Главные вкладки

    План-конспект урока алгебры (5 класс) по теме:
    Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей".

    Галимова Гульнур Хамисовна

    Цели урока:
    1.Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел;
    2.Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, определять и объяснять понятия;
    3.Формировать коммуникативные компетентности, умения аргументировать свои действия, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    detektiv.doc170 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в 5 классе.

    Тема урока: Сравнение десятичных дробей.

    Цели урока:

    1. Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел;
    2. Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, определять и объяснять понятия;
    3. Формировать коммуникативные компетентности, умения аргументировать свои действия, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

    Оборудование: карточки учета, учебник, дидактический материал, раздаточные карточки (тест), портрет С. Стевин, таблица «Сравнение десятичных дробей».

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Эмоциональный настрой на урок.

    Друзья мои! Я очень рада

    Войти в приветливый ваш класс

    И для меня уже награда

    Вниманье ваших умных глаз.

    – Здравствуйте, садитесь!

    Я рада всех вас видеть. Пожелаем скорейшего выздоровления тем, кто сегодня не присутствует на уроке.

    Я знаю каждый в классе гений,

    Но без труда талант не впрок

    Скрестите шпаги ваших мнений

    Мы вместе сочиним урок!

    2. Мотивация урока.

     «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться сравнивать десятичные дроби. Ведь сравнение чисел очень важная операция, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни.

    Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агенство. Агенству требуются новые работники.  А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” - частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентство необходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: «высокий уровень» – детектив; «достаточный уровень» – инспектор; «средний уровень» – помощник детектива.

    А девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет».

     Запишите свои данные в личную карточку. Настроение в начале урока: рисуют смайлики.  Также хотелось бы узнать, кем бы вы хотели работать в данном агенстве. Запишите в личную карточку.

    Ф. И.                                                                                  класс

    Настроение в начале урока

     

    Настроение в конце урока

    Вид задания

    Форма проверки

    Максимальный балл

    Получен-ный балл

    1.

    Заявление (проверка д/з)

    учителем

    6 баллов

    2.

    Название фирмы (данетка)

    взаимопроверка

    6 баллов

    3.

    Тест.

    взаимопроверка

    6 баллов

    4.

    Логическая задача.

    самопроверка

    5 баллов

    5.

    Бонус.

    самопроверка

    1 балл

    Оценка за урок:

    24:2

    Оцени свою работу на уроке:

    Желаю всем удачи!

    3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

    Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с домашней работой) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в ваши личные карточки в раздел «Заявление». Максимум – 6 баллов.

    Все вы достойны стать сотрудниками детективного агенства.

    Игра «Данетка».

    Но сначала  выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного высказывания. Подсказка – название агенства состоит из 6 букв.

    Ф     =0,8

    А      14=14,5

    Е       1=1,001

    М      =3,4

    О       48см=4,8м

    И      7,20=7,2

    Л       0,5=0,05

    Д       2,5000=2,5

    А       15=15,00

    Ответ: Фемида. “Фемида” - греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 6 баллов. Результаты заносим в личную карточку.

    Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи десятичных дробей. Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби.

    1. 7 целых 8 десятых
    2. 2 целые 25 сотых
    3. 0 целых 92 сотые
    4. 12 целых 3 сотых
    5. 24 целые 24 тысячные
    6. 7 целых 7 десятых
    7. 7 целых 7 сотых
    8. 7 целых 7 тысячных
    9. 0 целых 5 десятитысячных

    Детектив должен обладать хорошей памятью. Проверим, насколько прочны ваши знания по теме «Сравнение натуральных чисел».

    Как выполняется сравнение натуральных чисел?

    Выполнение задания у доски.

    Сравни:

    1. 326…362;
    2. 1999…2002;
    3. 985…1304;
    4. 43***…48***;
    5. 38*…1***;
    6. 6*9…96*;

    4. Усвоения новых знаний и способа действий.

    Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам “выводить преступников на чистую воду”. И вам предстоит сейчас первое испытание - раскрыть дело под названием «Сравнение десятичных дробей». Т.к. иногда детективы работают командой, то и вам придется поработать над данным делом группой по 4 человека.

    Итак, материал дела №1.

    №1. Сравните:

    2,48 и 4,7

    15,01 и 9,345

    Обсуждение в группах.

    Объясните, как вы действовали.

    Сделайте вывод.

    Переходим к материалу дела №2.

    №2. Сравните:

    4,35 и 4,06

    57,8 и 57,3

    0,132 и 0,102

    Обсуждение в группах.

    Что вы заметили общего в этих примерах? Объясните, как вы действовали.

    Переходим к материалу дела №3.

    №3. Сравните:

    2,7 и 2,59

    60,7 и 60,376

    15 и 15,1

    Обсуждение в группах.

    Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод.

    Итак, какое же наше решение по данному делу? К какому выводу вы пришли?

    По итогам выполнения примеров №1-№3 составьте алгоритм сравнения десятичных дробей.

    Затем, подведение итогов с помощью таблицы «Сравнение десятичных дробей» на украинском языке.

    5. Физкультминутка.

    Не секрет, что у хорошего детектива зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку.

    Чтоб глаза твои зоркие были,

    Чтоб в очках тебе не ходить,

    Эти лёгкие движенья

    Предлагаю повторить.

    Вдаль посмотри и под ноги,

    Вправо, влево побыстрей.

    Удивимся, что такое?

    И закроем их скорей.

    А теперь по кругу быстро,

    Словно стрелочка часов,

    Проведём глазами дружно,

    Ну, а дальше будь здоров!

    6. Первичное закрепление нового материала.

    Решить у доски № 795 письменно, 799, 801 устно, № 803 письменно.

    Работа в парах.

    Очередное испытание кандидатам в детективы – работа с шифровкой. Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа:

    1) в порядке возрастания:

    3,02   О

    2,23   И        

    3,2     Н

    2,3    М

    2,03   С

    2) в порядке убывания:

    7,07     И

    7,77     С

    7,077        В

    7,707        Т

    7        Н

    7,7       Е

    Ответ: Симон Стевин.

     Историческая справка: Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения  целой части от дробной ставил нуль в кружочке.  Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.

    7. Самостоятельная работа.

    Смекалка и настойчивость позволяет детективам распутывать даже самые сложные дела. Предлагаю вам пройти следующее испытание. Решив тест, составьте из букв слово – код и вы узнаете еще одно качество, которым должен обладать хороший детектив.

    Тест.

     Вариант 1

     

    1. Выберите правильную запись сравнения дробей 5,894 и 6,1:

    к) 5,894 > 6,1;                      е) 5,894 = 6,1;

    л) 5,894 < 6,1;                      г) свой ответ.

    1. Выберите правильную запись сравнения дробей 0,529 и 0,57:

    о) 0,529 < 0,57;                    в) 0,529 = 0,57;

    и) 0,529 > 0,57;                    д) свой ответ.

    3.     Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной

    5,688 < 5,6*1:

    а) 8;     г) 9;    н) 0;     р) 8; 9.

    4.    Между числами 2,3 и 3,1 заключено натуральное число:

    м) 2,4;                            н) 2;

    и) 3;                                г) свой ответ.

    5.  Укажите значение х, при котором верно неравенство 2,5 < x <2,6:

    с)2,5;    б) 2,50;    к) 2,51;   а) 2,6.

    6.  Числа 4,41*;  4,*2;  4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

     т) 5;             в) 2;                 а) 3;         л) свой ответ.

    Вариант 2

    1.  Выберите правильную запись сравнения дробей 56,913 и 59,1:

    а) 56,913> 59,1;                      в) 56,913= 59,1;

    л) 56,913 < 59,1;                     с) свой ответ.

    2.     Выберите правильную запись сравнения дробей 0,634 и 0,67:

    о) 0,634 < 0,67;                    а) 0,634 = 0,67;

    р) 0,634 > 0,67;                    д) свой ответ.

    3.    Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной

    0,7*5 < 0,725:

    а) 1;     т) 0;    г) 0; 1;     д) 2.

    4.       Между числами 5,9 и 6,4 заключено натуральное число:

    е) 5;                               в) 7;

    и) 6;                               г) свой ответ.

    5.    Укажите значение х, при котором верно неравенство 3,7 < x <3,8:

    с)3,70;    г) 3,8;    к) 3,72;   а) 3,9.

    6.      Числа 5,2*;  5,**;  5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

    а) 3;             п) 4;                 и) 5;         б) свой ответ.

    Обратить внимание на учащихся:

    5А-

    5Б –

    5В -

    Ответ – логика. Выполняем взаимопроверку. Максимум – 6 баллов.

    7. Логическое задание.

    Действительно, детектив должен иметь хорошо развитое логическое мышление.

    И вам предстоит пройти еще одно испытание. Работая в парах, установить соответствии в следующей задаче.

    Логическая задача.

    Таня,  Оля,  Наташа,  Катя  и  Ира  измерили  свой  рост.  Получились  результаты:  1,3 м,     1,47 м,   1,5 м,   1,4 м,   1,38 м.  Известно,  что  Оля  ниже  Наташи,  но  выше  Тани.  Катя  выше  Наташи,  а  Ира  ниже  Тани.  Найдите  рост  каждой  девочки.

    Ответ:

    Таня-1,38м

    Оля-1,4м

    Наташа-1,47м

    Катя-1,5м

    Ира-1,3м

    Затем – самопроверка. Максимум – 5 баллов.

    Бонус – за чистоту записей в рабочей тетради.

    8. Итоги урока. Рефлексия. Д/з.

    Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном агенстве. Оценка - сумма баллов делится на 2.

    Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли? Повторите алгоритм сравнения десятичных дробей.  Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?

    Принцип «Микрофон»:

    -что понравилось?

    -что вызвало затруднение?

    -за что можете себя похвалить?

    Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?

     Домашнее задание:

    Выучить п.28. Решить: № 796, 798 – на 8 баллов, № 804 –на 11 баллов.

    Сообщение «Интересные факты из жизни С. Стевин».

     Притча:

    Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

    -Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.

    -Кто работал так, как первый человек, изобразите в личной карточке «…».

    -Кто работал добросовестно, «!?».

    -Кто принимал участие в строительстве храма «Знаний», «!».

    Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами.

    Все качества, которые я перечислила вам за урок, присущи не только детективам, но и тем, кто увлечен математикой, кто стремится постичь все ее тайны и законы.

    А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:

    Дроби всякие нужны, дроби разные важны.        

    Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

    Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,

    Станет легкой даже трудная задача.

    Спасибо за урок!