Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения
презентация к уроку на тему

Полетаева Ольга Альбертовна

Принципы деятельностного подхода:принцип субъектности; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;принцип сензитивных периодов развития;принцип определения зоны ближайшего развития;принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;принцип высокой мотивированности;принцип обязательной рефлексивности;принцип сотрудничества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения Материалы к методическому совету 2014 г.

Слайд 2

Особенности современного этапа Хорошо успевающий ученик – становится неуспешным человеком; Молодой специалист слишком долго адаптируется на рабочем месте; Подавляющее большинство знаний и умений, полученных в процессе учебы не подходят для разрешения жизненных ситуаций.

Слайд 3

Какие качества нужны современному человеку? Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться Самостоятельно находить и применять нужную информацию Работать в команде

Слайд 4

4 Мобильность жизни ФГОС Требования к результатам : преемственность результатов для разных ступеней (дошкольное, общее, начальное и высшее профессиональное) зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты зафиксирован системно-деятельностный подход АКТУАЛЬНО!

Слайд 5

Стандарты второго поколения Впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство

Слайд 6

Инновационность стандартов Ключевая особенность — это переход от предметоцентрированной модели к метапредметной модели вариативного личностно-центрированного образования

Слайд 7

Метапредметная деятельность Метапознание (осознание себя как познающего, отслеживание своей способности понимать, получать знание) Метакогнитивные стратегии (умение использовать в нужный момент нужные метокгнитивные знания) Метакогнитивные знания (знание того как получать знание: как обучаться, как запоминать, сравнивать) Метакогнитивная компетентность (навыки применения метакогнитивных стратегий, контроль за своей познавательной деятельностью) 7

Слайд 8

В чем особенности перехода? Какие требования предъявляются к современному педагогу?

Слайд 9

Основные подходы в образовании ЗУНовский Компетентностный Системный Деятельностный

Слайд 10

Составьте SWOT – анализ основных подходов ЗУНовского Компетентностного Системного Деятельностного

Слайд 11

Зуновский подход базируется на принципе доступности; учащийся выступает в роли объекта ПД; ориентирован на усвоение определенной суммы знаний; достаточный объем знаний развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Слайд 12

принцип субъектности ; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип сензитивных периодов развития; принцип определения зоны ближайшего развития; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности ; принцип обязательной рефлексивности ; принцип сотрудничества. Принципы деятельностного подхода

Слайд 13

Основные новообразования деятельностного подхода определение цели как формирование умения учиться, обеспечивающей овладение новыми компетенциями включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач целенаправленная организация образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Слайд 14

Принципы системного подхода Принцип целостности Принцип коммуникативности Принцип структурности Принцип управляемости и целенаправленности Принцип развития Системный анализ

Слайд 15

Сущность системного подхода Объект познания и преобразования рассматривается как система, т.е. целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей и элементов

Слайд 16

Компетентностный подход это содержание, технологии, средства контроля и оценки. Главное - включение школьника в разные виды деятельности (общение, решения проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов)»

Слайд 17

Компетенция Готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; Готовность действовать в ситуации неопределенности;

Слайд 18

Компетенция=Знания+Опыт Основой формирования является опыт учащихся: полученный прежде, в житейских и учебным ситуациях; новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, тренингов и т.п.

Слайд 19

« Концепция модернизации российского образования » Основные компетенции учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.

Слайд 20

Компетентность и компетенция Компетентность - реализуемая готовность («включённая способность») к самостоятельному использованию приобретённой способности при решении разнообразных проблем практической деятельности. Компетенция – потенциальная готовность

Слайд 21

Основа системно-деятельностного подхода Основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Главный вопрос: Каким способам деятельности обучать?

Слайд 22

Системно-деятельностный подход Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности-Результат

Слайд 23

Системно-деятельностный подход Компетенция – Деятельность -Компетентность

Слайд 24

Инновационность подхода Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Слайд 25

Результативность Сформированность универсальных учебных действий: Личностных Регулятивных Познавательных Коммуникативных

Слайд 26

Практическая работа Выделите универсальные учебные умения и допишите составленный Вами список

Слайд 27

Личностные УУД

Слайд 28

Регулятивные УУД

Слайд 29

Познавательные УУД

Слайд 30

Коммуникативные УУД

Слайд 31

Проблемный вопрос Какие технологии, формы и приемы работы могут быть использованы педагогами? Вспомните и напишите известные Вам технологии, формы работы с учащимися

Слайд 32

Технологии Кейс-технология Проектная Модульного обучения Критического мышления Игровые технологии Синема-технология Коллективной творческой деятельности

Слайд 33

Психологическая основа усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Слайд 34

Основные подходы к определению технологии обучения. 1.Под технологией подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (технология отработки навыков устного счета, организация групповой деятельности). 2.Технология – это педагогическая система в целом (в центре внимания ученик и учитель). 3. Технология – алгоритм, определенный способ. 4. Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.

Слайд 35

Результативность системно-деятельностного подхода Определяется: Зоной актуального развития – уровень актуальных действий, хорошо освоенных и выполненных практически автоматически. Зоной ближайшего развития – уровень перспективных действий, находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве учителя и сверстников

Слайд 36

Психологическая составляющая системно-деятельностного подхода Индивидуальная характеристика личности

Слайд 37

Психологические факторы «Природа» «Культура» «Я-сам» Какие особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса?

Слайд 38

Организация учебной деятельности Проблемно-развивающее обучение: Сам формулирует проблему; Сам находит ее решение; Сам решает; Сам контролирует правильность этого решения

Слайд 39

Учебная деятельность с позиции субъекта Действия целеполагания Программирования Планирования Контроля Оценивания

Слайд 40

Приемы и методы Ассоциации Проблемные ситуации Незаконченная информация Материал с частичным пропуском информации Составление таблиц, графиков ..

Слайд 41

Приемы и методы Кластеры (блоки идей) или «грозди» – это графический способ организации учебного материала.

Слайд 42

Представление информации в кластерах Основные признаки понятия примеры понятие + --

Слайд 43

Приемы и методы «Маркированный текст» или «стоп-текст»: инсерт ! – важный материал; 1), 2), 3)… - перечисление причин, последствий; ? – непонятный материал…

Слайд 44

Денотатный граф (от лат. denote – «обозначаю» и греч. grapho – «пишу») – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Слайд 45

понятие включает регулирует выражается через различает

Слайд 46

Прием «Бортовой журнал! Имя________ Тема________________ Дата_______ Время работы_________ 46 Ключевые понятия темы Рисунок или схема

Слайд 47

Методы и приемы «Фиш-бон»

Слайд 48

Диаграмма ИСИКАВЫ («рыбий скелет») сбор всех факторов, причин, влияющих на исследуемый результат; группировка факторов по причинно-следственным блокам; ранжирование этих факторов внутри каждого блока; их анализ; «отбрасывание» факторов, на которые нельзя повлиять; игнорирование малозначимых.

Слайд 49

Анализ силовых полей Ясное определение желаемого результата. Выявление благоприятных и неблагоприятных действующих сил. Установление путей снижения силы неблагоприятных воздействий. Определение возможностей для проявления благоприятных факторов. Выбор действий, направленных на достижение желаемых изменений.

Слайд 50

Какие приемы и методы целесообразнее использовать Для формирования мотивационного ядра учебного процесса Для активизации деятельности ученика На этапе рефлексии

Слайд 51

Алгоритм решения задачи Ситуация (Задача) Мобили- зация Само- управление Внешние ресурсы Внутренние ресурсы Ресурсный пакет +

Слайд 52

Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Слайд 53

Психологическая основа новых стандартов - деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин).

Слайд 54

«Подводные рифы» реализации системно-деятельностного подхода Риски Средства минимизации

Слайд 55

Современные требования к образованию Образование рассматривается не только как процесс усвоения системы ЗУНов, а как процесс развитие личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей

Слайд 56

Главный аспект в образовании Необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся; Требуется о своение новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструктивной, творческой

Слайд 57

Предложите схему анализа урока

Слайд 58

Основные педагогические компетентности Компетентность в области личностных качеств в постановке целей и задач педагогической деятельности в мотивировании обучающихся на осуществление УД в разработке программы деятельности и принятия педагогических решений в обеспечении информационной основы педагогической деятельности в организации педагогической деятельности

Слайд 59

Модель занятия Какие вопросы стали задавать учителя. Что Вы должны прояснить для себя? Каких знаний не хватает

Слайд 60

Спасибо за работу! Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....

Роль учителя -логопеда в реализации стандартов нового поколения.

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения....

Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения.

основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативный системно-деятельностный  подход является ведущим средством для достижени...

Системно-деятельный подход в реализации стандартов нового поколения

Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.Учителя сегодня волнуют вопросы:- Как организовать современный урок с т...

Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколения

Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколенияВажнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предмет...

Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения

Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения...