Моя педагогическая философия
статья по алгебре (11 класс) на тему

В материале описываются основные педагогические идей и система работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_filosofii.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель - тот, кто наставляет, тот, кто учит, тот,

кто пробуждает человеческое. (Ф.Мориак)

Живя на рубеже столетий и эпох, прекрасно понимаешь, что этот факт не может не сказаться на систему образования страны, региона, твоей конкретно школы. А если это сельская школа, в которой сегодня обучается на трех ступенях всего 49 учеников, то и здесь «дыхание» нового времени ощущается. У сельского учителя выбора среди учеников нет, он должен качественно учить всех, так как детей в классе мало, поэтому ставлю перед собой задачу, обучить каждого, определяя индивидуальный ориентир для ребенка, учитывая при этом его психофизиологические особенности, возможности развиваться. Работая с ребенком, отмечаю его талантливые стороны в изучении математики и даже для себя делаю открытия. Потом результаты интернет-олимпиад подтверждают мои выводы. Следовательно, и в сельской школе есть юные дарования. Понимаю, что многое, если не все, зависит от меня самой, моей компетентности в предметной области, знаниях педагогики и психологии, технологиях обучения и воспитания. Значит от компетентности  учителя к компетентности ученика. Ученику надо дать такие знания и умения, с которыми  бы он самостоятельно решил проблемы в новой ситуации.

Смысл обучения математике состоит в том, чтобы развивать способность обучающегося мыслить логически, аналитически, доказательно. От уровня математического образования зависит очень многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься профессионально математикой, а всем без исключения.

Обучение математике в школе ставит своей целью обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки, отвечающего требованиям современного общества и открывающего каждому выпускнику школы возможности свободной самореализации и продуктивной деятельности в его последующей взрослой жизни.

Другой аспект модернизации педагогического образования – это обучение учителей новым педагогическим технологиям, в первую очередь информационным технологиям.

Значит, желая сменить акцент в образовании с усвоения фактов (результатом чего являются знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результатом чего будут умения), мы приходим к необходимости изменить характер учебного процесса,  способы, приемы и методы деятельности учителя.

От того, как будет построена система обучения в школе, конкретно предмета математики, предпрофильная подготовка и профильное обучение по данному профилю, система работы школы и семьи, школы и общественности, зависит во многом и успешность  в получении профессионального образования, степени адаптации личности, ее жизнеутверждение.

    Содержание математического школьного образования отражается в ряде нормативных документов, учебных планах, программах, методических пособиях. Составными частями содержания образования являются: знания, умения и навыки (ЗУН).

   Для проверки знаний, умений и навыков по математике обучающиеся подлежат систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю. Контроль в учебном процессе называют диагностикой. Для эффективности учебного процесса используем цели диагностирования: выявление, оценивание, анализ и коррекция.

   Составной компонент контроля - проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний по математике является обеспечение обратной связи между учителем и обучающимися в выявлении недостатков течения учебного процесса, пробелов знаний у обучающихся, определении степени усвоения учебного материала по математике. В связи с этим выделяем три типа контроля, применяемые мной на уроках математики: внешний (осуществляет учитель), взаимный (осуществляют обучающиеся), самоконтроль (осуществляет сам ученик).

Известно, что основная цель контроля и оценки знаний обучающихся по математике - определение качества усвоения учащимся учебного материала, уровня овладения ими ЗУН, предусмотренными учебной программой. Существуют различные методы и приемы контроля знаний обучающихся по математике. Наряду с другими формами контроля, предпочтение отдаю зачетам.

ЗАЧЕТ- это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижений учащимися уровня обязательной подготовки.

Применяемая мною зачетная система не только предполагает проведение зачета, но и предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме, а также использования различных приемов, которые позволяют включить в активную работу каждого ученика. Уроки делятся на несколько типов: лекции, практические занятия, консультации, зачетные уроки. Лекция предполагает фронтальную форму работы. Она объединят усилия всех учеников для достижения общей познавательной задачи. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем сразу для всех. На практических занятиях используются парная и групповая формы работы по выполнению общей познавательной задачи, учебного занятия, в решении которого заинтересованы все члены группы. Консультация дает возможность работать с каждым учеником индивидуально. Познавательная задача выступает как общая  и решается каждым учеником индивидуально. Учащиеся могут работать над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. На зачетном уроке учащиеся работают индивидуально.

Зачеты проводятся по каждой теме курса. Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты. Зачет сдан, если выполнены верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае, (если хотя бы одна задача осталась не решена)  удовлетворительная оценка не выставляется. При этом зачет подлежит пересдаче. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня дополняются более сложными заданиями. За их выполнение выставляется оценка «4» или «5». Таким образом, во время зачета можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне.

Итоговое оценивание знаний учащихся непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.

С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями  учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся в ходе изучения темы по небольшим порциям учебного материала. (Я использую в качестве текущего зачета контрольную работу).

Оба вида зачета можно проводить в открытой и закрытой форме. В первом случае учащиеся знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде не предъявляется учащимся, но в ходе изучения темы учитель акцентирует внимание учащихся на том, что такие задачи им необходимо будет решать на зачете.

Я чаще использую открытый тематический зачет. В начале изучения темы вывешиваю в классе список теоретических вопросов и номера задач, отвечающих уровню обязательной подготовки. Устно указываются сроки проведения зачета.

На специально выделенном уроке (или двух) проводится зачет. Учащиеся сначала сдают учителю теоретические вопросы, а затем приступают к выполнению практической части. Иногда, проведя опрос сильных учащихся, я работаю со слабоуспевающими, а сильные опрашивают средних учеников.

Практическая часть зачета содержит задачи обязательного уровня, аналогичные тем,  которые были приведены в списке обязательных результатов обучения и более сложные задания, рассчитанные на более подготовленных учеников. Время на пересдачу зачета отводится на следующем уроке или на консультации  во внеурочное время. Практика показала, что эффективна такая организация, когда уже в ходе зачета или после его сдачи узнает ученик свой  результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден пересдавать. В ходе такого зачета каждый ученик работает в индивидуальном темпе. Ученики, выполнив задания обязательной части, по очереди подходят к учителю для проверки. Учитель либо отмечает верно выполненное задание знаком «+», либо указывает необходимость исправления неверного решения. Учащийся сам находит и исправляет ошибки, а получив одобрение учителя, приступает  к решению задач дополнительной части.  

При пересдаче зачета ученик отчитывается только за те задания, которые не выполнил на зачете.

После каждого зачета проводится анализ результатов. Устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс  справились с каждым заданием.

Мною ведется тетрадь учета результатов, в котором отмечаются ошибки учащихся, время  и форма их устранения.

Практика показала, что ребят необходимо специально готовить к зачету. В процессе изучения темы отвожу время на отработку задач обязательного уровня, провожу уроки- практикумы, работаю с учащимися на консультациях.

Очевидно, что проверку усвоения материала нельзя ограничивать итоговым тематическим зачетом и полностью откладывать ее до конца темы. В ходе изучения темы систематически проверяются знания и умения учащихся в той или иной форме: устный опрос, письменные проверочные работы, осуществляется контроль за домашним заданием.

Методика применения зачетной системы на уроках не зависит от выбора  образовательной программы и учебников,  по которым ведется преподавание. Мною используются учебники по алгебре Макарычева Ю.Н. и др. «Алгебра7», «Алгебра 8», «Алгебра 9» , Колмогорова А.Н. и др. «Алгебра и начала анализа 10-11». Тематика и задания зачетов составлялись на основе этих учебников.

    В ежедневной учебной работе, на первый план, выдвигается повышение качества обучения математике, гуманизация учебного процесса, его демократизация. Чтобы обучающиеся достигали определенного уровня подготовки нужно обеспечить достижения итоговых обязательных результатов обучения при изучении каждой конкретной темы курса. Поэтому важно осознать и принять как принципиальную педагогическую установку, что каждый ученик может добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчетности результатов своего учебного труда. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по математике. В то же время, ученик получает право самостоятельно решать ограничится ли ему уровнем обязательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но нужно создать в классе такие условия, при которых достижения обязательного уровня будет реальным, а ученики способные двигаться дальше в таком продвижении.

    Требования к математической подготовке школьников (как тематические, так и итоговые) должны быть открытыми для всех участник учебного процесса. Вопросы и задачи, выраженные на доступном языке для ученика. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на их заинтересованность в результатах своего труда. Ведь если цели известны, а их достижения поощряются, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их осуществлению. Поэтому открытость уровня подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе и позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития.

В традиционном подходе к оцениванию знаний, на мой взгляд,  есть много недостатков. Как правило, в течение определенного времени ученик иногда отвечает у доски, получая за это оценку, иногда выполняет письменную работу, где уровень знаний обычно неоднороден, и наконец, в конце четверти, полугодия, года учитель выставляет среднюю оценку, которая часто не дает реальной картины знаний ученика. Наиболее губительна такая система оценивания для способного ученика,  так как при таком подходе получается парадокс, чем ученик способнее, тем меньше ему приходится прикладывать усилий, тем меньше учитель занимается его развитием, что отрицательно сказывается не только на знании предмета, но и на нравственном воспитании личности.

Когда учащиеся привыкают работать по зачетной системе, довольно резко меняется стимул обучения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Поэтому учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели.

Для оценки качества образования по зачетной системе я использую диагностику Никонова. Она дает возможность отследить «западающие» темы.

2009-2010 уч.год

 10 класс

Зачет 1

Зачет 2

Зачет 3

Зачет 4

Зачет 5

Итог

Борисова К.

5

5

5

5

5

5

Карпенко В.

4

4

4

3

4

4

Коренев Д.

4

5

4

4

5

5

Ладина К.

5

4

4

4

4

4

Лежанков И.

3

3

3

3

3

3

Сенченко О.

4

3

3

4

4

4

Ср. балл (S)

4,1

4

3,8

3,8

4,2

4,2

ОТ

0,6

0,5

0,3

0,3

0,7

0,7

ТЕ

-0,1

-0,2

0

0,4

0

Социальная норма качества успеваемости: 3,5

ОТ - отклонение от нормы в процессе обучения.

S- средний балл учащихся в классе.

ТЕ – тенденция роста или падения.

По графику видно, что к концу  10 класса наблюдается  рост качества знаний и тенденция стабильности. «Западающими» темами курса алгебры являются «Тригонометрические уравнения и неравенства», «Производная».

Рекомендации, описанные в опыте, могут использоваться на уроках учителями других дисциплин. Поэтому рискую предложить этот метод всем желающим, начинающим педагогам, и в особенности тем, кто преподает математику в трудных классах с плохой дисциплиной и низким уровнем знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...

Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой жизненный путь –  быть учителем....


 

Комментарии

Рудковская Валентина Дмириевна

Много почерпнула для себя нового, спасибо