урок математики "Умножение десятичных дробей" в 5 классе
презентация к уроку алгебры (5 класс) по теме

Ткач Галина Анатольевна

разработка урока-путешествия в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umn_des_dr.zip1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. повторить правило умножения десятичной дроби на натуральное число
  2. вывести правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь
  3. закрепить материал с помощью решения задач практической направленности
  4.  расширять кругозор учащихся
  5. развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: Урок – путешествие

Оборудование: презентация, медиапректор.

Ход урока

Организационный момент

Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, но тему урока вы сформулируйте сами. А поможет вам в этом – путешествие. Какое это путешествие, вы ответите сами, решив правильно следующие примеры.

   Устно: 

3,1 + 3,8 = 6,9 (н)                         15 : 2 = 7,5 (д)              

36 • 0,2 = 7,2 (ы)                           36 – 5,5 = 30,5 (у)

78 • 0,1 = 7,8 (м)                           0,5 • 2 = 1 (е)            

4,04 • 2 = 8,08 (а)                          0,4 • 12 = 4,8 (р)        

10 : 20 = 0,5 (о)                              4,04 + 0,2 = 4,2 (ь)

1500 • 0,02 = 30 (й)                        12,4 : 4 = 3,1 (ж)      

26,6 – 6,7 = 19,9 (к)

 

7,8

1

3,1

7,5

30,5

6,9

8,08

4,8

0,5

7,5

6,9

7,2

30

7,5

1

6,9

4,2

4,8

1

19,9

м

е

ж

д

у

н

а

р

о

д

н

ы

й

д

е

н

ь

р

е

к

        Ребята!   14 марта во многих странах отмечается Международный день рек, ранее имевший название Международный день борьбы против плотин, за реки, воду и жизнь. В начале антиплотинного мирового движения, в 1998 году, в этот день прошло более 50 акций протеста в более чем 20 странах мира, в том числе в Бразилии, Индии, Таиланде, Австралии, России, Японии, США.

       

 И мы с вами в честь этого события совершим путешествие небольшое путешествие.

Путешествие будет познавательным.

Девиз нашего путешествия: «За реки, за воду, за жизнь!»

В этом путешествии я буду экскурсоводом, а вы экскурсионной группой.

«В связи с тем, что количество незарегулированных рек быстро сокращается, мы можем столкнуться с влиянием дамб не только на сами реки, но и на другие природные объекты и явления. Теперь мы не можем оценить ущерб от нарушения естественного течения реки, а когда последствия проявятся, будет уже поздно», — говорит в отчете один из авторов, координатор программ Всемирного водного форума по дамбам Юта Коллер.

Последствия урагана Катрина для Нового Орлеана были ярким примером того, как река Миссисипи отомстила человеку за нарушение ее экосистемы, — сказал Джеймс Питток, директор международной Пресноводной программы Всемирного водного форума. — Дамба задерживает песок, ил, другие придонные отложения, тем самым обедняя пойменные луга и болота ниже по течению, что и является главным фактором опустошения и потери жизни». 

1. Асуанская дамба (в Африке).

Асуанская дамба имеет тенденцию увеличивать соленость Средиземного моря. Полагают, что такое влияние дамбы ускоряет процессы, которые приведут к следующему ледниковому периоду.

Асуанская Верхняя Дамба имеет 3,6 км в длину, 0,98 км в ширину по основанию.

Каков периметр и площадь Асуанской Верхней Дамбы?

а = 3,6 км

b = 0,98 км

Р=2(а+b)

Р=2(3,6+0,98) =9,16 (км)

     S=3,6км ∙ 0,96км =3600 м · 980 м  =  3528000 м2  = 3,528км2.

      С какой трудностью вы столкнулись?

- Умножать десятичные дроби на десятичные дроби.

 Итак, тема нашего урока: «Умножение десятичной дроби на десятичную дробь»

Мы нашли с вами площадь Асуанской дамбы, не переводя одну единицу длины в другую.

Как вы думаете, как можно умножить десятичную дробь на десятичную не выполняя перевода из одной единицы в другую?

574

   12

1148

574

6888    

574

  1,2

1148

574

688,8  

57,4

   1,2

1148

574

68,88  

57,4

 0,12

1148

574

6,888  

Как можно сформулировать правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь?

Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо:

1. Перемножить их не обращая внимания на запятые;

2. Отделить запятой в произведении столько цифр СПРАВА, сколько их стоит после запятой в ОБОИХ МНОЖИТЕЛЯХ ВМЕСТЕ.

А теперь закрепим наше правило:

27,4  •  0,63 = 17,262

Из 177 крупнейших рек мира (более 1 тысячи километров в длину) только треть не имеют дамб или других сооружений на своем главном русле. 21 большая река свободна в своем течении от истоков до устья. Незарегулированными остаются еще 43 больших притока великих рек, таких как Конго, Амазонка и Лена. Строительство дамб на реках — опасная тенденция, которая угрожает природе всей планеты.

  1. Лена.

Лена имеет исключительно важное значение как неисчерпаемый источник водоснабжения, как удобная транспортная артерия и как колоссальный источник энергии. Лена – дорога.

 По Лене перевозится 70 процентов всех грузов Якутии. Ее образно называют «главной улицей», «голубым проспектом», «дорогой жизни».

  Река Лена – еще и источник электроэнергии. Она способна вырабатывать в год до 150 миллиардов киловатт-час электроэнергии.  

Река Вилюй - левый приток Лены. Сооружение плотины Вилюйской ГЭС началось в 1965-1967 гг., полное заполнение водохранилища произошло только в 1973 г.

Создание каскада ГЭС и Вилюйского водохранилища одновременно с решением энергетической проблемы региона создало ряд проблем экологических и социальных, как прогнозируемых, так и не прогнозированных в период строительства. Часть этих последствий необратима, как, например, затопление населенных пунктов, таежных массивов, климатические изменения в регионе, проблемы судоходства на р. Вилюй. 

Задача.

После ввода в строй Вилюйскосй ГЭС, содержание кислорода в озере Ниджили снизилось и добыча карася сократилась. В 2000 г. было выловлено 67,2 т карася, а в 1966 г. в 4,2 раза больше. Сколько тонн карася вылавливали в 1966 г.?

67,2 ∙ 4,2 = 282,24 (т)

3. Печора.

В Европе, включая территорию западнее Урала, только одна большая река Печора в России – остается свободно текущей от истоков до моря.

Задача.

Площадь бассейна реки Печоры составляет 0,32 млн.км . Леса занимают 0,8 всей площади. Какую площадь занимают леса Печорского бассейна?

0,32 ∙ 0,8 = 0,256 млн. км2.

физкультминутка

Поставьте правильно запятую.

1,27   •   3,5=  4,445

12,7 • 0,35=  4,445

12,7 •   3,5=  44,45

0,127 • 3,5=  0  ,4445

0,127 •0,35=   0 , 0 4445

12,7  •0,1 = 1,27

12,7 • 0,01=  0 ,127

Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01;…

972,5     0,1= 97,25

972,5    0,01= 9,725

972,5    0,001=0,9725

972,5     0,0001=0,09725

Дети формулируют правило умножения на 0,1;0,01; …

Правило: Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.

   

14 марта экологи обращают внимание человечества на глобальные проблемы по сохранению всех водных ресурсов планеты, значение воды для всего живого. Огромный запас чистой пресной воды сосредоточен на заповедных территориях и находится под охраной государства. Алтайский заповедник - не исключение.

4. Телецкое озеро. 

Задача.

Какова общая площадь водных объектов Алтайского природного заповедника, если акватория Телецкого озера в 2,45 раза меньше, и равна 11,7 тыс. га? Результат округлите до десятых.

       2,45 ∙ 11,7 = 28,665 ≈ 28,7 (тыс. га)

       Во время путешествия мы с вами побывали на :

  1. Асуанской дамбе (в Африке).
  2. Лене и ее притоке реке Вилюй.
  3. Печоре.
  4. Телецком озере.

Возьми меня с собою на рыбалку –
Я у реки тихонько посижу
И на тобой пригретую русалку,
На гладь речную молча погляжу.
На перекатах речка говорлива,
А здесь она спокойна и тиха.
На берегу – раскидистая ива,
Одетая в зелёные меха.
Её умыл недавно тёплый дождик,
Что, растянувшись, на траве лежит
И смотрит, как на узеньком листочке –
Ресничке ивы – капелька дрожит.
А у моста упругими боками
Блестит на солнце молодой камыш.
Он ловит ветер тонкими руками
И перевязывает ветром тишь.

        

 Обобщение по теме:

        Вопрос: Что нужно знать, чтобы хорошо выполнять умножение десятичных дробей?

Домашнее задание. п.36, № 1431,1433.

В оставшееся время № 1397


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...

Урок"Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Урок открытия новых знаний. В  основе урока  лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны....