«Социально-педагогическая деятельность в работе воспитателя, классного руководителя».
консультация на тему

Фролова Анна Валентиновна

Педсовет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_may_2015_god.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

 «Социально-педагогическая деятельность в работе воспитателя, классного руководителя».

Слайд 1. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю

не в процессе безразличного его изучения,

а только в процессе совместной с ним работы

и самой активной помощи ему.

А.С.Макаренко

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей и подростков в России.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики позволяет сделать вывод об  их социальной обездоленности:

– ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;

– в отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия;

– нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях, правоохранительных органах;

– сохраняется тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий;

– общегосударственная система трудоустройства подростков фактически не функционирует;

– остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционнных школах и школах-интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития;

– практически беспрепятственно распространяются в среде несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией; насилием и жестокостью по отношению к другим людям; антиобщественными формами группового поведения;

-растёт преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания.

Причина этих явлений в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, социальной сферы. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка, его социально – педагогическое сопровождение в школе.

 Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.
    Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.

Одним из основных направлений в работе школы  является социально-педагогическая деятельность педколлектива.

Слайд 2. Социально-педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на социальную защиту ребёнка и/или подростка в оказании ему помощи в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию (Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. – Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001). 

  В своей работе   воспитатели и учителя общеобразовательных школ-интернатов  имеют дело с  учащимися, у которых разные социальное положение,  степень сформированности ценностной сферы и уровень восприимчивости к воспитательным влияниям. Поэтому перед каждым педагогом встает вопрос о сути этой деятельности: образовывать и воспитывать ученика, активно вмешиваясь в его жизнь,  или образовывать и воспитывать, взаимодействуя с развивающейся личностью.
  Главными тенденциями современной школы становятся расширение и укрепление ее взаимодействия со всеми социальными институтами – семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, органами власти и т.д. И главное – в общеобразовательном учреждении  центром обучения и воспитания становятся личность ребенка, а целью и сутью всей деятельности педагогов – создание условий для его личностного роста, для самореализации и самовыражения личности ребенка. Развитие способности учащегося к реализации и адаптации в современном мире становится приоритетным направлением деятельности школы сегодня.  
   Являясь субъектом учебно-воспитательного процесса,  воспитатель и классный руководитель планируют и организуют свою деятельность в соответствии с целями и задачами всего педагогического коллектива, поэтому одним из главных направлений общего воспитательного процесса остается деятельность по укреплению стабильных связей между элементами воспитательной системы школы,  оптимизации работы ее отдельных звеньев.
Если исходить из  того, что в центре любой воспитательной системы  находится ребенок, являющийся субъектом педагогического взаимодействия  при условии глубокого изучения его интересов, склонностей, потребностей, особенностей и традиций семейного воспитания, то остальные  звенья данной системы -  воспитатели, классные руководители,  социальный педагог,   учителя – предметники, педагоги дополнительного образования,  психологическая служба школы, органы ученического самоуправления, родители, администрация, коллектив класса, в котором обучается ученик, - должны  координировать свои усилия не только в соответствии с воспитательными задачами современного образовательного пространства, но и с внутренне осознанными целями и мотивами самого учащегося.
Особого внимания и заботы в процессе социализации требуют дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, также учащиеся, имеющие физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.
Нельзя утверждать, что дети, которые не испытывают трудностей в учении, воспитываются в благополучных семьях и, на первый взгляд, могут быть «предоставлены сами себе», не нуждаются в пристальном внимании воспитателя и классного руководителя. Равнодушие к таким учащимся, которые кажутся нам, педагогам, самодостаточными и успешными, подчас приводит к тому, что смещаются ценностные ориентиры личности, и ребенок, обладающий яркими способностями, вырастает в гениального преступника или человека, не умеющего распорядиться своим даром.
Необходимость в  социально-педагогической поддержке возникает тогда, когда семья, а зачастую и школа не обеспечивают оптимальных условий для развития, воспитания и образования ребенка, в результате чего возникают трудности в процессе социализации детей и подростков. Таким образом, содержанием и основной направляющей социально- педагогической деятельности воспитателя и классного руководителя становится помощь в интеграции ребенка в общество, поддержка в его развитии, воспитании, образовании, личностном становлении. Следовательно, целью такой деятельности   является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей и преодоления негативных влияний в семье, школе, ближайшем окружении. Для того, чтобы реализовать цели своей социально-педагогической деятельности, педагоги должны знать особенности развития ребенка и ту среду, в которой он развивается.

Слайд 3-5.  В такой работе можно условно выделить несколько этапов:

Первый этап -  выявление проблем,  изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся. Благодаря таким исследованиям в рамках психолого-педагогического диагностирования, закладывается основа для  выбора   классным руководителем стратегии работы по оказанию педагогической поддержки тому или иному ребенку. Значительную роль на данном этапе   работы   педагога  играют  методы педагогического наблюдения, а также  активное  включение  самого классного руководителя в процесс понимания истинных мотивов поведения ученика.
Второй этап - осуществляется поддержка  ребенка, с целью решения отдельных проблем социализации и параллельного развития интересов, потребностей и склонностей учащегося, а также создаются предпосылки для личностного  роста. Приоритетным направлением такой работы становится  приобщение  учащегося к различным видам деятельности  (исследовательской, творческой, организаторской, спортивной, культурно-массовой и др.), в которых ребенок получает возможность реализоваться.
Третий этап -   акцент  на развитие нравственности, на формирование навыков общения, на взращивание умения жить в согласии с собой и другими. На этом этапе важна  профориентационная работа, основанная на глубоких диагностических исследованиях, а также индивидуальная работа с учащимися девиантного поведения.


    Поскольку социально-педагогическая деятельность, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ученика и среды, воспитатель и  классный руководитель должны знать и уметь применять различные диагностические методики или же обращаться за помощью к специалистам (психологам, медикам, юристам).
Методы педагогической диагностики всем знакомы: наблюдения, беседы, социометрия, тест, анкета, сочинения, педагогический консилиум, недописанный тезис, рассказ с ошибками, ранжирование, ролевая игра, рейтинг, альтернативный тезис, тест - рисунок, фантастический выбор, цветограмма и др.

Слайд 6. Выявлено три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая.

Первые методы в начальной диагностике - это опросы. С их помощью         выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и к себе

Текущая диагностика в процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения в коллективе. Эта диагностика выполняет роль экспресс - информации и помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности. Изучение коллектива проводится постоянно. Воспитатель и классный руководитель проводят с учащимися  анкеты, тесты, тренинги, деловые игры и т.д. К текущей диагностике  можно отнести постоянное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся, методики выявления уровня воспитанности, выявление общего самочувствия учащихся.

 Для прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Это и изучение уровня воспитанности учащихся, которое мы проводим 2 раза в год.

Педагогическая диагностика - это не спасение от всех  бед, но это действительная помощь в работе.

(Выступление классного руководителя 8 класса)

Слайд 7.Следующим направлением социально-педагогической деятельности  воспитателя классного руководителя является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.
Проектирование социальных проектов – это средство  развития разнообразных форм взаимодействия школы и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве.

Социально-педагогические проекты предполагают наличие у воспитателей и  классных руководителей способности к аналитико-прогностической деятельности и  проектированию.  Это дело не совсем простое, но вполне выполнимое при наличии желания. Социальные проекты создаются как по инициативе школы, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. В связи с этим педагогическим работникам важно уметь выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность, вовлекающую детей, родителей и педагогов, среди различных социальных институтов и учреждений.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя и классного руководителя включает и решение  проблем, связанных с разработкой и реализацией социальных проектов и программ школы; сбор  информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; обеспечение защиты прав детей в условиях школы (получение детьми необходимого обучения и воспитания, питания); установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами.

В современной общеобразовательной школе-интернате воспитатель и  классный руководитель должны непосредственно участвовать в создании оптимальных условий для социализации ребенка.

Именно поэтому от качества работы воспитателя и классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной творческой деятельности. Делом воспитателя и классного руководителя остается и непосредственное участие в организации занятости школьников не только в учебное время, но и в период каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся.
Кто, как не воспитатель и классный руководитель способны первым увидеть тревожные проявления неблагополучия положения ребенка,  порадоваться его успеху, ободрить в случае неудачи?

Несомненно, важные воспитательные задачи решаются воспитателем и классным руководителем внутри класса, где объективно создается наиболее тесная связь между членами коллектива, а педагог является инициатором создания структуры  самоуправления и координатором его функционирования.  Помощь ученику в построении взаимоотношений с коллективом первым оказывают воспитатель и классный руководитель, тем самым  давая возможность ребенку научиться улаживать межличностные конфликты, уважать мнение другого, уметь прощать.

Слайд 9

Основными функциями воспитательных воздействий воспитателя и классного руководителя можно считать следующие:

 *приобщение учащегося к культуре общества;

*создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; *дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами  применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества;

Слайд 10-12. Приоритетными направлениями социально-педагогической деятельности классного руководителя в школе  по социализации учащихся  остаются следующие:
*реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого;
*развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»;
*первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций;
*профориентационная работа с различными группами школьников, в том числе учащимися, имеющими отклонения в развитии;
*вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;
*эффективность социально-педагогической деятельности классного коллектива, школы;
*деятельность по формированию коллектива и созданию благоприятного микроклимата межличностных отношений;
*формирование стиля поведения учащихся;
*включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;
*оказание помощи в адаптационном периоде учащихся;
*решение адаптационно-интеграционных проблем учащихся старших классов в коллективах, образованных путем слияния;
*создание условий для адаптации детей, лишенных родительского попечения, из неполных и многодетных семей, асоциальных семей;
*включение в работу по организации досуга учащихся через использование возможностей школы и системы дополнительных учреждений (досуговых, спортивных, культурных) по месту жительства детей;
*помощь в решении проблем школьного самоуправления;
*формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;
*формирование социальной активности учащихся;
*профилактическая система работы по формированию навыков здорового образа жизни (профилактика наркомании, юношеского алкоголизма среди учащихся);

*решение социально-педагогических проблем формирования ценностных ориентаций школьников, в том числе учащихся из неблагополучных и неполных семей;
*внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
*активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе, труду и т.д.


Выбор основных методов и форм воспитательной работы воспитателя и классного руководителя зависит не только от выбора направления деятельности, но и от степени изученности индивидуальных особенностей отдельного  ребенка, группы детей, коллектива, условий семейного воспитания и т.д.

***Основными направлениями работы воспитателя и классного руководителя по диагностике и коррекции психосоциального развития учащихся с отклонениями в поведении и испытывающих трудности в социализации могут стать следующие:
Выявление круга проблем учащегося и параллельная диагностика его интересов, склонностей, потребностей;
Составление психолого-педагогической характеристики на основе полученных данных, документов, анкетирования, бесед, наблюдения;
Составление программы «индивидуального ведения» ученика;
Составление модели воспитательной работы в классном коллективе с учетом наличия групп по интересам,  характера межличностных отношений в классе и перспектив развития каждого учащегося;
Определение учащихся, способных курировать отдельные направления работы с трудными детьми (организация групп взаимопомощи, «творческих союзов» поддержки и т.д.);

 Значимое место в социально-педагогической дятельности воспитателя и классного руководителя должна занимать  работа с родителями учащихся.

Слайд 14. Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
 
Слайд 14. Можно  распределить формы и методы работы  воспитателя и классного руководителя с семьей, исходя из того, что вся социально-педагогическая деятельность условно делится на следующие этапы: профилактический, диагностический и   реабилитационный
   
Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне социально-педагогическая деятельность воспитателя и классного руководителя строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния. Разработка таких специальных программ  педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей, жизненно необходима в общеобразовательной школе. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Следовательно, основным методом работы на данном этапе становится метод индивидуальных бесед и наблюдений за характером отношений в семье.
Педагогическое просвещение родителей также осуществляется через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей (работа  классного родительского комитета). Одной из проблем современной школы в последние десятилетия становится смещение акцентов в этом направлении работы с родителями: содержание родительских собраний классных коллективов чаще преследует достижение сиюминутных целей: обсуждаются вопросы повышения качества образования, материального оснащения образовательного учреждения, вопросы дисциплинарного характера и т.д. Ушли в прошлое родительские  лектории, на которых обсуждались проблемы межличностных отношений в семье, вопросы психологической поддержки ребенка и т.д. Целесообразно возвращение к такой форме работы, проведение просветительского лектория по пропаганде ненасильственного воспитания, вооружения родителей способами  профилактической работы по предупреждению курения и наркозависимости.

На диагностическом этапе социально-педагогическая  деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, классный руководитель участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей предметников.

Второй вариант более распространен в условиях массовой школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью  в той или иной сфере образовательной деятельности.

Слайд 15. На данном этапе уместно использование следующих диагностических методов:
1
. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии е психики ученика;
2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3
. Проведение письменного опроса;
4.
Тестирование в виде стандартизированного набора заданий, позволяющих определить уровень знаний ребенка,  состояние его личностных и психических характеристик.
В рамках общеобразовательного учреждения могут широко использоваться шкальные методики, определяющие эффективность работы с семьей и фиксирующие состояние проблем семьи до работы  классного руководителя и после. С целью составления общего представления об эмоциональном состоянии семьи, особенностях мироощущения каждого из членов семьи применяются карточные методики. Семье предлагается набор карт с определенным смысловым содержанием, которые необходимо расположить по времени – прошлое, настоящее и будущее. Главное внимание следует уделить методикам проективным, так как именно они позволяют получить общее представление о неосознаваемых ребенком и родителями состояниях (тревожность, бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание). Кроме того, уместно применение в школьной практике педагога и других методик: ассоциативных, построенных на словесных ассоциациях (система незаконченных предложений), экспрессивных (использование рисунков).  Целесообразно использовать методы, предполагающие работу с документацией: изучение документов, сбор информации о жизни учащегося, истории его семьи.
Реабилитационный – важнейший уровень в работе с семьей, так как проводится на всех уровнях общения, включающий систему мероприятий с целью быстрейшего и наиболее полного восстановления полноценного функционирования различных категорий населения в жизни отдельного ребенка. На этом уровне работы с родителями школьников классным руководителем используются следующие методы:
1. Беседа;
2. Включенное наблюдение;
3. Убеждение;
4.  Метод «письмо-обращение»;
5. Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору);
6. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);
7. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).
8.  Массовые акции (субботники, праздники);
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приемов на различных этапах работы позволяет  воспитателю и классному руководителю  не только находить точки соприкосновения с семьями учащихся, но и организовывать,  планомерно осуществлять поддержку социального статуса семей учащихся, принимать участие в разрешении их проблем, и тем самым готовить почву для включения ребенка в коллектив одноклассников, в воспитательное пространство школы, а значит, создавать оптимальные условия для социализации воспитанников.

Важное значение в социально-педагогической деятельности воспитателя и классного руководителя имеет адаптация учащихся подготовительного класса к школе, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Детям необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы и правила поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям режима и умственного труда.

Слайд  16. На данный момент в школе сложилась определенная система  педагогического сопровождения адаптации учащихся подготовительного класса, направленная на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе и включает в себя:

  Диагностику готовности дошкольников к обучению в школе;

Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих учеников;  Сопровождение учащихся подготовительного класса  на этапе первичной адаптации к школе;

 Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.

Выступление воспитателя подготовительного класса.

 Сложной и одновременно важной частью социально-педагогической деятельности воспитателя и  классного руководителя является работа с детьми, которых выделяют как отдельную группу риска. Это учащиеся, сталкивающиеся с проблемами в обучении, с отклонениями в поведении, дезадаптированные и педагогически запущенные. Эта категория детей создает особые проблемы и требует особого подхода от педагогов. 

Слайд 17. К таким учащимся относятся:
*дети с отклонениями в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
*дети из неблагополучных, асоциальных семей;
*дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
*дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и психологической помощи и поддержке.
Вследствие влияния различных негативных факторов, именно эти группы учащихся не только представляют опасность для окружающих и общества, так как их поведение не вписывается в рамки общепринятой морали, но и сами постоянно подвергаются риску:  риску потерять  жизнь,  собственное здоровье, нормальные условия для полноценного развития.
Задача воспитателя и классного руководителя – оказать помощь таким учащимся, направленную, с одной стороны, на изменение социально опасной ситуации в их жизни, а с другой – на минимизацию  проблем в образовании и трудностей социального характера.

 Они формируют банк данных на детей группы риска, куда включается полная информация о семьях с социально опасным положением, о безнадзорных детях, об употребляющих наркотические средства, совершивших правонарушения и других.  Такого рода деятельность в рамках немногочисленного коллектива класса требует от классного руководителя такта и корректности. Следующим шагом становится составление психолого-педагогической характеристики с целью уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ученика. На основе выявленных проблем определяется  программа деятельности с каждым ребенком. На этом этапе   воспитатель и классный руководитель должны с помощью использования метода индивидуального наблюдения не только констатировать степень влияния социально-педагогических воздействий на учащихся, но и  определять направление  дальнейшей работы с ребенком.
Название «метод индивидуального наблюдения» не в полной мере отражает сути воспитательных взаимодействий между учеником и учителем,  так как предполагает активную позицию педагога, влияющего на некий «объект». В практике школы возник новый термин – «индивидуальное ведение» учащегося, с помощью которого можно очертить технологию, предполагающую не только изучение индивидуальности ребенка, его интересов, потребностей, склонностей, но и сам процесс, в ходе которого идет поэтапное продвижение и воспитанника, и педагога к намеченным целям. Бесспорно, фундаментом  использования такого метода является «безусловное принятие личности ребенка», с его проблемами и трудностями и желание помочь  ученику, не взирая на его недостатки.

Однако к  какой категории трудных детей ни относили бы ребенка педагоги, универсальным способом остается включение учащегося в воспитательное поле школы, где ученик проводит большую часть своего времени. На основе глубокого и всестороннего изучения склонностей, потребностей и интересов учащегося возможно выстраивание индивидуальной программы, главную роль в реализации которой играют прежде всего воспитатель и классный руководитель. Они  координируют деятельность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, помогают учащемуся уладить проблемы в обучении, выявляют возможности для полезной организации его внеурочного времени.  Огромный потенциал скрыт в налаживании связей внутришкольного воспитательного пространства с различными детскими центрами, библиотеками, спортивными учреждениями, находящимися по микрорайону школы. Необходимость широкого использования всех возможностей воспитательных воздействий этих объектов наряду с воспитательной средой самой школы требует налаживания тесного сотрудничества  общеобразовательного учреждения и спортивных школ микрорайона, а ведь большинство ребят, имеющих склонность к асоциальному поведению,  нуждаются в привлечении их к занятиям спортом. 
Таким образом, заинтересованный в решении проблем дезадаптации воспитатель и классный руководитель не только организовывает деятельность учащихся во время уроков, но и направляет детей к определенным видам организации их досуга.

Сегодня можно говорить о необходимости расширения сети кружков и секций, руководители  которых должны предоставить всем ученикам  общеобразовательной школы выбор в проведении свободного от учебы времени. Система классных часов и творческих дел, целью которых становится самореализация учащихся, может включать встречи и беседы с интересными людьми (родителями, родственниками, выпускниками школы, ветеранами), которые смогли состояться, найти свое место в жизни. Учащиеся, испытывающие влияние проблем социального характера, особенно нуждаются не только во всестороннем развитии способностей, в воспитании чувства прекрасного, но и в общении с теми, кто смог реализовать свои замыслы в реальной жизни.
Диагностика и коррекция развития психосоциальной сферы трудных детей относится к числу наиболее важных проблем, решение которых требует от каждого педагога развития социальной компетенции. Реализация некоторых направлений данной деятельности также входит в функциональные обязанности классного руководителя, который совместно с педагогами-предметниками осуществляет важнейший этап  социально-педагогической деятельности – помощь в решении острых вопросов, затрудняющих социализацию учащегося. Например, на учащихся, неспособных нести ответственность за свои действия и соблюдать дисциплину, можно воздействовать с помощью обучения их способам самоконтроля. Формирование организаторских навыков позитивно влияет на детей с недостатком лидерских качеств, не умеющих постоять за себя. Решение вопросов межличностного общения связано с использованием в практике классного руководителя и учителей-предметников методов, предполагающих индивидуальную и групповую работу, а также создание временных и постоянных групп по интересам. Проблемы учеников, чувствительных к критике, агрессивных по отношению к окружающим, нетерпимых, целесообразно решать с помощью методов и приемов, способствующих формированию критического мышления. Однако эти проблемы требуют использования целого комплекса мер со стороны учителей, школьного врача, психологов школы, педагогов дополнительного образования и классного руководителя, координирующего эти педагогические воздействия.

Дети «группы риска» - Крохина

Слайд 18. Одним из направлений  социально- педагогической деятельности является система профессиональной ориентации учащихся. 

Слайд 19. Она включает в себя следующие компоненты:

профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Слайд 20. Основные задачи профориентационной работы:

• постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

• формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;

• развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

• оказание морально-эмоциональной поддержки учащимся (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему);

• формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

• диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

• разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.

Слайд 21. Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

• обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

• достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

• прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

• содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния. 

Слайд 22. Основные методы профессиональной ориентации: 

информирование (индивидуальное, групповое, массовое);

непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации), психологическое и медицинское консультирование; 

психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика; 

различные педагогические методы.

 Выступление Банниковой

Итак, основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика являются воспитатель классный руководитель. Именно они непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Это педагоги, организующие жизнедеятельность в порученном им классе.

Институты воспитателя и классного руководства сложились очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

В истории педагогики есть чему поучиться. В наше время институты воспитателя и классного руководителя не менее значимы. Поэтому хочется пожелать всем педагогам школы творчества, педагогической мудрости, человеческого сострадания, беспокойного и неравнодушного отношения к своим воспитанникам, полного взаимопонимания с их семьями, словом, всего того, что необходимо для успешной социально – педагогической деятельности.      

Слайд 23.В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного» воспитателя»:

Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.

Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.

Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.

Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.

Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого.

Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.

Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.

Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.

Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.

Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.

Слайд 24. Я считаю, что каждый воспитатель и классный руководитель должны помнить и руководствоваться в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

Литература.
Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. Ред. Т.П.Зыкова;
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. М.- 2003;
Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика. Практика глазами преподавателей и студентов. М.- 2001;
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М. – 2002;
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, М. 2002;
Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М – 2000;
Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2003;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя

В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цел...

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя...