Статья по теме: «Правовая компетентность школьников как фактор социализации»
статья по теме

Лойко  Екатерина Геннадьевна

Итак. Что такое права человека?  Этот вопрос не праздный, особенно для нас педагогов. Потому что именно педагог должен защищать права человека, права ребенка на жизнь, здоровье, образование, заботу, на счастливое детство. «Детство - это не подготовка к будущей взрослой жизни, а уже сама жизнь: ребёнок  уже человек. Он не идентичен взрослому только с точки зрения биологической. Каким не был его возраст – это личность, имеющая право быть самой собой». Так утверждал знаменитый   польский педагог новатор Януш Корчак. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Правовая компетентность школьников  как фактор социализации»

ГБОУ СОШ № 401

Зам. директора по ВР Соломина Е.Г.

Итак. Что такое права человека?  Этот вопрос не праздный, особенно для нас педагогов. Потому что именно педагог должен защищать права человека, права ребенка на жизнь, здоровье, образование, заботу, на счастливое детство. «Детство - это не подготовка к будущей взрослой жизни, а уже сама жизнь: ребёнок  уже человек. Он не идентичен взрослому только с точки зрения биологической. Каким не был его возраст – это личность, имеющая право быть самой собой». Так утверждал знаменитый   польский педагог новатор Януш Корчак.

Януш Корчак – легендарный человек XX, в 2013 году ему исполнилось 135 лет со дня его рождения. Он был отправлен фашистами на смерть, в газовую печь. Ему предложили жизнь, но он отказался, не мог бросить воспитанников, он до конца остался верен своему педагогическому долгу. Вслушайтесь в строки стихотворения, посвященного Янушу Корчаку, его написал петербургский учитель литературы Абрамов Игорь Борисович.

Мы хотим спасенья /не веруя.//

Мы желаем догмы – /не знания.//

Как становятся черными /серые//

Мы забыли, /иль забываем.//

За знаменами лица спрятали,/

Голоса исказив микрофонами, ///

Мы сердца покрываем /пятнами,

И играем в любовь пред иконами.

На злобе не построишь здания.

И на все отвечает Летопись:

Русь Святая/жила состраданием,

А губила Россию/ненависть,

Как все гладко всегда в теории!//

Но, /боюсь, /нам откажут в

причастии,//

Если мы забудем историю,/

На слезах создавая счастие…///

О, Господи, как жизни нить тонка!/

Как детский голос  тревожный

тонок.

Пан Корчак, /что Вы думали тогда,/

Смотря в затылки /детских /головенок?

Я. Корчак относился скептически к идее радикального изменения социального строя. «Надежда на лучшее будущее человеческого общества кроется не на лучшем общественном порядке, а в лучшем… чем ныне, человеке»,  - считал он. И воспитанникам своим прививал он веру в жизнь, которая когда-нибудь настанет – «жизнь приведет к справедливости», - считал он.

Именно корчаковские принципы легли в основу Международной Конвенции прав ребенка, принятой ООН в 1989 году. Без полноценного, яркого и счастливого детства искалечена вся жизнь человека. В реальной жизненной практике, к сожалению, происходит противопоставление жизни взрослых и детей, причем взрослая жизнь представляется как более значимая, достойная внимания и уважения. Отсюда происходят многие ошибки в воспитании.

Я. Корчак никогда не  давал точных указаний, готовых рецептов, избегал навязывать кому-то свои убеждения, взгляды. Он неоднократно отмечал: «Я  не даю готовых рецептов. Мы испытываем и ищем, стараясь не удаляться от действительности». Он стремился помочь ребенку собственными усилиями дойти до определенной правды, убежденно прививал идеи любви и сочувствия к обиженным. Он создал свой стиль, свой способ видения, понимания ребенка: « ребенок как личность и его благо». Он свято служил этой цели и как воспитатель-практик, борец за права детей, и как психолог-первооткрыватель законов их развития.

Мы, как и выдающийся педагог- практик Януш Корчак,  не даем  готовых рецептов, но развиваем лучшие традиции русской гуманистической  педагогики и делимся опытом.

Задачами процесса правового воспитания в нашей школе является формирование  правовых знаний, умений и навыков, привычек правового поведения и становление правовых убеждений, интересов, идеалов, принципов, потребностей и мотивов, нравственно-волевое развитие. Методологическим основанием процесса правового воспитания, как нам представляется, должно быть ,единство системного, гуманистического, личностно-ориентированного с практическим ориентированием на деятельностный  подход.

С этой целью мы еще 15 лет назад определились, что гражданско- правовое образование станет в нашей школе приоритетным. Были организованы юридические классы, приглашались к сотрудничеству специалисты по правоведению, работающие в высших учебных заведениях Санкт- Петербурга. Итог такого образования – многие выпускники выбрали путь правоведения.

Изучение содержания правового образования в  школе в общих чертах можно описать так:

  • осуществление правового воспитания учащихся в учебном и внеурочном  процессе;
  • создание в учебном заведении особой нравственно-правовой среды;
  • организация мониторинга педагогической деятельности по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школе.

Целью целостного педагогического процесса школы должно быть формирование устойчивой позитивной общественной направленной правовой позиции учащихся. Задачи заключаются в организации видов правовоспитательной деятельности и правовых отношений в рамках целостного педагогического процесса школы, способствующих формированию развитой правовой культуры учащихся. Правовоспитательная деятельность должна осуществляться планомерно, систематически.

Правовое воспитание учащихся необходимо осуществлять с момента поступления ребенка в школу, через всю вертикаль обучения; и в учебно-познавательной, и во внеурочной деятельности; при изучении любой школьной дисциплины, при организации любого вида деятельности и отношений. Должны использоваться различные формы, методы, технологии и средства, способствующие формированию развитой правовой культуры учащихся. Большую помощь в правовом воспитании педагогическому коллективу школы должны оказывать родители учащихся, представители общественных и государственных организаций, другие лица, находящиеся во взаимодействии с общеобразовательным учреждением.Показатель правовых отношений в школе это организация самоуправления, над этой проблемой мы сейчас работаем.

На основании определенных педагогических условий был смоделирован целостный педагогический процесс школы по формированию правовой культуры учащихся, апробированный в ходе формирующего этапа эксперимента. Школа на протяжении пяти лет работала в рамках городского ресурсного центра по гражданско-правовому образованию. Проведена огромная работа по формированию правовой культуры учащихся. Мы всегда готовы поделиться опытом, с этой целью проводим в школе студии, семинары, открытые уроки. Предлагаю список открытых мероприятий:

  • 2007 год районный семинар для заместителей директоров по УВР «Работа школы как ресурсного центра по гражданско- правовому образованию и воспитанию»
  • 2008 год районный семинар для директоров«Работа школы в рамках  ресурсного центра по гражданско- правовому воспитанию»
  • 2008 год районный семинар для социальных педагогов «Развитие гуманитарной культуры и формирование гражданственности средствами школьного театра»
  • 2009 год районный семинар для библиотекарей «Пропаганда чтения и книги в современной школе»
  • 2011 год районный семинар для учителей начальных классов и русского языка

«Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения »

  • 2012 год Городской семинар по краеведению, посвященный 200-летию Бородинского сражения  «Воспитание гражданственности и толерантности у учащихся средствами интеграции общего и дополнительного образования »

Педагогами школы:

  • разработаны программы специальных курсов «Проблемы формирования правовой культуры школьников» для педагогов и родителей учащихся;
  • организованы лекции, семинары, практикумы, тренинги, творческие мастерские;
  • проведены разъяснительные беседы социальным педагогом, психологом, библиотекарем, медперсоналом, школьный инспектор по делам несовершеннолетних ОДН,  направленные на формирование правового сознания, здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения, расширение познавательных интересов

Сегодня на семинаре «Правовая компетентность школьников как фактор социализации» мы покажем нестандартные формы и приемы работы по правовому воспитанию.

В декабре 2013 года в школе проводилась декада по правовому образованию. Заключительным аккордом стал сегодняшний день – «День правовых знаний»,  Итоги декады будут проанализированы и помещены на сайте школы.

В течение декабря в школе работал «телефон доверия». Это служба психологической помощи помогает  всем тем, кто стучится в наше сердце.

Вы можете увидеть дневник телефона доверия на стенде. ДОО «КиТы» предлагает иллюстрированный материал по теме « Конвенция по правам ребенка», проводит викторину нравственно- правового содержания, а также организует конкурс  детских рисунков.

Закончить свое выступление я хочу словами Януша Корчака.  Когда дети покидали «Дом сирот», он обращаясь к своим воспитанникам говорил:  : «Мы даем Вам одно/, тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь наступит, жизнь правды и справедливости. Может быть, эта тоска приведет Вас к Богу/, к Отечеству и к любви. Прощайте, не забывайте этого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Методическая компетентность учителя"

В статье сжато и кратко раскрывается понятие методической компетентности учителя. Выделяются основные составляющие этой компетенции....

Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"

Главным направлением  профориентационной работы в   школе – интернатеVIII вида   является воспитание  у   детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при у...

Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"

В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....

Гражданско-правовое воспитание – как фактор социализации личности старшеклассника.

межрегиональная научно-практическая конференция "Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка"...

Статья по теме "Информационные компетентности преподавателя школы"

Рассматриваются составляющие информационной компетентности преподавателей школы....

Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через  организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...