Материал по теме:
Организация внеурочной деятельности

Минаева Любовь Сергеевна

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
organizaciya_vneurochki_v_mou_alferevskoy_oosh.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочной деятельности

для учащихся начальной школы 

МОУ Алферьевской ООШ

Нормативно-правовая и документальная основа:

- Закон Российской Федерации « Об образовании».

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

- Программа развития Школы.

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Цель и общие задачи внеурочной деятельности

обучающихся начальной школы

Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  1. усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  2. организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся;
  3. выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  4. оказать помощь в поисках «себя»;
  5. создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  6. развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  7. создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  8. развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  9. расширить рамки общения с социумом;
  10. воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Основные направления и ценностные основы

внеурочной деятельности обучающихся начальной школы

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

     1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

      2.   Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1.  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

      5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений

об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Для реализации в школе доступны следующие направления  внеурочной деятельности:

Спортивно-оздоровительная - 5 часа

Художественно-эстетическая –  1 часа

Духовно-нравственная –  1 часа

Театральная –  1 час

Научно-познавательная –  2часа.

Классификация результатов внеурочной деятельности

Первый уровень результатов – это приобретение школьником социальных и знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно ставится гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

При организации внеурочной деятельности  младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности  достижение ребёнком первого уровня результатов.

В соответствии с требованиями ФГОСТ в 2011-2012 учебном году в МОУ Алферьевской ООШ организация внеурочной деятельности осуществлялась по следующему плану:

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Изучение запросов родителей по выбору направлений внеурочной деятельности:

  1. Родительское собрание «Особенности обучения

и воспитания младших школьников по ФГОС»;

  1. Анкетирование родителей.

 Август 2011г.

2.

Анализ кадровых ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей.

Август 2011г.

3.

Подбор кадров, реализующих внеурочную деятельность.

Август 2011г.

4.

Заседание ШМО начальных классов (с приглашением руководителей кружков) «Разработка программ внеурочной деятельности».

Август 2011г.

5.

Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности.

Август 2011г.

6.

Родительское собрание «Организация внеурочной деятельности». Презентации кружков руководителями внеурочной деятельности.

Сентябрь 2011г.

7.

Составление модели организации внеурочной деятельности, индивидуальных учебных планов, расписания кружков.

Сентябрь 2011г.

8.

Создание санитарно-бытовых, материально-технических условий для организации внеурочной деятельности.

В течение года

9.

Исследование мнения родителей, обучающихся и руководителей кружков по вопросам организации внеурочной деятельности: опрос, наблюдение, посещение занятий.

1 раз в триместр

Время, отводимое на внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня, мы используем на организацию занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

Соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной деятельности:

  1. форма проведения занятий отличная от урока;
  2. соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

Модель организации внеурочной деятельности

в 1 классе 2011 – 2012 уч. год

Направление, форма с наименованием

Наполняемость

Часы

Ф.И.О. руководителя

Должность

Основное место работы

Спортивно-оздоровительное:

Кружок «Гимнастика»

4

1

Демин

Виктор Павлович

Учитель физической культуры

МОУ

Алферьевская ООШ

кружок «Чемпион»

4

1

Тишкина Наталья Федоровна

Учитель начальных классов

МОУ

Алферьевская ООШ

Кружок «Я и моё здоровье»

4

1

Троилова Татьяна Викторовна

Учитель технологии, ОБЖ

МОУ

Алферьевская ООШ

Секция «Туризм и краеведение»

4

2

Демин

Виктор Павлович

Учитель физической культуры

МОУ

Алферьевская ООШ

Научно-познавательное:

Кружок «Информатика»

4

1

Жмурко Михаил Юрьевич

Учитель информатики

МОУ

Алферьевская ООШ

Кружок «Риторика»

4

1

Трухина Елена Анатольевна

Учитель начальных классов

МОУ

Алферьевская ООШ

Художественно- эстетическое:

Кружок «Веселые нотки»

4

1

Троилова Татьяна Викторовна

Учитель музыки

МОУ

Алферьевская ООШ

Театральное:

Кружок

«Арт-фантазия»

4

1

Тишкина Наталья Федоровна

Учитель начальных классов

МОУ

Алферьевская ООШ

Духовно-нравстенная:

Кружок «Этика: азбука добра»

4

1

Минаева Любовь Сергеевна

Учитель истории

МОУ

Алферьевская ООШ

 

Расписание кружков в 1 классе 2011 – 2012 уч.год

Направление внеурочной деятельности

Название объединений

Расписание занятий

Руководитель

Спортивно-оздоровительная

Кружок «Гимнастика»

Вторник

15.00

Демин В. П.

Секция «Туризм и краеведение»

Понедельник, пятница

15.00

Демин В. П.

Кружок «Я и моё здоровье»

Среда

14.30

Троилова Т. В.

Кружок «Чемпион»

Четверг

14.30

Тишкина Н. Ф.

Духовно-нравстенная

Кружок «Этика: азбука добра»

Вторник

14.30

Минаева Л. С.

Художественно-эстетическая

Кружок «Веселые нотки»

Понедельник

14.30

Троилова Т. В.

Научно-познавательная

Кружок «Информатика»

Четверг

15.00

Жмурко М. Ю.

Кружок «Риторика»

Среда

15.00

Трухина Е. А.

Театральная деятельная

Кружок «Арт-фантазия»

Пятница

14.30

Тишкина Н. Ф.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики и др.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий ВОВ; о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом.

2.  Результаты второго уровня (ФОРМИРОВАНИЕ  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям; развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта  самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт  самообслуживающей  деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с другими поколениями, с участниками и очевидцами ВОВ; опыт благотворительной деятельности; опыт  исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам;  приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга.

Общий ожидаемый результат: 

Повышение качества  образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и...

Организация внеурочной деятельности в ДДТ

С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.Одним из способов реализации воспитательн...

Организация внеурочной деятельности в школе

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает воз...

Организация внеурочной деятельности школьников

 В данной работе представлен опыт  формирования ключевых компетенций обучающихся через организацию внеурочной ...

Организация внеурочной деятельности в рамках школьного округа.

Статья предназначена для заместителей директора по воспитательной работе по организации внеурочной деятельности в рамках...

Организация внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС

В этом материале мы попытались отразить туристко-краеведческую деятельность в МОУ "Гимназия №58" г. Саратова...

«Организация внеурочной деятельности по биологии в 5 классах"

проект внеурочной деятельности для 5 класса...

Методическое сопровождение и организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся.

В выступлении на лингвистическом коллоквиуме в рамках "Ярмарки педагогических идей" (АППО, СПб, 2012г) сообщается  ...