Межрегиональная с международным участием интернет-конференция «Образование. Инновации и технологии». Статья "Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся"
статья на тему

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается идти в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него  универсальные способы действий. Именно они помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся

Дюкова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУЯСШ №4 им.Героя Советского Союза О.А.Лосика

Смоленская обл., г.Ярцево

alenaabramenkovadyukova@mail.ru

Главным результатом модернизации школы

                                       должно стать соответствие школьного

                                        образования целям опережающего развития.

                                        Уже в школе дети должны получить

                                        возможность раскрыть свои способности,  

                                        подготовиться к жизни в высокотехнологичном

                                        конкурентном мире. Этой задаче должно                                  соответствовать обновленное содержание

                                        образования.

Д.А.Медведев.

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается идти в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него  универсальные способы действий. Именно они помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний.

           Каждый учитель сам обладает способностью целенаправленно проектировать задания, развивающие уровень владения обучающимися различными универсальными учебными действиями.

             Обратимся к уроку литературы. Литература, как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе, содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Вместе с тем, наряду с духовным развитием, этот предмет ставит задачу формирования УУД.

Роль уроков литературы в школе XXI века становится особо значимой, ведь чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа. И если не школа научит понимать и ценить настоящую литературу, то кто же? Ведь речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Поэтому главная наша задача учителей-словесников – донести до своих учеников слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Наша главная задача – помочь ученику увидеть в произведениях их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Осуществлять это можно только при условии активной деятельности обучающихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.

В своей педагогической деятельности на уроках литературы я использую разные виды творческих заданий: мастерские творческого письма, сочинения разных жанров, создание визитки к стихотворениям и рассказам и т.д. В течение последних нескольких лет я  создавала и проводила практические работы по литературе, которые постепенно преобразовались в систему.

Что же такое практические работы? В 10-11 классах такие работы проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста; в начале 2015-2016 учебного года ко мне на обучение поступили обучающиеся 5 класса, и я посчитала целесообразным проводить практические работы по литературе в 5-8 классах  в процессе чтения произведения.

Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке обучающегося. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить школьников внимательно и вдумчиво читать художественный текст, проникать в замысел писателя, в каждый образ, каждую деталь, устанавливать существующую между ними связь и взаимодействие, выявлять особенности структуры произведения. Занятиям должна предшествовать серьезная самостоятельная работа, которая включает в себя чтение (для 5-ого класса – частичное) предлагаемого к рассмотрению художественного текста, знакомство с определенным кругом исследовательской литературы, размышление над заранее предложенными к занятию вопросами. В вопросах выделяются наиболее существенные стороны анализа рассматриваемого произведения, раскрывающие его художественную специфику и место в историко-литературном процессе. В предложенной тематике практических занятий присутствует определенная система, соответствующая ходу историко-литературного процесса. Это позволяет вводить также и определенные теоретические понятия и последовательно раскрывать их в процессе анализа конкретного произведения. Самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная работа, выполняемая за рамками расписания учебных занятий по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

К видам практических работ по литературе можно отнести и практические упражнения, и задания самостоятельного характера, и исследовательскую деятельность, и даже проектную. Структура практической работы позволяет нам использовать различные формы организации деятельности, способные сформировать универсальные учебные действия. Такая форма работы способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в ходе практической работы, выполняемой в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественных произведений на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературоведческого характера. Практическая работа предусматривает самостоятельную работу обучающегося, так как является способом проверки усвоений знаний.

Предложенная мною система практических работ является также и ступенью в развитии исследовательских умений и навыков в области литературы. Развитие личности обеспечивается (как сказано в стандартах нового поколения) через формирование универсальных учебных действий. Все это формирует метапредметные, предметные и личностные результаты. Таким образом, обучение деятельности понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как результат развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и коммуникативной (и других) компетентности.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К.   Оптимизация процесса обучения. М.,  Просвещение, 2007 г.
  2. Кудряшев  Н.И.  Взаимосвязь  методов обучения  на  уроках  литературы.   М, Просвещение, 2010 г.
  3. Левитас  Д.С.     Практика  обучения:  современные  образовательные

технологии. Мурманск, 2003 г

  1. Михелькевич  В.Н.  и  др.  Справочник  по  педагогическим инновациям.

Самара, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

   Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

В условиях введения новых ФГОС  использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как  групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...