Модель антикоррупционной политики в общеобразовательном учреждении: из опыта работы Государственного бюджетного учреждения школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга
статья по теме

Светлана Евгеньевна Пищалова
      Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, в нашей стране,  –  тема противодействия коррупции.  По словам Президента РФ, «коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное  –  коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься».  Образовательные учреждения как никакие другие тесно связаны с проблемами  общественного развития. Поэтому, для каждого  образовательного учреждения актуальным является  вопрос построения эффективной и действенной модели антикоррупицонной политики. 
       В  ГБОУ  школе № 500 сложилась модель  антикоррупционной политики,  отраженная в локальном акте  школы Положении  «О противодействии коррупции в ГБОУ школе № 500». 
На входе модели: соблюдение законодательства РФ, содействие неприятию коррупционного поведения всеми участниками образовательного процесса, как поведения, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства.
       Цель модели: создание правовых и организационных  условий для предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений,  формирования антикоррупционного мировоззрения всех участников образовательного процесса.
      Основные принципы построения модели противодействия коррупции: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности органов управления и самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование организационных, информационно-пропагандистских и других мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и формированию антикоррупционного мировоззрения.
     Главным объектом воздействия в этой модели являются отношения, возникающие в ходе образовательного процесса между его участниками. Субъектами соответственно: учащиеся, родители, педагоги и иные сотрудники ОУ, поставщики и партнеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_500_shkola_bazina_pishchalova.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Модель антикоррупционной политики в общеобразовательном учреждении: из опыта работы Государственного бюджетного учреждения школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 Базина Н.Г., кандидат исторических наук, директор ГБОУ школы № 500

Пищалова С.Е., заместитель директора по УР ГБОУ школы № 500

Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам»

Томас Гоббс  

Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, в нашей стране,  –  тема противодействия коррупции.  По словам Президента РФ, «коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное  –  коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься».  Образовательные учреждения как никакие другие тесно связаны с проблемами  общественного развития. Поэтому, для каждого  образовательного учреждения актуальным является  вопрос построения эффективной и действенной модели антикоррупицонной политики.

Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятие коррупции рассматривается как  злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;  совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.  Противодействие коррупции - деятельность членов рабочей группы по противодействию коррупции и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);  по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В  ГБОУ  школе № 500 сложилась модель  антикоррупционной политики,  отраженная в локальном акте  школы Положении  «О противодействии коррупции в ГБОУ школе № 500».

На входе модели: соблюдение законодательства РФ, содействие неприятию коррупционного поведения всеми участниками образовательного процесса, как поведения, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства.

В модели можно выделить следующие компоненты:

1. Целевой.

2. Коммуникативный:  объект.

3. Технологический.

4. Организационный.

5. Аналитический.

Цель модели: создание правовых и организационных  условий для предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений,  формирования антикоррупционного мировоззрения всех участников образовательного процесса.Основные принципы построения модели противодействия коррупции: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности органов управления и самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование организационных, информационно-пропагандистских и других мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и формированию антикоррупционного мировоззрения.

Главным объектом воздействия в этой модели являются отношения, возникающие в ходе образовательного процесса между его участниками. Субъектами соответственно: учащиеся, родители, педагоги и иные сотрудники ОУ, поставщики и партнеры.

Технологический блок в отношении учащихся – это в первую очередь реализация  школой антикоррупционного образования.  Как образование в широком смысле, так и антикоррупционное  образование  в частности, является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартах и реализуемых в ОУ для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Поэтому в школе № 500 разработаны следующие компоненты антикоррупционного образования:

Компонент урочный:  

1. Модули антикоррупицонной направленности в предметах 5-11 класс (в первую очередь, это предметы  учебного плана: история, литература, обществознание).

Так,  на уроках истории и обществознания  рассматривается   коррупция  как

социально-историческое явление,  поднимается  исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им обществу,  необходимо  целенаправленно формировать  негативное отношение к коррупции. В 1-4 классах начальное знакомство с понятием  коррупция происходит  на уроках в рамках раздела «Человек и общество».предмета   «Окружающий мир».

2. Межпредметный элективный курс для учащихся 10-11 классов «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (О.Н. Журавлева, АППО).

Компонент внеурочный:

1. Программы внеурочной деятельности начальной школе и 5-7 классов (например, клуб «Мы вместе!»), направленные на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, в том числе Правил внутреннего распорядка в школе;

2. Мероприятия воспитательной службы школы для 7-11 классов: проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями правоохранительных органов и представителями государственных учреждений (уроки финансовой грамотности, проводимые сотрудниками банков; встречи и с представителями  муниципальных органов власти и др.), развитие органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к работе Административного совещания, Службы медиации, Комиссии по урегулированию споров,   деловые игры по выборам Школьного парламента и президента школы № 500.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких вопросов и понятий как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование  и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, дискуссии) становится инновационным направлением в методической деятельности педагогов. Тем более, что наша школа много лет участвовала в программе правового образования под руководством профессора АППО Н.И. Элиасберг.  

Технологический блок в отношении педагогов и сотрудников ОУ включает в себя нормативно-правовое поле профессиональной деятельности и систему оценки  эффективности деятельности и качества труда педагогов и иных сотрудников ОУ. Это: наличие Устава ОУ с  перечнем образовательных услуг (типы и виды реализуемых образовательных программ) на безвозмездной основе, Положения о предоставлении платных образовательных услуг, согласованного в установленном порядке перечня  платных услуг и порядка их предоставления на договорной основе, действующей лицензии с правом осуществления образовательной деятельности по программам, перечисленным в Уставе, аккредитации образовательных программ, по которым ОУ имеет право выдачи выпускникам документов об образовании государственного образца, Правил приема в ОУ учащихся и других локальных актов к Уставу ОУ, разработанных в соответствии ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;  принятие и соблюдение Кодекса  этики и профессионального поведения сотрудников ОУ, Правил внутреннего порядка; должностных инструкций; подписание Соглашений о недопустимости конфликта интересов; своевременное подписание и ознакомление сотрудников с дополнительными договорами по оплате труда (2 раза в год в соответствии с премиальными периодами в ОУ) и эффективными контрактами.

Открытая и общепринятая система оценки эффективности деятельности и качества труда педагогов и иных сотрудников ОУ (администрация, прочие специалисты, младший обслуживающий персонал) в школе № 500 призвана не только проверять  выполнение работниками своих должностных обязанностей, но и  в установленном правовом поле стимулировать эффективный труд.  Положение о материальном стимулировании ГБОУ школы № 500 четко разграничивает виды материального стимулирования (доплаты, надбавки, материальную помощь) и выплаты компенсационного характера. Определяет критерии и порядок начисления выплат, направленные на стимулирование работника к качественному и эффективному труду. Систематическая оценка качества труда и эффективности работы педагогов и иных сотрудников осуществляется Службой оценки качества образования в школе в соответствии с планом внутришкольного мониторинга.

 Комиссия по распределению стимулирующих выплат организует проведение  самооценки и экспертной оценки качества труда и эффективности деятельности каждого конкретного педагога в премиальный период в соответствии с  принятыми в ОУ  картами и методиками, собеседование с каждым педагогом по результатам оценки.

Технологический блок в отношении родителей и законных представителей учащихся включает в себя в первую очередь информирование о государственных услугах и порядком их оказания в школе, заключение договоров с родителями на оказание образовательных услуг на безвозмездной основе и договоров на оказание платных услуг,  разъяснения порядка привлечения благотворительных средств, анкетирование  родителей на вопрос удовлетворенности качеством оказываемых образовательных услуг, наличие открытой и актуальной информации по оказываемым услугам на сайте школы и информационных стендах. Особо важно участие родителей и информирование родителей о работе в школе  Службы медиации и Комиссии по урегулированию споров.

Организационный компонент модели подразумевает  разработку и коррекцию ежегодно к новому учебному году Плана реализации антикоррупицонной политики в школе по всем означенным направлениям.

Аналитический компонент – это компонент, который обеспечивает постоянное совершенствование  антикоррупицонной политики  в школе. Он подразумевает осуществление анализа  обращений сотрудников ОУ,  родителей (законных представителей) о фактах коррупционных проявлений, проведение  проверки локальных актов  ОУ на соответствие действующему законодательству, анализ обобщенной оценки личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, а конкретно, соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; проявление гражданственной позиции и прочее. На основе анализа осуществляются необходимые корректирующие  и предупреждающие управленческие действия, направленные на  постоянное  совершенствование антикоррупционной политики школы.  

Такая модель антикоррупционной политики позволяет системно подойти к созданию правовых и организационных  условий для предупреждения коррупции и борьбы с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.

Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века....

Практика гидов. ГБОУ школа № 606 Пушкинский район, Санкт- Петербург.

В нашей школе существует прекрасная традиция: летняя практика гидов. Мы живем в красивом пригороде Санкт-Петербурга. Нас окружают великолепные парки и дворцы. Об этом надо говорить и этому необходимо ...

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...

Организационно-техническая деятельность методиста дополнительного образования детей, направленная на совершенствование обобщения результатов педагогической диагностики ОДОД на примере ГБОУ школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Данная разработка предлагается в помощь методистам дополнительного образования.  В ней раскрываются основные шаги по организации взаимодействия методиста и педагогов ОДОД по совершенствованию сис...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: математика. Тема: Меры времени. Год. Дата: 01. 02. 2023 г.

ТКУ по математике в 5 классе ФГОС 1 вариант "Меры времени.Год." Индивидуальный формат обучения. Обучающийся должен получить минимальный уровень знаний о мерах и единицах времени, научиться н...