Система мониторинга образовательного процесса как условие достижения высокого качества знаний
презентация к уроку по теме

Волков Эдуард Юрьевич

Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития. Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое образовательным учреждением, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности обучающихся. Система мониторинга образовательного процесса позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы.  По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, методические совещания; принимаются решения. Построение целостной системы мониторинга образовательного процесса в позволяет выявлять проблемы и риски в обучении до того, как они приведут к серьезным последствиям; дает возможность исследовать закономерности процесса обеспечения качества образования, оценивать эффективность принятых управленческих решений. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы контроля в системе мониторинга: диагностирующий Психолого-педагогическое обследование суворовца 1 курса Козлитин В. коммуникативная потребность Личный адаптацион-ный потенциал нервно-психологическая устойчивость

Слайд 2

Типы контроля в системе мониторинга: прогнозирующий Высокий Средний Высокий Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Средний Естественные науки Техника Военные специальности Физика, математика Филология Творчество Педагогика, психология Строительство Сфера услуг Профориентационное обследование суворовца 5 курса Синчука В.

Слайд 3

Этапы мониторинговых исследований 1 этап – подготовительный : - постановка целей; - определение объекта; - установка сроков проведения; - изучение соответствующей литературы; - изучение имеющегося педагогического опыта; - разработка инструментария для проведения мониторинга. 2 этап – практическая часть мониторинга : - сбор информации. 3 этап – аналитический : - систематизация полученной информации; - анализ имеющихся данных; - разработка рекомендаций и предложений на последующий период.

Слайд 4

Система мониторинга Санкт-Петербургского суворовского военного училища

Слайд 5

Мониторинг образовательного процесса через проведение системы срезовых работ ПМК Система интерактивного опроса компании SMART Technologies


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ».

Волков Э.Ю., Санкт-Петербургское

суворовское военное училище,

Начальник учебного отдела

 Санкт-Петербургского

суворовского военного училища

Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем российского образования.  На самом высоком государственном уровне образование признано ключевой ценностью общества и государства. В одобренных Правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации говорится о необходимости «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

В современных условиях каждое ОУ несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем появляется необходимость построения целостной системы мониторинга качества образования в суворовском военном училище.

Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития.

Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое образовательным учреждением, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности суворовцев.

Педагогический мониторинг имеет определенную динамическую направленность, которая выражается в типах  контроля:  

1) сравнительный контроль - дает возможность сравнения обученности различных рот и взводов, ПМК;

2) пролонгированный контроль - предусматривает многократный сбор информации через систему срезовых работ в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом обучающихся, направлен в первую очередь на контроль за работой конкретного преподавателя; особенно важен при контроле динамики результативности работы преподавателей русского языка и математики  обучения в связи с тем, что данные предметы являются обязательными на Едином государственном экзамене и Государственной итоговой аттестации;

3) констатирующий контроль – проводится в виде контрольных работ учебного отдела и направлен, главным образом, на выявление и описание знаний суворовцев, необходим для принятия управленческих решений;  так как снижение результативности обучения у суворовцев является основанием для принятия кадровых решений;

4) диагностирующий контроль – психолого-педагогическое обследование, направленное на установление причин выявленного состояния воспитанников; проводится у вновь поступивших суворовцев 1 и 2 курсов обучения с целью получения объективных данных об уровне познавательной и эмоциональной сферы;

5) прогнозирующий контроль – психологическое обследование и педагогическая диагностика, на основании которых можно осуществлять прогнозирование успешности обучения суворовцев в будущем, исходя из возможностей на данный момент; проводится нами у суворовцев 9 класса для уточнения их склонностей и способностей для профориентационной работы в рамках предпрофильного обучения.

Мониторинговые исследования ведутся поэтапно:

1 этап – подготовительный:

-  постановка целей;

-  определение объекта;

-  установка сроков проведения;

-  изучение соответствующей литературы;

-  изучение имеющегося педагогического опыта;

-  разработка инструментария для проведения мониторинга;

2 этап – практическая часть мониторинга:

-  сбор информации;

3 этап – аналитический:

-  систематизация полученной информации;

-  анализ имеющихся данных;

-  разработка рекомендаций и предложений на последующий период.

С целью анализа результативности работы педагогов и воспитанников,  в целом результативности работы училища в течение учебного года, в Санкт-Петербургском суворовском училище выстроена система мониторинга образовательного процесса по нескольким направлениям

1. Мониторинг образовательного процесса через проведение системы срезовых работ ПМК.

С целью контроля выполнения учебных программ по предметам, проверки уровня теоретических знаний суворовцев и определение качества работы преподавателей ПМК преподаватель-руководитель ПМК, по разработанным самостоятельно материалам, согласованным педагогическим коллективом ПМК, каждую четверть проводит срезовую работу в тестовой форме. Результаты срезовых работ и пути их улучшения обсуждаются на заседании ПМК, определяются задачи и пути улучшения работы. Динамика качества учебы конкретного ПМК обсуждается на Методических советах.

Среди современных образовательных технологий особое значение имеют компьютерные технологии мониторинга образовательного процесса. Поэтому в Санкт-Петербургском суворовском военном училище внедрены новейшие виды компьютерных технологий для диагностического  тестирования.

Система интерактивного опроса компании SMART, применяемая на ПМК физики и астрономии,  включает в себя программное обеспечение для оценки знаний, пульты управления и ресивер, позволяющий быстро отвечать на поставленные вопросы на уроке. Преподаватель имеет возможность совмещать вопросы и тесты для промежуточных и итоговых тестирований и задавать вопросы в любой момент урока для оценки уровня понимания и вовлечения обучающихся. Система позволяет использовать одновременно 30 пультов в одном кабинете.

Мобильный компьютерный класс, используемый преподавателями ПМК истории, географии и обществознания - современное универсальное оборудование, наиболее соответствующее передовым инновационным педагогическим технологиям. Класс на базе портативных компьютеров с беспроводной связью, перемещаясь из одного кабинета в другой, обеспечивает эффективное использование современных мультимедийных цифровых информационных технологий на занятиях любой формы. На полное развертывание мобильного класса даже у неподготовленного преподавателя уйдет всего несколько минут. Ноутбуки учащихся расставляются по столам и объединяются в единую беспроводную сеть с помощью точки доступа. Также имеется возможность выхода в Интернет.

2. Мониторинг образовательного процесса учебного отдела через проведение текущей и промежуточной аттестации на основе «Положения о текущей и промежуточной аттестации в Санкт-Петербургском суворовском военном училище». Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом училища с целью:

- установления  системности при проведении текущей и промежуточной аттестации;

- определения фактического уровня теоретических знаний учащихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта во всех классах;

- систематизация знаний суворовцев;

- контроль выполнения учебных программ и учебно-тематического планирования изучения учебных предметов;

- подготовка обучающихся к успешной сдаче экзаменов, предусмотренных итоговой аттестацией через обретение ими опыта участия в промежуточных формах аттестации;

- определение эффективности работы педагогического коллектива в целом и отдельных учителей в частности.

В Положении прописаны формы и сроки текущей и промежуточной аттестации, определены предметы, по которым проводится аттестация, в том числе с учетом вариативности профильного обучения, разработан алгоритм подготовки аттестационных материалов и проведения контрольных работ учебного отдела, определен порядок выставления отметок по результатам аттестации. Для усиления мотивации к обучению суворовцев 10 класса данным Положением установлено проведение промежуточной аттестации в виде письменного экзамена по материалам текущего учебного года в тестовой форме. Обязательными предметами для сдачи являются русский язык и алгебра и начала анализа, третий предмет выбирается согласно профиля обучения.

По результатам текущей и переводной аттестации принимаются управленческие решения, направленные на повышения качества образовательного процесса.

3. Мониторинг образовательного процесса через проведение независимой экспертизы качества обучения.

С 2008 года выпускники училища сдают Единый государственный экзамен, результаты которого, особенно по русскому языку и математике, служат внешним независимым индикатором качества обучения. С этого учебного года воспитанники Санкт-Петербургского суворовского военного училища сдают Государственную итоговую аттестацию в новой форме  для получения независимых данных о результатах и качестве обучения по итогам освоения программ основного (общего) образования.

Кроме того, в качестве внешней независимой экспертизы образовательного процесса в училище выступают результаты личностных достижений суворовцев. В первую очередь – это победы в предметных олимпиадах, в том числе интернет-олимпиадах и олимпиадах, проводимых ВУЗами Санкт-Петербурга. Нами заключены договора о сотрудничестве в области образования с рядом высших учебных заведений Санкт-Петербурга о целевом наборе выпускников училища по результатам олимпиад, проводимых Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» имени Д.Ф. Устинова,  Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения, Институтом международного бизнеса и права Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

По итогам 2009-2010 учебного года 98% выпускников поступили в  высшие учебные заведения, что также является важным показателем качества обучения в училище и служим индикатором внешнего мониторинга образовательного процесса.

4. Мониторинг образовательного процесса через результативность индивидуальных достижений педагогов.

 «Успешный учитель – успешный ученик» - это не просто слова. Особенностью современного образования является тот факт, что участие в профессиональных конкурсах является одним их важнейших показателей успешности педагога и своеобразным индикатором качества образовательного процесса.

Мы поощряем и поддерживаем преподавателей, принимающих участие в конкурсах. Так, в прошлом учебном году 5 преподавателей стали победителями и лауреатами профессиональных конкурсов, среди них учитель биологии Михейкина Е.М., лауреат 2 конкурсов. В этом году 3 суворовца, ученики Елены Михайловны, стали призерами районного тура Всероссийской олимпиады по биологии.

Кроме того, в нашем училище создана рейтинговая система оценивания индивидуальных результатов работы преподавателей по 5 показателям, комплексно отражающая качество их работы: результативность учебной деятельности, качество преподавательской деятельности, учебно-методическая работа, внеклассная работа, проведение открытого урока, и воспитателей по 6 показателям: успеваемость в подразделении, дисциплина, травматизм, методическая и внеклассная работа,  творческая активность суворовцев.

5. Мониторинг образовательного процесса через результативность индивидуальных достижений воспитанников. В Санкт-Петербургском суворовском училище создана рейтинговая система оценивания суворовцев на всех курсах обучения по нескольким показателям: по учебе, дисциплине, дополнительным обязанностям, творческой и спортивной успешности, отслеживается динамика успешности воспитанников. В каждой роте, у каждого суворовца, имеется персональное портфолио, в котором накапливаются и систематизируются табели успеваемости и его достижения.

В итоге система мониторинга образовательного процесса позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы.  По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, методические совещания; принимаются решения. Например, по результатам мониторинга перехода на профильное обучение были выявлены сложности у преподавателей физики и математики по реализации  учебных программ у суворовцев одной роты, но разных профилей обучения.

Построение целостной системы мониторинга образовательного процесса в суворовском училище позволяет выявлять проблемы и риски в обучении до того, как они приведут к серьезным последствиям; дает возможность исследовать закономерности процесса обеспечения качества образования, оценивать эффективность принятых управленческих решений.

Начальник учебного отдела Санкт-Петербургского

 суворовского военного училища

                                                        Э.Ю. Волков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Создание благоприятного морально - психологического климата - важное условие достижения высокого качества образования"

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным услови...

Система мониторинга образовательного процесса как условие достижения высокого качества знаний

Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее сост...

Методическая рекомендация «САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной методической разработке изложены место самоанализа занятий в системе мониторинга образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а также пошаговые инструкции по про...

Метапредметность как условие достижения высокого качества образования

Ставропольский базовый медицинский колледж     Статья...