Главные вкладки

    Методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме:
    Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна.

                             

    Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел»

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цели  урока:

    - образовательные: научить складывать и вычитать смешанные числа;

    - развивающие: формирование и развитие мыслительных операций,  развитие логического мышления;

    - воспитательные: привитие интереса к предмету.

    Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

     

                                                Ход урока

     

    1. Организационный момент.

     

      Приветствие учащихся.

     

    2. Устный счет (слайды 2,3,4)

     

     Перед выполнением каждого  задания учащиеся рассказывают правило на эту тему.

     1.Выделите целую часть из дробей:

    5/4; 11/3; 19/2; 48/16; 25/4; 32/29; 59/35.

     2. Представьте в виде неправильной дроби числа

    2 5/9; 3 1/3; 2 2/3; 1 ½; 5 4/5.

     3. Выполните действия:

    2/17+3/17;  12/17- 5/17.

     

    3.Отгадывание ребуса (слайд 5)

     

     Учитель: Ребята, отгадайте ребус и из полученных слов и составьте предложение.

     Ученики: Сложение и вычитание смешанных чисел.

     

     

     

     

    image

     

    Учитель: Правильно. А как , вы, думаете, почему именно это предложение я зашифровала?

    Ученики: Это тема нашего сегоднешнего урока.

    Учитель: Правильно, ребята. Открываем тетради и записываем в них тему урока. Целью нашего урока является изучение сложения и вычитания смешанных чисел (слайд 6).

     

    4. Объяснение нового материала (слайды 7,8,9,10)

     

     Задача 1: На столе лежали 3 2/5 плитки шоколада. Сколько плиток шоколада будет лежать на столе, если на него положить еще 1 1/5 плитки?

      Учитель: По рисунку нетрудно увидеть , что будет 4 ¾  плитки. Как решить эту задачу?

    Ученик: Сложить числа 3 2/5 и 1 1/5.

    Учитель: А как это сделать?

    Ученик: Надо сложить целые части , а потом дробные .   

    Учитель: Правильно. Запишем в тетради этот пример

    3 2/5 + 1 1/5=(3+1)+(2/5+1/5)=4+3/5=4 3/5.

      Решим еще несколько примеров.

    1) 2 2/9+3 5/9= (2+3)+(2/9+5/9)=5+7/9=5 7/9 ( учащиеся комментируют с места)

    2) 4+2 2/3=(4+2)+2/3=6 2/3

     Как сложить натуральное число и смешанное?

    3) 2 7/13+3 8/13=(2+3)+(7/13+8/13)=5 15/13=6 2/13

     Как поступить, если дробная часть представляет собой неправильную дробь?    

    Учащиеся должны высказать свои предположения.

     Учитель: А теперь давайте прочитаем правило сложения смешанных чисел (слайд 8)   

     

     Задача 2. На тарелке лежали 2 3/5 плитки шоколада. Сколько  останется плиток шоколада на тарелке, если 1 2/5 плитки съедят?

     Учащиеся по рисунку ( слайд 9) отвечают на вопрос задачи.

     Учитель: Так как же , ребята, надо выполнять вычитание смешанных чисел?

     Ученики: Надо отдельно вычитать их целые и дробные части.

     Учитель: Правильно. Запишите в тетради решение этого примера

    2 3/5-1 2/5=1 1/5

    1) 8 9/11- 3 5/11=5 4/11

    2) 3 5/7- 1 2/7= 2 3/7.

     Учитель: давайте прочитаем правило (слайд 10)

     Учитель: А как решить следующий пример 6 5/8-4?

     Учащиеся говорят о своих предположениях. Учитель записывает на доске решения примеров, при этом каждый раз обращается за помощью к классу.

    1) 9- 5/6=8 6/6-5/6=8 1/6;

    2) 9- 3 5/8= 8 8/8 -3 5/8= 5 3/8;

    3) 8 2/7- 3 5/7= 7 9/7-3 5/7=4 4/7;

    4) 8 7/15- 3 11/15= 7 22/15- 3 11/15=4 11/15.

     Учитель: Давайте прочитаем еще одно правило ( слайд 10)

     

     

    5. Физкультминутка (слайд 11)

     

     Учитель читает стихотворение и выполняет движения, класс повторяет эти движения.

     Робот делает зарядку

     и считает по порядку:

     раз - контакты не искрят,

     два – суставы не скрипят,

     три – прозрачен объектив,

     я исправен и красив.

     Раз, два, три, четыре, пять –

     можно к делу приступать.

     

     

     

    6. Решение упражнений

     Учитель: А теперь, ребята, давайте,  выполним задания из учебника №1050   (слайд 12).

     Первые два столбика учащиеся выполняют в тетради, при этом комментируют решения.

     

     

    7. Самостоятельная работа на карточках в виде теста. На доске (слайд 13) ключ к решению

           1                             2                        3                         4

    1  2  3   4               1  2  3  4             1  2  3  4              1  2  3  4

    к  с   р  п                в  д  м  л            и  о  а  е              я  ж  т  з

     В результате у всех четырех вариантах получилось слово «свет».

     Учитель: Ребята, какие пословицы со словом «свет» вы знаете?

     Ученик: Ученье – свет, а не ученье  – тьма.

     

     

    8. Итог урока

     Учитель: 1. Какую тему мы сегодня изучали?

                     2. Как выполнять сложение смешанных чисел?

                     3. Как выполнить вычитание смешанных чисел?

