статья "ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ "
статья по теме

Лойко  Екатерина Геннадьевна

Общеизвестно, что правовая безграмотность и несформированность правового сознания у школьников, с одной стороны; отсутствие их нацеленности на формирование творческой личности – с другой, обусловливают агрессивное нарастание правового непослушания. Как следствие – рост правонарушений и уголовных преступлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Соломина Екатерина Геннадьевна

ГБОУ СОШ № 401

Санкт-Петербург

Общеизвестно, что правовая безграмотность и несформированность правового сознания у школьников, с одной стороны; отсутствие их нацеленности на формирование творческой личности – с другой, обусловливают агрессивное нарастание правового непослушания. Как следствие – рост правонарушений и уголовных преступлений.

В этой связи, одним из главных приоритетов современного образования является воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Гражданско-правовое образование при этом является одним из ключевых понятий при разработке стратегии развития образования, определении основных направлений образовательной политики.

Гражданско-правовая компетентность включает в себя:

- информационно-познавательную компетенцию, предполагающую наличие правовых знаний и навыков поиска и применения полученной правовой информации;

- ценностно-ориентационную компетенцию, предполагающую осознание и принятие ценности права в демократическом обществе, уважения прав человека и его основных свобод, необходимости взаимопонимания, терпимости и дружбы между народами, неприятие асоциального поведения как фактора разрушения общества, формирование с учетом этого собственных установок и положительных ценностных ориентации;

- регулятивно-поведенческую компетенцию, предусматривающую наличие позитивных правовых установок, готовность следовать общепринятым типам поведения, принятие ответственности за свои действия;

- социально-коммуникативную компетенцию, предполагающую готовность к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов, выполнению основных социальных ролей, готовность к самореализации в быстро меняющемся мире.

В связи с этим, в задачи воспитательной деятельности по формированию гражданско-правовых компетенций входят, во-первых, формирование у учащихся ценностных знаний о реалиях и символах Российского государства, традиционных ценностях и нормах Российского общества; во-вторых, усвоение школьниками значения понятий «Родина», «государство», «гражданин», «гражданское общество», «патриот», «право и порядок», «закон», «общественная и личная безопасность», «права человека» и других; в-третьих, формирование основ правовой культуры школьников.

Кроме того, большое значение придается воспитанию у школьников готовности отстаивать свои права и интересы на основе законности и справедливости, чувства сознательной ответственности за свои действия и поступки.

Решение поставленных задач становится возможным при использовании различных технологий и форм организации воспитательной деятельности, которые можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся технологии, при реализации которых школьники являются «потребителями» информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями местной администрации и т.д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроках.

Вторая группа технологий позволяет ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности, а главное – способствует формированию интереса к изучению родного края (фотоконкурс «Улицы моего города», «Клуб интересных встреч», «День прав человека» и др.).

Третья группа способствует применению знаний и умений, приобретенных на уроках (защита рефератов, конкурсы, олимпиады, акции по благоустройству, охране окружающей среды - Конкурс ученических исследовательских работ «Улица имени…», конференция «Петербург ХХI века» и др.).

Эффективными технологиями формирования гражданско-правовых компетенций учащихся являются деловые игры и тренинги.

Методологической основой использования деловых игр являются теоретические разработки и положения теории установки Д.Н. Узнадзе, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, указывающие на закономерности переноса знаний и умений, полученных в игре, в реальную действительность.

  • Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную жизненную ситуацию. Основные атрибуты  деловых  игр:
  1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
  2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
  3. Игровые действия регламентируются системой правил.
  4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
  5. Игра носит условный характер.
  6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

Игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, в ней складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

В процессе применения деловых игр осуществляется воспитание толерантности, гуманизма, сострадания, ответственности, создаётся общность жизни взрослых и детей, расширяются сферы их сотрудничества и содержательных контактов, формируется Я-концепция и мировоззрение школьников.

В процессе развития навыков могут использоваться различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

В ходе имитационных игр ученики демонстрируют некоторые хозяйственные, правовые, социально-психологические, административно-управленческие стереотипы, определяющие поведение людей и их взаимоотношения («Заседание суда», «Экологическая катастрофа», «Робинзон», «Кораблекрушение» и др.).

Например, для формирования навыков принятия решений в конфликтной ситуации, предполагающей множество вариантов; формирования  стереотипов гражданско-правового поведения можно использовать игру «Дерево решений».

Вступлением к игре является беседа с учащимися:

«… Все знают выражение «корень всех проблем», «зри в корень». Корень означает проблему, но он находится под землей и совсем не ясно, как эту проблему решать. Мы начинаем двигаться вверх по стволу дерева. По мере движения мы находим все больше вариантов решения. Нижние ветви обозначают варианты решения проблемы. Дерево растет и развивается, и вместе с ним растет и ваше понимание проблемы и ваша готовность сделать правильный выбор, но перед тем как сделать решающий шаг, следует задержаться на верхушке дерева и взвесить все «за» и «против».

Верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора. Положительные стороны или достоинства означают все хорошее, что можно получить в результате решения, а отрицательные стороны или недостатки – все плохое. Положительные и отрицательные стороны называются последствиями или результатами.

Любое решение имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждый раз, принимая решения, необходимо задумываться над тем, к каким результатам оно приведет, какие последствия оно будет иметь для вас, для тех, кто вас окружает, для общества в целом…».

Далее учащимся предлагается проблемная ситуация с разными вариантами решения:

Маша пришла в гости к Лене. Пока Лена на кухне готовила чай, Маша без разрешения открыла шкаф и взяла красивую статуэтку. Статуэтка выскользнула из рук, упала на пол и разбилась. Это была любимая статуэтка Лениной мамы.

В ходе решения проблемы школьники должны ответить на следующие вопросы:

- Какая возникла проблема в данной ситуации? (Разбита чужая статуэтка)

- Что можно сделать?

  • купить новую статуэтку
  • извиниться перед мамой
  • скрыть, быстро убрать

-Каковы последствия каждого выбора?

+ статуэтка окажется на месте

+ сохранятся дружеские отношения

+ дружба сохранится

+ мама простит

+ никто не узнает

+отношения будут прежними

- можно не найти

- очень дорогая

- статуэтки не будет

- будут бояться пускать в дом

- пропажа обнаружится

Купить новую статуэтку

Извиниться

Скрыть, быстро убрать

Учащимся предлагается сделать обоснованный выбор решения проблемы.

Таким образом, формирование гражданско-правовых компетенций является важным направлением воспитательной работы образовательного учреждения. Эффективность проводимой работы может быть оценена по ряду критериев.

Во-первых, у учащихся должны быть сформированы положительная национальная идентичность, представления об основных положениях Конституции Российской Федерации; об истории становления Российского государства, его символике, государственном устройстве, основных правах и обязанностях гражданина.

Во-вторых, должно отмечаться повышение правосознания и гражданско-правовой культуры школьников, снижение уровня правонарушений в среде подростков.

В-третьих, учащиеся должны демонстрировать терпимое и доброжелательное отношение к представителям народов, проживающих на территории Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...

Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом  ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащ...

Формирование учебно-исследовательской компетентности учащихся на уроках физики

здесь даны рекомендации для учителя по формированию учебно-исследовательской компетентности учащися на уроках физики...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Информационно-коммуникативная компетентность как качестволичностиИзменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в понимании целей и результативности обучения, к разработк...