Открытый урок по алгебре для 10-го класса "Степенная функция"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Данный урок систематизирует знания учащихся и дает им возможность классифицировать степенные функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Степенная функция37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ГОУ СОШ №1234 Зиновьева Наталья Алексеевна

Предмет: Алгебра и начала анализа

Тема урока: «Степенные функции, их свойства и графики» (2ч)

Цели урока:

Образовательная:

  • Создать условия для формирования знаний о  свойствах  и особенностях графиков степенных функций y = xr при различных значениях r.

Развивающие:  

  • Способствовать  развитию информационных умений учащихся: умения работать с  текстом слайда, умения составлять опорный конспект.
  • Способствовать развитию творческой и мыслительной деятельности учащихся.
  • Продолжить формирование умений чётко и ясно излагать свои мысли, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Продолжить развитие культуры математической речи.
  • Способствовать формированию коммуникативной компетентности.

Тип урока: урок изучения нового материала;

                     

Формы организации учебной деятельности:  фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения:

  • компьютер, медиапроектор;
  •  классная доска;
  • слайдовая презентация 
  •  учебник «Алгебра и начала анализа» (профильный уровень) под ред. А.Г.Мордковича;
  •  рабочая тетрадь, чертёжные инструменты;
  • опорный конспект темы
  • Набор графиков и формул функций

В результате изучения темы учащиеся должны

           Знать: понятие степенной функции,

                        свойства  степенной функции в зависимости от показателя.

                       

           Уметь: называть свойства степенной функции в зависимости от показателя,  

                        строить графики (эскизы графиков) степенных функций с рациональным  

                        показателем,

                        выполнять простейшие преобразования графиков,

                        уметь составлять опорный конспект,

                        уметь четко и ясно излагать свои мысли, анализировать, делать выводы.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный момент

Объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места

Приветствуют учителя, занимают свои места

Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования учащимся

Целеполагание и мотивация

Проводит вводную беседу.

 Сообщает тему и цель урока: «Расширить знания о степенных функциях»

Объясняет, как составить опорный конспект урока.

Слушают учителя, осмысливают цели урока.

На столах бланки для написания опорного конспекта выкладывают перед собой.

Слова учителя сопровождаются слайдовой презентацией, которая позволяет представить, о чём говорит учитель.

Актуализация знаний

Проводит беседу, помогает вспомнить и систематизировать знания  о ранее изученных функциях и их графиках

Повторяют свойства известных степенных функций y = xr , где r= 0, 1, 2, 3. Вспоминают их графики.

Слова учителя и учащихся сопровождаются слайдовой презентацией

Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала

1.Предлагает учащимся сделать вывод  о графике степенной функции с чётным  и нечётным натуральным показателями.

2.Организует обсуждение свойств  функции с целым отрицательным показателем.

3.Организует знакомство с функциями

 y= xr , где r= – дробное число:

  1.  > 1       2) < 1       3)

1.Делают вывод: если показатель r = 2,4,6,8,..график похож на параболу, а если r =3,5,7,9,.. – на кубическую параболу

2. Делают вывод о графике степенной функции  с целым отрицательным показателем

3.Знакомятся со степенными функциями с дробным показателем, принимают участие в обсуждении свойств функций.

4. Заполняют опорный конспект

Демонстрируются слайды презентации.

Важно, чтобы учащиеся, зная свойства степени, самостоятельно пришли к выводу о поведении графика степенной функции в зависимости от значения  показателя степени

Закрепление изученного материала

Организует проверку первичного уровня усвоения материала урока. Предлагает игру «Графическое лото»: сопоставить графики и формулы.

К доске выходит ученик, который должен привести в соответствие эскизы графиков и табличку с формулой. Осуществляют самоконтроль.

Все эскизы графиков и наборы формул выданы на парты и представлены на слайде презентации.
Ответ для проверки на

Следующем слайде.

Применение знаний и умений

Организует работу учащихся по применению знаний: 1)Напоминает о простейших преобразованиях графиков функций (сдвиг по оси Ох и Оу). Задаёт вопросы.  Предлагает посмотреть презентацию. 2) Напоминает о свойствах функций(четность, ограниченность, монотонность, наименьшее и наибольшеезначения). Задаёт вопросы. 3)Предлагает выполнить задания по учебнику.

Вспоминают преобразования графиков функций.  Отвечают на вопросы. Смотрят слайды презентации.

Вспоминают свойства функций, выполняют задания.

№2(а), №9, №14, №20.

Слова учителя сопровождаются слайдовой презентацией, которая позволяет наглядно увидеть преобразования графиков

Проверка уровня усвоения знаний и умений

Предлагает задание для самостоятельной работы: «Построить график степенной функции и выполнить его преобразования»

Выполняют задание, осуществляют проверку в парах.

Правильный ответ можно увидеть на следующем слайде

Постановка домашнего задания

Знакомит учащихся с объёмом домашнего задания, комментируя его.

Записывают домашнее задание в дневники: Обязательная часть д/з:

1.Прочитать п.9, конспект.

2. № 4,5,6(устно); 1(а,б); 10(в,г);11(в,г)

Дополнительно: №19(а)

Д/З даёт возможность каждому учащемуся проверить степень усвоения материала, отработать приёмы, желающим – реализовать свои возможности через выполнение дополнительного  задания

Рефлексивно- оценочный

Подводит итог урока,

оценивает деятельность класса и отдельных учащихся,

 выделяет удавшиеся моменты, выясняет, что вызвало наибольшую трудность.

Слушают комментарий учителя, определяют свой уровень усвоения материала, ставят перед собой цели.


Приложение 2                                       Виды степенных функций


        

    7

                   8

                                                                  9

Набор формул.

Вариант 1.

  1) у = х-0,7          4) у = х7                   7)  у = х8         

  2) у = х-7            5) у = х0,6                 8)  у = 1              

  3) у = х              6) у = х3,14                9)  у = х-6   

 Набор формул.

 Вариант 2.

  1) у = х-8           4)  у = х9                   7) у = х-5         

  2) у = х6            5) у = х2,04                 8) у = 1              

  3) у = х              6) у = х0,3                  9) у = х-0,2 

   

  ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:      №1   796 514 238

                                              №2   215 694 738

Приложение 3.

Показатель r = 2n   четное натуральное число

                 

        Примеры функций________________

                                                 --------------------------------------------------

                                                Свойства --------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

Показатель r = 2n-1   нечетное натуральное число

                                                   

                                                  Примеры функций________________

 

                                                   -------------------------------------------------

                                                  Свойства -------------------------------------

                                                   -------------------------------------------------

                                                   -------------------------------------------------

                                                   -------------------------------------------------

                                                   -------------------------------------------------

                                                   -------------------------------------------------

                                                   -------------------------------------------------

                                                   -------------------------------------------------

                                                   -

Показатель r = – (2n-1), где n – натуральное число

                                                 

          Примеры функций_________________

                                                 --------------------------------------------------

                                                   Свойства ------------------------------------

                                                    ------------------------------------------------

                                                    ------------------------------------------------

                                                    ------------------------------------------------

                                                    ------------------------------------------------

                                                    ------------------------------------------------

                                                    ------------------------------------------------

Показатель r = – 2n, где n – натуральное число

                                           

                                                Примеры функций _______________

                                                -------------------------------------------------

                                                Свойства --------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

Показатель r – дробное положительное число

                               0 < r < 1    

                                                Примеры функций _______________

                                                -------------------------------------------------

                                                Свойства --------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                           

                                                                    r > 1

                                                Примеры функций _______________

                                                -------------------------------------------------

                                                Свойства --------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

Показатель r – отрицательное дробное число

                                                 

                                                                     r < 0

                                             

  7                                                                                                     

                                                Примеры функций _______________

                                                -------------------------------------------------

                                                Свойства --------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------

                                                ---------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 11 классе по теме "Логарифмическая функция"

Урок является повторительно-обобщающим по теме "Логарифмическая функция"....

Открытый урок по алгебре "Графики функций и их свойства" с презентацией 10 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Графики функций и их свойства" с применением ИКТ. Формирование конструктивных навыков, эстетичности и аккуратности при выполнении графических работ чере...

Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме "График квадратичной функции"

Конспект и презентация к уроку в специальном (коррекционном) классе VII вида...

Открытый урок по алгебре в 7 классе на тему: «График функции»

Открытый  урок по  алгебре  в 7  классена тему:«График функции» Тип урока: урок  повторения и закрепления.Технология: Личностно–ориентированная.Дидактические цели:О...

Открытый урок по алгебре на тему "Производная сложной функции"

Данный урок помогает разнообразить формы и методы проведения уроков в старших классах. В результате этого урока у учащихся появляется желание учиться и знать еще больше...

Разработка открытого урока по алгебре, 8 класс, по теме "Функция у=к/х, её свойства и график.

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний. в 8классе по теме "Функция у=к/х, её свойства и график"....