«Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики»
материал (алгебра) на тему

Выступление на ГМО учителей математики «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики». Сегодня это очень актуальная тема. Учитель, применяющий индивидуальный подход к каждому ребенку на уроке, помогает ему ощущать ситуацию  успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_dlya_molodyh_uchiteley_po_teme.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие для молодых учителей по теме «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики» - обобщение опыта работы

учителя математики МОУ «Детский дом-школа»

Бойковой А.С

Многие проблемы жизнедеятельности, в том числе создание условий для полноценного психологического воспитания, детей остаются прежними. Современные исследования  показывают, что общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях.

Основной проблемой в воспитании детей сирот и воспитанников детских домов является то, что темп социально-психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен. Развитие данной категории подростков Российской Федерации имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития; беднее эмоциональная сфера и воображение; значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением; скудные навыки жизненного опыта; самоконтроля и т.п.

Индивидуальность – вот что самое главное в воспитании этих детей. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники. Актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся, а особенно к педагогически запущенным детям.

Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело в нашей школе, может быть выделена специальная, многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех подростков и старших школьников, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Все это представляет трудность  для нормальной организации учебно-воспитательного процесса, учителя испытывают затруднения в работе с этими детьми, а иногда остро переживают свою кажущуюся беспомощность.

Диапазон поступков, на основании которых подростков и старших школьников считают трудными, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт до наличия явно асоциальных форм поведения и проступков типа правонарушений и даже преступлений.

Трудные дети - это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не применили своевременных мер к коррекции их личности. Иначе говоря в категорию трудных попадают школьники выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем.

В этом смысле термин «трудный школьник» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания, «Трудный» не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более «безнадежный». «Трудный» - это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, которому необходим индивидуальный подход в воспитании.

Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт учителя по отношению к учащимся, умение предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он данное время находится, в следствии чего давали бы максимальный эффект.

Указывают две основные группы причин неуспеваемости: объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические особенности учащихся).

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей: дети с нарушениями в сфере общения; дети с повышенной или с пониженной эмоциональной реакцией; дети с односторонним умственным развитием; дети с неправильным развитием волевых качеств.

Знание и предотвращение этих причин позволяет сделать процесс обучения более эффективным.

Сухомлинский В.А. писал: «Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства»

На уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате  к  очередному  заданию   он  приступает  уже   с   «предчувствием успеха».

Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Несомненно, к таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно: необходимо, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешно на уроке; необходимо, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка при проведении учебной деятельности; необходимо, чтобы ученик приобретал социальный опыт в процессе приобретения знаний.

Но есть вопрос вопросов: "Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?"

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанною с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.

Один из вопросов, над которым работает наша школа, - это совершенствование        разноуровневого         образования        в        условиях

общеобразовательной школы и организация учебного процесса на основе индивидуально-ориентированного подхода к учащимся. По своим природным способностям, уровню развития, темпу работы, по специфике мыслительной деятельности учащиеся детского дома - школы сильно отличаются друг от друга. В одном классе можно наблюдать школьников с крайне противоположными друг другу уровнями развития. Именно здесь огромную роль играет дифференцированный разноуровневый подход к обучению.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определённые требования к действиям учащихся и оценка:1) репродуктивный; 2) практический; 3) творческий.

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие - этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта).

Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

7 класс ( алгебра ).

Зачёт по теме « Многочлены ».

Обязательная часть.

Упростите выражение:

1. ( 4a² - 3b ) + ( 2a² - 4b +3 );

2. (2c² - 4bc ) - ( 7c² + 5bc );

3. ( 7x² - 6y² -0¸5xy )·( -3x² );

4. ( 4 - 3b )·( 4b + 2).

Разложите на множители:

5. ab + bc ;

6. 4x² + 2x ;

7. 2ax +bx -2ay -by.

Решите уравнение:

8. 2 ( x -3 ) -2 = -12 ( x +8 ).

Дополнительная часть.

Решите уравнение:

             X+3              7X + 11       10X - 1

9.  5 -  ------------ = ------------ + --------------

                4                    6                   9

10. Какой многочлен нужно подставить вместо m , чтобы выражение

m - ( a³ - 2a² +3 ) = 3a³ - a² +a  было тождеством?

11. По плану тракторная бригада должна была вспахать поле за 14 дней. Бригада вспахала на 5 га больше, чем намечалось по плану и поэтому закончила пахоту за 12 дней. Найдите площадь поля?

Чтобы обучение в максимальной степени способство вало развитию учащихся, предлагаемые учителем задания должны несколько опережать их уровень развития, лежать в зоне их ближайшего развития.

Так на уроках при работе с дидактическим материалом сильным ученикам можно предложить карточки для самостоятельного исследования, а слабые ученики получают карточки-консультанты. Например, на уроке  по теме «Решение задач с помощью систем уравнений»   ученикам при работе с новой темой даются  карточки-консультанты:

1 вариант.

;

;

,

 ,

 ,

 ,

 ,

Ответ: … .

Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс в нужное русло.

Например, после изучения темы «Формулы сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний учащихся можно предложить игру «Кто быстрее?»

a2  -  b2  = ( a  - …  ) (   + b )

( b  + …   )2  = … 2  + 2  b  + b2

( m  - …   )2  =  m2  -  20m  + … 2

382  -  272   =  ( 38 – … )( … + 27 )

и т.д.

Восстановлению самооценки и помогает метод дифференцированного обучения. Очень важно создать на уроке условия для восприятия нового материала. Чтобы научить учащихся, нацелить их на восприятие нового материала, необходимо знать их познавательный интерес, по отношению к какому разделу он возникает. Выяснив это, учитель предлагает задачи, подобранные по уровню развития ребёнка. Но необходимо помнить, что осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащемуся. Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в детском доме- школе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов, в благородном деле формирование личности человека.

В наше время большое значение приобретает использование тестов. На уроках математики используются как устные тесты, так и те, выполнение которых требует определенного количества времени. Каждый тест структурно разбит на два уровня. Тесты дают возможность проверки результатов на любом этапе изучения темы и позволяют установить причину, по которой учащийся не справился с тем или иным заданием. Таким образом, тесты являются не только инструментом оценки, но и инструментом диагностики, позволяющим установить причину итоговой неудачи. Кроме того, данная система может выступать в роли арбитра в спорных ситуациях и служить инструментом самоконтроля;

Как происходит эмоциональная стимуляция учащихся на уроке:

1)  обращать внимание и постоянно отмечать активность каждого ученика, удачный ответ,     правильность выполнения задания; ребятам очень нравится, когда их ответ не только оценивается отметкой, но и пишется ещё слово молодец;

2) использование выполненного задания в качестве новой ступени  для постановки новых задач, для развития новых влечений и интересов;

3) используя на занятиях учебное время, постоянно чередовать  виды деятельности;

4) оценку выполненной работы ставить так, чтобы она придавала учащемуся уверенность в своих силах;

5) использование уроков с использованием презентаций; использование компьютера для нахождения точных величин при решении задач по геометрии; использование программ для построения графиков на уроках алгебры .

На этом уровне познавательной деятельности учащие ся должны уметь самостоятельно анализировать изучае мые    объекты, сравнивать их   свойства,   сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяс нения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т. д. Поэтому учитель, организуя мыслительную деятельность учащихся на дан ном уровне,  должен подбирать учащимся такие задания, которые предусматривали бы выполнение одного из ука занных умственных действий или их различную совокуп ность. Чем больше самостоятельных действий должны совершить учащиеся при выполнении задания, тем оно сложнее.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Он осознаётся учащимися раньше, чем другие мо тивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим (имеет личност ную ценность) и потому является действенным, реаль ным мотивом учения. Из этого не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интерес но. Познание — труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответст венное отношение к своим обязанностям. Но одновре менно нужно стремиться облегчать им процесс позна ния, делая его привлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики

Организация индивидуальной работы на уроках математики...

Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики

Принципы индивидуального подхода в дидактикеСущность принципа индивидуального подхода в дидактикеИндивидуальный подход к неуспевающим ученикамУчёт индивидуальных особенностей детейОсуществление индиви...

Выступление по теме: «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »

Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики...

«Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»

Сообщение на совещании при директоре на тему «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»....

Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими высокие учебные способности на уроках русского языка и литературы

Учащихся, имеющих такие особенности, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и способностей,  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, к...