Проект "Формирование профессиональной компетентности педагогических работников через проектно-исследовательскую деятельность"
творческая работа учащихся на тему

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

Даются пошаговая работа по проектной работе с учителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Проектная работа в рамках образовательной программы

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

   

    Автор проекта:

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального

района Республики Татарстан

       

        

        

2016

Актуальность проекта

 Актуальность проекта обусловлена современными тенденциями в обществе, связанными с инновационным развитием и модернизацией российской школы в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273), основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Особое внимание в управленческой деятельности образовательных организаций сельской местности уделяется работе по повышению профессионального мастерства педагогов, поскольку качество образовательного процесса в целом зависит от профессионализма, творческого подхода преподавателя к своей деятельности. Администрация школы считает себя целиком и полностью ответственной за этот процесс и его результаты. А потому активно собирает информацию, анализирует, планирует и регулирует управление развитием профессиональной компетентности преподавателя.

Содержание учебного материала требует постоянного обновления в связи с развитием современного производства и сферы услуг. Поэтому преподаватель должен быть исследователем, изучающим эффективность применения различных подходов, методов и средств обучения. От уровня развития педагогической и методической компетенции преподавателя зависит его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Поэтому в каждой ОО необходимо создать условия для творческого развития каждого преподавателя. Этому приводится проектно-исследовательская работа с обучающимися. Работа по данному направлению вовлечет учащихся к изучению предметов.

       Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией,  педагогами в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. Поэтому четко спланированная методическая работа по формированию профессиональной компетентности педагогических работников является эффективным инструментом модернизации в сельской малокомплектной школе. Профессионализм учителей, как известно, является одним из факторов эффективности системы образования, определяющим качество реализации ими своих основных функций.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработка и реализация методического инструментария по формированию профессиональной компетентности педагогических работников сельских школ через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

1. Изучить требования и рекомендации по разработке методического инструментария по профессиональной компетентности педагогических работников сельских школ через проектно-исследовательскую деятельность в условиях государственно-общественного управления образованием.

2. Определить структуру и разработать содержание методического сопровождения по формированию профессиональной компетентности педагогических работников сельских школ.      

3. Разработать систему учебно-методического и материально-технического обеспечения методической работы по формированию профессиональной компетентности педагогических

работников через проектно-исследовательскую деятельность.

 3. Целевая группа проекта – учителя русского языка и литературы

     Объект и предмет исследования

Объект исследования - Сообщество учителей Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Предмет исследования - Профессиональная компетентность педагогических работников сельских школ через проектно-исследовательскую деятельность.

 

  4.  Проектное решение

        Показать преимущества повышения профессиональной компетентности  педагогических работников сельских школ через проектно-исследовательскую деятельность в условиях  государственно-общественного управления образованием.    

      Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы  в школе   определенные условия.  Диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа   каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с  научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности  наших педагогов  на районном, республиканском и международном уровне. Заместителями директора по УВР разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования учителей; администрация школы способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом  коллективе.

Инновационные направления методической работы
маркетинговое: изучение спроса педагогов
информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в школе;  
социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;  

  1. научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу школы.
  2. психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов.
  3. управленческое: повышение компетентности педколлектива.

   5. Срок реализации проекта: 2016 год.

План  мероприятий

 №

Содержание деятельности

Срок

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1.1

Формирование нормативно-правовой базы

В течение 2015-2016 г.г.

Зам. директора по УВР

1.2

Обновление базы данных: кадры

1 полугодие 2015

Зам. директора по УВР

1.3

Планирование методической работы

ежегодно

Зам. директора по УВР, рук.ШМО

1.4

Развитие структуры методической работы в школе

Весь период

Зам. директора по УВР руководители ШМО

1.5

Внедрение новых форм методической работы

Весь период

Зам. директора по УВР, рук.ШМО

1.6

Перспективное и текущее планирование повышения квалификации  и аттестации педагогов

ежегодно

Зам. директора по УВР

2. Методическая работа

2.1

ШМО учителей

Весь период

Зам. директора по УВР

2.2

Методические совещания

1 раз в четверть

Пед.коллектив

2.3

 Участие в семинарах, научно-практические конференциях, конкурсах разного уровня.

