Доклад на тему: "Технология дифференцированного обучения математики"
материал по алгебре (7 класс) по теме

...Что такое дифференцированное обучение?

 

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

 

Аристотель писал: "Благо везде и по всюду зависит от соблюдения двух условий":

 

  •       правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

 

  •      отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели»...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_differencirovannogo_obucheniya_matematiki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                                                           

Страшная это опасность – безделье,

безделье за партой;

безделье шесть часов подряд ежедневно,

безделье месяцы и годы.

Это развращает, морально калечит человека,

 и ни школьная бригада, ни школьный участок,

ни мастерская – ничто не может возместить того,

 что упущено в самой главной сфере,

где человек должен быть тружеником, -

 в сфере мысли.

 

В. А. Сухомлинский

   Ещё Ушинский писал, что ребёнок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет всё делать сам. Нет детей, ни к чему не способных. Способности можно развить, не развить или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное обучение.

Что такое дифференцированное обучение?

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Аристотель писал: «Благо везде и по всюду зависит от соблюдения двух условий:

  1.       правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

  1.      отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели»

Актуальность проблемы, вынесенной в содержание моей педагогической работы, бесспорна. Новый век – век технологий. Ни одна конкурентоспособная сфера жизни не может сегодня обходиться без высоких технологий. Это касается и образования.

Современные педагогические технологии должны отвечать требованиям

- гуманности,

- эффективности,

- наукоемкости,

- универсальности,

- интегрированности.

 Целью работы любого педагога является повышение уровня обученности учащихся и качества их знаний, осуществление личностного развития учащихся и воспитание адаптированного, коммуникативного, толерантного, умеющего применять свои знания в жизни человека.

Перед учителем встают задачи:

• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

 выполнения заданий без боязни ошибиться.

• Качественной отработки уровня обязательной подготовки учащихся, а также своевременного выявления и ликвидации возможных пробелов.

• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

• Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

 Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

 Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения направлена на достижение следующей цели:

 обеспечение адресного построения педагогического процесса

(подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса).

 Опирается на принципы:

научности – использование научных данных, фактов, современных достижений в области дифференцированного обучения;

личностно – деятельностный – самостоятельность и активность при разработке уроков и занятий на основе технологии дифференцированного обучения;

природосообразности – ориентация обучения на человеческий фактор.

 Достигается средствами:

Внутренняя дифференциация – учет особенностей класса влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Особенности учитываются как при подготовке, так и при проведении урока.

 Внешняя дифференциация – учет познавательных интересов ( предпрофильное и профильное обучение).

 Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых – это негуманно, поверхностно и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних (группа «дураков») и возвышение других (группа «элитных»). Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.

 Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Только психологические и психофизические особенности учащихся являются основаниями дифференциации:

 - возраст;

 - пол;

 - внимание;

 - способности ( учебные, творческие, умственные, специальные, математические);

- типы мышления (образное, логическое, аналитическое, прагматическое, рефлексивное);

- каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический);

-уровни понимания (поверхностное- о чем и о чем + что, более глубокое- о чем + что +как и о чем + что + как + зачем);

- уровни общего развития,

- психосоматические типы и темпераменты (холерики, сангвиники, меланхолики,

 флегматики).

 Объединяя учащихся в группы и микрогруппы по определенным основаниям (например по каналам восприятия, уровням понимания, по психосоматическим типам), излагаю информацию и организую работу с ней с учетом выявленных оснований дифференциации. Учащихся необходимо заинтересовать, помочь им раскрыться, повысить мотивацию.

 Применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направленно на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

 Организация учебной деятельности на уроке может быть коллективной, групповой, индивидуальной.

 Коллективная форма – перед учеником поставлена цель, как общая цель для всех.

 Деятельность учителя – деятельность класса – деятельность ученика.

 Групповая форма – перед всеми типологическими группами поставлена некоторая учебная цель, содержание заданий дифференцированно с учетом особенностей группы.

 Деятельность учителя – деятельность группы – деятельность ученика.

Индивидуальная форма – перед всеми учащимися поставлена некоторая цель, как индивидуальная, личная цель каждого. Содержание заданий одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано.

 Деятельность учителя – деятельность ученика.

 На уроке создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе.

 Дифференциация – учет особенностей класса, влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Учитывать особенности аудитории необходимо как при подготовке, так и во время проведения урока.

 Наблюдая за классом, в первую очередь обращаешь внимание на неодинаковость усвоения информации, что естественно – все дети разные, а необходимость овладения базовыми математическими умениями и навыками важна для всех категорий учащихся, так как на их основе формируются повышенные уровни. Некоторым ученикам для получения прочных умений и навыков достаточно интенсивной работы на первоначальном этапе, небольшого количества упражнений на непосредственное применение материала. Однако значительная часть учеников могут достигнуть этого же только в том случае, если за введением нового материала следует этап специального запоминания правила, этап многократных повторений и упражнений. При этом количество и объем необходимых упражнений для каждого ученика различен. Поэтому учет индивидуального темпа продвижения учащихся становится непременным условием достижения обязательных результатов и здесь необходимо уделять серьезное внимание дифференцированному подходу к учащимся. Нельзя упускать учащихся быстро усвоивших информацию, а то они заскучают. Всегда должны быть наготове задания, постепенно повышающие уровень сложности, решать которые учащиеся могут индивидуально, в парах, в группах.

 Неэффективность усвоения базового уровня порождает отставание и неуспешность . Поэтому одно из важнейших условий успеха в работе по обеспечению у всех учащихся базовых математических умений заключается в том, что на уроках должно отводиться специальное время отработке умений решать задачи обязательного уровня.

Не следует думать, что обеспечение уровня обязательной подготовки может осуществляться только в ущерб более глубокому усвоению материала, в ущерб интересам сильных учащихся. Никакая творческая инициатива, никакая познавательная самостоятельность не могут быть успешными, если у ученика отсутствуют базовые элементарные умения и навыки. Прочные основы могут только помочь в расширении и углублении познаний, но никак не помешать этому. Пробелы же тормозят продвижение вперед, не дают ученику раскрыться. А еще их «коварство» заключается в том, что они могут сказаться не сегодня и не завтра, а позднее, в самый неподходящий момент, например, при сдаче ГИА или ЕГЭ.

 Важно предусмотреть проверку достижений каждым учеником обязательных результатов обучения, а также своевременное выявление и ликвидацию возможных пробелов. Проверка осуществляется путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных и диагностических работ. В письменные работы необходимо включать задания разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. При разработке содержания контроля учитываются следующие требования:

 1. Контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном

 уровне.

 2. Проверку на повышенном уровне.

Требования к уровням подготовки должны быть открытыми, известными ученикам и понятными, тогда можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда.

 Анализ письменных работ лучше всего проводить после их окончания, когда учащиеся проявляют к содержанию повышенный интерес. Позже интерес к содержанию теряется и многие интересуются только оценкой.

 Одним из традиционных этапов организации усвоения материала является повторение, которое проводится как с целью подготовки к изучению нового материала, так и для поддержания приобретенных учащимися умений и навыков. И в том и в другом случае обязательные результаты обучения – это один из основных объектов повторения. Регулярная работа над повторением изученного ранее материала позволяет судить о сохранности знаний учащихся и вносить необходимые коррективы при планировании уроков.

 Учитель должен иметь определенную и точную информацию о том, овладел конкретный ученик обязательными результатами обучения или нет. Это важно по отношению к каждому ученику. Проверив письменные работы, учитель заносит результаты их выполнения в индивидуальные диагностические карты учеников. Этот опыт существует уже три года. Цель такой работы – своевременное обнаружение тематических пробелов и их ликвидация, выработка стратегии организации процесса обучения и повторения. Причем необходимо осуществлять дифференцирование не по отставанию, а по причинам отставания в усвоении, корректируя свои поурочные планы и индивидуальные планы учащихся.

 

 Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.

Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями:

• с технологией личностно-ориентированного обучения ( изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);

• с технологией проблемного обучения ( для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);

• с технологией обучения и воспитания без насилия;

• с технологией эффективной речевой деятельности

• с технологией диалогового обучения и воспитания.

Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат,если:

1. Технология используется в системе.

2. Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.

3. Интегрируется с другими технологиями.

Вывод

Считаю групповые и индивидуальные консультации самым эффективным средством для решения задач дифференциации обучения, и в конечном итоге,  повышения мотивации обучения и его результатов

                                            Список литературы  

  1. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения //

  1. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. --Мн., «Народная асвета», 1992.

  1. Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // 1992, №2.

  1. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования.

  1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - Педагогика, 1990.

  1. Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - Мн., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Технология деятельностного метода обучения"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии". В данном материале описана дидактическая модель деятельностного метода обучения, система дидактических принципов, с помощь...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Доклад - Показатели и критерии дифференцированного обучения

ДокладПоказатели и критерии дифференцированного обученияАвтор: Учитель высшей категории Теленкова Л.И....

Обобщение опыта по теме"Технология дифференцированного обучения математике"

Исследование психологов и педагогов, опыт учителей новаторов показывает: чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учится, нужно включить их в специально организованную деятельность, сде...

Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"

Спецификация математики такова,  что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...

Доклад "Использование современной технологии дифференцированного обучения на уроках"

дифференцированный подход на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения....