Урок алгебры в 8 классе "Разложение квадратного трёхчлена на множители"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Пахомова Елена Анатольевна

Первый урок по теме.

Цель урока:изучить основные понятия,связанные с квадратным трёхчленом;вывести формулу для разложения квадратного трёхчлена на множители и формировать умение её применять.

Тип урока:изучение и первичное закрепление новых знаний;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Разложение квадратного трёхчлена на множители» (алгебра 8 класс)

Цель: восприятие и первичное осознание нового материала;

         изучить основные понятия, связанные с квадратным трёхчленом;

         вывести формулу для разложения квадратного трёхчлена

         на множители и формировать умение её применять.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний;

Структура урока: мотивация- актуализация опорных знаний -восприятие, осмысление,  закрепление-проверка усвоения - анализ и самоанализ.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим работу с квадратным уравнением, используя теорему Виета и применением квадратного уравнения для новых алгебраических преобразований.

Работа у доски по карточкам.( 2 ученика)

Карточка №1:Составить квадратное уравнение, имеющее корни 3 и 2 ,через составление   произведения.

Карточка №2: Составить квадратное уравнение, имеющее корни 3 и 4 ,используя   формулу Виета.

 Остальные устно:

(слайд №1) Сократить дробь: 412;   1751;  927;   а2а4;   аха2-х2 ;   в+хв2-х2;

№2  Назовите коэффициенты квадратного уравнения:

а)    2x2 - 7х + 34 = 0

б)   -  37 x2 - 13х + 5 = 0

(слайд 2)

в)   2х2- 7х + 3 = 0 – преобразуйте в приведённое квадратное уравнение (один человек к доске записать полученное приведённое квадратное уравнение)

-Назовите коэффициенты полученного уравнения. (р= - 72 ;  или - ва ; g = са )

-Проверяем работу учеников, работающих по карточкам:

№1  (х-3)(х-2) = x2- 5х +6 ;      №2  x2- 7х + 12 = 0  т. к. 3 + 4 = 7 , 3*4 = 12

3. Объяснение нового материала:

-Назовите общий вид квадратного уравнения  (ax2 + bx + с = 0 )

Я вытру ноль.                

 ax2 + bx + с, где x- переменная, а, b и с- некоторые числа, причём a  0

-Как вы назовёте это выражение?(возможен ответ: многочлен второй степени с одной переменной)

-Это квадратный трёхчлен. Сегодня нам предстоит познакомиться с новой темой: «Разложение квадратного трёхчлена на множители» (Запишем в тетради число, классная работа и тема урока)

-Дайте определение квадратного трёхчлена.(слайд 3)

Квадратным трёхчленом называется многочлен вида

ax2 + bx + с, где x- переменная, а, b и с- некоторые числа, причем, а  0  

(слайд 4) Задание:

Определите, какие из следующих выражений являются квадратным трёхчленом; ответ объясните.

а) 3х2  -7х+ 12                 б) 2х3  +5х-1            в) -4х2  + 13   

г) 2х – 1,27                      д) 2х2  + 5х                 

Заметим, что значение квадратного трёхчлена  5х2  + 3х-2                   зависит от значения х.Например,

Если х = 0,то 5х2  + 3х-2=-2           

 Если х = 2,то 5х2  + 3х-2=24           

Если х = -1,то 5х2  + 3х-2=0   

При  х = -1 квадратный трёхчлен  5х2  + 3х-2  обращается в нуль,в этом случае число -1 называют корнем квадратного трёхчлена.

-Сформулируйте определение корня квадратного трёхчлена.(слайд 5)

Определение. Корнем квадратного трёхчлена называется значение переменной, при котором значение этого трёхчлена равно нулю.  

-Как отыскать корни квадратного трёхчлена?           

Приравнять к нулю трёхчлен и найти дискриминант.

-Итак, появилось новое понятие дискриминант квадратного трёхчлена 

 Определение. Дискриминантом квадратного трёхчлена ax2 + bx + с называется значение выражения D = b2 – 4 a с .

Если    D>0,то квадратный трёхчлен имеет 2 корня;

Если D=0, то квадратный трёхчлен имеет 1 корень или 2 равных корня;

 Если  D<0, то квадратный трёхчлен не имеет корней.

       Вы умеете составлять квадратное уравнение, если известны корни, а квадратный трёхчлен - это его левая часть. Нам предстоит выполнить обратную работу. Посмотрите на работу ученика, работающего по карточке №1:

(х-3)(х-2) = x2- 5x +6

Поменяем местами левую и правую части этого равенства

x2- 5х +6 = (х-3)(х-2)

Вывод: получилось, что трёхчлен разложен на множители, а 2 и 3 это корни квадратного трёхчлена.

-Рассмотрим другой трёхчлен   2x2- 10х + 12 . Как его разложить на множители?

