Программа коррекционной работы в образовательном учреждении
презентация к уроку на тему

Полетаева Ольга Альбертовна

Цель программы коррекционной работы - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования,

коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ,  их социальная адаптация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа коррекционной работы в образовательном учреждении Материалы к семинару-практикуму 2013г

Слайд 2

Цель программы коррекционной работы создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ, их социальная адаптация. 2

Слайд 3

По данным Министерства образования и науки РФ в России насчитывается 534 тысячи детей с инвалидностью. 142 659 детей-инвалидов учатся в обычных классах, 148 074 – в коррекционных классах обычных школ (из них 44 707 – на надомном обучении). 210 842 – в коррекционных школах и школах-интернатах. По экспертным оценкам, около 170 000 детей-инвалидов вообще нигде не учатся. 3

Слайд 4

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии 4

Слайд 5

Категории детей с ОВЗ (из проекта стандарта для детей с ОВЗ): Нарушения слуха (тугоухость, глухота ) Нарушения речи Нарушения зрения (слепые дети, слабовидящие дети, дети с пониженным зрением) Нарушения опорно-двигательного аппарата Задержка психического развития (ЗПР) Умственная отсталость Множественные нарушения Детский аутизм 5

Слайд 6

Категории детей с ОВЗ слабослышащие; слабовидящие и с пониженным зрением; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; соматически ослабленные 6

Слайд 7

Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование . 7

Слайд 8

8

Слайд 9

Вариативные формы обучения детей с ОВЗ обучение в общеобразовательном классе; обучение в специальном (коррекционном) классе; обучение с использованием надомной (индивидуальной) формы обучения; организация дистанционного обучения посредством сотрудничества со Школой дистанционного обучения. 9

Слайд 10

Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность; 10

Слайд 11

Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). 11

Слайд 12

Условия поступления ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение: Желание родителей, их нацеленность на систематическую помощь ребенку; Возможность подобрать ребенку доступный и полезный для развития вариант организации совместного обучения; Оказание особым детям планомерной и квалифицированной помощи специалистов; Психологический настрой новичка на совместное обучение с обычными детьми; Готовность образовательного учреждения принять детей с ОВЗ. 12

Слайд 13

Задачи программы — своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ; — определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; — определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей и создание соответствующих условий; — осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; — разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ; — обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; — реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; — оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ОВЗ 13

Слайд 14

Направления работы — диагностическая работа — коррекционно-развивающая работа — консультативная работа — информационно-просветительская работа 14

Слайд 15

Диагностическая работа включает: — своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; — раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; — комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации : изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; — системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; — анализ успешности коррекционно-развивающей работы. 15

Слайд 16

Коррекционно-развивающая работа включает: — выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 16

Слайд 17

Категория детей с ОВЗ Виды коррекционных занятий Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в классах СКК Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в общеобразовательном классе Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей Дети с неглубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Занятия по коррекции психоэмоцинальной сферы и произвольности, в т.ч. с детьми с дезадаптацией Дети со сниженными интеллектуальными способностями Занятия по коррекции познавательных процессов Дети с дефицитом внимания и низким уровнем самоконтроля Занятия по программам работы с детьми с СДВГ Дети с нарушениями письменной и устной речи Логопедические занятия Дети-инвалиды Занятия по коррекции психоэмоцинальной сферы, по развитию познавательных способностей и т.д. 17

Слайд 18

Консультативная работа включает: — выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; — консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 18

Слайд 19

Информационно-просветительская работа предусматривает: — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ; — проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья 19

Слайд 20

Механизм реализации программы взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ; социальное партнёрство 20

Слайд 21

Условия реализации программы Психолого-педагогическое обеспечение; Программно‑методическое обеспечение; Кадровое обеспечение; Материально‑техническое обеспечение; Информационное обеспечение 21

Слайд 22

Психолого-педагогическое обеспечение — обеспечение дифференцированных условий ; — обеспечение психолого-педагогических условий; — обеспечение специализированных условий; — обеспечение здоровьесберегающих условий; — обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; — развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития 22

Слайд 23

Направления работы Формы реализации Ответственный Обеспечение дифференцированных условий: Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок детей с ОВЗ Обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК и врача Обеспечение вариативных форм получения образования и специализированной помощи Зам. дир-ра по УВР Обеспечение психолого-педагогических условий: Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса Разработка и реализация коррекционно-развивающих курсов в зависимости от контингента детей с ОВЗ Внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам в классах, где обучаются дети с ОВЗ Организация и проведение воспитательных мероприятий с учетом возможности участия детей с ОВЗ Зам. дир-ра по УВР, психолог Зам. дир-ра по ВР Учёт индивидуальных особенностей ребёнка Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии Организация регулярной работы ПМПКа Зам. дир-ра по УВР, психолог Зам. дир-ра по ВР Соблюдение комфортного психоэмоционального режима Мониторинг психоэмоционального режима школьников Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим Использование педагогами современных педагогических технологий Психолог Зам. дир-ра по УВР, Зам. дир-ра по ВР 23

Слайд 24

Обеспечение специализированных условий: Введение в содержание обучения разделов, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы по предметам для учащихся, имеющих диагноз ЗПР (как в классах СК, так и для обучающихся в общеобразовательных классах) Зам. дир-ра по УВР, педагоги, психолог Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Обучение педагогов специальным методам, приёмам, средствам обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Зам. дир-ра по УВР Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ. Обучение детей с ОВЗ индивидуально или в малых группах при наличии необходимости Организация работы логопункта для детей с проблемами в письменной и устной речи Рук-ль МО Зам. дир-ра по УВР Зам. дир-ра по ВР, логопед Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения Зам. дир-ра по УВР 24

Слайд 25

Программа коррекционной работы должна содержать: систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей 25

Слайд 26

Что значит сопровождать? «сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения. 26

Слайд 27

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) 27

Слайд 28

Задачи психолого-педагогического сопровождения: 1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: - учебные трудности, - проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, - нарушения эмоционально-волевой сферы, - проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; 3. Психологическое обеспечение образовательных программ; 4. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов . 28

Слайд 29

Суть психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ может состоять: в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности, социальной изоляции и формировании коммуникативных навыков. 29

Слайд 30

30

Слайд 31

31

Слайд 32

Программно ‑ методическое обеспечение специальные (коррекционные) образовательные программы Коррекционно ‑ развивающие программы Диагностический инструментарий 32

Слайд 33

Программа коррекционной работы должна содержать: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; 33

Слайд 34

Кадровое обеспечение Обязательное наличие у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, специализированного образования, и (или) прохождение обязательной курсовой профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы Наличие в штатном расписании ставок педагогических (учителя‑дефектологи, учителя‑логопеды, педагоги‑психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников Необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. 34

Слайд 35

Педагоги образовательных учреждений , работающие с детьми с ОВЗ должны: Иметь адекватное отношение к появлению особого ребенка, интерес и желание учить такого ребенка Знать особенности психического развития, познавательной деятельности детей с ОВЗ Уметь показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников, а в чем-то и опередить их. Уметь налаживать взаимодействие с родителями и близким окружением детей с ОВЗ и здоровых, учить сотрудничеству и партнерству 35

Слайд 36

Материально‑техническое обеспечение создание надлежащей материально ‑ технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно ‑ развивающую среды образовательного учреждения 36

Слайд 37

Информационное обеспечение создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении; создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам 37

Слайд 38

Программа коррекционной работы должна содержать: мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; 38

Слайд 39

Мониторинг Динамику изменений успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования можно проследить по разным предметам: а) техника чтения; б) русский язык; в) математика. 39

Слайд 40

Ожидаемые результаты внедрения Программы : уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ; включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями; повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ. 40

Слайд 41

Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы Безграничная вера в ребенка Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху» Создание доброжелательной атмосферы на занятиях Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения» Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика В обучении опираться на «сильные» стороны в развитии ученика Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться регулярно и систематически 41

Слайд 42

Основные разделы программы I . Цель, задачи и принципы реализации коррекционной программы II . Характеристика содержания III . Этапы и механизм реализации программы Основные направления коррекционной работы Организация работы психолого-педагогического консилиума как основного механизма сопровождения детей с ОВЗ VI . Выявление и мониторинг развития детей с ограниченными возможностями здоровья VI а. Программа психолого-педагогического обследования учащихся 1-х классов с целью выявления их особых образовательных потребностей VIII . Тематика проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий 42

Слайд 43

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима детей с ОВЗ; Обеспечение рационального питания, выполнения натуральных норм; Оздоровление и реабилитация детей-инвалидов согласно индивидуальной программы реабилитации; Использование немедикаментозных методов лечения и оздоровления в реабилитации детей: музыкотерапия, ритмика, спортивные занятия и т.д.; Организация лечебной физкультуры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 43

Слайд 44

Использование современных оздоровительных технологий в образовательном процессе: - методика психофизической тренировки для занятий с учащимися начальных классов в рамках урока лечебной физкультуры; Использование здоровьесберегающих мероприятий в образовательном процессе (физкультминутки, гимнастика для глаз); Психокоррекционная и коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения нервно-психической сферы; Обеспечение необходимыми вспомогательными средствами. 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образо...

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттестации

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттест...

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...