Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебнику авторов Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков.
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме

 

Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс»  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_algebra_2013.-14.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе Фундаментального ядра содержания  общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.

   Преподавание ведется по первому варианту – 3 часа в неделю, всего 105 часа. Программа используется без корректировки. Плановых контрольных работ 12 (в том числе 1 административное тестирование), самостоятельных работ 6.    На вводное повторение отводится 5 часов. На итоговое повторение в 8 классе по алгебре в конце года  6 часов, остальные часы распределены по всем темам.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2011 г.;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. технологии уровневой дифференциации
  5. здоровьесберегающие технологии
  6. ИКТ

Виды и формы контроля:, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы, тестовые задания.

Контрольные работы.

ТЕМА

Кол

час

Контрольные работы.

Дата

1.


Повторение курса 7 класса.

5

Входная диагностическая контрольная работа.

12.09.

2.


Рациональные дроби.

23

Контрольная работа №1 по теме «Сумма и разность дробей»

Контрольная работа №2 по теме «Произве

дение и частное дробей»

3.10


31.10

3.

Квадратные корни.

19

Контрольная работа №3 по теме «Свой

ства арифметического корня»

Контрольная работа №4 по теме «Применение свойств квадратного корня»

6.12


26.12

4.

Квадратные уравнения.

21

Административное тестирование по теме «Квадратные уравнения»

Контрольная работа №5 по теме «Квадратные уравнения»

Контрольная работа №6 по теме «Произведение и частное дробей»

23.01


12.02


27.02

5.

Неравенства.

20

Контрольная работа №7 по теме «Неравенства»

Контрольная работа №8 по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»

20.03


18.04

6.

Степень с целым показателем.

11

Контрольная работа №9 по теме «Степень с целым показателем».

16.05

7.

Повторение курса 8 класса.

6

Итоговая контрольная работа.

28.05

Итого:

105

Тематическое план.

№ п/п

Наименова

ние разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Теоретическое обучение

ч.

Контрольная работа ч.

Самостоятельная работа  ( в том числе)

  1. I.

Повторение курса 7класса.

5

4

1

  1. II.


Рациональные дроби.

23

20

2

1

  1. III.

Квадратные корни.

19


16


2

2

Квадратные уравнения.

21

17

3

1

Неравенства.

20

17

2

1

Степень с целым показателем.

11


8

1

1

Повторение курса 8 класса.

6

5

1

Итого:

105

87

12

6

        


Содержание тем учебного курса

1.   Рациональные дроби (23 ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

2.   Квадратные корни (19 ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция  ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида  . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции  показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

3.   Квадратные уравнения (21 ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4.   Неравенства (20 ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5.   Степень с целым показателем. (11 ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

6.   Повторение (6 ч)

В начале учебного года 5 часов водного повторения. В конце учебного года на повторение курса алгебры 8 класса 6 часов.


Поурочное календарное планирование.

Номер урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата.



П.       ф.

УМК

Оборудо

вание.

ИКТ.

Повторение материала курса 7 класса.  5ч.

Выражения, тождества, уравнения.

1

4.09

Презентация к уроку

Функции, степень с натуральным показателем.

1

5.09

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Формулы сокращенного умножения. Многочлены.

1

6.09

Демонстрационный материал.

Системы линейных уравнений.

1

11.09

Презентация к уроку

Входная диагностическая контрольная работа.

1

12.09

Глава 1. Рациональные дроби. 23ч.

Анализ контрольной работы. Рациональные выражения. Рациональные дроби.

1

13.09

(1),с.3

Демонстрационный материал.

Основное свойство дроби.

1

18.09

(2),с.7

Демонстрационный материал.

Сокращение дробей..

1

19.09

(2),с.7

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Самостоятельная работа.

1

20.09

(3),с.15

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Сложение дробей с разными знаменателями.

1

25.09

(3),с.3

Дидактичес.материал

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1

26.09

(4),с.19

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1

27.09

(4),с.19

Дидактичес.материал

Сложение и вычитание дробей.

1

2.10.

(3-4),с15

Таблица. CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Контрольная работа №1. по теме «Сумма и разность дробей»

1

3.10

(3-4),с15

Анализ контрольной работы. Умножение дробей.

1

4.10

(5),с.25

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Возведение дроби в степень.

1

9.10.

(5),с.25

Дидактичес.материал

Таблица.

Умножение дробей.

1

10.10

(5),с.25

Таблица.

Умножение дробей.

1

11.10

(6),с.30

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Деление дробей.

1

16.10

(6),с.30

Дидактичес.материал

Деление дробей. Самостоятельная работа.

1

17.10

(7),с.33

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Умножение и деление дробей.

1

18.10

(7),с.33

Презентация к уроку

Преобразование рациональных выражений.

1

23.10

(7),с.33

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Преобразование рациональных выражений.

1

24.10

(7),с.33

Презентация к уроку

Функция  и ее график.

1

25.10

(7),с.33

Презентация к уроку

Функция  и ее график.

1

30.10

(8),с.41

Таблица.

Контрольная работа №2 по теме «Произведение и частное дробей»

1

31.10

(8),с.41

Таблица.

Дидактичес.материал

Анализ контрольной работы.

1

1.11

(8),с.41

Таблица.

II четверть

Решение задач по теме «Произведение и частное дробей»

1

13.11

(5-8),с.25-41

Глава 2. Квадратные корни.  19 ч.

Рациональные числа.

1

14.11

(10),с.58

Таблица.

Иррациональные числа.

1

15.11

(11),с.58

Дидактичес.материал

Квадратные корни.

1

20.11

(12),с.70

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Арифметический квадратный корень.

1

21.11

(12),с.70

Демонстрационный материал.

Уравнение  Самостоятельная работа.

1

22.11

(13),с.73

Презентация к уроку

Дидактичес.материал

Функция и ее график.

1

27.11

(15),с.80

Демонстрационный материал.

Квадратный корень из произведения и дроби.

1

28.11

(16),с.84

Демонстрационный материал. CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Квадратный корень из произведения и дроби.

1

29.11

(16),с.84

Демонстрационный материал. CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Квадратный корень из степени.

1

4.12

(17),с.89

Демонстрационный материал.

Квадратный корень из степени.

1

5.12

(17),с.89

Демонстрационный материал.

Контрольная работа №3 по теме «Свойства арифметического корня»

1

6.12

(16-17),с.84-90

Анализ контрольной работы. Вынесение множителя из-под знака корня.

1

11.12

(18),с.92

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Внесение множителя под знак корня.

1

12.12

(18),с.92

Дидактичес.материал

Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня.

1

13.12

(18),с.92

Дидактичес.материал

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Самостоятельная работа.

1

18.12

(19),с.95

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

19.12

(19),с.95

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 кл»

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

20.12

(19),с.95

Таблица. CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

25.12

(19),с.95

Таблица.

Дидактичес.материал

Контрольная работа №4 по теме «Применение свойств квадратного корня»

1

26.12

(18-19),с.92-99

Глава 3. Квадратные уравнения. 21 ч.

Анализ контрольной работы. Определение квадратного уравнения.

1

27.12

(21),с.111

Демонстрационный материал..

III четверть

Неполные квадратные уравнения.

1

15.01

(21).с.111

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.

1

16.01

(22),с.116

Дидактичес.материал

Решение квадратных уравнений по формуле D.

1

17.01

(22),с.116

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Решение квадратных уравнений по формуле D1.

1

22.01


(22),с120

Решение квадратных уравнений.

Административное тестирование по теме «Квадратные уравнения»

1

23.01

(21-22),с.111-120

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

24.01

(23),с.124

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

29.01

(23),с.124

Дидактичес.материал

Теорема Виета.

1

30.01

(24),с.127

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Теорема Виета. Самостоятельная работа.

1

31.01

(24),с.127

Демонстрационный материал.

Решение квадратных уравнений.

1

5.02

(21-24)

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Решение дробных рациональных уравнений.

1

6.02

(21-24)

Решение дробных рациональных уравнений.

1

7.02

(25),с.132

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

 Контрольная работа №5 по теме «Квадратные уравнения»

1

12.02

(25),с.132

Анализ контрольной работы. Решение дробных рациональных уравнений.

1

13.02

(25),с.132

Дидактичес.материал

Решение дробных рациональных уравнений.

1

14.02

(25),с.132

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

19.02

(26),с.137

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

20.02

(26),с.137

Дидактичес.материал

Графический способ решения уравнений.

1

21.02

(26),с.137

Демонстрационный материал.

Решение дробных рациональных уравнений.

1

26.02

(25-26)

Дидактичес.материал

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Контрольная работа №6 по теме «Произведение и частное дробей»

1

27.02

(25-26)

Глава 4. Неравенства.  20 ч.

Анализ контрольной работы. Числовые неравенства.

1

28.02

(28),с.152

Демонстрационный материал.

Свойства числовых неравенств.

1

5.03

(29),с.156

Демонстрационный материал..

Свойства числовых неравенств.

1

6.03

(29),с.156

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Сложение числовых неравенств. Самостоятельная работа.

1

7.03

(30),с.161

Таблица. CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Сложение числовых неравенств

1

12.03

Дидактичес.мат

Умножение числовых неравенств.

1

13.03

(30),с.161

Таблица.

Дидактичес.материал

Умножение числовых неравенств.

1

14.03

Дидактичес.мат

Числовые промежутки.

1

19.03

(33),с.172

Демонстрационный материал.

Дидактичес.материал

Контрольная работа №7 по теме «Неравенства»

1

20.03

(33),с.172

Демонстрационный материал.

Числовые промежутки

1

21.03

(28-33)

IV четверть

Анализ контрольной работы. Решение неравенств с одной переменной.

1

2.04

(34),с.176

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Решение неравенств с одной переменной.

1

3.04

(34),с.176

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Решение неравенств с одной переменной.

1

4.04

(34),с.176

Дидактичес.материал

Решение неравенств с одной переменной.

1

9.04

(34),с.176

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

10.04

(35),с.184

Презентация к уроку

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

11.04

(35),с.184

Дидактичес.материал

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

16.04

(35),с.184

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

17.04

(35),с.184

Дидактичес.материал

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

18.04

(35),с.184

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Контрольная работа №8 по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»

1

23.04

(35),с.184-190

 Глава 5. Степень с целым показателем. 11 ч.

Анализ контрольной работы. Определение степени с целым отрицательным показателем.

1

24.04

(37),с.203

Таблица.

Степень с целым отрицательным показателем.

1

27.04

(37),с.203

Демонстрационный материал.

Свойства степени с целым показателем. Самостоятельная работа.

1

30.04

(38),с.207

Демонстрационный материал.

Свойства степени с целым показателем.

1

2.05

(38),с.207

Дидактичес.материал

Стандартный вид числа.

1

3.05

(39),с.211

Таблица.

Выполнение действий над числами в стандартном виде.

1

7.05

(39),с.211

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Запись приближенных значений.

1

8.05

(39),с.211

Демонстрационный материал.

Действия над приближенными значениями.

1

10.05

(39),с.211

Калькулятор.

Вычисления с приближенными данными на калькуляторе.

1

14.05

(39),с.211

Калькулятор.

Решение упражнений.

1

15.05

(39),с.211

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Контрольная работа №9 по теме «Степень с целым показателем».

1

16.05

(37-39)

Повторение курса 8 класса.  6 ч.

Анализ контрольной работы. Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни  Решение квадратных уравнений».

1

21.05

(21-24),с111-130

Презентация к уроку

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Повторение темы «Решение квадратных уравнений. Решение дробных рациональных уравнений».

1

22.05

(25-26),с132-140

CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 8 класс»

Повторение темы «Решение  систем неравенств с одной переменной».

1

23.05

(35),с.184

Презентация к уроку

Итоговая контрольная работа.

1

28.05

(1-39)

CD Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.

Анализ контрольной работы.

1

29.05

(1-39)

Презентация к уроку

Итоговое занятие.

1

30.05

(1-39)

Примерная тематика рефератов.

1. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения.

2. Текстовые задачи.

3. Признаки равенства треугольников.

4. Построение графиков функций.

5. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.


Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • уметь
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если 

удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Учебно-методический комплект.

  1. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 303 с.
  2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2011
  4. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  5. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
  6. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
  7. Живая математика: Сборник методических материалов. М: ИНТ. – 168 с.
  8. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. / Сост. Н.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. – 112 с.
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2011 г.
  10. Рубежный контроль по математике: 5-9 классы / Р. Изместьева. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  11. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  12. В помощь школьному учителю А.Н.Рурукин.  Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева 8 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре для 7 класса по учебнику авторов Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, др.

Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Алгебра 7» авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К...

Рабочая программа по алгебре для 9 класса по учебнику авторов Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков.

Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе. Программа соответствует учебнику «Алгебра. 9 класс» / Ю.Н. Ма...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского

Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...

Рабочая программа по алгебре 7 класс по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюка.

Рабочая программа по алгебре составлена на основе:1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Алгебра».2.Пр...

Рабочая программа по алгебре 7 класс по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюка.

Рабочая программа по алгебре составлена на основе:1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Алгебра».2.Пр...

Рабочая программа по алгебре 7 класс учебник авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова

Рабочая программа по алгебре 7 класс 4 часа в неделю учебник авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение»....

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику под редакцией Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО и ориентирована на работу по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.МиндюкПрограмма содержит пояснительную записку, календарно-темати...