Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 11 класса, 2,5 часа. Колягин.
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 11 класс. Учебник Колягин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_algebre.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Вадово-Селищенская СОШ»

СОГЛАСОВАНО                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Заместителем директора                                                          Директор школы:

по УВР:____________С.А.Глинова                                         _______________Н.Н.Барыкина            

«___»_________2011-2012 уч.год.                                         «___»_________2011-2012 уч.год.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Алгебра и начала математического анализа»

базовый уровень

для 11 класса

на 2011-2012 учебный год

Разработана

Чудайкиной Н.С.

Пояснительная записка

к рабочей программе по алгебре и началам анализа

11 класса на 2011-2012 учебный год

Статус документа

              Настоящая рабочая программа по алгебре и начала математического анализа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень). Применительно к учебной программе   для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк – М.: Дрофа, 2000г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.

              Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

    Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

            Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта

 1. Учебник: Алгебра и начала анализа для 10 класса, авторов: Ю.М.Калягин,

      Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н.   Е.   Фёдорова и М.И.Шабунин, под редакцией

      А.Б.Жижченко. – М.: Просвещение, 2009г.

 2. Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М.Калягин,

      Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н.   Е.Фёдорова и М.И.Шабунин, под редакцией

      А.Б.Жижченко, – М.: Просвещение, 2009г.

 3. Дидактические материалы для 10 и 11 класса, авторов: М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва,

      Н.Е.Фёдорова, О.    Н.    Доброва, – М.: Просвещение, 2009г.

      4. Изучение алгебры и начало анализа в 10 и 11 классе. Книга для учителя. Авторы:

           Н.Е.Фёдорова, М.В.  Ткачёва, - М.: Просвещение, 2009г. 

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

Пояснительная записка;

Содержание программы;

Календарно-тематический план;

Тематическое планирование;

Требования к уровню подготовки учащихся данного класса;

Примерные контрольные работы;

Список литературы.

Задачи учебного процесса

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  1. систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  2. расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  3. развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
  4. знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

   Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  2. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  4. воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

         Общая характеристика учебного предмета

     Алгебра и начала математического анализа  - раздел математики, который можно грубо охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. Слово «алгебра» также употребляется в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под алгеброй понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел. Она необходима для практических значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственно воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся.  

          Формы контроля

Курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и  методов, относящихся к анализу, выяснением их практической значимости. Характерной особенностью курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.

Текущий (математический диктант, тест, самостоятельная работа);

Промежуточный (тест, самостоятельная работа, практическая работа);

Итоговый (контрольная работа).

        Место предмета

         Согласно действующему в МБОУ «Вадово-Селищенская СОШ» учебному плану и

     с  учетом направленности классов, каледарно-тематический план предусматривает

     следующую организацию процесса обучения: в 11 классе предлагается обучение в

     объеме 85 часов (I полугодие 2 часа, II полугодие 3 часа).

      В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования,

   связанные с объективными причинами.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

      уметь/знать/понимать:

- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и

практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, - создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

 - вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

- строить графики изученных функций;

- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций,

- находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;

- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей.

Календарно-тематический план по алгебре и началам математического анализа для 11 класса

I полугодие 2 часа в неделю, II полугодие 3 часа,

 всего 85 часов

№ п/п

Наименова

ние разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

Теорет. об, ч.

Конт. работы,

ч.

Самост. работы, тесты, ч.

Плани-руемая

Факти-ческая

1.

Тригонометрические функции.

16

10

1

5

1.1

Область определения и множество значений тригонометрических функций.

1

6.09.11г.

1.2

Область определения и множество значений тригонометрических функций.

0,5

0,5

7.09.11г.

1.3

Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.

1

13.09.11г.

1.4

Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.

0,5

0,5

14.09.11г.

1.5

Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.

0,5

0,5

20.09.11г.

1.6

Свойства функции y=cosх и её график.

1

21.09.11г.

1.7

Свойства функции y=cosх и её график.

0,5

0,5

27.09.11г.

1.8

Свойства функции y=cosх и её график.

0,5

0,5

28.09.11г.

1.9

Свойства функции y=sinх и её график.

1

4.10.11г.

1.10

Свойства функции y=sinх и её график.

0,5

0,5

5.10.11г.

1.11

Свойства функции y=sinх и её график.

0,5

0,5

11.10.11г.

1.12

Свойства функции y=tgх и её график.

1

12.10.11г.

1.13

Свойства функции y=tgх и её график.

0,5

0,5

18.10.11г.

1.14

Обратные тригонометрические функции.

1

19.10.11г.

1.15

Урок обобщения и систематизации по теме: «Тригонометрические функции».

1

25.10.11г.

1.16

Контрольная работа №1 по теме: «Тригонометрические функции».

1

26.10.11г.

  2

Производная и её геометрический смысл.

14

9,5

1

3,5

2.1

Придел последовательности.

1

1.11.11г.

2.2

Непрерывность функции.

1

2.11.11г.

2.3

Определение производной.

1

8.11.11г.

2.4

Определение производной.

0,5

0,5

9.11.11г.

2.5

Правило дифференцирования.

1

15.11.11г.

2.6

Правило дифференцирования.

0,5

0,5

16.11.11г.

2.7

Производная степенной функции.

1

22.11.11г.

2.8

Производная степенной функции.

0,5

0,5

23.11.11г.

2.9

Производные элементарных функций.

1

29.11.11г.

2.10

Производные элементарных функций.

0,5

0,5

30.11.11г.

2.11

Геометрический смысл производной.

1

6.12.11г.

2.12

Геометрический смысл производной.

0,5

0,5

7.12.11г.

2.13

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Производная и её геометрический смысл».

1

13.12.11г.

2.14

Контрольная работа №2 по теме: «Производная и её геометрический смысл».

1

14.12.11г.

3

Применение производной к исследованию функции.

10

6,5

1

2,5

3.1

Возрастание и убывание функции.

1

20.12.11г.

3.2

Возрастание и убывание функции.

0,5

0,5

21.12.11г.

3.3

Экстремумы функции.

1

27.12.11г.

3.4

Наибольшее и наименьшее значения функции.

1

28.12.11г.

3.5

Наибольшее и наименьшее значения функции.

0,5

0,5

3.6

Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба.

1

3.7

Построение графиков функций.

1

3.8

Построение графиков функций.

0,5

0,5

3.9

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Применение производной к исследованию функции».

1

3.10

Контрольная работа по №3 по теме: «Применение производной к исследованию функции».

1

4

Первообразная и интеграл.

8

5

1

2

4.1

Первообразная.

1

4.2

Первообразная.

0,5

0,5

4.3

Правила нахождения первообразных.

1

4.4

Правила нахождения первообразных.

0,5

0,5

4.5

Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление.

1

4.6

Применение интегралов для решения физических задач.

1

4.7

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Первообразная и интеграл.

1

4.8

Контрольная работа по №4 по теме: «Первообразная и интеграл».

1

5

Комбинаторика.

6

3

1

2

5.1

Правило произведения. Размещения с повторениями.

1

5.2

Перестановки

1

5.3

Размещения без повторений.

0,5

0,5

5.4

Сочетания без повторений и бином Ньютона.

0,5

0,5

5.5

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Комбинаторика»

1

5.6

Контрольная работа по №5 по теме: «Комбинаторика».

1

6

Элементы теории вероятностей.

7

4

1

2

6.1

Вероятность события.

1

6.2

Вероятность события.

0,5

0,5

6.3

Сложение вероятностей.

1

0,5

6.4

Сложение вероятностей.

0,5

6.5

Вероятность произведения независимых событий.

1

6.6

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Элементы теории вероятностей».

1

6.7

Контрольная работа по №6  по теме: «Элементы теории вероятностей».

1

7

Уравнения и неравенства с двумя переменными.

6

3

1

2

7.1

Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными.

1

7.2

Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными.

0,5

0,5

7.3

Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными.

1

7.4

Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными.

0,5

0,5

7.5

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными.

1

7.6

Контрольная работа по №7  по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными.

1

8

Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа.

18

7

1

9

8.1

Пробный ЕГЭ.

8.2

Повторение. Вычисления и преобразования. Делимость чисел. НОД и НОК нескольких натуральных чисел. Задачи на построение.

1

8.3

Повторение. Числовые неравенства и числовые промежутки. Упрощение алгебраических выражений.

0,5

0,5

8.4

Повторение. Упрощение алгебраических выражений.

0,5

0,5

8.5

Повторение. Преобразование логарифмических и тригонометрических выражений.

1

8.6

Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ.

1

8.7

Повторение. Алгебраические уравнения. Уравнения с модулем. Иррациональные уравнения.

0,5

0,5

8.8

Повторение. Показательные и логарифмические уравнения.

0,5

0,5

8.9

Повторение. Простейшие тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений.

0,5

0,5

8.10

Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ.

1

8.11

Повторение. Неравенства.  Линейные и квадратные неравенства, неравенства с модулем.

0,5

0,5

8.12

Повторение. Показательные и логарифмические неравенства. Иррациональные неравенства.

0,5

0,5

8.13

Повторение. Решение систем уравнений. Общие методы решения систем уравнений. Текстовые задачи.

0,5

0,5

8.14

Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ.

1

8.15

Повторение. Уравнение касательной к графику функции. Использование производной для построения графиков функций.

0,5

0,5

8.16

Повторение. Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке.

0,5

0,5

8.17

Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ.

1

8.18

Итоговая контрольная работа.

1

        Тематическое планирование по дисциплине

«Алгебра и начала математического анализа»

11 класс

№ п/п

Наименова-ние разделов и тем

Макси-мальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретичес-кое обучение, ч.

Самостоятель-ная работа, ч.

Контроль-ные работы, ч.

I.

Тригономет-рические функции.

16

10

5

1

II.

Производная и её геометричес-кий смысл.

14

9,5

3,5

1

III.

Применение производной к исследованию функции.

10

6,5

2,5

1

VI.

Первообраз-ная и интеграл.

8

5

2

1

V.

Комбинато-рика

6

3

2

1

VI.

Элементы теории вероятностей

7

4

2

1

VII.

Уравнения и неравенства с двумя переменными.

6

3

2

1

VIII.

Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа.

18

7

9

1

Содержание учебного предмета

Глава I. Тригонометрические функции содержит материал, который поможет учащимся глубже понять математических методов в задачах физики и геометрии.

Область определения и множество значений тригонометрических функций.

Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.

Свойства функции y=cosх и её график.

Свойства функции y=sinх и её график.

Свойства функции y=tgх и её график.

Обратные тригонометрические функции.

Основная цель – изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств; научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построения графиков.

Среди тригонометрических формул следует особо выделить те формулы, которые непосредственно относятся к исследованию тригонометрических функций и построению их графиков. Так, формулы sin(-x)=-sin x и cos(-x)=cos x выражают свойства нечетности и четности функций y=sin x и y=cos x соответственно.

Построение графиков тригонометрических функций проводится с использованием их свойств и начинается с построения графика функции y=cos x.С помощью графиков тригонометрических функций решаются простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.

На базовом уровне обратные тригонометрические функции даются в ознакомительном плане. Рекомендуется также рассмотреть графики функции y=│cos х│, y= а+cos х, y= cos (х+а), y= cos ах,

y= а cos х, где а – некоторое число.

 

Учебная цель – введение понятия тригонометрической функции, формирование умений находить область определения и множество значения тригонометрических функций;

обучение исследованию тригонометрических функций на четность и нечетность и нахождению периода функции;

изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств;

изучение свойств функции y = sin х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств;

ознакомление со свойствами функций y = tg x и y = ctg x, изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графиков функций и применению свойств функций при решении уравнений и неравенств;

ознакомление с обратными тригонометрическими функциями, их свойствами и графиками.

В результате изучения главы «Тригонометрические функции» учащиеся должны знать основные свойства тригонометрических функций, уметь строить их графики и распознавать функции по данному графику, уметь отвечать на вопросы к главе, а также решать задачи этого типа.

Глава II. Производная и её геометрический смысл изложение материала ведется на наглядно-интуитивном уровне: многие формулы не доказываются, а только поясняются или принимаются без доказательств.

Придел последовательности.

Непрерывность функции.

Определение производной.

Правило дифференцирования.

Производная степенной функции.

Производные элементарных функций.

Геометрический смысл производной.

Основная цель – показать учащимся целесообразность изучения производной и в дальнейшем первообразной (интеграла), так как это необходимо при решении многих практических задач, связанных с исследованием физических явлений, вычислением площадей криволинейных фигур и объемов тел с производными границами, с построением графиков функций. Прежде всего, следует показать, что функции, графиками которых являются кривые, описывают важные физические и технические процессы.

Усвоение геометрического смысла производной и написание уравнения касательной к графику функции в заданной точке является обязательным для всех учащихся.

Учебная цель – знакомство с определением предела числовой последовательности, свойствами сходящихся последовательностей, обучение нахождению пределов последовательностей, доказательству сходимости последовательности к заданному числу;

обучение выявлению непрерывных функций с опорой на определение непрерывности функции;

знакомство с понятием производной функции в точке и её физическим смыслом, формирование начальных умений находить производные элементарных функций на основе определения производной;

овладение правилами дифференцирования суммы, произведения и частного двух функций, вынесения постоянного множителя за знак производной; знакомство с дифференцированием сложных функций и правилам нахождения производной обратной функции;

обучение использованию формулы производной степенной функции f (x) = xp для любого действительного p;

формирование умений находить производные элементарных функций;

знакомство с геометрическим смыслом производной обучение составлению уравнений касательной к графику функции в заданной точке.

В результате изучения главы «Производная и её геометрический смысл» учащиеся должны знать определение производной, основные правила дифференцирования и формулы производных элементарных функций; понимать геометрический смысл производной; уметь записывать уравнение касательной к графику функции в заданной точке решать упражнения данного типа. Иметь представление о пределе последовательности, пределе и непрерывности функции и уметь решать упражнения на применение понятия производной.

Глава III. Применение производной к исследованию функций при изучении материала широко используются знания, полученные учащимися в ходе работы над предыдущей темой. Показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.

Возрастание и убывание функции.

Экстремумы функции.

Наибольшее и наименьшее значения функции.

Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба.

Построение графиков функций.

Основная цель – является демонстрация возможностей производной в исследовании свойств функций и построении их графиков и применение производной к решению прикладных задач на оптимизацию. С помощью теоремы Лагранжа обосновывается достаточное условие возрастания и убывания функции. Должное внимание уделяется теореме Ферма и её геометрическому смыслу, а также достаточному условию экстремума. Вводятся понятие асимптоты, производной второго порядка и её приложение к выявлению интегралов выпуклости функции. Предлагается знакомство с различными прикладными программами, позволяющими построить график функции и исследовать его с помощью компьютера.

Учебная цель – обучение применению достаточных условий возрастания и убывания к нахождению промежутков монотонности функции;

знакомство с понятиями точек экстремума функции, стационарных и критических точек, с необходимыми и достаточными условиями экстремума функции;

обучение нахождению точек экстремума функции;

обучение нахождению наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной;

знакомство с понятием второй производной функции и её физическим смыслом; с применением второй производной для нахождения интегралов выпуклости и точек перегиба функции;

формирование умения строить графики функций – многочленов с помощью первой производной,  с привлечением аппарата второй производной.

В результате изучения главы «Применение производной к исследованию функций» учащиеся должны знать, какие свойства функции выявляются с помощью производной, уметь строить графики функций, решать задачи на нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции данного типа упражнений.

Глава IV.  Первообразная и интеграл рассматриваются первообразные конкретных функций и правила нахождения первообразных.

Первообразная.

Правила нахождения первообразных.

Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление.

Применение интегралов для решения физических задач.

Основная цель – ознакомление учащихся с понятием первообразной и обучение нахождению площадей криволинейных трапеций. Площадь криволинейной трапеции определяется как предел интегральных сумм. Большое внимание уделяется приложениям интегрального исчисления к физическим и геометрическим задачам. Связь между первообразной и площадью криволинейной трапеции устанавливается формулой Ньютона-Лейбница. Далее возникает определенный интеграл как предел интегральной суммы; при этом формула Ньютона-Лейбница также оказывается справедливой. Таким образом, эта формула является главной: с её помощью вычисляются определенные интегралы и находятся площади криволинейных трапеций. Планируется знакомство с простейшими дифференциальными уравнениями.

Учебная цель – ознакомление с понятием первообразной, обучение нахождению первообразной для степеней и тригонометрических функций;

ознакомление с понятием интегрирования и обучение применению правил интегрирования при нахождении первообразных;

формирование понятия криволинейной трапеции, ознакомление с понятием определенного интеграла, обучение вычислению площади криволинейной трапеции в простейших случаях;

ознакомить учащихся с применением интегралов для физических задач, научить решать задачи на движение с применением интегралов.

В результате изучения главы «Первообразная и интеграл» учащиеся должны знать правила нахождения первообразных основных элементарных функций, формулу Ньютона-Лейбница и уметь их применять к вычислению площадей криволинейных трапеций при решении задач данного типа.

Глава V. Комбинаторика содержит основные формулы комбинаторики, применение знаний при выводе формул алгебры, вероятность и статистическая частота наступления события. Тема не насыщена теоретическими сведениями и доказательствами, она имеет, прежде всего, общекультурное и общеобразовательное значение.

Правило произведения. Размещения с повторениями.

Перестановки.

Размещения без повторений.

Сочетания без повторений и бином Ньютона.

Основная цель – ознакомление с основными формулами комбинаторики и их применением при решении задач, развивать комбинаторное мышление учащихся, ознакомить с теорией соединений, обосновать формулу бинома Ньютона. Основной при выводе формул числа перестановок и размещений является правило умножения, понимание которого формируется при решении различных прикладных задач. Свойства числа сочетаний доказываются и затем применяются при организации и исследовании треугольника Паскаля.

Учебная цель – овладение одним из основных средств подсчета числа различных соединений, знакомство учащихся с размещениями с повторениями;

Знакомство с первым видом соединений – перестановками; демонстрация применения правила произведения при выводе формулы числа перестановок из п элементов;

Введение понятия размещения без повторений из м элементов по  п; создание математической модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа размещений;

знакомство с сочетаниями и их свойствами; решение комбинаторных задач, сводящихся к подсчету числа сочетаний из м элементов по п; обоснованное конструирование треугольника Паскаля; обучение возведению двучлена в натуральную степень с использованием формулы Ньютона.

составление порядочных множеств (образование перестановок); составление порядочных подмножеств данного множества (образование размещений);

доказательство справедливости формул для подсчета числа перестановок с повторениями и числа сочетаний с повторениями, усвоение применения метода математической индукции.

В результате изучения главы «Комбинаторика» учащиеся должны знать, основные формулы комбинаторики, уметь находить вероятность случайных событий в простейших случаях, использовать классическое определение вероятности и применения их при решении задач данного типа.

Глава VI. Элементы теории вероятностей в программу включено изучение лишь отдельных элементов теории вероятностей. При этом введению каждого понятия предшествует неформальное объяснение, раскрывающее сущность данного понятия, его происхождение и реальный смысл. Так вводятся понятия случайных, достоверных и невозможных событий, связанных с некоторым испытанием; определяются и иллюстрируются операции над событиями.

Вероятность события.

Сложение вероятностей.

Вероятность произведения независимых событий.

Основная цель – сформировать понятие вероятности случайного независимого события. Исследование простейших взаимосвязей между различными событиями, а также нахождению вероятностей видов событий через вероятности других событий. Классическое определение вероятности события с равновозможными элементарными исходами формируется строго, и на его основе (с использованием знаний комбинаторики) решается большинство задач. Понятие геометрической вероятности и статистической вероятности вводились на интуитивном уровне. При изложении материала данного раздела подчеркивается прикладное значение теории вероятностей в различных областях знаний и практической деятельности человека.

Учебная цель – знакомство с различными видами событий, комбинациями событий; введение понятия вероятности события и обучение нахождению вероятности случайного события с очевидными благоприятствующими исходами;

знакомство с теоремой о вероятности суммы двух несовместных событий и её применением, в частности при нахождении вероятности противоположного события; и с теоремой о вероятности суммы двух производных событий;

интуитивное введение понятия независимых событий; обучение нахождению вероятности произведения двух независимых событий.

В результате изучения главы «Элементы теории вероятностей» учащиеся должны уметь находить вероятности случайных событий с помощью классического определения вероятности при решении упражнений данного типа, иметь представление о сумме и произведении двух событий, уметь находить вероятность противоположного события, интуитивно определять независимые события и находить вероятность одновременного наступления независимых событий в задачах.

Глава VII. Уравнения и неравенства с двумя переменными последняя тема курса не нова для учащихся старших классов. Решение систем уравнений с помощью графика знакомо школьникам с основной школы. Теперь им предстоит углубить знания, полученные ранее, и ознакомиться с решением неравенств с двумя переменными и их систем. Учащиеся изучают различные методы решения уравнений и неравенств, в том числе с параметрами.

Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными.

Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными.

Основная цель – обобщить основные приемы решения уравнений и систем уравнений, научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными, сформировать навыки решения задач с параметрами, показать применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.

Учебная цель – научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными.

В результате изучения главы «Уравнения и неравенства с двумя переменными» учащиеся должны уметь решать уравнения, неравенства и системы уравнений и неравенств с двумя переменными. Знать и уметь применять основные приемы для решения уравнений и систем уравнений, решать системы уравнений и неравенства с помощью графика.

VIII. Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа. Уроки итогового повторения имеют своей целью не только восстановление в памяти учащихся основного материала, но и обобщение, уточнение  систематизацию знаний по алгебре и началам математического анализа за курс средней школы.

Повторение предлагается проводить по основным содержательно-методическим линиям и целесообразно выстроить в следующим порядке: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа.

При проведении итогового повторения предлагается широкое использование и комбинирование различных типов уроков (лекций, семинаров, практикумов, консультаций и т.е.) с целью быстрого охвата большого по объему материала. Необходимым элементом уроков итогового повторения является самостоятельная работа учащихся. Она полезна как самим учащимся, так и учителю для осуществления обратной связи. Формы проведения самостоятельных работ разнообразны: от традиционной работы с двумя, тремя заданиями до тестов и работ в форме рабочей тетрадей с заполнением пробелов в приведенных рассуждениях.

В результате обобщающего повторения курса алгебры и начала анализа за 11 класс создать условия учащимся для выявления:

- владения понятием степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить их значения;

- умения выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;

умения решать системы уравнений, содержащих одно или два уравнения (логарифмических, иррациональных, тригонометрических), решать неравенства с одной переменной на основе свойств функции;

- умения использовать несколько приемов при решении уравнений;

- решать уравнения с использованием равносильности уравнений; использовать график функции при решении неравенств (графический метод);

- умения находить производную функции; множество значений функции; область определения сложной функции; использовать четность и нечетность функции;

- умения исследовать свойства сложной функции; использовать свойство периодичности функции для решения задач; читать свойства функции по графику и распознавать графики элементарных функций;

- умения решать и проводить исследование решения текстовых задач на нахождение наибольшего (наименьшего) значения величины с применением производной;

- умения решать задачи параметрические на оптимизацию;

- умения решать комбинированные уравнения и неравенства; использовать несколько приемов при решении уравнений и неравенств;

- умения извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы.

Список литературы:

     

         Пособие для ученика:  

             

1. Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Алгебра и начала анализа.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2010г.

2. Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Алгебра и начала анализа.11 класс. Учебник длят общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2010.

3.Единый государственный экзамен 2006-20011. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2006-2012.

     Методическая литература:

1. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.

2. Программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Математика. Составители: Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. М.: Дрофа, 2004г.

3. Контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов общеобразовательных школ. Авторы: А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. М.: Мнемозина, 2006г.

4. Дидактические материалы. Алгебра и начала математического анализа. 11 кл. М.И.Шабунин, А.П.Ершова.

5. Тесты. Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. П.И.Алтынов. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2000г.

6. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса. Б.И.Ивлев, С.И.Саакян. М.: 2000г.

7. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов. Сост. Г.И.Ковалева, О.Л.Безрукова. Волгоград: Учитель, 2005г.

8. Устные упражнения по алгебре и началам анализа. Р.Д.Лукин, И.С.Якунина, Т.К.Лукина. М.: 2004г.

9.Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике. В.М.Шамшин. Феникс, Ростов-на-Дону, 2007г.

10. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами по математике для подготовки к ЕГЭ. Г.И.Ковалева. Волгоград, 2005г.

11. Математика: система подготовки учащихся к ЕГЭ. В.Н.Студенецкая. Волгоград, 2005г.

12. Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»

13. Математика в школе. Еженедельная научно-методический журнал.

14. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений. Л.О.Денищева и др. под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007г.

15. Единый государственный экзамен: Математика. Репетитор. В.ВКочагин. – М.: Просвещение, Эксмо, 2010г.

16. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ. Г.И.Ковалева. Волгоград, учитель, 2012г.

Программно-педагогические средства, реализуемых с помощью компьютера:

1. Готовимся к ЕГЭ. Математика.

2. Репетитор по алгебре 11 класс.

3. Образовательная коллекция 1С: Алгебра 7-11 класс.

4. Алгебра и начало анализа 10-11 кл.

5. Алгебра и начало анализа 11 класс. Итоговая аттестация.

6. 1С: Школа. Математика 5-11 класс. Практикум.

7. 1С: Репетитор «Математика» + Варианты ЕГЭ 2010г.

Интернет-ресурсы:

1. Министерство образование РФ: http//www.ed.ru/      http//www.edu.ru

2. Тестирование online: 5-11 классы: http//www.kokch.kts.ru/cdo

3. Досье школьного учителя математики: http//www.mathvaz.ru

4. Новые технологии в образование: http//www.edu.secna.ru

5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http//www.mega.km.ru

6. Сайты «Энциклопедий»: http//www.rubricon.ru    http//www.encyclopedia.ru

7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http//www.bztest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 10 класс

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 10 класса  составлена на основе:федерального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной обще...

Рабочая программ по алгебре и начала математического анализа 10 класс

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 10 класса (базовый уровень), 85 часов в год...

Рабочая программ по алгебре и начала математического анализа 11 класс

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа (базовый уровень) 11 класс, 85 часов в год...

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 10 класс

Учебник: Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни  Москва: ...

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 10 класс

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа  для 10 класс (базовый и углубленный уровень). С.М.Никольский, М.К.Потапов...

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по математике основного общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и соотносится с требованиями федерального к...