2x2- 10х + 12 = 2(x2- 5х +6) = 2(х-3)(х-2) , где а = 2 – первый коэффициент.

Запишем в общем виде:  ax2 + bx + с = a (х - х1 )(х - х2 ) , где  х1 и   х2- корни квадратного трёхчлена  ax2 + bx + с .

-Мы получили разложение квадратного трёхчлена на множители. Откроем страницу 136 учебника. Читаем вслух правило в рамочке.(слайд 6)

Если х1 и   х2- корни квадратного трёхчлена  ax2 + bx + с,

то ax2 + bx + с = a (х - х1 )(х - х2 )

  Наш вывод совпал с выводом учебника.

Это можно доказать перемножив множители правой части. В учебнике есть доказательство. Кто желает рассмотреть доказательство дома и на следующем уроке показать его нам?(слайд 7)

Итак, если квадратный трёхчлен имеет корни, то он раскладывается на множители. Читаем обратное утверждение:

 Если квадратный трёхчлен раскладывается на линейные множители, то он имеет корни. По - другому,  читаем в книге стр.137 в рамке

 Если квадратный трёхчлен не имеет корней, то его нельзя разложить на линейные множители.

4 .Формирование умений и навыков:

Мы с вами будем формировать умения в разложении квадратного трёхчлена на множители. №531(а,в)-показывает учитель.

а) x2- 15х + 50 = (х-5)(х-10)

x2- 15х + 50 = 0

Д>0 , х1+ х2=15 ,

             х1·х2=50        х1=5, х2=10

в) 3x2- 2х – 1 = 3(х - х1 )(х - х2 ) , не приведённое ,тогда а = 3  и 3x2- 2х – 1 = 0,  Д>0,Д = 4 +12 =16,   х1= 1       , х2= -13  

№532(б,г) устно(Чтобы разложить на множители нужно знать корни.)№533(а,г ), №538(а)

5.Проверочная самостоятельная работа на листах.(слайд 8)

1в. №533(б),№535(а),№538(в)

2в. №533(в),№535(б),№538(б)

Оценочная таблица.

«3»

«4»

«5»

1задание

2задания

3задания

6. Итог.

-Когда можно, а когда нельзя разложить на множители квадратный трёхчлен?

Оценки: 2 ученика по работе с карточками, остальные по итогам проверочной работы.

7. Домашнее задание. П.3.7,№531(б,г), №533(д,е) , №538(г) (слайд 9)

Спасибо за урок, дети. (слайд 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Разложение квадратного трёхчлена на множители» Подготовила: Пахомова Елена Анатольевна МКОУ СОШ с.Таежное

Слайд 2

Сократить дробь:

Слайд 3

Назовите коэффициенты квадратного уравнения : а в б

Слайд 4

Преобразуйте в приведённое квадратное уравнение

Слайд 5

Квадратный трёхчлен Квадратным трёхчленом называется многочлен вида

Слайд 6

Определите, какие из следующих выражений являются квадратным трёхчленом; ответ объясните. б) в) г) а)

Слайд 7

Корнем квадратного трёхчлена называется значение переменной, при котором значение этого трёхчлена равно нулю. Дискриминантом квадратного трёхчлена называется значение выражения

Слайд 8

Разложение квадратного трёхчлена на множители

Слайд 9

Если квадратный трёхчлен имеет корни, то он раскладывается на множители. Если квадратный трёхчлен раскладывается на линейные множители, то он имеет корни. Если квадратный трёхчлен не имеет корней, то его нельзя разложить на линейные множители.

Слайд 10

Проверочная самостоятельная работа 1в. № 533(б), № 535(а), № 538(в) 2в. № 533(в), № 535(б), № 538(б) Оценочная таблица. «3» «4» «5» 1 задание 2 задания 3 задания

Слайд 11

Домашнее задание . П.3.7,№531(б,г), №533(д,е) , №538(г)

Слайд 12

Спасибо за урок, дети .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры по теме: "Разложение квадратного трёхчлена на множители"

Цели урока:  1.  закрепить  умение учащихся решать квадратные уравнения; 2.  закрепить умение учащихся в разложении квадратного трехчлена на множители используя формулу...

Урок в 9 классе" Разложение квадратного трёхчлена на множители"

Урок алгебры в 9 классе с применением ЭОР....

Тема урока: «Разложение квадратного трёхчлена на множители» (урок № 1)

конспект урока «Разложение квадратного трёхчлена на множители» (урок № 1)...

" Разложение квадратного трёхчлена на множители"

Презентация к уроку алгебры в 8 классе " Разложение квадратного трёхчлена на множители"...

Тема урока: «Разложение квадратного трёхчлена на множители»

Предмет      алгебра     класс    9.Базовый учебник  Алгебра. 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К....

Презентация к уроку "Разложение квадратного трёхчлена на множители"

Презентация содержит объяснение нового материала, тренировочные упражнения и самостоятельную работу....