В конце года

Пед.коллектив

2.4

Работа творческих групп по проблемам обучения и воспитания учащихся

В течение года

Зам. директора по УВР

2.5

Портфолио:

-учителя,   -        классного руководителя,-        ученика.

В течение года

Зам. директора по УВР

2.6

Предметные недели.

В течение года

Руководители ШМО

Ожидаемые результаты реализации проекта

Краткосрочные  результаты 

1. Успешная мотивация педагогов к самореализации через проектно-исследовательскую деятельность.

2. Уровень        владения        современными технологиями,  проблемного, проектно-исследовательского обучения.

3. Информированность педагогов по вопросам гражданского образования, технологий образовательного мониторинга и умение применять на практике полученные знания.

4. Коммуникативная компетентность(учитель-ученик-родитель).

  1. Исследовательская и инновационная компетентность.
  2. Саморефлексия.

Долгосрочные результаты

1. Уровень        владения        технологиями деятельностного,  проблемного, проектно-исследовательского,  обучения.

2. Акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста)

3. Исследовательская и инновационная компетентность.

4. Саморефлексия.

Прогнозируемые социальные эффекты

Стейкхолдеры

(заинтересованная сторона)

Социальные эффекты

Обучающиеся

Повышение качества обучения

Родители

Удовлетворены  качеством обучения

Педагогический коллектив

Удовлетворен рабочей атмосферой в школе

Партнеры

Удовлетворены сотрудничеством

Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

1.Грамотное построение методической работы с педагогическими кадрами.

2.Недостаточное овладение методикой организации проектно-исследовательской работы.

3.Проблемы, связанные с особенностями личности педагога.

1.Разработка локальных актов.

2.Создание условия для эффективности работы всех участников образовательного процесса.

Оценка эффективности проекта

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество повысивших квалификацию педагогов;
  • качество преподавания;
  • качество обученности и успеваемости;
  • уровень и качество проводимых школой семинаров, круглых столов, НПК;
  • качество планов повышения профессиональной компетентности педагогов.

Дальнейшее развитие проекта

В методической работе закрепятся основные направления работы, как традиции:

  • поставленные  проблемы  будут рассматриваться  и  решаться  последовательно  на  заседаниях  МО,  МС, ПС,   в  проблемных  творческих  группах  разных  учителей-предметников,
  • будет осуществляться  переход от  работы  с  однородными  коллективами  к  работе  с  разно функциональными  коллективами  (методистами,  родителями,  учениками  и  др.субъектами  образовательного  пространства),  что  является  еще  одним  условием  успешного  развития   профессиональной компетентности  педагогов,
  • наиболее эффективной формой деятельности педагогов будет являться проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную творческую деятельность по освоению нового,
  • важным  останется создание условий для обмена опытом педагогами школы: проведение методических недель, недель  представительства  МО, открытых уроков, Мастер-классов, Педагогических чтений и конференций,  школьного  конкурса   педагогических  достижений,  участие  в  районном,  городском  конкурсе и  т.д.  

Заключение

         Для формирования профессиональной компетентности педагогических  работников можно использовать разные формы и методы. В настоящее время это невозможно без изучения инновационных методик. В нашем проекте мы привели один из вариантов формирования профессиональной компетентности  педагогических работников через проектную деятельность.  Привлекая обучающихся в научно-проектную деятельность учитель привлекает учащихся к своему учебному предмету. Вместе с этим учитель сам повышает свой профессионализм.  Ведь без определенного знания учитель не может привлекать учащихся к проекту. Тем и повышается профессиональная компетентность учителя.

        Как мы видим, процесс методического  сопровождения  педагогов  в  условиях  внедрения  ФГОС далеко не такой однозначный,  как это представляется. Практическая значимость представленного  проекта – возможность его перенести в  любое  образовательное  учреждение, осуществив  инновационно-методическое сопровождение дифференцировано, что весьма важно для современной  развивающейся школы. Готовность к инновационной деятельности формируется не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а во время специальным  образом  построенного  процесса  повышения  квалификации  педагогических  работников, аккумулируя все накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому значительно высшего уровня.

Таким образом, целенаправленная система методической работы школы по сопровождению педагогов  в  условиях  ФГОС  позволяет обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации.  Главным результатом  работы  методической  службы  школы будет профессиональный рост каждого учителя, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС.

Список использованных документов и источников информации

1. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального развития личности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1981.- С.67-87.

2.  Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования. – М.: Политиздат, 1968. – 384с.

3.Беляева Н. С. Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности  / Н. С. Беляева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 11-14.

4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 189с.

5.Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. - №10. – С.8-14.

6.Леньшин А. И. О профессиональной компетентности учителя  / А. И. Леньшин // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 362-364.

7.Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. – Курган: Зауралье, 1997. – 464с. 8.Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. – Челябинск: ЧГТУ, 1994. – 168с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Автор проекта: Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна, заместитель директора по ВР МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»

Слайд 2

Цель проекта: разработка и реализация методического инструментария по формированию профессиональной компетентности педагогических работников сельских школ через проектно-исследовательскую деятельность.

Слайд 3

Задачи проекта: 1. Изучить требования и рекомендации по разработке методического инструментария по профессиональной компетентности педагогических работников сельских школ через проектно-исследовательскую деятельность в условиях государственно-общественного управления образованием. 2. Определить структуру и разработать содержание методического сопровождения по формированию профессиональной компетентности педагогических работников сельских школ. 3. Разработать систему учебно-методического и материально-технического обеспечения методической работы по формированию профессиональной компетентности педагогических работников.

Слайд 4

Объект и предмет исследования Объект исследования - Сообщество учителей МБОУ «Балыклы –Чукаевская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан Предмет исследования- Профессиональная компетентность педагогических работников сельских школ через проектно-исследовательскую деятельность.

Слайд 5

Этапы реализации программы I. Подготовительный этап (2015 – 2016 г.). Изучение нормативно-правовых документов по формированию профессиональной компетентности педагогических работников, разные формы проектов. II. Основной этап (2016- 2017 гг.). Отработка проектно-исследовательских методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации методического инструментария формирования профессиональной компетентности педагогических работников . III. Обобщающий этап (2017-2018 гг.). Анализ реализации целей, задач и результатов программы методического сопровождения по формированию профессиональной компетентности педагогических работников через проектно-исследовательскую деятельность .

Слайд 6

Ожидаемые результаты реализации проекта Краткосрочные результаты 1. Успешная мотивация педагогов к самореализации через проектно-исследовательскую деятельность. 2. Уровень владения современными технологиями, проблемного, проектно-исследовательского обучения. 3. Информированность педагогов по вопросам гражданского образования, технологий образовательного мониторинга и умение применять на практике полученные знания. 4. Коммуникативная компетентность(учитель-ученик-родитель). Долгосрочные результаты 1. Уровень владения технологиями деятельностного, проблемного, проектно-исследовательского, обучения. 2. Акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) 3. Исследовательская и инновационная компетентность.

Слайд 7

Риски реализации проекта и пути их преодоления Риски Пути преодоления 1.Грамотное построение методической работы с педагогическими кадрами. 2.Недостаточное овладение методикой организации проектно-исследовательской работы. 3.Проблемы, связанные с особенностями личности педагога. 1.Разработка локальных актов. 2.Создание условия для эффективности работы всех участников образовательного процесса.

Слайд 8

Заключение Для формирования профессиональной компетентности педагогических работников можно использовать разные формы и методы. В Настоящее время это невозможно без изучения инновационных методик. В нашем проекте мы привели один из вариантов формирования профессиональной компетентности педагогических работников через проектную деятельность. Привлекая обучающихся в научно-проектную деятельность учитель привлекает учащихся к своему учебному предмету. Вместе с этим учитель сам повышает свой профессионализм. Ведь без определенного знания учитель не может привлекать учащихся к проекту. Тем и повышается профессиональная компетентность учителя .

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...

Повышение уровня компетентности педагогических работников через организацию работы по самообразованию.

Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития....

Самоэкспертиза профессиональной компетентности педагогических работников

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стан­дартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего ...