Программа социализации подростков "Лидер"
проект по теме

Вишневская Татьяна Михайловна

Данная программа может быть использована в любом образовательном учреждении и при организации работы в городском лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lider.doc99.5 КБ
Microsoft Office document icon otzyvy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение 

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №2»

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ  ПОДРОСТКОВ

«ЛИДЕР»

Выполнила

 заместитель директора по ВР

 Вишневская Т.М.

2012 год

г. Сланцы


                                                                                    Лучший пример лидерства -  

это   лидерство на примере.

Джерри Макклейн

Пояснительная записка

Программа социализации «Лидер» - развивающая программа для школьников подросткового возраста.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном обществе становится конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, поскольку именно этот возраст является определяющим в его становлении и развитии. Для собственной успешности в обществе необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими качествами личности должен обладать настоящий лидер?

  • Любознательный, творческий, инициативный
  • Реалистичный, честный, самокритичный, ответственный и трезво оценивающий не только свои успехи, но и неудачи
  • Настойчивый, способный самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя
  • Требовательный не только к другим, но и, в первую очередь,          к себе
  • Надежный, держащий слово, на него можно положиться

Это – те качества, которые помогут молодому человеку приобрести уверенность в своих силах, раскрыть свой творческий потенциал,  самореализоваться не только в профессиональной, но и в социальной сфере.

Ученическое самоуправление - одна из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие  их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Актуальность программы «Лидер» состоит в том, что позволяет решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений: НОИ «Наша новая школа»; проект «Инновационная Россия 2020» (Ключевые меры государственной политики по развитию сферы образования и социализации подростков»); ФГОС НОО, ООО, СОО; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; ДЦП «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы».

В рамках государственной программы по профильному обучению, данная программа поможет  учащимся определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый получит уверенность в своих силах, что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для  успешной жизни.

Цель:

Создание благоприятных условий для  воспитания у школьников лидерских качеств, формирование активной гражданской позиции, реализация              «Я – концепции» каждого подростка: я - хочу, я - могу, я - должен!

Задачи: 

  • формировать у подростков духовные и нравственные ценности, правовую культуру, толерантность;
  • развивать творческие способности ребят в процессе коллективной деятельности;
  • развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности;

Основные принципы деятельности:

  • принцип ориентации на учащихся. Постоянный анализ потребностей учащихся. Комплексный подход в работе, использование всех возможностей в сфере обучения, предоставлении информации;
  • принцип толерантности. Взаимопонимание, терпимость и уважение индивидуальной позиции каждого ученика;
  • принцип командности. Формирование единого стиля, единого информационного поля, достижение поставленных целей;
  • принцип успешности. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы

Механизм  реализации  Программы

Программа рассчитана на 3 года.

Участники программы – учащиеся 5-11, проявляющие лидерские способности и активно участвующие в общественной жизни класса и школы.

Содержание программы «Лидер» структурировано по 4 направлениям:

  • Школа лидера 
  • Коллективная творческая деятельность
  • Работа органов ученического самоуправления
  • Социальное проектирование

Программа реализуется через

  • конкурсы
  • деловые и ролевые игры, семинары
  • дискуссионные программы
  • презентации, защиты и реализацию социально значимых проектов
  • игры, способные поднять творческую активность, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств
  • коллективные творческие дела
  • участие в обучающих семинарах ГОУ ДОД «Центр «Ладога» и в тематических сменах ЛОГУ «Молодежный»
  • вожатскую практику в летнем лагере «Алые паруса» на базе      МОУ «Сланцевская СОШ №2»

Содержание Программы

Направление «Школа лидера»

Цель: стимулирование учащихся к инициативной творческой деятельности

Задачи:

  • формировать умение вносить свой вклад в деятельность коллектива;
  • повысить статус актива в жизни класса;
  • воспитывать социальную ответственность за себя и других;
  • подготовить будущих членов школьного совета старшеклассников;
  • дать возможность проверить свои педагогические возможности на практике.

Примерный план занятий Школы лидера для активов 5-7 классов:

Тема

Цель

Время проведения

1

Общение. Тренинг эмоциональной раскрепощенности.

Знакомство с членами группы.

сентябрь

2

Портрет лидера. Лидер и его команда. Ролевая игра «Самоуправление в классе»

Совместное составление общего портрета лидера. Развитие умения отстоять собственную точку зрения.

октябрь

3

Стадии развития коллектива. Стили общения. Дискуссия «Худой мир лучше  доброй ссоры?»

Раскрытие понятия «коллектив». Умение работать в группе.

ноябрь

4

Я-концепция. Метод ассоциаций в понимании себя и другого. Успех – фантазия или реальность.

Изучение своих личностных особенностей. Создание позитивного восприятия себя и окружающих.

декабрь

5

Как организовать свое дело. КТД.

Создание социально-значимого проекта для учащихся начальной школы (разработка игровой программы для малышей)

январь

6

Конкурсная программа «Лидер и его команда»

Подведение итогов и результатов курса обучения в «ШЛ».

февраль

7

Реализация программы «ЧИЖ» в летнем лагере

Летняя практика для учащихся, выбравших педагогическую специальность

июнь

Направление «Коллективная творческая деятельность»

Цель: забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни

Задачи:

  • развивать волевые, умственные способности и коммуникативные качества;
  • воспитывать ответственность за жизнь всего коллектива.

Примерный круг коллективных творческих дел:

Тема

Цель

Время проведения

1

Деловая игра «Выборы»

Выборы школьного совета старшеклассников. Выработка плана работы на учебный год.

сентябрь

2

Ролевая игра «День Учителя»

Ориентирование учащихся на педагогические профессии.

октябрь

3

Осенний выезд старшеклассников «Посвящение»

Знакомство с вновь принятыми в 10 класс учащимися. Посвящение 9-классников в «старшеклассники». Развитие творческого потенциала классных коллективов

ноябрь

4

В гостях у Нового Года

Забота о младших (подготовка новогодних праздников для 1-4 классов – 8-е классы, для 5-6 – 9-е классы, для 7-8 – 10 класс, для старшеклассников – 11 класс). Развитие творческих способностей учащихся.

декабрь

5

Зимний сбор актива

Корректировка плана работы на 2-е полугодие.  Развитие умений и навыков работы в разновозрастных группах.

январь

4

Игры «Зарница», «Зимние забавы»

Привлечение внимания к службе в армии и изучение истории ВОв,  в том числе и на территории Сланцевского района (военно-спортивная игра на местности «Зарница»). Расширение знаний о русских традициях (проводы зимы)

февраль

5

Игра «Пешком по городу»

Знакомство с историей микрорайона Лучки, расширение знаний о своей Малой Родине

апрель

6

Последний Звонок. Праздник «За честь школы»

Подведение итогов года пол номинациям

май

Направление «Работа органов ученического самоуправления»

Цель: создание условий для самоопределения, саморазвития личности, создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка, установление гуманных нравственно-здоровых отношений в социальной среде.

Задачи:

  • развивать коммуникативные, организационные, творческие способности;
  • формировать чёткую и осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и другим;
  • развивать навыки самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализация их в интересах ученического коллектива.

Этапы деятельности:

  1. формирование активов классов по секторам:
  • учебный
  • культмассовый
  • «Забота»
  • спортивный
  • дисциплины и порядка;
  1. формирование школьного совета старшеклассников (председатели активов классов и их заместители);
  2. формирование активов школы по названным секторам с кураторами-педагогами и организация их деятельности;
  3. отчет председателей активов классов на школьном совете старшеклассников;
  4. конкурсные программы «Лидер» среди учащихся 8-9 / 10-11 классов, «Лидер и его команда» для учащихся 5-7 классов;
  5. творческий отчет школьного совета старшеклассников на празднике «За честь школы» и подведение итогов конкурса «Лучший класс».

Направление «Социальное проектирование»

Цель: поддержка и развитие детской инициативы, вовлечение детей и подростков в общественно-полезную деятельность

Задачи:

  • формирование ответственности перед собой, родителями, обществом;
  • осознание общественной и личной значимости;
  • ориентация на ценности отечественной культуры.

Направления проектирования:

  • граждано-патриотическое (проблемы школы, микрорайона, города – «Школьная пресса», «Ящик гласности»,  работа отряда «ЧИЖ» в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса»)
  • спортивно-оздоровительное (популяризация здорового образа жизни – «Все на спортплощадку!», «Мы выбираем…!», «Скажем НЕТ …», «Даешь, молодежь!»)
  • познавательное (встречи в клубах «Что? Где? Когда?» и «Дебаты», День Российской науки)
  • трудовое,  волонтерское («Школьный двор», «Помоги ближнему», работа вожатых в летнем лагере)

Ожидаемые результаты реализации программы «Лидер»

Закончив работу по программе «Лидер», учащиеся становятся членами общества, готовыми к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на своем жизненном пути.

Ключевые навыки и умения, формируемые у ребят в ходе реализации данной программы:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения);
  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  • рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  • Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

Таким образом,  результатами успешности данной Программы являются:

  1. Саморазвитие и самореализация личности школьника.
  2. Приобретение необходимых навыков  и умений общения и социального проектирования.
  3. Появление  интереса к социально значимой деятельности в рамках школы и в социуме.
  4. Осознание учащимися своей значимости в учебно-воспитательном процессе.
  5. Профессиональное самоопределение выпускников.

Список литературы

  1. НОИ «Наша новая школа»
  2. Концепция духовно-нравственного развития
  3. Концепция воспитания в Ленинградской области
  4. Кондратьева О.Г. Социальное проектирование: пособие для проведения учебного занятия/О.Г.Кондратьева, Байкальск, 2005г.
  5. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Иванов И.П. «Коллективное творческое дело».

  1. Щуркова Н.Е. «Собрание пестрых дел». С., 1998.

  1. Горохова Е.В. «Хочу быть лидером». Н.Н., 2000.

  1. Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела». М., 1999.

  1.  Прутченков А.С. «Схема подготовки социального проекта». М., 2001.

  1.  Газман О.С. «Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы». М., 2003.

  1.  Иванов И.П. «Энциклопедия КТД». М., 1989

  1. Караковский В.А. «Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса». М., 1993

  1.  Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». М., 1986


Предварительный просмотр:

Отзывы о деятельности в школьном совете старшеклассников

Юлия Бойцова, выпускница 2013 года

Я всегда старалась быть в центре всех дел, во всем участвовать. Это было мне интересно! Общение, новые друзья, новые знания по многим вопросам. В школе – свой маленький мир, и сделать его интереснее и насыщеннее – была наша задача, членов совета старшеклассников. В 2012 году, благодаря нашему руководителю Вишневской Т.М., у нас появилась возможность выезжать на областные мероприятия. И я увидела, что жизнь может быть еще интереснее. От ребят из других районов мы пополнили свою копилку интересных школьных дел. Знакомство со студентами дало навыки общения взрослых людей. А бессонные ночи подготовки к «Дебатам»!! А первый выход на сцену!! Да, не все учителя понимали наши поездки и волновались за наши учебные успехи. Однако мы не могли отказаться от очередной поездки. А чего стоили наши походы в районную администрацию с просьбой возобновить «Дебаты» в городе! Но мы своего добились – «Дебаты» вернулись в город»!

Спасибо школе, что дала нам возможность для раскрытия себя самих, для общения, для уверенности»

Ксения Вишневская, студентка ЛГУ им. А.С.Пушкина

О работе педагога я мечтала уже давно, класса с 5-го. Ведь у меня и мама, и бабушка – учителя. Вот только с выбором направления я определилась только в 9 классе – учитель истории. Очень трудно учиться в школе, где работает мама: всем кажется, что к тебе относятся как-то по-особому и не так требовательно. Поэтому приходилось доказывать всем, что я сама чего-то стою, без маминой помощи. Была членом совета старшеклассников, вела занятия в школе молодого лидера. А в 8 классе ездила в лагерь «Интеллект» на смену лидеров ученического самоуправления. И вот отсюда началась моя уверенность в себе, в своих силах. А потом – центр «Ладога», лагерь «Молодежный». Общение с талантливыми людьми благотворно повлияло на мой характер. Теперь мне не составляет труда выступить на сцене или организовать какое-либо мероприятие. Смена «Ключи к успеху»  подготовила меня к работе в летнем лагере. Я стала уверенней в себе и завела много новых друзей. Благодаря этой  смене появились новые мысли, идеи стали смелее и креативнее. Работа вожатой в городском лагере при школе «Алые паруса» помогла мне раскрыться, способствовала раскрепощению моей внутренней энергии. Я стала более уверена в своих силах и способностях, подтвердила свое призвание стать учителем. Здесь я поняла, что хочу работать с детьми!!! Я это могу и хочу! Поэтому поступила в ЛГУ и жду лета, чтобы работать в лагере «Салют», куда меня уже пригласили.

Киселева Софья, председатель ШСС

У каждого своя жизнь. Каждый хочет по-разному её прожить. Сейчас мне ещё всего 16 лет, вроде бы всё ещё впереди. Но чтобы в будущем всё сложилось хорошо, надо позаботиться об этом заранее. Сейчас моя жизнь состоит в основном из учебы в школе. Но просто учиться, на мой взгляд, это скучно. Поэтому я состою в школьном совете старшеклассников. Я президент своей родной школы номер два. Я чувствую себя частичкой школы, мне приятно осознавать, что многое зависит и от меня тоже. Я всегда в курсе того, что происходит в школе. Я всегда рада участвовать в разных мероприятиях. Мне приятно быть авторитетом для младших ребят. Я знаю, что все мои труды не зря, это подготовка к взрослой жизни. Благодаря совету я многому научилась. Я стала серьёзнее, ответственнее, стала более уверенной себе, во мне стали раскрываться новые положительные качества. Когда я первый раз ездила в поездку от совета в Центр "Ладога" на смену "Школа Актива", я попробовала себя в роли спикера в игре «Дебаты». Поначалу я не верила, что смогу выступать перед большой аудиторией, но переборола свой страх и у меня всё получилось. Я попала в десятку лучших спикеров, за что была награждена поездкой в лагерь "Орлёнок" на Чёрном море. Это действительно незабываемая награда. Я подружилась со многими ребятами, получила много новых навыков, которые в будущем мне обязательно пригодятся. Я теперь не только просто ученица, а ещё и участница различных школьных, городских, районных, областных и всероссийских олимпиад, конкурсов и мероприятий. За различные победы я получаю грамоты, дипломы и сертификаты, которые мне помогут поступить в тот ВУЗ, в котором я бы хотела продолжить своё развитие. Я понимаю теперь, чтобы чего-то добиться, надо не сидеть на месте, а добиваться своей цели и стремиться к успеху. С большим желанием можно добиться многого, главное - верить в себя.

Андрей Чапышев, 10 класс

Для меня школьный совет старшеклассников - один из этапов моего социального становления личности и один из самых важных, потому что большой промежуток моей жизни занимает деятельность в совете. ШCC помогает мне получать организаторские, коммуникативные способности, лидерские качества. С 6 класса меня выдирали командиром класса, мне понравилось и у меня получалось, я захотел стать лидером не только класса, но и школы. Следующий мой этап - совет старшеклассников, в котором я и по сей день. Школьный совет открыл для меня мир, в котором интересное было и вне школы: все возможные поездки, семинары, слёты, опыт участия в которых вывел меня на новый уровень, мне стало ещё более интересно заниматься внеклассной деятельностью. Я стал председателем совета старшеклассников в прошлом году, что дало мне колоссальный опыт во взаимодействии и управлении. К сожалению, в этом году был более достойный кандидат на место председателя школьного совета – моя одноклассница. Но я с удовольствием работаю и в роли «простого» члена совета. Теперь я делюсь своим опытом с другими и помогаю своим друзьям преодолеть себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Программа социализации школьников

В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....

Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"

Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....

программа социализации

программа социализации...

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Программа социализации обучающихся «Я счастлив жить в России» (на основе программы школы)

Социализация обучающихся обеспечивается в ходе реализации программы «Я счастлив жить в России»...