспечение; создать банк современных инноваций и выбрать направление инновационной деятельности (в частности, воспитательной).
  2. В течение 2011-12 уч.г. педагоги ОУ начали знакомство с сущностью компетентностного подхода в свете перехода на ФГОС второго поколения. Учитывая, что особое место в реализации ФГОС второго поколения отводится формированию универсальных учебных действий, ОУ предстоит разработать Программу развития УУД. В рамках этой деятельности целесообразно предпринять следующие шаги: создать рабочую группу по формированию УУД; провести заседания ШМО по изучению теории вопроса; организовать мастер-классы по предметам; провести итоговый педсовет по результатам развития УУД в ОУ.
  3. Решая вышеуказанные стратегические задачи, обобщая накопленный опыт научно-методической работы, ОУ необходимо:
  1. увеличить роль руководителей ШМО в организации научно-методической работы, повысив их ответственность за результаты проводимой работы;
  2. совершенствовать работу по самообразованию педагогов, систему семинарских занятий; стимулировать педагогов к распространению своего педагогического опыта и непрерывного развития профессионального мастерства; создать условия для профессионального роста учителей, а также для развития творческой исследовательской деятельности педагогов;
  3. совершенствовать систему внеклассной работы с учащимися по предметам; систему работы с одарёнными детьми с обязательной опорой на диагностические мероприятия;
  4. создать условия для творческой работы педагогов в направлении проведения открытых уроков, занятий, мероприятий, классных часов; поставить данный вопрос на особый контроль;
  5. совершенствовать работу ОУ в области информатизации с целью повышения эффективности УВП; обобщив накопленный в данном направлении опыт, начать осваивать новые ИКТ; повысить качество работы службы информационного обеспечения.

Заместитель директора по ВР   О.А. Титова

+14%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методической работы за 1 полугодие 2011-2012 учебного года

Анализ методической работы за 1 полугодие 2011-2012 учебного года в Центре  дополнинельного образования...

Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год

Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год...

Анализ воспитательной работы 2011-12 уч.г.

Анализ воспитательной работы 2011-12 уч.г.Содержание:Статистика    возможностей      педагогического    и    ученического ...

Анализ методической работы за 2010-2011 уч.год

Методическая работы является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы школы значительно возрастает...

Анализ методической работы школы за 2011-2012 учебный год

Анализ методической работы школы за 2011-2012 учебный год...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...