Текущий контроль
статья по теме

Читаева Оксана Валентиновна

Текущий контроль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc290.78 КБ

Предварительный просмотр:

Одобрено                                                                                                                   Утверждаю:                        

решением                                                                                                   и.о. директора  МБОУ ООШ №19        

педагогического совета                                                                                                         Н.А. Агафонова                    

протокол №        от                                                                                                  

ПОЛОЖЕНИЕ

О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Положение о мониторинге качества образования в МБОУ ООШ № 19 (далее - положение) разработано в соответствии с  программой развития МБОУ ООШ № 19 на 2013-2018гг., с образовательной программой школы; нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования.

Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее - мониторинг) в МБОУ ООШ №19.

Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора МБОУ ООШ № 19 на основании решения педагогического совета школы.

Общее положение

Система мониторинга качества образования (далее - СМКО) МБОУ ООШ № 19 является составной частью системы оценки качества образования МБОУ ООШ № 19 и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения (далее - ОУ).

В настоящем положении используются следующие термины:

Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.

Система мониторинга качества образования - система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования МБОУ ООШ № 19 в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования МБОУ ООШ № 19 и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;

-координация деятельности всех участников мониторинга;

-своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ;

-выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;

-формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.

Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования:

      -качество результата;

-качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.); качество процессов.

Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы ОУ за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.

Основными принципами функционирования являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.

Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники образовательных учреждений, учащиеся и их родители, представители общественности и др. Организация и технология мониторинга

Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора ОУ и обязательна для исполнения работниками МБОУ ООШ № 19.

Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.

Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень ОУ, уровень методических объединения учителей-предметников и классных руководителей и уровень школьного Совета Учреждения.

Проведение мониторинга требует координации действий администрации и структурных подразделений управления ОУ. Администрация МБОУ ООШ № 19 оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого на муниципальном и краевом уровнях.

Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директором ОУ. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместитель директора по УВР, руководители школьных МО, учителя.

Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

-определение и обоснование объекта мониторинга;

-сбор данных, используемых для мониторинга;

-структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;

-обработка полученных данных в ходе мониторинга;

-анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;

-подготовка документов по итогам анализа полученных данных;

-распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления.

Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.

В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.

Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

При оценке качества образования в МБОУ ООШ № 19 основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет, портфолио учащихся,  и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОУ образовательным программам.

К методам проведения мониторинга относятся:

-экспертное оценивание,

-тестирование, анкетирование, ранжирование,

-проведение контрольных и других квалификационных работ,

-статистическая обработка информации и др.

В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.

К основным направлениям СМКО МБОУ ООШ № 19 относятся:

-        оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы основных знаний и умений, универсальных учебных действий по общеобразовательным предметам ;

-        мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе, в новой форме);

        - мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении первой, второй ступеней общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля);

-        мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в ОУ.

СМКО может быть представлена двумя частями базы данных:

Инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета показателей);

-вариативная часть (показатели, отражающие специфику образовательного процесса по предметам, направлениям воспитательно-образовательного процесса и сопутствующих процессов, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и их эффективность).

По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, учредителя, родителей, общественности.

Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ОУ и управления образованием Темрюкского района.

ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА

п/п

Содержание мониторинговой деятельности

Способы

получения

информации

ответственные

Периодичность

1.Оптимальность системы управления

1.1.

- Соответствие целей и задач школы социальному заказу.

-анкетирование учащихся 8-9 классов, анкетирование родителей

Классные

руководите

ли

1 раз в год:

2.Результативность образовательного процесса

2.1.

Итоги обучения по учебным предметам.

-        анализ

качества знаний за предыдущий год

-        сведения о качестве подготовки учащихся по учебным предметам

-        анализ

Зам.

директора по УВР, учителя- предметники

По

результатам;

каждой

четверти,

полугодия,

года.

2.2.

Сформированность профессиональной направленности учащихся

- анкетирование учащихся 9 класса

Кл.

Руководи-

тель

1 раз в год

2.3.

Сформированность жизненно-ценностных ориентаций

- анкетирование

учащихся 9 класса

Кл.

Руководи-

тель

1 раз в год

2.4.

Уровень сформированности

социально-значимых личностных качеств

-        самооценка

7,9 классов

-        оценка классных руководителей 7,9 классов (анкетирование)

Кл.

руководите

ли

1 раз в год

3. Состояние здоровья учащихся

3.1.

Физическое развитие

- анализ

статистических

данных

Учитель

физической

культуры

2 раза в год

3.2.

Психологическое развитие

- анализ

статистических

данных

Педагог-пси

холог

2 раза в год

4.

Эффективность внутришкольного управления

4.1

Целевая эффективность управления

- анкетирование учителей

Директор

1 раз в год

5. Статистические данные о школе

5.1.

Количество классов-комплектов из них:

-        количество общеобразовательных классов 1-4 %, 5-9 %,

количество предпрофильных 9 классов %

 -Количество детей, обучающихся на дому

1-4%; 5-9%

- анализ

статистических

данных

Зам.

директора

по УВР

1 раз в год

5.2.