     

     

    9. Домашнее задание: п.29, № 1109,1111 (слайд14)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение

    Самостоятельная работа

     

     Вариант 1

     

    1. Выполните вычитание:

      6 7/9- 4 3/9

    1) 2; 2) 2 4/9; 3) 2 5/9; 4) 2 4/18.

    2. Выполните сложение:

      7 4/17+ 1 5/17

    1) 8 9/17; 2) 8 9/34 3) 8; 4) 8 8/17.

    3. Решите уравнение:

      11 10/11 – х = 6 1/11

    1) 5 5/11; 2) 3 9/11; 3) 3 5/11; 4) 5 9/11.

    4. Решите уравнение:

      х-1 2/19=3 4/19

    1) 2 2/19; 2) 4 2/19; 3) 4 6/19; 4) 2 6/19.

     

     

     Вариант 2

     

    1. Выполните вычитание:

      3 8/9 – 1 4/9

    1) 2 6/9; 2) 2 4/9; 3) 2 4/18; 4) 2.

    2. Выполните сложение:

      5 5/17+3 4/17

    1) 8 9/17; 2)8; 3) 8 9/34; 4) 8 1/17.

    3. Решите уравнение:

     х- 1 2/11= 4 7/11

    1)3 5/11; 2) 5 5/11; 3) 3 9/11; 4) 5 9/11.

    4. Решите уравнение:

      х+8 4/19= 12 10/19

    1) 20 14/19; 2) 20 6/19; 3) 4 6/19; 4) 4 14/19.

     

     

     Вариант 3

     

    1. Выполните вычитание:

      15 5/9 – 13 1/9

    1) 2 4/18; 2) 2 4/9; 3) 2; 4) 2 3/9.

    2. Выполните сложение:

      6 3/17+2 6/17

    1) 8 9/17; 2) 8 3/17; 3) 8 9/34; 4) 8.

    3. Решите уравнение:

     х + 2 1/11=7 10/11

    1) 3 9/11; 2) 9 9/11; 3)  10; 4) 5 9/11.

    4. Решите уравнение:

      2 3/19+ х = 6 9/19

    1)4; 2) 8 12/19; 3) 4 6/19; 4) 4 12/19.

     

      Вариант 4

     

    1. Выполните вычитание:

      21 6/9 – 19 2/9

    1) 2  5/9 ; 2) 2 4/9; 3) 2 1/9 ; 4) 2 4/18.

    2. Выполните сложение:

      4 6/17+4 3/17

    1) 8 9/17; 2) 8 1/17; 3) 8 4/17; 4) 8 9/34.

    3. Решите уравнение:

      8 1/11 + х = 13 10/11

    1) 5 6/11; 2) 6 2/11; 3)  22 2/11; 4) 5 9/11.

    4. Решите уравнение:

      14 18/19 – х = 10 12/19

    1)5 13/19; 2) 25 13/19; 3) 4 6/19; 4) 5 6/19.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    5_klass.ppt752 КБ
    rebus.docx93.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Открытый урок

    Устный счет

    Выделите целую часть из дробей:

























    2. Представьте в виде неправильной дроби числа:







    3. Выполните действия:

    2

    17

    3

    17

    +

    12

    17

    -

    5

    17

    Отгадайте ребус

    5. 02. 2008

    Классная работа

    Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

    Сложение смешанных чисел

    При сложении смешанных чисел целые части складывают отдельно, а дробные – отдельно.

    Иногда при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь. В этом случае из нее выделяют целую часть и добавляют ее к уже имеющейся целой части.

    Вычитание смешанных чисел

    При вычитании смешанных чисел целые части вычитают отдельно, а дробные – отдельно.

    Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то у целой части уменьшаемого нужно занять единицу, представить ее в виде неправильной дроби и прибавить к дробной части уменьшаемого и выполнить вычитание.

    РОБОТ ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ

    И СЧИТАЕТ ПО ПОРЯДКУ:

    РАЗ – КОНТАКТЫ НЕ ИСКРЯТ,

    ДВА – СУСТАВЫ НЕ СКРИПЯТ,

    ТРИ – ПРОЗРАЧЕН ОБЪЕКТИВ,

    Я ИСПРАВЕН И КРАСИВ.

    РАЗ,ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ-

    МОЖНО К ДЕЛУ ПРИСТУПАТЬ !




    № 1090

    Ключ к проверке самостоятельной работы

    я ж д з

    и о а у

    р д м л

    к т р п

    1 2 3 4

    1 2 3 4

    1 2 3 4

    1 2 3 4

    4

    3

    2

    1

    §29, № 1109, № 1111


    Предварительный просмотр:


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"       &nbs...

    Урок в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Урок открытия нового знания "Сложение и вычитание смешанных чисел" с использованием интерактивной доски и ПК для учащихс...

    урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Конспект урока в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" (урок закрепления знаний в форме урока-сказки)....

    Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

     учебное занятие по закреплению новых знаний и способов деятельности....

    Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Урок-сказка. Повторение по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

    Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

    Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло ж...

    Урок математики в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

    ОС "Школа 2100" учебник Математика Л.Г.Петерсон.  4 класс.Урок изучения  нового материала.    Тема: ...

    Урок математики. 6 класс. Сложение и вычитание смешанных чисел.

    Открытый урок. + презентация + самостоятельная работа + анализ урока....

    Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел".

    Материал содержит:1. Опорную карту урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС.2. Презентацию к уроку...