работа с одаренными детьми
статья по алгебре по теме

Комкова Лариса Геннадьевна

Любому обществу нужны одаренные дети. Далеко не каждый ученик способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы, а самое главное - от педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя математики с одарёнными детьми

в условиях общеобразовательной школы.

 «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.»                                       А. Н. Колмогоров

           Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

           Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

           В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.

          К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления. Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

          Можно условно выделить три категории одаренных детей:

с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

         При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования, сегодня открываются новые возможности для развития личности учащихся, и, одаренной личности, в частности. Программа развития способностей в общеобразовательной школе предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с 5-го класса. При обучении одарённых детей применяются два способа: обогащение и ускорение. В современной школе доминирует метод поддержки в обучении и развитии этих детей – обогащение через формы дополнительных занятий в разнообразных кружках. Именно там есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, позволяющим развивать способности и навыки обучаемого, формировать самостоятельность мышления. В процессе классно-урочных занятий обогащение происходит в двух направлениях: ознакомление с темами, выходящими за рамки школьного учебника, и поиск интересующих областей занятий. Эти направления касаются всех учащихся.

         У одарённых детей появляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний и стремление к открытиям.

 В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.

         Получив 5 класс, я, как и все учителя, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. «Примеряя» портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, вижу -  все дети, в основном, способные в той или иной области.

Математические олимпиады являются важной составной частью математического образования. Они позволяют выявить и развить такие качества учащегося, которые не всегда проявляются в повседневном учебном процессе. Не секрет, что очень часто отлично усваивающие школьный материал учащиеся теряются при решении олимпиадных задач и не добиваются в олимпиадах высоких результатов. Это связано с тем, что успешное выступление в олимпиадах требует специфических качеств и особых способностей, которые, естественно, тоже следует развивать. С этой целью  помимо основного цикла олимпиад  я способствую участию детей в  олимпиадах различного рода и уровня. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, дистанционных и международных конкурсах, олимпиадах, турнирах. В международном математическом конкурсе «Кенгуру» ученики принимают самое активное участие. Очень интересны и разнообразны олимпиады и конкурсы центра «Снейл».

           Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:

логические задачи,

математические ребусы,

инварианты,

принцип Дирихле,

геометрические задачи (на разрезание и др.),

арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем  информационные технологии.

         Современная жизнь диктует новые формы обучения, одной из которых является дистанционное обучение и применение этой формы начато мною в 2011 году. На различных этапах урока используются  фрагменты электронных учебников.  Ученики готовят мультимедийные презентации своих творческих работ, тем самым обучая меня.

Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. В классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность нашего класса через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.

Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в обучении одарённых детей. И всё же, работая с ними много лет, считаю: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.

 

Портрет одарённого ребёнка.

• Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

• Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

• Свободно высказывает своё мнение, настойчиво и энергично отстаивает его.

• Склонен к рискованным действиям.

• Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

• Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться смешными другим.

• Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

• Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

• Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

• Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

 3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

 4. Погружение в философские проблемы для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

 6. Стремление к совершенству. для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

 7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одарённые дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

 1. Познавательные способности и навыки

 - Владение большим объемом информации.

 - Богатый словарный запас.

 - Перенос усвоенного на новый материал.

 - Установление причинно - следственных связей.

 - Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

 - Умение делать выводы.

 - Умение интегрировать и синтезировать информацию.

 - Участие в решении сложных проблем.

 - Организация информации.

 - Умение улавливать сложные идеи.

 - Умение замечать тонкие различия.

 - Чувствительность к противоречиям.

 - Использование альтернативных путей поиска информации.

 - Анализ ситуаций.

 - Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

 - Умение предвидеть последствия.

 - Умение рассуждать.

 - Построение гипотез.

 - Применение идей на практике.

 - Способность к преобразованиям.

 - Критичность в мышлении.

 - Высокая любознательность.

 2.Творческие способности

 - Способность рисковать.

 - дивергентное мышление.

 - Гибкость в мышлении и действиях.

 - Быстрота мышления.

 - Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать

 что новое.

 - Богатое воображение.

 - Восприятие неоднозначных вещей.

 - Высокие эстетические ценности.

 - Развитая интуиция.

 З. Особенности эмоциональной сферы

 - Реалистическая Я- концепция.

 - Уважение к другим.

 - Эмпатическое отношение к людям.

 - Терпимость к особенностям других людей.

 - Склонность к самоанализу.

 - Терпиимое отношение к критике.

 - Готовность делиться вещами и идеями.

 - Настойчивость в выполнении задания.

 - Независимость в мышлении и поведении.

 - Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

 - Соревновательность.

 - Чувство юмора.

 - Чуткость к анализу нравственных проблем.

 - Уверенность в своих силах и способностях

 - Внутренняя мотивация

Известные программы работы с одаренными детьми.

 1. Программа С.Каплан.

 При составлении таких программ по мнению С.Каплан (СIIIА) необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.

 Программа С.Каплан предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей — дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого — помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой.

 На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют подтверждают иди отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу.

 С точки зрения Матюшкина А.М., необходимо включить звено порождения проблемы в процесс обучения одаренных детей. Наиболее полно этому требованию отвечает проблемно метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творчества учителя.

 2. Педагогика индивидуализации.

 Принцип индивидуализации предполагает наличие у учителей значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся.

 Богатство хорошо организованной системы образования состоит в сопряжении индивидуализации и коллективной партикуляризации. Как отметил еще в 20-е гг. Роже Кузине, необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью в разные группы. Например, путем организации школьных средств массовой информации (газеты, радио), советы учеников, разработки проектов и т.д.

 З. «Методика полного усвоения» (по Дж. Кэрролл, Б.Блум).

 В основе методики полного усвоения лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом .Они исходили из следующих посылок Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным - это результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения.В таком случае условия будут меняться , подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

 Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях .Б.Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается .Он выделил следующие категории учащихся:

 малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

 талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные ; эти дети могут учиться в высоком темпе.

 обычные учащиеся (около 90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

 Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

 Т.о., отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся.

 Реализуя данный теоретический подход, последователи Дж.Кэрролла и Б. Блума (Дж.Блок и др.) разработали методику обучения на основе полного усвоения.

 Практическая реализация методики включает такую последовательность шагов:

 1. Вводная часть — ориентация учащихся в работе по методике обучения на основе полного усвоения;

 2. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;

 З. Оценка полноты усвоения материала в целом у каждого из учащихся; разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.

 Учитель подробно останавливается на том, что надо усвоить, чтобы усвоение считалось полным. Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Основной упор делается на следующем:

 1. Класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов не какой-то его части, а всем учащимся;

 2. Ученик получает отметку после заключительной проверки по итогам всего курса;

 З. Отметка определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным талоном (здесь нужно указать эталон высшей отметки);

 4. Каждый ученик, достигший этого эталона, получает отметку «5»;

 5. Число отличных отметок не ограничивается. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;

 б. Каждый ученик получит любую необходимую помощь.

 7. На протяжении всего курса учения получает серию диагностические проверочные работы, результаты которых не оцениваются отметками и служат только для того, чтобы ученик мог обнаружить неясности и ошибки;

 8. В случае затруднений при выполнении проверочных работ каждому ученику сразу будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть недопонимание или ошибки;

 9. Эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.

          Уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная технологическая черта всей системы — направленность учебного процесса па запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки.

 Важным моментом методики является точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения. Его основа — конкретизированные цели курса. Способ выражения может быть двояким :

а)через четко сформулированное описание действий ученика,

б)через указание требуемого количества правильных ответов.

 Как показали исследования, фиксация этого уровня дает устойчивые положительные результаты; большинство учащихся сохраняют при этом интерес к предмету и положительное отношение к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...