Средняя наполняемость классов (количество учащихся)

1-4

5-9

- анализ

статистических

данных

Делопроизв

одитель

1 раз в год

5.3.

Изучение предметов регионального компонента 1-4, 5-9

(назвать предмет, классы)

анализ учебного плана

Заместитель

директора

1 раз в год

5.4.

Обеспеченность учебниками (в % от необходимого) - федеральный компонент -региональный компонент -школьный компонент

Анализ данных библиотеки

   библиотекарь

1 раз в год

5.5.

Программное обеспечение: использование программ, рекомендованных МО РФ (количество и %)

-использование рабочих программ

 (количество и %)

Анализ УМК

Заместитель

директора

1 раз в год

5.6.

Методическая работа

-        количество учителей (человек)

-        количество учителей, использующих новые технологии, методики (человек) %

-        количество учителей, являющихся руководителями МО, руководителями семинаров, тьюторами и имеющих высшую категорию чел %

Анализ

статистических

данных

Директор школы,

зам. директора по УВР,

1 раз в год

-        количество учителей, имеющих 1 категорию чел %

-        количество учителей, имеющих II категорию чел %

-        количество учителей, прошедших аттестацию в этом году чел %

количество учителей, имеющих педагогический стаж

                    -до 5 лет чел %

-от 5 до 10 лет чел %

-от 10 до 20 лет чел%

-от 20 до 25 лет чел %

- количество учителей, прошедших курсовую подготовку (за последние 5 лет) чел %

-количество учителей, прошедших курсовую подготовку в этом году чел %

5.7.

Обеспеченность кадрами (назвать предметы, количество учителей, количество вакансий) кроме того:

Анализ

статистических

данных

директор

1 раз в год

-        наличие педагога-психолога (да, нет, количество)

-        наличие социального педагога (да, нет, количество)

5.8.

Достижения учащихся:

-        количество учащихся чел

-        количество учащихся, обучающихся на «5» чел %

-        количество учащихся, обучающихся на «4 и 5» чел %

-        количество учащихся, обучающихся на «3,4 и 5» чел %

-        количество учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки

чел %

количество учащихся, не допущенных к итоговой аттестации: 9 класс,  

-        количество учащихся, оставленных на повторный курс обучения

чел %

-        количество учащихся, переведенных в следующий класс условно чел

%

-        количество учащихся, победителей районных олимпиад, конкурсов чел %

-        зональных чел % -краевых чел %

%

-        наличие научного общества учащихся

(да, нет)

-        количество учащихся, занимающихся научно-исследовательской работой чел %

Анализ

результатов

Зам.

директора по УВР

1 раз в год

-количество учащихся 9 класса, получивших аттестат особого образца (с отличием)

-        количество выпускников 9 класса, продолживших образование в

-        ССУЗах чел %

-        ПУ чел %

не трудоустроены чел %

5.9.

Воспитательная работа

-        количество учащихся, занимающихся в кружках по интересам       чел  %

-        количество учащихся, совершивших правонарушения (стоящих на учете в ОДН, КДН)_

-        количество учащихся, стоящих на профилактическом учете в ОУ

-        количество пропущенных уроков (от общего количества уроков)

а)        по уважительной причине %

б)        без уважительной причины %

Всего

количество детей школьного возраста, не обучающихся в школе чел %

Анализ результатов

Куратор по воспитательной работе

1 раз в год

5.10

Здоровье школьников

Анализ

Зам.

1 раз в год

количество учащихся, занимающихся в

результатов

директора

по ВР

основной группе на уроках физкультуры%

- количество учащихся, занимающихся в

подготовительной группе на уроках

физкультуры чел %

количество учащихся, освобожденных

от занятий физкультурой по основной

программе чел %

- количество учащихся, занимающихся в

спортивных секциях чел     %

- количество учащихся, получивших

травмы в учебное время

чел %

- количество учащихся, получивших

травмы во внеурочное время

чел %

- количество учащихся, обучающихся на

дому чел %

Содержание мониторинговой деятельности может меняться в зависимости от изменения задач и видов деятельности педагогического коллектива. Ответственность за общий сбор и хранение материалов мониторинга возлагается на сотрудников приказом директора школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для текущего контроля по теме текстовый редактор Microsoft Word 2010

Данный тест предназначен для текущего контроля усвоения знаний полученных в ходе рассмотрения темы "Работы в текстовом редакторе Microsoft Word 2010"....

Электронные физические диктанты как форма текущего контроля знаний

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения. Учащиеся заинтерес...

Творческая работа Формы текущего контроля на уроках геометрии 7-9 классах

Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (с...

Текущий контроль по теме: "Рельеф Земли" для учащихся 6 класса

Практическая работа по теме: "Рельеф Земли" в виде текущего контроля....

Интерактивный тест "Берлин" для текущего контроля на уроках немецкого языка в 6 - 8 классах

Интерактивный тест "Берлин" можно использовать при прохождении темы "Достопримечательности Берлина". Рекомендуется  использовать для текущего контроля и после просмотра презентации о Берлине....

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся...

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....