Тригонометрические функции
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Стребкова Наталия Сергеевна

Конспект урока обобщения систематизации знаний курса алгебры и начала анализа в 11 классе по теме " Тригонометрические функции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тригонометрические функции66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока  в 10 классе на тему:

 

«Тригонометрические функции».

Учитель математики: Стребкова Н.С.

с. Староюрьево, 2011 г.

Урок обобщения систематизации знаний

по теме: «Тригонометрические функции».

Цели:

  1. Образовательные: обеспечить обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля и самоконтроля усвоения знаний и умений.
  2. Развивающие: способствовать формированию умений обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию мышления и речи.
  3. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, общения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: листы учета знаний, бланки ответов, карточки с заданиями, плакаты, магниты, учебники, тетради, компьютер, медиапроектор.

План урока.

I.Организационный момент. Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме «Тригонометрические функции». За каждый устный ответ, за одно задание в тесте вы получаете один бал и выставляете в листе учета. Многие задания взяты из КИМов ЕГЭ.

Рекомендации учащимся: 1) систематизировать знания о свойствах тригонометрических функций; 2)закрепить основные тригонометрические формулы.

II. Устный опрос. Визитка тригонометрических функций.

1.Назвать область определения, множество значений, четность, период функций: у=sinх, у=cosх, у=tgх, у=ctgх.

2.Сформулируйте определения обратных тригонометрических функций.

III. Тест с программированным контролем.

           

       ВариантI.                                                             ВариантII..

1.Решите уравнение

sin t=1.                                                                      cost=-1.

2.Упростите выражение

.1-sint cost tgt.                                                                  1-sint cost ctgt.

3.Найдите значение выражения

tg2,5ctg2,5+cos2π –sin2π /8-cos 2π/8.   sin23π /7-2tg1ctg1+cos2 (-3π/7)+sin23π/2.

4.Найдите множество значений функции

у=-3cosx+2.                                                                        y=3-2sinx.

На доску проектируется таблица с ответами.

1

2

3

4

Вариант

1

πn

π/2+2πn

2πn

π+2πn

Фамилия

2

sin t    

tgt

ctgt

cos t

Имя

3

0

-1

1

2

4

[-1;1]

[0;1]

[1;5]

[-1;5]

У каждого ученика на столе имеется такая же незаполненная таблица, в ней  отмечают ответы знаком «+» и сдают учителю.

 

IV.Пресс-конференция. К нам прибыли корреспонденты известных журналов и научных центров.

1.Корреспондент федерального центра тестирования.

-Я вам предложу задания из КИМов ЕГЭ.

1)Упростите выражение 6-6sin2t+6cos2t.

2)Найдите сумму целых значений функции у=3+2sinx.

3)Найдите множество значений функции y=sin2x-4.

4)Что представляет график функции y=sin21/x2-9+cos21/x2-9, y=2tgxctgx ? 

Хорошо. Я так и доложу в центр, что в вашем классе ведется подготовка к ЕГЭ.

2.Корреспондент журнала «Вокруг света».

-Я услышал на вашем уроке определения arcsina. Что означает приставка arc?

-Приставка arc произошла от латинского слова arcus, что в переводе на русский язык означает дуга. Дословно arcus-арка. Встречается в строительстве.

-Спасибо за интервью.

3.Тригонометрические функции используются для описания колебательных процессов. Один из наиболее важных процессов такого рода описывается формулой S=Asin( ωt+α). Объясните эту формулу.

-Эту формулу называют законом (или уравнением) гармонических колебаний. S-отклонение материальной точки от положения равновесия, А-амплитуда колебаний (максимальное отклонение от положения равновесия), ω-частота колебаний, t-время,α-начальная фаза колебаний.

-Спасибо за ответ. Я вам предлагаю построить графики функций, описывающих гармонические колебания.

ВариантI. у=-2sin(x+π/3)+1.                 ВариантII. у=2cos(x-π/3)-1.

4.Корреспондент журнала «Квант» прибыть не смог, но прислал вам задание в виде софизма, который находится в компьютере. Выполнив правильно самостоятельную работу, вы узнаете шифр файла и прочитаете задание.

Самостоятельная  работа.

        Вариант I.                                                          Вариант II.

□1.Найдите cost, tgt, ctgt,                                □ 1.Найдите sint, tgt, ctgt,

 если sint=3/5, π/2‹t‹π.                                            Если cost=-4/5, π‹t‹3π/2.

2.Упростите выражение:

□ctg2t(cos2t-t)+1                                                  □ cos 2t-sin2t(ctg2t+1)

∆1/cos2t-1                                                           ∆ 1/sin2t-1

3.Вычислите:

∆sin(arcsin1/2)                                                      ∆  cos(arccos1/2)

□arccos(-1/2)+arcsin1/2                                         □ arccos(-√3/2)+arcsin(-√3/2)

○sin(2arcsin1/2-3arccos(-1/2))                               ○ cos(1/2arcsin1+arcsin(-√2/2))

4.Исследуйте на четность функцию у =f(x),если

∆f(x) = x5/cos3x                                                         ∆ f(x) = sinx/x3

□f(x = sinx/x4 –x2 +1                                                     □f(x) = x2-1/sin2 x

5.Расположите в порядке возрастания:

○1, sin1, cos1, tg1.                                                    ○  2, sin2, cos2, ctg2.

6. Дополнительное задание. Построить график функции:

○у=׀sinx׀: sinx                                                         ○  y=cosx : ׀cosx׀

За задания, отмеченные знаком ∆-1балл, □-2балла, ○-3балла

На доску проектируется таблица ответов.

1

2

3

4

1

-4/5,3/4,4/3

-4/5,-3/4,-4/3

-3/5,3/4,4/3

3/5,-3/4,-4/3

2

∆ tg t

□sin t

∆ ctg t

□ –sin t

∆ -1

□ cos t

∆ -cos t

□ 1

3

∆  ½

□  π/2

○   1

∆  1

□  -π

○  √2/2

∆  ½

□  5π/6

○  √3/2

∆  -1

□  π/3

○√3

4

нечетная

ни четная,

ни нечетная

четная

5

ctg2, cos2, sin2, 2

 sin1, cos1, tg1, 1

cos2, sin2, 2,ctg2

cos1, sin1, 1,tg1

Шифр варианта I: 21314                                      Шифр варианта II: 32141

○Софизм.

cos 2x=1-sin2 x,

(cos 2x)3/2 =(1-sin2 x)3/2,

cos 3x+3=(1-sin 2x)3/2 +3.

Пусть х=1800,тогда (-1)3+3=(1-0)3/2 +3, получаем 2=4. Где ошибка?

(cosx 2)3/2 =׀cosx׀3

Корреспонденты журналов и центров, получив ответы на вопросы, оформляют их в виде заметок и публикуют на страницах своих изданий.

V. А сейчас подведем итоги. На доску проектируется критерий оценивания:

 «5»-17баллов и боле,

«4»-13-16 баллов,

 «3»-8-12баллов,

 «2»-меньше8баллов.

Учащиеся оценивают себя и сдают тетради и бланки ответов для проверки.

VI. Записывается задание на дом.

Учитель проверяет тест и самостоятельную работу, учитывает устные ответы и выставляет оценку за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная работа "Обратные тригонометрические функции. Задачи, содержащие обратные тригонометрические функции"

Выпускная работа на тему "Обратные тригонометрические функции. Задачи, содержащие обратные тригонометрические функции" выполнена на курсах повышения квалификации. Содержит краткий теоретический матер...

Преобразование тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций.

Данный урок проводился в 10 классе в рамках семинара учителей математики...

Тема 19. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 21. Итоговый контроль по темам № 16-20: «Преобразования и вычисления тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения. Действия с обратными тригонометрическими функциями».

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.

Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены  в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их  изучение  и круг задач, связанных как ...

Тригонометрические функции. Свойства. Основные тригонометрические тождества. Преобразование тригонометрических выражений.

Представленный материал - конспект урока повторения и обобщения знаний в 9 классе по теме"Тригонометрические функции.Свойства.Основные тригонометрические тождества.Преобразование тригонометрических вы...